Обязанности и права работников в сфере ОТ и обеспечение безопасности рабочих мест
По степени вредности и тяжести выделяют 3 степени вредных и тяжелых условий труда
1-я степень. Условия и характер труда, вызывающие функциональные изменения в организме работающих, которые при раннем выявлении и после прекращения их воздействия и отдыха носят обратимый характер
2-я степень. Условия и характер труда, вызывающие в организме работающих стойкие функциональные нарушения, способствующие росту уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, в отдельных случаях появлению признаков легких форм профессиональных заболеваний
3-я степень(особо вредные и особо опасные). Условия и характер труда с повышенной опасностью развития заболеваний с временной утратой трудоспособности работающих и развития профессиональных заболеваний
Для того чтобы определить степень вредности и тяжести на конкретном рабочем месте, должна быть проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда (см. таблицу 2) представляет собой систему учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды и трудового процесса, воздействующих на здоровье и трудоспособность человека в процессе трудовой деятельности. Порядок и методика проведения аттестации закреплены законодательно
За работу во вредных и тяжелых условиях труда законодательством установлены компенсации - комплекс предоставляемых нанимателем обязательных вознаграждений и преимуществ за работу в условиях, не гарантирующих здоровые и безопасные условия труда.
Статьей 225 Трудового кодекса РБ предусмотрены следующие виды компенсаций, на которые имеют право работники за работу во вредных условиях труда:
· Пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда
· Оплата труда в повышенном размере
· Доплаты в процентах тарифной ставки 1-го разряда за каждый час работы во вредных и тяжелых условиях труда
· Бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами
· Оплачиваемые перерывы по условиям труда
· Сокращенный рабочий день
· Дополнительный отпуск
· Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
· Выдача смывающих и обезвреживающих средств
Гос.органы надзора и контроля за соблюдением требований ОТ, содержание их функций и права
В РБ создан Координационный совет органов государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда при Министерстве труда и социальной защиты.Надзор и контроль осуществляют генеральный прокурор РБ и подчиненные ему прокуроры, специально уполномоченные государственные органы и инспекции, а именно:
· Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ
Надзорно-конрольный орган общей компетенции, осуществляет надзор за соблюдением законов о труде, выполнениями правил и норм всеми нанимателями независимо от форм собственности, видов деятельности и ведомственной подчиненности. Контролирует соблюдение правил при вводе вновь построенных и реконструированных предприятий, новых технологических линий, механизации тяжелых и трудоемких процессов, мероприятий по улучшению санитарных условий труда. Важное звено деятельности – участие в расследовании обстоятельств и причин тяжелых несчастных случаев и выдача заключений.
· Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике МЧС
Контроль за соблюдением безопасной эксплуатации компрессоров, трубопроводов пара и горячей воды, кранов, лифтов, газовых сетей; за порядком допуска персонала к работе. Инспекторам предоставляется право приостанавливать работы в случаях, угрожающих жизни людей, а руководителям инспекций – налагать штрафы на должностных лиц в случае необходимости передавать дела в прокуратуру.
· Управление государственного энергетического надзора и сбыта электроэнергии концерна «Белэнерго»
Надзор за безопасностью эксплуатацией электроустановок. Инспекторы имеют право требовать отключение электроустановок при обнаружении опасного состояния.
· Республиканский центр гигиены и эпидемиологии, общественного здоровья Министерства здравоохранения, органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы
Санитарный надзор за соблюдениями предприятиями, должностными лицами и гражданами гигиенических норм, за проведением мероприятий направленных на предупреждение заболеваний. Права: давать заключения по проектам строительства; конструкциям новых видов технологического оборудование; запрещать строительство и т.д. в случае нарушения санитарных правил, налагать штрафы на должностных лиц или передавать материалы в прокуратуру.
Другие гос. над.-контр. органы осуществляют деятельность в рамках их компетенции (органы государственного пожарного надзора МЧС, Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрома и др.)
Основные виды контроля за ОТ:
1. Ведомственный контроль вышестоящих органов;
2. Контроль, осуществляемый службой от предприятия;
3. Администратино-общественный контроль (админ. района, исполкома);
4. Оперативный контроль руководителей.
8. Виды ответственности за нарушение трудоохранных требований НПА: их содержание и порядок привлечения к ответственности
Виды ответствености:
· Общественная (критика нарушителей)
· Дисциплинарная – определяется правилами внутреннего трудового распорядка либо коллективным договором. Это замечания, выговоры, увольнение, лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска
· Административная – наложение штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде. Размер штрафа в пределах 10 минимальных заработных плат. Право установления штрафов принадлежит инспекторам органов надзора и контроля.
· Уголовная – применена к лицам, совершившим преступления в области ОТ, в виде наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности, исправительные работы, арест, ограничение свободы и её лишение.
· Материальная – возмещение ущерба.