Прогрессирующий краснушный панэнцефалит
Считается, что в большинстве случаев данное заболевание связано с внутриутробным инфицированием вирусом краснухи. Во время внутриутробного развития эмбрион и в дальнейшем плод может подвергается действию различных патологических агентов. Определяющим фактором является разная проницаемость плацентарного барьера для инфекционных агентов на разных стадиях беременности, а также иммунный статус материнского организма. До 3-4 месяца «крупные» микробные организмы такие как бактерии, спирохеты, простейшие и грибы не могут поражать плод, даже если мать имеет инфекцию. Тогда как вирусы могут, особенно вирусы краснухи, цитомегаловирусы и простого герпеса. Возможность других вирусов поражать эмбрион и плод не доказана.
Обычно, врожденные поражения ЦНС краснушного генеза носят непрогрсссирующии характер, однако регистрируются случаи, когда у детей с такими поражениями в возрасте 10-14 лет начиналось прогрессирование неврологического поражения ЦНС в виде: спастичности, атаксии, хореоатетоза, интеллектуального снижения и припадков. В ликворе обнаруживался высокий уровень гамма-глобулина и высокий титр антител к вирусу краснухи. Гистологическое исследование мозга обнаруживает подострые воспалительные изменения с преимущественным поражением белого вещества, без внутриклеточных включений. Таким образом, следует думать о длительной персистенции вируса с последующим развитием энцефалита. В отличие от коревого поражения мозга, миоклонус и ЭЭГ нарушения не столь грубы, а также нет и внутриклеточных включений. Смертельный исход наступает в течение 2-3 лет от начала заболевания.
Диффузный церебральный склероз Шильдера
Хотя болезнь Шильдера не относится к группе медленных инфекций, однако, в целях дифференциальной диагностики, также представлена в этом разделе. В 1912 году Шильдер описал клинический случай, когда болезнь у девочки 14 лет проявлялась прогрессирующей деменцией и внутричерепной гипертензией. Смерть наступила через 19 недель от начала заболевания. На вскрытии были обнаружены большие и мелкие участки демиелинизации, аналогичные таковым при рассеянном склерозе. Наличие выраженных очагов демиелинюации, захватывающих доли мозга и целиком полушария, является основным патоморфологическим проявлением страдания, не является редкостью и распространение процесса на противоположное полушарие по мозолистому телу, однотипные зоны демиелинизации обнаруживаются в стволе, мозжечке и спинном мозге. В силу этого заболевание следует рассматривать как вариант злокачественного течения рассеянного склероза. Поэтому правильно использовать термин болезнь Шильдера применительно к состояниям, развивающимся у детей или молодых лиц и проявляющимся нарастающей деменцией, гемианопсией, зрительной и слуховой агнозией, различными вариантами геми-и тетраплегии и псевдобульбарного паралича. Течение заболевания, как правило, непрерывно прогрессирующее и летальный исход наступает в срок от нескольких месяцев до лет.
Прионовыеинфекции ЦНС
Официально проблема медленных инфекций ЦНС была обозначена в 1954 году, когда Сигурдсон прочитал курс лекций по медленным инфекциям у овец, установив инфекционную природу путем перевивания материала больного животного. В 1960 был выделен РНК содержащий вирус являющийся причиной этих заболеваний. С этого времени все медленные инфекции человека стали ассоциироваться с вирусами. Однако при таких, несомненно, медленно-инфекционных заболеваниях, как куру и болезнь Крейтцфельда-Якоба выделить возбудителя не удавалось.
В 1981 году биохимик Пруссинер на инфицированных трансмиссивной энцефалопатией хомяках определил, что перевивание заболевания происходит за счет белка массой 33-35 Кдальтон (минимальной белковой частицей считается полипептид в 8 Кдальтон). Обнаруженный возбудитель, если его можно так назвать, практически не растет на искусственных средах, проходит бактериальные фильтры, устойчив к действию УФ, рентгеновских лучей, кипячению в течение десятков минут и не разрушается нуклеазами -веществами разрушающими нуклеиновые кислоты. Пруссинер сформулировал определение этого белка, назвав его ПРИОН (proteinacous infections particle) - малая белковая инфицирующая частица, устойчивая к веществам, модифицирующим нуклеиновые кислоты.
