Цели и задачи курсового проектирования

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВЫПОЛНЕНИИ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)

В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АВТОНОМНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

1. Общие положения

1.1 Положение об организации и выполнении курсовых работ (проектов) (далее - Положение) в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (далее - «СКФУ», «Университет») определяет требования к выполнению и защите курсовых работ (проектов) в ФГАОУ ВПО «СКФУ».

1.2 Курсовая работа – обязательный вид учебной работы, выполняется студентом в течение учебного года.

Курсовая работа (проект) является самостоятельной исследовательской работой студента и представляет собой логически завершенное и оформленное научное исследование с целью формирования у студента навыков научно-исследовательской работы, повышения уровня его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, более глубокого усвоения учебной дисциплины, развития умения и интереса к самостоятельной работе с научной и справочной литературой.

1.3 Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Действующим законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными документами Министерства образования и науки РФ: Приказ от 11.07.2002 № 2654; Инструктивное письмо от 28.11.2002 № 14-52-988 ин/13; Письмо от 9.03.2004 № 15-55-357 ин/15; Приказ от 15.02.2005 № 40; Приказ от 29.07.2005 № 215, Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет»;

- Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71;

- государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;

- образовательными стандартами, устанавливаемыми СКФУ;

- Уставом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», утвержденным приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2012 г. № 355;

- другими нормативными и правовыми актами в области профессионального образования;

- решениями Ученого совета СКФУ.

1.5 Требования Положения являются обязательными для всех сотрудников Университета, участвующих в организации выполнения курсовых работ, и для студентов всех форм обучения.

Цели и задачи курсового проектирования

2.1. Новая модель образования, реализуемая в условиях федерального уни­верситета, формирование образовательного пространства, освоение федеральных государст­венных образовательных стандартов предъявляют высокие требования к качеству подготовки специалистов. Выпускники университета по разносторонности и глубине усво­енных фундаментальных знаний должны быть способны самостоятельно и вы­сокопрофессионально решать производственные и научные задачи. Значительное развитие навыков самостоятельной учебной, исследова­тельской и научной работы студентов происходит в процессе выполнения кур­совых работ (проектов).

2.2. Выполнение курсовой работы (проекта) имеет целью обогащение знаний студентов, обучение методам теоретического анализа явле­ний и закономерностей науки, выработку навыков применения теоретических знаний к комплексному решению профессиональных задач, использования справочной литературы, методов математической обработки эксперименталь­ных данных, компьютерных технологий. Системой курсовых работ (проектов) студент подготавливается к выполнению выпускной квалификационной работы.

2.3. В процессе выполнения курсовой работы (проекта) студентом должны решаться следующие задачи:

2.3.1. Приобретение новых теоретических знаний в соответствии с темой ра­боты и заданием руководителя.

2.3.2. Развитие умений систематизировать, обобщать и логично излагать кон­цепции, альтернативные точки зрения исследуемых проблем.

2.3.3. Развитие учебно-исследовательских и методических умений, необхо­димых для построения системы научного анализа изучаемого аспекта.

2.3.4. Совершенствование профессиональной подготовки.

2.4. Курсовую работу (проект) целесообразно планировать после завершения теоретического курса или в ходе его изучения.

  1. Тематика курсовых работ (проектов)

3.1. Одним из важных компонентов в системе постановки курсового проекти­рования (курсовой работы) является правильное определение тематики.

3.2. Тематика курсовых работ (проектов) должна быть актуальной, отвечать учебным задачам данного предмета, а также потребностям науки и практики. Актуальность тематики курсовых работ (проектов) - это, прежде всего, науч­ность, современность и направленность к получению студентами навыков само­стоятельной творческой работы.

3.3. Темы курсовых работ (проектов) должны быть комплексными, т.е. содер­жать ряд взаимосвязанных между собой проблем и строиться на фактическом материале профильных предприятий и учреждений, а также на итогах учебной и производственной практики студентов, на научных работах членов кафедры, студенческих научных кружков и проблемных групп, с использование новейших достижений отечественной и зарубежной науки, актуальных прикладных аспек­тов.

