Вершины гор с небольшим количеством находок
Гора Синяя
Гора Синяя. Находится на правом берегу реки Актай, в 3 км к юго-западу от пос. Баранчинский (Кушвинский городской округ Свердловской обл.). Высота горы над уровнем моря – 552 м. На ее вершине находится ретрансляционная вышка. К северу и востоку вершина горы обрывается крутыми скалистыми уступами. В юго-восточной части нижнего уступа расположена скала, которая с двух сторон ограничивается глубокими расселинами. На вершине этой скалы имеется овальная площадка размером примерно 20 × 6–8 м. На площадке и находилось древнее святилище.
Памятник открыт тагильским краеведом П. Э. Рикертом в 1959 г. В следующем году исследовался раскопками Нижнетагильского краеведческого музея под руководством А. И. Россадович. Ею был заложен раскоп площадью 57 кв. м и несколько шурфов.
Культурный слой содержал большое количество мелких фрагментов кальцинированных костей животных. Среди находок несколько кусочков металлических шлаков, около 20 ошлакованных фрагментов керамики, мелкие фрагменты тиглей, отдельные кусочки руды и несколько сот фрагментов в основном неорнаментированных стенок сосудов. Единичные находки представлены обработанной косточкой, сланцевой плиткой, каменным диском и тремя металлическими изделиями. Каменный диск размером 8,9 × 4,4 × 0,4 см изготовлен из плитки серого сланца.
Одно из металлических изделий представляет половинку уплощенного медного колечка. Вторым изделием является граненная металлическая бусинка бочковидной формы. Длина бусины 1,6 см, ширина 0,7 см. Спектральный анализ показал большое количество свинца в медном сплаве. Третье изделие выполнено в виде плоской фигурной бляшки длиной 4,4 см и шириной 3,5 см. Она изображает две стоящих рядом человеческие фигуры. Поскольку обе фигуры во всех деталях сходятся, можно предположить, что на бляшке изображены близнецы. Головы у них округлые, без головных уборов. Намечены глазные впадины, рты и подбородки. Руки прижаты к туловищу, на ногах косыми насечками показана одежда, обувь отсутствует (рис. 4,1). Судя по результатам спектрального и рентгеноструктурного анализа, бляшка отлита из оловянной (7–8 %) бронзы.
Практически все индивидуальные находки локализуются в северной части раскопа. Именно здесь было обнаружено зооморфное изображение в виде «каменной статуэтки грубой схематичной работы», изображающей «животное кошачьей породы» Также есть упоминание о том, что вместе с фигуркой были найдены заготовки для глиняных птицевидных фигур. Но в музейной коллекции данные находки отсутствуют (Мищенко, 2001, с. 153–154).
Комплекс на вершине Синей горы А. И. Россадович считала плавильным местом (Россадович, 1977, с. 41). Однако анализ, проведенный О. П. Мищенко, показал, что металлургического производства на вершине Синей горы не было. Выявленные находки (фрагменты тиглей, ошлакованная керамика и шлаки) в лучшем случае являются остатками ритуальной плавки меди.
По мнению О. П. Мищенко, комплексы находок, их расположение на площадке, ориентация площадки по сторонам света – все это свидетельствует о культовом характере данного памятника. Как и на Голом Камне, большая часть находок, в том числе все находки индивидуального характера, залегали на северо-восточной части святилища, которая являлась наиболее значимым ориентационным направлением, связанным со всеми сезонными точками восхода Солнца.
Особо следует отметить наличие в комплексе бляшки с изображением близнецов. Близнечные сюжеты присутствуют в мифах многих северных народов. Как правило, близнецы сакрализуются и их культ связывают обычно с символикой плодородия. Косвенным свидетельством культового характера памятника может служить и местная топонимика. Долина реки Баранчи примыкает к горе с северо-востока и востока. «Баранча» – топоним тюркского происхождения. На языке проживавших здесь еще в XIX в. манси река называлась Ялпынгъя – «святая река» (Мищенко, 2001, с. 157–158).
