Тема 5. Традиционное учение о членах предложения и его типах

Понятие о членах предложения

Попадая в состав предложения, слова и словоформы перестают быть единицами только лексики и морфологии, они приобретают качественно новый статус – становятся членами предложения.

Одни члены предложения (например, подлежащее и сказуемое, детерминанты) возникают только при его создании, другие входят в предложение в составе словосочетаний.

В предложении сохраняется то направление синтаксической зависимости, которое существовало в словосочетании. Главное слово может изменить грамматическую форму в результате того, что оно вступает в синтаксические отношения и связи с другими членами предложения. Форма зависимого или остается неизменной (при управлении и примыкании), или изменяется соответственно форме главного (при согласовании). Под влиянием ряда факторов может нарушиться существовавший в словосочетании порядок слов. Например, предложение Лицо мое приняло желчное выражение (Грин) строится из двух словосочетаний: мое лицо и принять желчное выражение. В первом из них сохраняются грамматические формы компонентов, но меняется порядок их следования. Главный компонент второго словосочетания координируется с подлежащим и в результате приобретает форму ед. ч. ср. рода.

Что же такое член предложения?

В.В. Виноградов писал: «Члены предложения – это синтаксические категории, возникающие в предложении на основе слов и форм словосочетания и отражающие отношения между структурными элементами предложения»[1].

Сходное определение находим и в современном учебнике для вузов: «Члены предложения – это структурно-семантические компоненты предложения, связанные друг с другом синтаксическими связями и отношениями»[2]. Далее отмечено, что они выполняют целый ряд функций – структурных, семантических, коммуникативных, эмоционально-экспрессивных и т.д.

Более развернутое определение дает Е.С. Скобликова: «Член предложения – это в простейших случаях одно знаменательное слово, наделенной той или иной смысловой функцией в передаче содержания всего предложения и грамматически оформленное в соответствии с этой функцией»[3]. Но и здесь выделены те же две важнейшие стороны членов предложения – наличие у них грамматической формы и грамматического значения, обусловленных связями с другими членами предложения, функционированием в предложении как в целостной синтаксической единице.

Традиционное учение о членах предложения и строилось с учетом этих двух их признаков. Предполагалось, что между формой и семантикой члена предложения существует соответствие, что две эти стороны предполагают друг друга. Однако подобное соответствие обнаруживается далеко не всегда. Форма и значение члена предложения могут быть несимметричны. Например, в предложениях Я боюсь и Мне боязно члены предложения, выраженные местоимениями, имеют форму разных падежей, но одинаковую семантику (называют лицо, которое испытывает состояние). Наоборот, в предложениях Мы шли березовой рощей и Мы любовались березовой рощей одна и та же словоформа рощей имеет разное синтаксическое значение. На это указывал В.В. Виноградов: «В строе предложения одна и та же форма слова, в зависимости от ее отношения к другим словам, может выполнять функции разных членов предложения»[4].

Отсутствие прямого соответствия между формальной и смысловой сторонами членов предложения приводило и приводит к многочисленным дискуссиям об основаниях их выделения. История отечественного синтаксиса знает и полный отказ от традиционного учения о членах предложения. Однако сторонники структурно-семантического синтаксиса от этого учения не только не отказываются, но и развивают и углубляют его.

Наши рекомендации