Из всего оружия Я – молния, из коров Я – Камадхену, корова, исполняющая желания. Я – бог любви Кандарпа, что побуждает всех к продолжению рода, а среди змей Я – Васуки

Бхаванувада

Слово кfмадхук указывает на Камадхену. "Из продолжателей рода Я – сам Кандарпа (бог любви), способствующий рождению живых существ".

Текст 29

ANaNTaêaiSMa NaaGaaNaa& vå<aae YaadSaaMahMa( )

iPaTa›<aaMaYaRMaa caiSMa YaMa" Sa&YaMaTaaMahMa( )) 29 ))

анантаi чfсми нfгfнfv / варуtо йfдасfм ахам

питjtfм арйамf чfсми / йамаx саvйаматfм ахам

ча – а также; нfгfнfм – из божественных змеев; асми – (Я) являюсь; анантаx – Анантой; йfдасfм – из обитателей вод; (Я) варуtаx – Варуна, повелитель вод; ча – и; питjtfм – из прародителей; ахам асми – Я являюсь; арйамf – Арьямой; саvйаматfм – из карающих; ахам – Я; йамаx – Ямараджа.

Из Нагов Я – божественный змей Ананта, из обитателей вод –повелитель водной стихии, Варуна. Из прародителей Я – Арьяма, а из тех, кто посылает наказание, – Ямараджа.

Бхаванувада

Здесь слово йfдасfм означает "из обитателей вод", а саvйаматfм – "из тех, кто посылает наказание".

Текст 30

Pa[úadêaiSMa dETYaaNaa& k-al/" k-l/YaTaaMahMa( )

Ma*Gaa<aa& c Ma*GaeNd]ae_h& vENaTaeYaê Pai+a<aaMa( )) 30 ))

прахлfдаi чfсми даитйfнfv / кfлаx калайатfм ахам

мhгftfv ча мhгендро ’хаv / ваинатейаi ча пакшиtfм

даитйfнfм – из Дайтьев (потомков Дити, матери демонов); ахам – Я; асми – являюсь; прахлfдаx – Прахладой; ча – и; калайатfм – из повелителей; (Я) кfлаx – время; ча – и; мhгftfм – из зверей; (Я) мhга-индраx – лев, царь зверей; пакшиtfм – из птиц; ахам – Я; ваинатейаx – Гаруда, сын Винаты.

Из Дайтьев Я – Прахлада, из повелителей – время. Среди животных Я – лев, а среди птиц – Гаруда.

Бхаванувада

Слово калайатfм означает "среди повелителей", мhга-индраx – это лев, а ваинатейаx – Гаруда.

Текст 31

PavNa" PavTaaMaiSMa raMa" Xañ>a*TaaMahMa( )

‡za<aa& Mak-rêaiSMa óaeTaSaaMaiSMa Jaaövq )) 31 ))

паванаx паватfм асми / рfмаx iастра-бхhтfм ахам

джхашftfv макараi чfсми / сротасfм асми джfхнавb

паванfм – из очищающих; ахам асми – Я являюсь; паванаx – ветром; iастра-бхhтfм – из владеющих оружием; (Я) рfмаx – Парашурама; джхашftfм – из водных существ; асми – (Я) являюсь; макараx – макарой (легендарным морским существом); ча – и; сротасfм – из рек; асми – (Я) являюсь; джfхнавb – Гангой (рождённой из уха мудреца Джахну).

Из всего стремительного и очищающего Я – ветер, из владеющих оружием – авеша-аватара Парашурама. Из водных существ Я – макара, а из рек – Ганга.