Хронологические рамки святилища на Синей горе определяются основным керамическим комплексом. На памятнике преобладает керамика петрогромского типа, которая датируется в рамках VI–X вв. Уточнить датировку святилища позволяет единственная индивидуальная находка – бронзовая бляшка с близнецами.
В целом изображения близнецов на литых и прорезных бляшках характерны для урало-сибирской культовой металлической пластики VIII–IX вв. Таким изделиям присущи иконографические черты пермского звериного стиля. Изделия Приуралья и Зауралья отличаются, в основном, техническими приемами исполнения. Поверхностная проработка деталей на бляшке с Синей горы более характерна для Зауралья, где вся металлическая скульптура грубее по технике литья и проще по композиции (Оборин, Чагин, 1988, с. 120–125).
Вершины гор с небольшим количеством находок
Гора Пихтовая. Находится в 3 км от пос. Дальний Пригородного р-на.
Комплекс находок с горы Пихтовой достаточно интересен и представителен. Кроме обломков керамических сосудов (72 экз.) в нем имеется железный и два костяных наконечника стрел, медальоновидная подвеска, фрагмент точильного бруска и жженые кости животных (19 экз.).
Железный наконечник длиной 6,1 см имеет четырехгранную ударную головку и такой же четырехгранный насад. Костяной наконечник обработан металлическим ножом. Имеет ромбическое сечение пера и слабо выделенный черешок. Длина наконечника – 6 см. Второй наконечник гораздо больше, его длина достигает 14,1 см. Относится он к типу наконечников с боковым пером и шипом. Такие наконечники в большом количестве присутствуют в средневековом комплексе пещеры Туристов (Сериков, 2009, с. 52–53).
Медальоновидная подвеска диаметром 3,2 см сильно деформирована от пребывания в огне. В центре медальона угадывается изображение антропоморфной фигуры. Она обрамлена рельефным кругом и выпуклыми точками, также идущими по кругу. Аналогии подвеске имеются в той же пещере Туристов.
Все находки вполне уверенно датируются эпохой средневековья и относятся к петрогромской культуре VI–X вв. н.э.
Гора Деляночная. Находится в окрестностях пос. Баранчинский (Кушвинский городской округ Свердловской обл.). На вершине горы в разные годы А. И. Россадович собрана небольшая коллекция находок – 75 экз.
В основном это мелкие фрагменты керамических сосудов (71 экз.). Один фрагмент относится к сосуду кашинского типа (III в. до н.э. – III в. н.э.). Вся остальная керамика представлена обломками сосудов петрогромской культуры VI–X вв. Из других находок на горе присутствует три мелких кусочка обожженной глины и медный рыболовный крючок. Изготовлен он путем холодной ковки, имеет четырехгранное сечение, жало без бородки и загнутое в обратную сторону ушко. Его длина 2,7 см. Это пока единственная находка рыболовного крючка на культовых памятниках. Кроме археологических артефактов на вершине горы было собрано полсотни дробленных кальцинированных и обожженных костей.
Гора Медведь-Камень. Гора находится на правом берегу р. Тагил в 15 км к северу от г. Нижний Тагил. Высота горы около 290 м над уровнем моря. Над рекой гора возвышается стометровым скальным утесом. Манси называли гору «Святой Камень» или «Святой Медведь». Сохранились сведения, что на скале находились древние рисунки, до настоящего времени не сохранившиеся. Тагильский краевед Д. П. Шорин на вершине горы производил небольшие раскопки и обнаружил остатки жертвоприношений. Позднее там же были найдены фрагменты сосудов, каменное «копье» и костяной наконечник стрелы. Данные находки дают основания полагать, что на вершине горы в древности действительно находилось святилище (жертвенное место) (Бадер, 1953, с. 318–319).
Гора Елевая. Находится к западу от г. Нижний Тагил на территории Пригородного р-на. С востока гору омывает р. Полуденка, с севера – протекает речка Шумиха. Северо-восточную часть горы венчает скальный выход – шихан, который над уровнем моря возвышается на 475 м. Самый высокий скальный выступ называется Елевый шихан, или Камень Шайтан. Видимо, с него происходит железный трехлопастной наконечник стрелы длиной 10 см (Бадер, 1953, с. 330).
