МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
Юридический факультет
Кафедра уголовного права и процесса
Регистрационный номер _______ | «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора ____________/ Н.А. Кирилова «____» __________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретические основы квалификации преступлений
(Б3.В.ОД.9)
по направлению подготовки 40.03.01. «Юриспруденция»
квалификация выпускника - «бакалавр»
формы обучения: очная, очно-заочная, заочная,
Новосибирск, 2015
Программа дисциплины разработана в соответствии с ФГОС, образовательной программой, учебным планом, графиком учебного процесса.
Автор – составитель:
Преподаватель кафедры уголовного права и процесса ___________________ / Анна Сергеевна Ференец /
«____» __________2015 г.
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе
кафедрой Уголовного права и процесса
Протокол от «__ »_______ 2015г. №_________
Заведующий кафедрой ____________________/В.И.Крупницкая
«____» __________20___г.
Согласовано:
Начальник ОМиЭОП ____________________/ Т.В. Аносова____ «____» __________20___г.
Зав. библиотекой ____________________/ И.Г. Воронцова__ «____» __________20___г.
Декан факультета ____________________/_Е.А. Дорожинская «____» __________20___г.
Председатель УМК факультета ____________________/ Е.А. Дорожинская_ «____» __________20___г.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Основной целью образования по дисциплине «Теоретические основы квалификации преступлений» является формирование и развитие у обучаемых компетенций в области уголовно-правовой охраны общественных отношений, а также форм и направлений ее реализации с позиций субъектов, функционально решающих различные задачи по обеспечению безопасности личности, общества, государства, предприятия.
Учебная дисциплина предполагает последовательное решение следующих основных дидактических задач:
- понимание места данной дисциплины среди других изучаемых дисциплин уголовно–правовой специализации, в которых раскрывается сущность основных принципов использования уголовно-правовых знаний в юридической практике;
- уяснение понятийно-сущностного аппарата, с которым сталкивается студент при изучении данного курса;
- знание основ и возможностей использования методов уголовно-правового анализа фактических данных при решении юридических вопросов в типичных проблемных ситуациях практической профессиональной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 1.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код компе-тенции | Содержание компетенции | Код ЗУВ | Планируемые результаты обучения по дисциплине |
ПК-5 | способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | З1 | знает механизм применения нормативных правовых актов, нормы материального и процессуального права различных отраслей |
У1 | умеет разграничивать нормы материального и процессуального права | ||
В1 | владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в различных формах (соблюдение, исполнение, использование, применение) | ||
ПК-7 | владеет навыками подготовки юридических документов | З1 | знает виды юридических документов |
У1 | умеет выявлять особенности юридических документов разных видов | ||
В1 | владеет навыками составления текстов юридических документов | ||
ППК- 3.1 | способен выявлять типичные проблемные ситуации в профессиональной юридической деятельности и изыскивать юридические и иные средства их разрешения (преодоления) в уголовно-правовой сфере | З1 | Знает типичные проблемные ситуации в профессиональной юридической деятельности в уголовно-правовой сфере |
У1 | умеет анализировать причины, определять юридические и иные средства и последствия разрешения (преодоления) проблемных ситуаций в уголовно-правовой сфере | ||
В1 | владеет навыками применения юридических и иных средств разрешения (преодоления) проблемных ситуаций в уголовно-правовой сфере |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебная дисциплина «Теоретические основы квалификации преступлений» Б3.В.ОД.9 – это вариативная дисциплина Федерального государственного образовательного стандарта направления 40.03.01. «Юриспруденция» высшего профессионального образования (бакалавриата). Она утверждена учебным планом и принадлежит к обязательным дисциплинам вариативной части.
Данная учебная дисциплина изучается в восьмом семестре четвертого курса на очной форме обучения, в девятом семестре четвертого курса на очно-заочной (вечерней) форме обучения и на 4 курсе заочной формы обучения.
Основой для формирования компетенций дисциплины «Теоретические основы квалификации преступлений» являются знания усвоенные студентами юридического факультета Сибирского института управления при изучении общеправовых и специальных дисциплин, таких как: уголовное право, уголовный процесс.
Представляет собой самостоятельный курс, сформированный на основе уголовного права, который направлен на углубленное изучение правильной квалификации преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 з.е., 108 академ. часа, выделенных на контактную работу с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся, форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом - зачет.
Таблица 2.
