Работа по учебнику Упр. 112 (с. 63).

(Работа в парах. Проверка. Несколько учеников делают сооб­щения о гласных звуках и буквах, которые их обозначают.)

— Как правильно обозначить безударный гласный в слове? Упр. 113 (с. 63).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте слова. Назовите безударные гласные и объяс­ните написание слов.

— Как правильно обозначить безударный гласный звук в слове?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику Упр. 114 (с. 64).

— Прочитайте строки из стихотворения Ю. Тувима.

— Прочитайте выделенные слова. Как можно назвать их од­ним словом? (Овощи.)

— Кто помнит, чем закончился спор овощей?

— А какой бы вы составили рассказ с таким же названием?

(Заслушиваются несколько рассказов.)

Упр. 115 (с. 64).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Работа со словами из словаря

— Найдите названия овощей, которые встретились в упр. 114 и 115, в орфографическом словаре, а также слова овощи и огород.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— А знаете ли вы, как появились эти слова в русском языке?

— Составьте с этими словами предложения, запишите два из них.

— Запомните написание этих слов.

Материал для учителя

Помидор

Это слово происходит от итальянского слова помидоро и означает «золотое яблоко». Некоторые другие народы, например мексиканцы, американские индейцы, называют это растение томатом. Получается, что этот полезный и вкусный овощ имеет два названия. Поэтому его сок мы обычно называем томатным (по-индейски), а сам он называется (как овощ) по-итальянски.

Огурец

Нам кажется, что этот овощ всегда рос в русских огородах и носил своё чисто русское имя. На деле же всё несколько сложнее. Огурцу пред­шествовало давно уже исчезнувшее слово, которое, в свою очередь, было заимствовано у греков. Агурос (огурец) связано с аорос (неспелый, несо­зревший). Ведь и на самом деле, в отличие от своих близких родичей, арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся, пока они не пожелтели, не созрели окончательно: их едят незрелыми. Потому они и названы огурцами.

VIII. Рефлексия

— Составьте из слов пословицы и запишите их. Вставьте про­пущенные буквы.

1) д..ждя, не, мокрый, б..ится (Мокрый дождя не боится.)

2) дома, г..стях, а, лучше, в, хорошо (В гостях хорошо, а дома лучше.)

3) тот, л..нив, и, кто, с..нлив (Кто ленив, тот и сонлив.)

4) там, с..рняк, хлеб, вянет, где, цв..тёт (Где сорняк цветёт, там хлеб вянет.)

— Объясните смысл пословиц.

— Объясните написание слов с орфограммами.

— Как правильно написать слово с безударным гласным зву­ком в корне?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Чем отличается звук от буквы?

— Как звуки обозначаются на письме?

Домашнее задание

Упр. 116 (с. 64).

Урок 30. Звуки и буквы. Согласные звуки

Цели: формировать представление о различиях между звуком и буквой; учить распознавать парные и непарные по твёрдости- мягкости и глухости-звонкости согласные звуки, шипящие зву­ки [ж], [ш], [ч], [щ], правильно обозначать на письме сочетания шипящих звуков с гласными, писать буквосочетания чн, чк без мягкого знака.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Заслушиваются несколько текстов (лучше если они будут на разные темы). Класс определяет тип текстов.)

III. Актуализация знаний

Индивидуальная работа

— Придумайте по два слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозна­чают два звука.

— Запишите по три названия птиц, растений, животных, ко­торые начинаются с буквы, обозначающей гласный звук.

Орфографическая минутка

(Запись под диктовку.)

Тётя, Люба, букварь, крючки, пряник, люстра, зверь, львята, время, льдина.

— Подчеркните буквы, которые обозначают на письме мяг­кость предыдущего согласного.

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

— Pfgbibnt gj nhb yfpdfybz lthtdmtcT yfctrjvs[ b hs,A rjnjhst yfxbyf.ncz с ,erdsA jjpyfxf.otq cjukfcysq pder&

— Назовите первый звук в каждом слове. Дайте ему характе­ристику.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебникуУпр. 117 (с. 65).

(Работа в парах. Проверка. Несколько учеников делают со­общения о согласных звуках и буквах, которые их обозначают.) Упр. 118 (с. 66).

— Прочитайте слова. Дайте характеристику согласным звукам в каждом слове.

Упр. 119 (с. 66).

— Прочитайте буквосочетания. Что вы можете о них сказать?

— Выполните задание. (Взаимопроверка.)

Работа над загадками

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в сло­вах буквосочетания жи — ши, на — ща, чу — щу, чк.

Хоть задрал он кверху нос,

Но это вовсе не всерьёз.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет — убедится. (Чайник.)

Где упрётся хвостом,

Станет дырка потом. (Шило.)

На руке, и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до восхода. (Часы.)

На резиновом ходу

Все дороги обойду.

Я на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь.

Мне открыты все пути.

Вам со мной не по пути. (Машина.)

Золотистые... —

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом. (Лисички.)

Мы — проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы,

В дождь - лежим,

В снег — бежим,

Уж такой у нас режим. (Лыжи.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Наши рекомендации