После этого медицинский мир осознал появление проблемы нового класса инфекционных агентов, вызывающих тяжелые повреждения мозга. Прион как возбудитель принципиально отличается от вирусов по многих характеристикам. Главное, при этой патологии отсутствует иммунный ответ инфицированного организма. Возбудитель обладает феноменальной устойчивостью к разрушению. Кипячение, УФ облучение, средние дозы ионизирующего излучения не справляются с ним. Более того он сохраняет инфекционность при 160 С нагреве в течение суток, не погибает в 20% растворе формалина в течение 4 месяцев, на него слабо действуют ингибиторы ДНК и РНК и протеазы, особенно те которые выделяются в желудке млекопитающих. Практически полная дезактивация возбудителя обеспечивается 2% гипохлоритом натрия при экспозиии в течение часа. Материалы КРС, используемые в фармацевтической промышленности, сталиобрабатывать при температуре не менее 250. давлении 50 атм в течение, как минимум трех часов.
Оказалось, что прионовый белок является нормальной составляющей клеток всех животных от немотод до млекопитающих, он является компонентом клеточной мембраны, участвует в передаче нервных импульсов и поддерживает циркадные ритмы клеток. Ген кодирующий синтез прионового белка у человека располагается в 20 хромосоме.
Сейчас абсолютно достоверно установлено, что инфекционные свойства нормальный прионовый белок приобретает после изменения пространственной структуры. Нуклеотидная последовательность та же, а третичная структура изменяется и получается ОРИОН. Прион начинает взаимодействовать с нормальным прионовым белком, переводя тот в патологическую форму. Эта реакция протекает в присутствии особого белка X (трансформатор-шеперон). Каждая вновь образованная частица взаимодействует вновь, при этом процесс принимает лавинообразный характер.
Патоморфологические изменения при губчатых энцефалопатиях достаточно однотипны. Макроскопически наблюдается снижение массы мозга и истончение коры, тем большее, чем больше давность процесса.
Микроскопические изменения крайне типичны:
1.Спогиозное состояние коры головного мозга
2.Гибель нейронов
3.астроцитарный глиоз
4.Амилоидоз в 10-15% случаев.
Иммуноцитохимическим методом удается верифицировать наличие патологического прионового белка преимущественно в синаптических структурах еще до развития описанных микроморфологических изменений. Устойчивость патологического прионового белка поразительна, препараты мозга обрабатывают формалином, муравьиной кислотой, протеиназами добиваясь разрушения нормального прионового белка, а патологический -сохраняется. Характерное для ГЭ губчатое состояние является следствием изменения мембран отростков нейронов, синапсов и реже тел нейронов с появлением в них вакуолей различного размера. Нормальный прионовый белок постоянно встраивается в мембрану нейронов, а патологический, образуясь в повышенном количестве, деструктурирует мембрану, а после распада нейрона накапливается в виде амилоидных бляшек.
К настоящему времени описано всего 4 формы прионовых заболеваний ЦНС, поражающих человека. К ним относят: болезнь Крейтцфельда-Якоба, куру, синдром Герстмана-Штейслера-Шейнкера и фатальную семейную инсомнию.
Куру.Заболевание, описанное у папуасов Новой-Гвинеи, в настоящее время практически не встречается, что связано с прекращением канибаллизма.
Два новых варианта медленных инфекций с губчатым механизмом поражения головного мозга описаны в 80 годы.
Синдром Герстмана-Штейслера-Шейнкера.Суть заболевания связана не с избытком, а наоборот с недостатком прионового белка в организме и это приводит к резким нарушениям сна - человек спит до 0.5-1 часа и в течение нескольких месяцев погибает Заболевание еще более редкое, чем БКЯ и встречается с частотой 1 на 107. Длительность заболевания 5-7 лет и наиболее яркими проявлениями являются мозжечковые атаксия и деменция. Фатальная семейная инсомния.Редчайшее заболевание, описаны всего две семьи в США. Кроме инсомнии у больных определяются гиперсимпатикотония, миоклонии, нарастающая деменция.