3.4. Темы курсовых работ (проектов) утверждаются на заседании кафедры, ведущей дисциплины, по которым учебными планами предусмот­рены курсовые работы (проекты), не позднее 2-х недель после начала семестра. Выписка из протокола заседания кафедры передается в дирекцию института, где формируется распоряжение об утверждении тем курсовых работ (проектов). В течение 10 дней после выхода распоряжения об утверждении тем курсовых работ (проектов) специалист по учебно-методической работе дирекции вносит названия тем в автоматизированную базу университета.

3.5. Основные содержательные и процессуальные аспекты, необходимые для выполнения работы, оформляются кафедрой в заданиях по курсовому проек­тированию (Приложение 1). В заданиях необходимо четко сформулировать название темы ра­боты (проекта) и требования, определяющие его объем, содержание, а также исходные данные для выполнения количественных расчетов.

  1. Содержание и структура курсовых работ (проектов)

4.1. Курсовая работа (проект) должна содержать элементы но­визны, наряду с фундаментальным аспектом должен быть проведен анализ со­временного состояния изучаемой проблемы, а также отражены региональные особенно­сти. Задание по курсовой работе (проекту) необходимо индивидуализировать с учетом интересов и способностей студентов.

4.2. Курсовая работа (проект) должна состоять из введения, теоретической части, эмпирической (практической, расчетно-графической) части, заключения, списка литературы и приложения. В отдельных случаях, в соответствии с тема­тикой работы (проекта), эмпирическая часть может отсутствовать.

4.2.1. Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 2.

4.2.2. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследова­ния, задачи, цели, новизна, теоретическая и практическая значимость исследо­вания.

4.2.3. Теоретическая часть должна содержать анализ состояния изучаемой проблемы на основе обзора научной, научно-информационной, справочной ли­тературы. Представленный материал должен быть логически связан с целью ис­следования. В параграфах теоретической части необходимо отражать отдельные компоненты проблемы и завершать их выводами.

4.2.4. Эмпирическая (практическая, расчетно-графическая) часть (при наличии) включает описание системы экспериментального исследования, обоснование методов исследования, анализ результатов экспери­ментального исследования, схемы, графические и математические способы ин­терпретации полученных данных, выводы.

4.2.5. Заключение содержит выводы, подтверждающие или опровергающие первоначальные предположения (гипотезы), перспективы дальнейшего изучения проблемы, связь с практикой, анализ реализации целей и задач исследова­ния.

4.2.6. Список литературы должен быть составлен в соответствии с требова­ниями к оформлению библиографий.

4.2.7. Приложение содержит весь фактический материал экспериментальных исследований (анкеты, опросники, схемы, чертежи, расчетные материалы, кар­ты, рисунки, ответы респондентов и т.д.).

4.3. Содержание курсовой работы (проекта) рекомендуется представлять в объеме 1 – 2 печатных листа. Текст работы должен быть напечатан через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги (A - 4). Текст и другие отпечатанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореола и затенения. Шрифт Times New Roman, кегель 14. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются. Названия глав и параграфов выделяются полужирным шрифтом. Лист с текстом должен иметь поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм. Нумерация страниц текста делается в правом нижнем углу листа. Проставлять номер страницы необходимо со страницы, где печатается "Введение", на которой ставится цифра "3". После этого нумеруются все страницы, включая приложения.

4.4. Между названием главы и названием параграфа этой главы ставится пробел равный двум интервалам, а название параграфа не должно отделяться от текста этого параграфа пробелом. Названия параграфов отделяются от текста предыдущего параграфа пробелом, равным двум интервалам. Каждая глава, а также введение, выводы, предложения и список использованной литературы начинаются с новой страницы. Слово "Глава" не пишется. Главы имеют порядковые номера в пределах всей работы, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1,2,3), после которых ставится точка. Слово "параграф" или значок параграфа в названии не ставятся. Параграфы имеют порядковые номера в пределах глав, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1.1. и 1.2.). Заголовки глав и параграфов в тексте работы должны располагаться по центру, точку в конце названия главы и параграфа не ставят. Не допускается переносить часть слова в заголовке.