Бхаванувада

Слово паватfм означает "из всего, что стремительно движется и очищает, Я – ветер". А слово рfмаx указывает на Парашураму. Поскольку Парашурама является авеша-аватарой – особой душой, уполномоченной Самим Господом и наделённой Его энергией, – он входит в число совершенств Бхагавана. В "Бхагаватамрите" приводится такое высказывание из "Падма Пураны": "О Деви, Я поведал тебе всё о шактьявеша-аватаре, Джамадагнье (Парашураме, сыне Джамадагни), держащем в руке топор". Более того, Верховный Господь вошёл в Парашураму. "Бхагаватамрита" даёт такие описания свойств авеша-аватары: "Когда Шри Джанардана наделяет возвышенную душу какой-либо из Своих энергий, например, гьяной, её причисляют к авеша-аватарам". "Из водных обитателей (джхашанам) Я – могущественная макара, а из рек (сротасам) Я – Ганга".

Текст 32

SaGaaR<aaMaaidrNTaê MaDYa& cEvahMaJauRNa )

ADYaaTMaivÛa ivÛaNaa& vad" Pa[vdTaaMahMa( )) 32 ))

саргftfм fдир антаi ча / мадхйаv чаивfхам арджуна

адхйfтма-видйf видйfнfv / вfдаx правадатfм ахам

арджуна – о Арджуна; саргftfм – в творении; ахам – Я; fдиx – начало; антаx – конец; ча – и; мадхйам – середина; ча – также; эва – несомненно; видйfнfм – среди видов знания; (Я) адхйfтма-видйf – духовное знание; правадатfм – из логических доводов; ахам – Я; вfдаx – заключение.

О Арджуна, Я – начало, середина и конец всего творения. Среди наук Я – атма-гьяна, а в логических дискуссиях Я – вада, окончательное утверждение.

Бхаванувада

"Всё, что сотворено, например, небо, именуется саргой. Я – его творец (ади), хранитель (мадхья) и уничтожитель (антья). Поэтому о сотворении мира, о его поддержании и уничтожении следует размышлять как о Моих вибхути". Утверждение "Я – начало, середина и конец" говорит о том, что Верховный Господь является изначальным исполнителем (карта), который стоит за всем творением. "Из ведических наук Я – атма-гьяна, наука о своём "я". А из логических дискуссий (правадана), именуемых джалпой, витандой и вадой, которые подтверждают определённую точку зрения и опровергают доводы оппонента, Я являюсь вадой – обсуждением, в котором утверждают истинную сиддханту и таттву".

Пракашика-вритти

В этом стихе Господь говорит, что из всех наук проявлением Его вибхути является адхьятма-видья, духовное знание. Видья – это знание, обретаемое человеком по отношению к предметам, которые можно познать с помощью собственного разума. В шастрах говорится о восемнадцати видах видьи. Четырнадцать из них наиболее важны:

аyгfни ведаi чатвfро мbмfvсf нйfйа-вистараx

дхарма-ifстраv пурftаv ча видйf хй этfv чатурдаiаx

fйур-ведо дханур-ведо гfндхарвfi чети те трайаx

артха-ifстраv чатуртхаv ча видйf хй ашnfдаiаива тfx

"Шикша, калпа, вьякарана, нирукта, джьотиша и чханда – это шесть наук, именуемых ведангами (частями Вед). Риг, Сама, Яджур и Атхарва – это четыре Веды. Все они вместе с мимамсой, ньяей, дхарма-шастрой и Пуранами образуют четырнадцать видов видьи" (Вишну Пурана). Изучение и применение этих наук на практике оттачивает разум человека и расширяет его кругозор. Такая гьяна не только помогает человеку поддерживать свою жизнь, но и ведёт его на путь дхармы. Что же касается адхьятма-видьи (трансцендентного знания), то она дарует человеку бессмертие, избавляя его от рабства материальной жизни. Она раскрывает людям знание о парабрахме, которое позволяет им осознать высшую реальность, и превосходит все другие упомянутые науки. Эта адхьятма-видья – одно из совершенств Кришны. "Бхагавад-гита" и Упанишады тоже относятся к категории адхьятма-видьи. А расамайи-бхакти (бхакти, исполненное расы), которым обладают обитатели Враджи, в миллионы раз превосходит адхьятма-видью Уддхавы. Поскольку расамайи-бхакти представляет собой суть хладини и самвит-шакти, принадлежащих сварупе Шри Кришны, оно, несомненно, является самой сварупой Кришны, а адхьятма-видья – это частичное проявление совершенства према-бхакти. Тому есть подтверждение в беседе Рая Рамананды и Шри Чайтаньи Махапрабху, что описана в "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 8.245):

прабху кахе,—‘кон видйf видйf-мадхйе сfра?’

