Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения. 1. Форму федерального статистического наблюдения № 1-ООПТ об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) заполняют и предоставляют ее в сроки и
1. Форму федерального статистического наблюдения № 1-ООПТ об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) заполняют и предоставляют ее в сроки и адреса, указанные на бланке формы № 1-ООПТ:
в части ООПТ федерального значения:
- федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся ООПТ федерального значения (за исключением ООПТ, переданных в управление юридическим лицам);
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации за памятники природы федерального значения (кроме памятников природы, переданных под охрану);
- федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками (в том числе биосферными заповедниками), национальными парками (включая национальный парк Госкомплекс «Завидово»), государственными природными заказниками федерального значения;
- федеральные государственные бюджетные учреждения, на которых возложены охрана территории государственных природных заказников федерального значения, государственный надзор в области охраны и использования территории заказников, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии природных комплексов и объектов на территории заказников;
- юридические лица, которым памятники природы федерального значения и их территории переданы под охрану (кроме памятников природы федерального значения, обязательство по охране территории которых возложены на органы местного самоуправления);
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в части памятников природы федерального значения, обязательство по охране территории которых возложены на органы местного самоуправления в соответствующем субъекте Российской Федерации);
- федеральные органы исполнительной власти, государственные научные организации и государственные образовательные организации высшего образования, осуществляющие управление дендрологическими парками и ботаническими садами федерального значения.
Если ООПТ федерального значения не была передана в отчетном периоде в управление юридическому лицу, то первичные статистические данные по такой территории предоставляет федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого она находится;
в части ООПТ регионального и местного значения:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся ООПТ регионального значения, предоставляют первичные статистические данные об ООПТ регионального значения, а также об ООПТ местного значения, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
Если ООПТ федерального значения расположена с юридическим лицом, в чьем управлении она находится, в разных субъектах Российской Федерации, то первичные статистические данные о ней также предоставляются респондентом только по месту своего нахождения (или по месту фактического осуществления им деятельности), а не по месту расположения ООПТ.
Если ООПТ федерального значения, переданная в управление юридическому лицу, расположена на территории нескольких субъектов Российской Федерации, то первичные статистические данные предоставляются респондентом по месту своего нахождения (или по месту фактического осуществления им деятельности) за все участки в одном отчете. При наличии у такого юридического лица обособленных подразделений, осуществляющих управление участками ООПТ, самими обособленными подразделениями первичные статистические данные по форме № 1-ООПТ по соответствующему участку не предоставляются во избежание дублирования.
Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений). В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляют деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления ими деятельности.
2. Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.
3. В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках – краткое наименование.
По строке «Почтовый адрес» указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом; если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается фактическое местонахождение респондента (почтовый адрес).
Юридическое лицо проставляет в кодовой части формы код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, направляемого (выдаваемого) организациям территориальными органами Росстата.
В случае делегирования полномочий по предоставлению статистической отчетности от имени юридического лица обособленному подразделению, обособленным подразделением в кодовой части формы указывается код ОКПО (для филиала) или идентификационный номер (для обособленного подразделения, не имеющего статуса филиала), который устанавливается территориальным органом Росстата по месту расположения обособленного подразделения.
4. Все показатели формы № 1-ООПТ приводятся в целых числах, за исключением данных о площадях ООПТ и затратах на их содержание, которые указываются с одним десятичным знаком; при отсутствии явления ставится прочерк.
Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм.) (далее – Закон об ООПТ):
особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния;
в границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных Законом об ООПТ. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов;
в границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной Законом об ООПТ деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях;
государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы;
памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения;
дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия;
природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
В разделе 1 приводятся данные о количестве и общих площадях ООПТ (графы 1, 2), а также затратах на их содержание (справка), за которые отчитывается респондент. При наличии нескольких особо охраняемых природных территорий, относящихся к одной категории ООПТ (например, государственные природные заказники), сведения по ним отражаются суммарно по соответствующей строке в графах 1 и 2.
Площадь охранной зоны не включается в общую площадь ООПТ.
В строках 01÷06 приводятся данные по всем ООПТ федерального значения, относящимся к категории: государственные природные заповедники (строка 01), национальные парки (строка 02), государственные природные заказники (строка 03), памятники природы (строка 04), дендрологические парки и ботанические сады (строка 05), иные категории ООПТ федерального значения (строка 06).
Более подробная информация отдельно по каждой особо охраняемой природной территории федерального значения указывается в разделе 2.