4.5. Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной или соотноситься с номером главы и параграфа. Например, если таблица или рисунок включены в текст первого параграфа второй главы, нумерация следующая: Таблица 2.1.1., рис. 2.1.1. Последняя цифра означает порядковый номер таблицы (или рисунка) в данном параграфе. Таблица помещается в качестве следующей страницы после первого упоминания о ней в тексте.

  1. Организация и руководство курсовыми работами (проектами)

5.1. Руководство курсовыми работами (проектами) должно поручаться наибо­лее квалифицированным преподавателям кафедры, обладающим научно-методическим опытом. Для учета специфики курсовых работ (проектов) по специальностям каждой кафедре необходимо разработать мето­дические указания по выполнению курсовых работ (проектов). В методиче­ских указаниях должны быть определены задачи работы (проекта), характер ис­ходных данных, примерный объем и содержание отдельных частей проекта, а также порядок выполнения курсового исследования.

5.2. Руководство курсовыми работами (проектами) начинается с выдачи зада­ния студентам. В этот период необходимым условием, обеспечивающим эффек­тивность дальнейшего руководства, является индивидуальная беседа руководи­теля со студентом по заданию. В ходе беседы руководитель должен выяснить степень подготовленности студента к выполнению данного задания, рекомен­довать необходимую литературу и информировать о порядке выполнения зада­ния. В результате индивидуальной беседы может быть уточнена или выбрана студентом другая тема работы (проекта).

5.3. Задание выдается за подписью руководителя работы (проекта), датирует­ся днем выдачи, утверждается заведующим кафедрой и регистрируется в кафедральном журнале.

5.4. В ряде случаев необходимо организовывать на кафедре чтение вводных лекций профессора или одного из опытных руководителей с целью разъясне­ния значения проектирования (работы) для данной дисциплины, требований, предъявляемых к работе (проекту).

5.5. В рамках отведенного для руководства курсовыми работами (проектами) времени должны регулярно проводиться индивидуальные консультации.

5.6. Одной из важных форм руководства является предварительный просмотр выполненной курсовой работы (проекта). Если работа (проект) содержит эмпирическую (практическую, расчетно-графическую) часть, то ру­ководитель, прежде всего, должен провести экспертизу этой части, а затем ука­зать все ошибки, неточности по работе в целом. После проверки выполнения студентом одного этапа работы, руководи­тель работы (проекта) разрешает студенту перейти к следующему.

5.7. Заведующие кафедрами должны периодически проверять состояние работы, контролировать направленность и методику деятельности отдельных ру­ководителей, давая на заседаниях кафедры соответствующие методические указания.

5.8. Работа (проект) перед сдачей руководителю подписывается студентом. Если работа (проект) удовлетворяет требованиям, предъявляемым к курсовым работам, она допускается к защите, о чем руководитель делает надпись на ти­тульном листе.

  1. Защита курсовых работ (проектов)

6.1. Защита курсовой работы (проекта) является обязательной формой про­верки выполнения работы. Защита производится на заседании кафедры, научно-методического семинара кафедры, научной проблемной группы специальной комиссией, утверждаемой директором института, состоящей обычно из 3 преподавателей кафедры, при непосредственном уча­стии руководителя, в присутствии студентов. Результаты наиболее интересных курсовых работ (проектов) могут быть доложены на научных конференциях. Публичная защита стимулирует научный интерес, творчество, ответственность студентов.

6.2. Защита состоит в коротком докладе студента по выполненной работе и в ответах на вопросы присутствующих на защите. Научный руководитель зачитывает отзыв на курсовую работу (проект) студента (Приложение 3).

