Факторы, влияющие на формирование ассортимента
Практическая работа № 1
Основные направления формирования ассортимента товаров
1.1 Цель работы:
- изучить основные направления формирования ассортимента;
- выработать навыки по формированию ассортимента.
Учебное время: 2 часа.
Краткие теоретические сведения
Формирование ассортимента товаров осуществляется постоянно во всех звеньях — от производства до потребления, оно связано с конкретным предприятием и определяется ассортиментной политикой предприятия.
Подассортиментной политикой понимают цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации. Цель организации в области ассортимента — формирование реального или прогнозируемого ассортимента.
Основные направления в области формирования ассортимента:
Сокращение ассортимента - это количественное и качественное изменение набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Основными причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при реализации товаров;
Расширение ассортимента - это количественное или качественное изменение набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Причинами расширения ассортимента могут быть: увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и реализации товаров, появление новых товаров или новых производителей;
Стабилизация ассортимента - это состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары (в большей степени характерно для продовольственных товаров повседневного спроса);
Обновление ассортимента - это качественные и количественные изменения набора товаров, который способен удовлетворить изменившиеся потребности за счет новых товаров. Основными причинами обновления являются:
§ появление новых потребностей;
§ замена морально устаревших товаров;
§ необходимость повышения качества и конкурентоспособности;
§ стимулирование спроса.
Потребителями новых товаров являются так называемые новаторы, потребности которых часто меняются;
Совершенствование ассортимента — это количественные и качественные изменения набора товаров для повышения его рациональности. Под рациональностью понимают способность набора товаров наиболее полно реально удовлетворять обоснованные потребности разных групп (сегментов) потребителей;
Гармонизация ассортимента - это количественные и качественные изменения набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному при реализации и использовании. Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазинов или отдельных секций.
Порядок выполнения работы
Задание 1. Представить в виде схемы основные направления в области формирования ассортимента.
Задание 2. Используя основные направления в области формирования ассортимента составить свои предложения по данным направления для объектов исследования магистерской диссертации.
Задание 3. Предложить мероприятия по обновлению ассортимента товаров, являющихся объектами собственного исследования.
Отчет о работе
Отчет о работе должен содержать выполненные задания 1-3 и заключение о проделанной работе. Студент отчитывается по выполненной работе перед преподавателем, отвечает на контрольные вопросы. Принятая работа подписывается преподавателем с указанием даты выполнения и отчета.
Практическая работа № 2
Факторы, влияющие на формирование ассортимента
2.1 Цель работы:
- изучить общие и специфические факторы, формирования ассортимента;
- изучить особенности формирования ассортиментного профиля розничного торгового предприятия.
Учебное время: 2 часа.