Объем дисциплины
Виды учебных занятий и самостоятельная работа | Объем дисциплины ,час. | ||||||||||||||||||
Всего | Семестр, кypc* | ||||||||||||||||||
Очная форма обучения[1] | |||||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | |||||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | |||||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | - | ||||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | |||||||||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | - | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | |||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | Форма | Зачет | |||||||||||||||||
час. | - | ||||||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | 108/3 | ||||||||||||||||||
Очно-заочная форма обучения[2] | |||||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | |||||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | |||||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | - | ||||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | |||||||||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | - | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | |||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | Форма | Зачет | Зачет | ||||||||||||||||
час. | - | - | |||||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | 108/3 | 108/3 | |||||||||||||||||
Заочная форма обучения[3] | |||||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | |||||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | |||||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | - | ||||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | |||||||||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | |||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | |||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | Форма | Зачет | Зачет | ||||||||||||||||
час. | |||||||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | 108/3 | 108/3 | |||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 3
Содержание дисциплины
№п/п | Наименование тем | Содержание тем | Коды компетенций | Коды ЗУН в соответствии с табл.1 | |
Раздел 1. Общая часть | |||||
Тема 1.1. | Понятие и значение квалификации преступлений, ее место в системе научных знаний. Применение уголовного закона. | Применение уголовного закона. Роль уголовного права в борьбе с преступностью. Основные функции уголовного права: квалификация преступлений и назначение наказания. Возникновение и развитие общей теории квалификации преступлений. Ее связь с общей теорией права, уголовным правом и другими отраслевыми науками. Понятие квалификации преступлений. Уголовно-правовая квалификация со ссылкой на норму уголовного закона. Виды квалификации преступлений (легальное, доктринальное). Место квалификации в процессе применения норм права. Применение уголовного закона. Стадии применения уголовного закона. Социальное и правовое значение квалификации. Общая теория квалификации преступлений в системе науки уголовного права. Особенности квалификации на различных стадиях процесса. Понятие правильной и неправильной квалификации. Значение правильной квалификации. Уголовно-правовые, уголовно - процессуальные, криминологические последствия квалификации. Применение уголовного закона. Субъект применения уголовного закона. Понятие правоприменения. Понятие правоприменительного акта. Стадии применения уголовного права. | ПК-5 ПК-7 | З1; У1; В1; З1; У1; В1; | |
Тема 1.2. | Методологические основы квалификации | Единичное и общее как философские основы квалификации. Категории признаков конкретного (единичного) преступления. Соотношение единичного и общего. Квалификация и объективная истина. Понятие объективной истины и возможности ее достижения в процессе квалификации. Особенности установления объективной истины при познании фактических обстоятельств дела и при квалификации. Значение истины в квалификации преступлений. Понятие абсолютной и относительной истины. Логические формы квалификации. Связь логики и юриспруденции. Использование логических правил, категорий и приемов в квалификации преступлений. Квалификация и формальная логика. Построение силлогизма квалификации. | ПК-5 ПК-7 | З1; У1; В1; З1; У1; В1; | |
Тема 1.3. | Состав преступления – юридическое основание квалификации Признак состава преступления | Состав преступления и его функции. Состав преступления как основание квалификации. Понятие состава. Состав как обобщение типичных и существенных признаков однородных деяний. Состав как необходимое и достаточное основание уголовной ответственности. Соотношение состава преступления с уголовно-правовой нормой. Признаки состава, их значение при квалификации. Состав как юридическое основание квалификации. Состав и диспозиция статьи Уголовного закона. Соотношение состава и диспозиции статьи Особенной части. Источники восполнения признаков состава, не указанных в диспозиции. Конструкции составов преступлений. Обязательные и факультативные признаки. Классификация составов по конструкциям: общие и специальные, конкретизированные и обобщенные, простые и сложные (в том числе альтернативные составы, составы с двумя действиями, с двумя формами вины, с двумя объектами и др.). Виды составов по конструкции (материальные, формальные, многообъектные и т.д.). Наличие нескольких составов и способы их отграничения. Содержание состава и методы его уяснения. Значение толкования норм. Уяснение содержания состава. Процесс уяснения. Выяснение смысла правовой нормы. Логические и правовые аспекты уяснения содержания состава. Понятие признака состава преступления, его свойства. Отличие альтернативного признака от его описания. Классификация признаков. Позитивные и негативные признаки, их понятия. Цель включения признаков в состав преступления. Постоянные и переменные признаки - понятия. Понятие оценочного признака состава. Особенности логической структуры оценочных признаков. Общие свойства и отличительные особенности оценочных и бланкетных признаков состава. Виды оценочных признаков: количественные, качественные, смешанного типа. Предпосылки использования оценочных признаков в уголовном законе и выполняемые ими функции. Положительные и отрицательные свойства оценочных признаков. Структура оценки признаков нормы: предмет, субъект, характер и основание. Стандарт оценочного признака. Способы установления и закрепления стандартов. Роль профессионального правосознания в применении оценочных признаков закона. Типичные ошибки в применении оценочных признаков уголовного закона. Статьи Общей части УК, ошибки в применении которых связаны с оценочными понятиями. Статьи Особенной части УК, ошибки в применении которых связаны с оценочными признаками. | ПК-5 ПК-7 | З1; У1; В1; З1; У1; В1; | |