6.3. Результаты защиты курсовой работы (проекта), согласно действую­щему Положению о текущем контроле и промежуточной аттестации в СКФУ, оцениваются диффе­ренцированной отметкой по пятибалльной системе. Оценка курсовой работы (проекта) заносится в зачетную книжку студента и зачетно-экзаменационную ведомость, составляемую в 2-х экземплярах, один из которых хранится на кафедре в течение всего срока обучения студента, другой представляется в дирекцию института (филиала) или деканат факуль­тета.

6.4. Защита курсовых работ (проектов), предусмотренных учебным планом, в первом полугодии проводится не позднее, чем за две недели до начала зачетно-экзаменационной сессии.

6.5. Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу (проект) или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имею­щим академическую задолженность.

6.6. Курсовые работы (проекты), представляющие теоретический и практи­ческий интерес, следует представлять на конкурс в студенческие научные об­щества, конференции, отмечать приказом по университету.

6.7. Выполненные работы (проекты) после их защиты должны храниться на кафедре в течение 2 лет, не считая года написания; затем работы, не представляющие для кафедры инте­рес, уничтожаются по акту.

6.8. Итоги выполнения курсовых работ (проектов) ежегодно обсуждаются на кафедрах и по мере необходимости на Ученых советах институтов (филиалов), а в от­дельных случаях и на заседаниях Ученого Совета университета.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

____________________

(название кафедры)

____________________

(ФИО)

Институт __________________________________________________________

Кафедра _________________________________________________________

Направление (специальность) ________________________________________

Профиль (специализация) ____________________________________________

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу (проект)

студента ________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

по дисциплине ___________________________________________________

1. Тема работы ___________________________________________________

______________________________________________________________

2. Цель _________________________________________________________

______________________________________________________________

3. Задачи ________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

4. Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) по теоретической части ________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

б) по аналитической части _______________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5. Исходные данные:

а) по литературным источникам ___________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

б) по вариантам, разработанным преподавателем ____________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

в) иное __________________________________________________________

6. Список рекомендуемой литературы ________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

7. Контрольные сроки представления отдельных разделов курсовой работы:

25 % - ___________________________________“___” ___________ 20_ г.

50 % - ___________________________________“___” ___________ 20_ г.

75 % - ___________________________________“___” ___________ 20_ г.

100 % - ___________________________________“___” ___________ 20_ г.

8. Срок защиты студентом курсовой работы “___” ___________ 20_ г.

Дата выдачи задания “___” ___________ 20_ г.

Руководитель курсовой работы

___________________ ______________ _________________________

(ученая степень, звание) (личная подпись) (инициалы, фамилия)

Задание принял(а) к исполнению студент(ка) _____________ формы обучения

___ курса ___ группы ______________ _________________________

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ

КАФЕДРА

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

по дисциплине

« »

на тему:

« »

Выполнил:

________________________

студент __ курса группы __

направления (специальности) _________

__________формы обучения

________________________

(подпись)

Руководитель работы:

________________________

(ФИО, должность, кафедра)

Работа допущена к защите _______________________ ______________

(подпись руководителя) (дата)

Работа выполнена и

защищена с оценкой _________________________ Дата защиты______________

Члены комиссии: ________________ __________ _______________

(должность) (подпись) (И.О. Фамилия)

________________ _______________ _______________

________________ _______________ _______________

________________ _______________ _______________

Ставрополь, 20___ г.

Отзыв

на курсовую работу (проект) студента/ки ___курса

Ф.И.О.

тема

Актуальность: курсовая работа посвящена ……

В первой главе ….

Вторая глава ….

Выводы, сделанные в Заключении, соответствуют целям, поставленным во Введении.

Проанализирован ….объем литературы…

За время работы студент/ка проявил/а себя как…..

Таким образом, работа выполнена на … уровне, соответствует требованиям, предъявляемым к курсовым работам, и заслуживает … оценки.

Научный руководитель

степень, звание, должность

место работы Ф.И.О.

Печать

"…….."………..201…г.

Наши рекомендации