Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Содержание разделов дисциплины МНИ
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Основания методологии науки. Характеристики научной деятельности. Научное исследование и его специфика в социально-гуманитарном познании | Основания методологии науки. Особенности научной деятельности. Принципы научного познания. Характеристики научного исследования. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного исследования. Методологическая стратегия исследования как целостная система интерпретации принципов, концепций, ключевых дефиниций и обоснования гипотез. Логическая система и композиция научного исследования. Типы композиций. Схема и последовательность научного исследования. | |
Средства и методы научного исследования и их специфика в социально-гуманитарном познании | Средства научного познания. Методы научного исследования, их специфика и классификация. Эмпирические и теоретические методы. Виды методологии научного исследования. Общефилософская методология как система общих принципов, условий, ориентиров в исследовательской деятельности. Общелогические методы. Специфика наблюдения, эксперимента, измерения в филологической науке. Методы, применяемые в науках о языке. | |
Виды хранения научной информации, ее поиски и обработка | Виды информации и изданий. Документальные источники информации. Анализ документов. Поиск и накопление научной информации. Электронные формы информационных ресурсов. Обработка научной информации, ее фиксация и хранение. | |
Организация проведения научного исследования. Этапы научного исследования и их содержание | Начальный этап: выбор темы, ее конкретизация, определение теоретических основ исследования, изучение истории вопроса. Второй этап: подготовка к исследованию и планирование программы исследования. Третий этап: сбор и изучение информации. Действия, предшествующие информационному поиску. Составление библиографии. Изучение информации. Четвертый этап: постановка проблемы, разработка, построение и подтверждение гипотезы, определение методов и методики исследования, составление рабочего плана. Пятый этап: проведение исследования. Создание и обработка научной информации, построение выводов и предложений Шестой этап: трансляционно-оформительский. | |
Организация коллективного научного исследования. Нормы научной этики | Понятие коллективного научного исследования. Структурная организация научного коллектива. Роль и задачи научного руководителя исследования. Методы и средства управления научным коллективом. Основные этические принципы работы руководителя и научного коллектива. План научно-исследовательской работы: основные разделы. Правила ведения научных дискуссий. Экспертиза как обязательный компонент научной работы в исследовательском коллективе. Организация внедрения полученных результатов в практической деятельности. | |
Понятие и его роль в научном исследовании | Логический анализ понятий. Объем понятия. Операции с объемами понятий. Отбор определяемых понятий в научном исследовании. Определение понятия, выбор вида определения, используемого в научном исследовании. Типичные ошибки при определении понятий. Деление понятия как основа структуры научного исследования. | |
Проблема научного исследования | Проблема научного исследования и цикл ее развития. Научная проблема как разновидность вопроса. Вопрос как форма мышления, его сущность и строение. Нормирование вопросов. Правильность и точность вопросов. Корректность вопросов. Нормирование ответов. Согласованность вопросов и ответов. | |
Гипотеза научного исследования | Гипотеза исследования, процедура ее разработки. Подтверждение как установление истинности эмпирического следствия гипотезы. Логическая схема подтверждения. Условно-категорические, условные, раздельно-категорические умозаключения. Непосредственные умозаключения. Методы установления причинных связей между явлениями. | |
Доказательство и аргументация в научном исследовании. Построение научной теории | Аргументация в научном исследовании, ее характеристика, и виды. Доказательство как вид прямой аргументации, его классификация. Правила и ошибки аргументации и доказательства. Понятие о софизмах и логических парадоксах. Аргументационные проблемные ситуации и их разрешение. Выбор формы дедуктивной аргументации. Усиление индуктивной аргументации. Типичные ошибки аргументации в научной работе. |
Основная учебная литература
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования: учебно-методическое пособие. М., 2015.
Дополнительная учебная литература
- Андреев Г., Барвиненко В., Верба В., Тарасов А. Основы научной работы и методология диссертационного исследования. – М., 2012.
- Гвишиани Н. Язык научного общения. Вопросы методологии. - М., 2013.
- Гетманова А. Д. Учебник логики. Со сборником задач. - М., 2010.
- Добреньков В., Осипова Н. Методология и методы научной работы. - М., 2012.
- Ивлев Ю.В. Логика. – М., 2014.
- Михайлов К.А., Горбатов В.В. Логика. Практикум. – М., 2014.Хоменко И. В. Логика. Теория аргументации. - М., 2010.
- Мокий М., Никифоров А., Мокий В. Методология научных исследований. Учебник. – М., 2015.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. Философский портал «Философия в России»: www.philosophy.ru
2. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
3. Сайт по русской логике: logicrus.ru
4. Сайт кафедры философии и методологии науки МГУ им. М.В. Ломоносова: http://new.philos.msu.ru/kaf/metodol/about/
5. Сайт «Методология»: http://www.methodolog.ru/
Примерные темы докладов
1. Особенности научного мышления и знания, функции науки.
2. Логическая система и композиция научного исследования. Типы композиций. Схема и последовательность научного исследования.
3. Методологические особенности естествознания и социально-гуманитарных наук.
4. Научный стиль речи.
5. Античные софизмы.
6. Логические парадоксы и их роль в творческом мышлении.
7. Семантические парадоксы и язык науки.
8. Логические аспекты изучения понятий.
9. Проблема классификации понятий.
10. Классификация как познавательная и нормативная процедура.
11. Проблема определения понятий.
12. Проблема неявных определений в социально-гуманитарном познании.
13. Логический анализ вопросов и ответов.
14. Логическая мера вероятности умозаключений.
15. Роль метода аналогии в научном познании.
16. Моделирование как научный метод.
17. Профессиональная этика ученого.
18. Правила ведения научных дискуссий.
19. Экспертиза как обязательный компонент научной работы в исследовательском коллективе.