Наш ум всегда строит ассоциации, иногда неосознанно
Самый известный психолог XX века
Идея Хичкока об ассоциации линий с травмой была взята из теории психоанализа. Выдающийся Зигмунд Фрейд, отец психоанализа, всегда говорил, что хочет остаться заметной фигурой в истории, и ему это удалось. В результате опроса среди самых выдающихся людей XX века были названы: Маркс, Эйнштейн и Фрейд. Согласно этим исследованиям, психолог — одна из центральных фигур современной истории. Неплохо для врача, которого научное сообщество исключило за «дегенеративность». Но что
же он сделал особенного? За что история отвела ему такую значительную роль? Он создал теорию о личности и ее патологиях, которая произвела революцию в нашей современной концепции о том, что такое человек. А это немало! Но что общего это имеет с логическими диаграммами? Немного терпения, и я подробно объясню тему ассоциации идей.
Скажите то, что приходит вам в голову
Фрейд исследовал человеческую психику посредством различных систем. Одной из первых систем, которую он использовал, был гипноз. Посредством гипноза он пытался отдавать приказы для лечения болезней, и частично ему это удавалось. Однако во время этих сеансов возникло интересное явление: пациенты начинали спонтанно рассказывать о событиях своей жизни, которые они не помнили сознательно. Иногда они переплетали одну тему с другой без явных связей и, что еще важнее, когда просыпались, чувствовали себя лучше. Таким образом, Фрейд начал использовать гипноз как «дверь» к затерянным лечащим воспоминаниям. Но возникли новые проблемы: одна из них заключалась в том, что у него были пациенты,
не поддающиеся гипнозу. Чтобы преодолеть эту помеху, Фрейд был вынужден использовать другие методы в поисках доступа к бессознательному.
Сны — это тоже дверь, ведущая в бессознательное
Между 1892 и 1896 годами Фрейд впервые использовал диван — подлинное открытие для психоанализа.
В этот период он испробовал другие методы доступа к бессознательному, и новый прием заключался в том, что он клал руку на лоб пациента, формулируя ему вопросы. Положив руку на лоб, он просил называть слова, которые возникали случайно: «сторож, халат, постель, телега, город», и в результате начинали всплывать воспоминания. «Мне было десять лет, когда моя сестра заболела и сторож отвез ее на телеге в город, с тех пор я никогда больше ее не видел». Фрейд открыл, что слова связаны между собой, иногда эти связи бессознательны и почти не имеют смысла, однако они переплетаются на глубинном уровне. С помощью этого метода ему удалось добраться до бессознательного, но через сознательное состояние. В психоанализе и в наши дни используется метод свободных ассоциаций для исследования темных уголков мозга. В соответствии
с общепринятым представлением пациент садится на диван в полутемной комнате. Он не может смотреть на психоаналитика, и тот тоже не смотрит ему в глаза. В этот момент появляются свободные ассоциации, подразумевается, что пациент должен говорить все, что приходит ему в голову, каким бы банальным это ни было. Посредством такого брожения ума можно обнаружить внутренние конфликты и скрытые желания.
Все слова имеют десятки связей,
И, в свою очередь, каждая из них
Связана с сотнями других
Что знают яблоки?
В этой книге мы не будем пытаться искать внутренние конфликты, скрытые в бессознательном, а будем использовать метод свободной ассоциации для построения наших логических диаграмм. Проведем наш собственный эксперимент со свободными ассоциациями: представьте на мгновение вкус яблока, запах цветка или ласку любимого человека. Мы можем представить вкус яблока как отправную точку, которая приведет нас к различным объектам и идеям. Подумайте об отправной точке как о центральной идее, из которой рождаются десятки и десятки связей. Это похоже на страницы в Интернете, снабженные гиперссылками, объекты, которые, в свою очередь, содержат новые связи, ведущие нас в неизведанное. Подобным образом связаны и мысли, именно это и обнаружил Фрейд. Возьмем пример со вкусом яблока. В моем случае я подумал о кислом яблоке, поскольку именно такие яблоки мне нравятся больше. Первые связи, которые возникли, — это зубной врач, а затем красное яблоко. Красное яблоко привело меня к яблоку Белоснежки и крапинкам на шкурке таких яблок. Дальше я думаю о крапинках, похожих на песок, и это ведет меня к песку на пляже, куда, разумеется, мне хочется пойти. Отсюда рождаются новые связи с морем и солнцем. Подумав о море, я вспоминаю о медузах,
потому что в последний раз, когда я купался, их было полно. Таким образом, я мог бы написать десятки книг ассоциаций и связей, которые заняли бы книжные шкафы доверху, и хорошим доказательством моих слов являются книги Марселя Пруста (которые, разумеется, мне нравятся). Я начал со вкуса яблока и очутился среди медуз, разве это не удивительно? В какой-то мере это объясняется тем, что мозг обрабатывает информацию посредством ассоциаций, а если употреблять технические термины, посредством связей.
Маленький эксперимент со словом «яблоко». Каждое из ассоциируемых слов рождает десятки ассоциаций, и с яблоком на первом уровне мы легко могли бы достичь сотни слов.
Каждая мысль образована специфической сетью связей. Новые мысли создают новые связи и, по-видимому, у нас
есть несколько миллионов этих ценных клеток. По некоторым подсчетам, удалось идентифицировать несколько триллионов вероятных сцеплений. А это огромное количество!
Поиски ассоциаций - тоже творческий метод, который используют многие мастера
Мозг— компьютер
Со множеством соединений
Кибернетическая теория сориентировала и пролила немного света на тайну процесса обработки информации мозгом. По мере усовершенствования компьютеров психологам удалось сравнить мозг с компьютером, поскольку их объединяет целый ряд схожих процессов. Ключевой момент в этом сравнении — то, что оба являются мощными средствами обработки информации. Вот некоторые характеристики больших процессоров:
1. Они могут хранить годами и даже десятилетиями явно неограниченное количество информации.
2. Они могут переписывать свои собственные программы в ответ на получение новой информации.
3. Они могут одновременно контролировать большое количество сложных внутренних процессов и внешней деятельности.