Раздел 1. Особенная часть | ПК-7 | ||||
Тема 2.1. | Разграничение преступлений. Процесс квалификации | Общие положения разграничения. Понятие разграничения преступлений. Виды разграничения преступлений его этапы. Понятие смежных составов, их разграничение. Роль разграничения при квалификации. Общие правила и принципы построения схемы разграничения смежных составов. Разграничение по объекту преступления. Структура объекта. Установление основного, дополнительного и факультативного объектов посягательства и их значение для квалификации. Разграничение по объективной стороне преступления и ее элементам. Схема разграничения по объективной стороне. Разграничение по субъективной стороне преступления. Признаки субъективной стороны, их содержание и разграничительные свойства. Схема разграничения по субъективной стороне. Разграничение преступлений по субъекту. Общие и специальные признаки субъекта и их использование для разграничения преступлений. Комплексное разграничение преступлений. Принципы построения общей схемы квалификации. Правила построения схемы разграничения смежных составов применительно к конкретному уголовно-правовому казусу. Процесс квалификации. Типы задач, решаемых в процессе квалификации. Поиск правовой нормы в процессе квалификации. Принципы и этапы поиска правовой нормы. Логическая программа квалификации. Условия применения логической программы квалификации. Причины типичных ошибок в квалификации и способы их преодоления. Основные этапы квалификации в уголовном судопроизводстве. | ПК-5 ПК-7 ППК-3.1 | З1; У1; В1; З1; У1; В1; З1; У1; В1; | |
Тема 2.2. | Конкуренция норм | Понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм. Преобразование конкурирующих норм в смежные. Отличие конкуренции от коллизии норм. Конкуренция и разграничение смежных составов. Виды конкуренции норм. Конкуренция общей и специальной норм, их взаимодействие и правила квалификации. Роль конкуренции в развитии законодательства и криминализации (декриминализации) деяний. Социальные основания принятия специальных норм. Дифференциация и интеграция норм как методы развития уголовного законодательства. Классификация специальных норм. Абсолютно-специальные и относительно специальные нормы. Подчиненно-специальные, расширенно-специальные и частично-специальные нормы. Конкуренция общих и специальных норм при совершении специальным субъектом общеуголовных преступлений. Конкуренция норм при соучастии. Конкуренция нескольких специальных норм, ее разновидности. Правила квалификации. Конкуренция норм и поглощение составов. Понятие и признаки конкуренции части и целого и ее отличия от конкуренции общей и специальной норм. Поглощение составов при конкуренции части и целого. Правила квалификации, значение диспозиций и санкций. | ПК-5 ПК-7 ППК-3.1 | З1; У1; В1; З1; У1; В1; З1; У1; В1; | |
Тема 2.3. | Квалификация нескольких преступлений при множественности преступлений | Единичное преступление, его понятие и признаки. Виды единичного преступления. Понятие и формы множественности преступлений. Совокупность преступлений, ее понятие, признаки, отличие от конкуренции и рецидива. Виды совокупности. Идеальная совокупность, ее понятие и признаки, отличие от реальной совокупности. Влияние на квалификацию особенностей объекта и характера последствий. Реальная совокупность, ее понятие и признаки, отличие от идеальной совокупности. Правила квалификации. Рецидив, его понятие и виды. Соотношение рецидива с реальной совокупностью, общие признаки. Общие правила квалификации и особенности квалификации действий особо опасных рецидивистов. Отличие рецидива от продолжаемых и длящихся преступлений. | ПК-5 ППК-3.1 | З1; У1; В1; З1; У1; В1; | |
Тема 2.4. | Изменение квалификации | Общие положения. Обстоятельства изменения квалификации. Квалификация при изменении уголовного закона. Юридические основания и порядок переквалификации в связи с изменением уголовного закона. Обратная сила старой и новой норм. Значение «промежуточных законов». Квалификация при изменении фактических обстоятельств дела. Отражение изменения сведений о фактах по делу на квалификации преступления. Случаи изменения фактических данных. Основания подтверждения квалификации преступления судом. Основания переквалификации в суде: применение более мягкого закона (без изменений в объеме обвинения); сокращение объема обвинения и применение более мягкого наказания; применение более мягкого наказания в связи с изменением характера обвинения. | ПК-5 ППК-3.1 | З1; У1; В1; З1; У1; В1; | |
Тема 2.5. | Квалификация неоконченной преступной деятельности | Квалификация на различных стадиях неоконченной преступной деятельности. Стадии совершения умышленного преступления. Квалификация при добровольном отказе от преступления. Объективные (прекращение преступной деятельности; фактически совершенное деяние не содержит признаков другого преступления) и субъективные (добровольность; окончательность; создание возможности довести преступление до конца) признаки добровольного отказа. | ПК-5 ППК-3.1 | З1; У1; В1; З1; У1; В1; | |
Тема 2.6. | Квалификация преступлений, совершенных в соучастии | Квалификация деяний различных видов соучастников. Субъективные и объективные признаки соучастия. Совместность умысла виновных. Виды соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник. Особенности квалификации при различных формах и видах соучастия. Простое и сложное соучастие. Разновидности сложного соучастия. Квалификация деяний соучастников при эксцессе либо добровольном отказе исполнителя. Понятие эксцесса и добровольного отказа исполнителя. | ПК-5 ППК-3.1 | З1; У1; В1; З1; У1; В1; |
Таблица 4
Структура дисциплины