В строках 07÷11 отражаются сведения по всем ООПТ регионального значения, относящимся к категории: природные парки (строка 07), государственные природные заказники (строка 08), памятники природы (строка 09), дендрологические парки и ботанические сады (строка 10), иные категории ООПТ регионального значения (строка 11).
В строке 12 приводятся суммарные данные по всем ООПТ местного значения.
Сведения по лечебно-оздоровительным местностям и курортам в строки 06, 11, 12 не включаются.
Данные строк 01÷06 по графам 1, 2 респондентом не суммируются, т.е. сведения о количестве и общей площади всех ООПТ федерального значения, за которые он отчитался, в форму № 1-ООПТ не включаются (аналогично для строк 07÷11 по графам 1, 2).
Справочно респондентом приводятся сведения об общих затратах на содержание всех ООПТ, находящихся в его ведении (управлении) за отчетный год. Учитываются все затраты (без НДС), независимо от источников финансирования, включая средства, направленные на оплату труда работников и прочие расходы, в том числе поступившие для этих целей из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных экологических фондов и прочих источников (специальные средства, гранты, средства от хозрасчетной деятельности и т.д.). Не включаются средства, израсходованные в отчетном году на содержание лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Если в отчете органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации содержатся сведения о памятнике природы федерального значения, а также об ООПТ регионального и местного (при наличии) значения, то в справочной строке должны быть отражены общие затраты на содержание всех этих ООПТ за отчетный год (аналогично для других респондентов, отчитывающихся за несколько ООПТ).
Если в отчетном периоде имели место изменение количества ООПТ, за которые отчитывался респондент, и (или) изменения их площади, то эти сведения должны быть приведены в пояснении к отчету с названием документа, его реквизитами (номером, датой) и кем он был утвержден.
5. В разделе 2 респонденты, заполнившие строки 01÷06 раздела 1 формы № 1-ООПТ, приводят более подробные сведения по каждой ООПТ федерального значения.
В графе Б отражается код категории ООПТ федерального значения, согласно следующему перечню:
Название категории ООПТ федерального значения | Код категории ООПТ |
Государственные природные заповедники | |
Национальные парки | |
Государственные природные заказники | |
Памятники природы | |
Дендрологические парки и ботанические сады | |
Иные категории ООПТ федерального значения 1) | |
1) Без учета лечебно-оздоровительных местностей и курортов. |
Если в ведении (управлении) респондента имеется несколько ООПТ одной и той же категории (например, памятник природы), то код категории в графе Б указывается для каждой из них.
При наличии у респондента ООПТ разных категорий, сведения по каждой ООПТ включаются в порядке следования этих категорий в разделе 1 формы № 1-ООПТ.
Например, если респондент осуществляет управление государственным природным заповедником, национальным парком и государственными природными заказниками, то в разделе 2 сначала приводится информация по заповеднику, затем по национальному парку, а потом – по каждому заказнику.
В графе В указывается наименование ООПТ, установленное правовым актом Российской Федерации (а не название юридического лица, осуществляющего управление данной ООПТ).
В графе Г приводится название субъекта Российской Федерации, в котором она находится. Для ООПТ, расположенной в границах нескольких субъектов Российской Федерации, приводятся через запятую наименование каждого из них (например: по Кавказскому заповеднику указываются Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край).
По графе 1 показывается площадь ООПТ в соответствии с границами, утвержденными нормативными актами, предусмотренными Законом об ООПТ (с учетом площади земельных участков иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования, находящихся в границах ООПТ).
В показатель общей площади не включаются данные о площади охранных зон.
В случае изменения границ и площади необходимо приложить к отчету объяснение причин этих изменений, а также дополнительно указать реквизиты правового акта (категория документа, название органа власти, принявшего документ, дата (число, месяц, год) принятия и номер документа, полное название документа).
В графах 2и3 показывается число музеев природы, в том числе под открытым небом, и визит-центров (информационных центров для посетителей), расположенных на территории ООПТ, а в графах 9, 10- общее количество посетителей, побывавших в них.
В графе 4 отражается общее количество экологических троп и маршрутов, а также экологических экскурсионных и/или туристических маршрутов, расположенных как на территории ООПТ, так и в охранной зоне, а в графе 11приводится общее количество посетителей экотроп и маршрутов.
В графах 5÷8 из графы 4 выделяется число водных, конных, пеших и прочих маршрутов.
Если количества строк недостаточно, то в отчет необходимо включить дополнительные листы.
Справочно приводятся сведения о площадях ООПТ федерального значения, территории которых расположены в нескольких субъектах Российской Федерации.