Большая машина с водителями и грузом (открывающимися и закрывающимися разноцветными коробками и вкладышами к ним).
Используется для организации свободной деятельности ребенка и наблюдения за ним.
С 3 лет эта игрушка также используется для исследования понимания ребенком предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за; малышу даются задания, например: «Посади водителя (дядю) в кабину», «Поставь на машину», например: «Положи под машину», «Спрячь за машиной».
30. Игра «Укрась мостик» (картинка с шариками (у шариков только контур), расположенными в ряд и привязанными к мостику, комплект овалов желтого и красного цвета (по четыре каждого цвета)). (Лист 30)
Ребенку предлагается чередовать овалы по цвету (только 2-шаговое чередование), выкладывая их на контур шариков (инструкция: «Давай украсим мостик и сделаем шарики цветными. Выложим так...»). Взрослый показывает образец: «Красный шарик - желтый - снова красный - желтый, а потом шарик какого цвета?».
Проверяется умение чередовать предметы по цвету. Игра используется для тестирования детей с 3 лет.
31. Размерный ряд. Пазл «Собачки».
Доска с пазами для вкладывания «собачек», отличающихся лишь по величине (размерный ряд из пяти элементов), 5 вкладышей-«собачек». (Лист 31)
Ребенку предлагается последовательно заполнить ряд, начиная с самой большой (маленькой) собачки, выбирая из 3 предложенных взрослым. При повторном проигрывании малышу предлагается самостоятельно собрать паз л. В случае необходимости можно вернуться к игре по инструкции.
Дети с 3 до 3 с половиной лет выполняют задание с небольшой помощью, старше - допускают не более одной ошибки при самостоятельной сборке пазла.
32. Игра «Дополни картинку».
В набор входят 4 карточки. Каждая карточка разделена на две части, в левой части изображен предмет, состоящий из двух элементов, например: кружка -прямоугольник и ручка (дуга), шарик-кружок и ниточка, флажок-треугольник и палочка, жук - овал и шесть ножек; на правой изображен только один элемент: ручка, ниточка, палочка и т.д. Кроме этого в наборе предлагаются геометрические фигурки, соответствующие изображенным элементам (овал, круг, прямоугольник и треугольник). (Лист 32)
Ребенку предлагается выбрать необходимую фигурку из предложенных, чтобы на правой части карточки получился такой же предмет, как и на левой.
Игра позволяет исследовать аналитическое мышление ребенка.
33. Игра «Разрезные картинки». (Лист 33)
Знакомые ребенку изображения предметов разрезаны на четыре части. Ребенку предлагается составить картинку. В качестве помощи можно расположить части четырехсоставной картинки так, чтобы ребенку нужно было лишь соединить их. В случае ошибочного выполнения задания малышу можно предложить двухсоставные картинки (одна картинка разрезана по горизонтали, другая - по вертикали).
Используется для проверки у ребенка пространственного восприятия (отношения «целое» - «часть», «верх» - «низ»).
34. Картинки, на которых представлены пространственно-временные отношения и логические связи. (Листы 34, 35, 36, 37)
Для проверки умения дифференцировать время суток используются две карточки с изображением дня и ночи. Ребенку предлагается показать, на какой картинке - день, а на какой - ночь (картинки предъявляются одновременно), и назвать, что изображено на них («Это день или ночь?»).
С 3 с половиной лет ребенка просят показать на двух картинках, связанных единым сюжетом, что делается сначала, а что потом («Что сначала мальчик (девочка) делает: моет руки или вытирает? Надевает куртку или гуляет?»).
Для проверки сформированности пространственных представлений малышу предлагается картинка с тремя бабочками, изображенными на разной высоте. Ребенка просят показать бабочку, которая «летает выше (ниже) всех»; поднять (опустить) руки вверх (вниз). Показ взрослым этих движений в данном случае исключается.
Для исследования мышления ребенка просят выбрать из двух предложенных картинок одну к заданному вопросу («Чем чистят зубы?» - зубная щетка и расческа), назвать, что делают оставшимся предметом. Таким образом рассматривают четыре пары картинок («Чем пишем?» - ручка и утюг, «Чем режем?» - ложка и нож, «Чем открываем дверь?» - ключ и молоток; «Что делаем утюгом, ложкой, молотком, расческой?»). Кроме вышеперечисленного, ребенку предлагают выбрать: «Что ест корова? » (траву или торт), «Что несет курочка?» (яичко или молоко), «Кто ест рыбу?» (белка или кошка).