рfйа кахе,— ‘кhшtа-бхакти винf видйf нfхи fра’

«Махапрабху спросил: "Какая из наук наилучшая?" И Рай Рамананда ответил: "Нет иных наук кроме кришна-бхакти"».

Похожее утверждение есть и в "Шримад-Бхагаватам" (4.29.29): сf видйf тан-матир йайf — "То, что сосредотачивает разум на лотосных стопах Шри Бхагавана, и есть единственная настоящая видья".

Помимо того, в "Бхагаватам" (10.14.3) говорится:

джufне прайfсам удапfсйа наманта эва

джbванти сан-мукхаритfv бхавадbйа-вfртfм

стхfне стхитfx iрути-гатfv тану-вfy-манобхир

йе прfйаiо ’джита джито ’пй аси таис три-локйfм

Шрила Джива Госвами дал такое объяснение сокровенного смысла выражения джufне прайfсам удапfсйа в этом стихе: "Нирвишеша, ниракара и джива-брахма-экьявада-гьяна, утверждающие единство дживы и брахмы, – это три вида знания, которые противоречат бхакти. Более того, Верховный Господь (Бхагаван) полон шести совершенств – джufна-твадbйа-сварeпа-аиiварйа-махимf-вичfре. Материальный мир создаётся, поддерживается и разрушается одной лишь частью части части Его полной экспансии. Даже если человек не старается понять эти истины или если он даже не попытался отправиться в паломничество по святым местам, просто с любовью слушая о прекрасных играх Кришны, он покорит Шри Кришну, которого никто не в силах покорить".

А в отношении тех, кто участвует в дискуссиях, Господь Шри Кришна сказал, что Он – вада, заключение (таттва), сделанное на основе размышлений, логики и доводов. Логикам хорошо известны такие понятия, как вада, джалпа и витанда. Когда ради утверждения собственной идеи человек находит ошибки в утверждениях оппонента, это называется джалпой. Если же, отыскивая ошибки в доводах оппонента, он оставляет истину в стороне и не обдумывает, как следует, свои слова, это называют витандой. Цель такой дискуссии не в том, чтобы утвердить истину, а в том, чтобы лишь продемонстрировать свою учёность и во что бы то ни стало опровергнуть оппонента. Обсуждения же, в которых утверждается Абсолютная Истина, именуются вадой. Вада превосходит все другие виды дискуссий.

Когда между осознавшим себя гуру и пытливым учеником, стремящимся к духовному знанию, начинается плодотворная беседа об Абсолютной Истине, вывод, к которому они приходят, именуется вадой. В таких беседах никто не гордится своей учёностью и не ставит целью победить собеседника.

Текст 33

A+ara<aaMak-arae_iSMa ÜNÜ" SaaMaaiSak-SYa c )

AhMaeva+aYa" k-al/ae DaaTaah& ivìTaaeMau%" )) 33 ))

акшарftfм а-кfро ’сми / двандваx сfмfсикасйа ча

ахам эвfкшайаx кfло / дхfтfхаv виiвато-мукхаx

акшарftfм – из букв; асми – (Я) являюсь; а-кfраx – буквой "А"; ча – и; сfмfсикасйа – из сложных слов в санскритских стихах; (Я) двандваx – двойное; эва – несомненно; ахам – Я; акшайаx – незыблемое; кfлаx – время; ахам – Я; дхfтf – творец, Брахма; мукхаx – чьи лики (смотрят); виiватаx – во все стороны (света).

Наши рекомендации