Гора Лисья.Гора находится в черте города Нижнего Тагила на берегу пруда. В 1953 г. на вершине горы был найден железный плоский наконечник стрелы ромбовидной формы (рис.) (Кипарисова, 1956, с. 123).
В средней части горы имеется скальный выход длиной 38 м и высотой до 14 м. Над уровнем пруда скала находится на высоте19–20 м. В скале присутствует небольшой грот длиной 1,6 м, шириной 0,85 м и высотой от 0,55 до 0,9 м. Ориентирован он входом на север. В приустьевой части грота найден венчик сосуда петрогромского типа. Больше древних находок не было. Весь слой отложений в гроте был насыщен современным мусором: гвоздями, черепками сосудов, битым стеклом, костями животных.
Лисья гора с XIX в. являлась любимым местом отдыха местного населения. Ее поверхность насыщена битым стеклом, черепками и мелкими обломками костей животных. Тем не менее, можно утверждать, что в древности здесь функционировало святилище петрогромского времени.
Гора Лубная. Гора расположена недалеко от г. Верхний Тагил. С вершины горы школьники неоднократно приносили древние предметы, которые хранятся в школьном музее. Небольшая коллекция находок (28 экз.) из разведки А.С. Литвяка находится и в Нижнетагильском музее-заповеднике.
Кроме фрагментов керамики (23 экз.) в коллекции присутствуют заготовка пряслица, точильный камень, обожженный отщеп халцедона, граненая бусина из синего стекла и медный идол.
Наибольший интерес представляет медный идол. Изготовлен он в виде уплощенной сильно вытянутой (8 × 2 см) антропоморфной личины, выполненной в технике плоского литья. Брови и нос оформлены выпуклыми валиками в виде буквы Т. Изображение глаз под бровями отсутствует. Открытый рот показан таким же выпуклым валиком. Раздутые щеки подчеркнуты с двух сторон треугольными выступами (Мищенко, 2001, с. 143).
По керамике комплекс относится к петрогромской культуре VI–X вв.
Гора Попов Остров. Остров находится в болоте Светлое в 1 км к юго-востоку от пос. Нейво-Рудянка (Кировградский городской округ Свердловской обл.). С севера на юг оно вытянуто на 5 км, с запада на восток – на 3,5 км. Заросшей протокой через 1,2 км болото соединяется с Шайтанским озером. Возможно, в древности озеро и окружающие его болота составляли единый водоем.
В центральной части болота располагаются несколько островов, самым крупным из которых является Попов остров (фото 1). Он вытянут с юго-запада на северо-восток на 1,2 км, и возвышается над окружающим болотом на 120–130 м. Остров сложен гранитами, выходы которого присутствуют на всех уровнях. В 19 в. эти граниты служили объектами добычи, на острове сохранилось много небольших выемок карьерного типа, повсюду лежат гранитные плиты и валуны со следами раскалывания. В южной части острова находится одноименная гора с отметкой 317,4 м. Над окружающей поверхностью гора возвышается на 150 м. Ее вершина заканчивается гранитным останцом длиной до 20 м и высотой до 9–10 м. С южной стороны валуны располагаются по дуге, образуя защищенную от ветра своеобразную «бухточку». На вершине шихана имеется естественная чаша. Еще одна чаша выколота из гранитного блока и лежит у западного подножья шихана (Шимаковская, 2010, с. 39).
Культурные остатки (22 экз.) обнаружены только у западной стены «бухточки». Представлены они обломками керамических сосудов (рис. 174, 9; 195, 2), расколотыми кусками кварца, галькой, костями животных и кусочком охры. Памятник сильно поврежден работами по добыче гранитных плит. Но даже небольшие полученные материалы свидетельствуют о существовании на вершине острова древнего святилища. По керамике святилище датируется эпохой средневековья и относится к петрогромской культуре VI–X вв. н.э. (Сериков, 2012, с. 43).