Ь пишется на конце глаголов (стричь, напрячь и т.д.) на конце существительных после шипящих в словах 3-го склонения.

7. Ъ и Ь пишется после приставок на согласные с буквами е, ё, ю, я: съехать, пьеса и др.

8. НЕ с глаголами пишется раздельно, если глагол может употребляться без НЕ: не люблю, не был, не жил, НО: недолюбливать, ненавидеть, недоумевать, невзлюбить, негодовать, несдобровать, неволить, нездоровится.

9. ТСЯ/ТЬСЯ является самой большой проблемой при правописании. Если глагол отвечает на вопрос что делатЬ, что сделатЬ, то Ь пишется! Если на вопрос что делаеТ, сделаеТ – не пишется! (Он всегда покупаеТся (что делает?) на эту шутку. Надо искупатЬся (что сделатЬ?)).

ЗАДАНИЕ №5. Вставьте пропущенные буквы, к проверяемым орфограммам подберите проверочные слова.

Увл__кательная, обл__гчить, непре__долимое, пр__пятствие, мес__ность, у__кий проход, те__ритория, поз__ний, оч__ровательная, степная ш__рь, щ__ка, ш__птать, кон_чик, молодеж__, дач__, лис__и норы, об__яснить, дергает__ся, об__единят__ся, не__сдобровать, не__пошел, не__долюбливать, не__жить, не__здоровит__ся.

МОРФОЛОГИЯ

ЗАДАНИЕ №6. Закончите фразы, покажите свои знания по пройденным разделам:

Морфология – это ______________________________________________________________. Части речи делятся на ________________________________ и ____________________________. К первым относятся ___________________________________________________________________, а ко вторым - _______.

Справка: Части речи, знание их групп и признаков помогает в освоении синтаксиса и пунктуации русского языка.Частями речи называют группы слов, имеющие:

1. одно и то же обобщённое лексическое значение;

2. одно и то же обобщённое грамматическое значение, или одинаковый набор морфологических признаков;

3. одни и те же синтаксические функции.

На основании этих признаков в морфологической системе русского языка выделяют[кто?] следующие части речи:

1. имя существительное;

2. имя прилагательное;

3. имя числительное;

4. местоимение;

5. глагол;

6. наречие;

7. предлог;

8. союз;

9. частица;

10. междометие.

В некоторых пособиях как отдельные части речи выделяются также:

· слова категории состояния (в школьных учебниках (в традиционной программе) рассматриваются как группа наречий),

· причастия и деепричастия (чаще рассматриваются как особые формы глагола),

· звукоподражания (небольшой разряд слов, которые чаще рассматриваются вместе с междометиями),

· модальные слова (небольшая группа слов, выполняющих в предложениях функцию вводных элементов).

Категориальные признаки

Часть речи как общий лексико-грамматический разряд слов характеризуется не одним, а 4-я категориальными признаками:

1. семантический признак части речи — это его общее грамматическое значение (например, имена существительные имеют значение предметности);

2. синтаксический — это его обычная, первичная синтаксическая функция (сущ. в роли подлежащего и дополнения, это его первичная функция);

3. словообразовательный признак — это набор его словообразовательных моделей и инвентарь словообразовательных средств для пополнения лексики данной части речи, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи (для сущ. характерно внутрисубстантивное суф. словообразование);

4. морфологический — инвентарь его словоформ и парадигм, система морфологических категорий и разрядов. По этому признаку часть речи может охватывать слова изменяемые и неизменяемые.

ЗАДАНИЕ №7. Заполните таблицу:

Части речи На какой вопрос отвечает? Что обозначает? Примеры
Самостоятельные        
Служебные        

ЗАДАНИЕ №8. Запишите правильно, укажите часть речи следующих слов:

Быстро, бистро, потому(что), глотать, хи-хи, чтобы, (не)взлюбить, какой, тройка, в(третьих), заморозки, доделывать, ц___ркуль, Сочи, МХАТ, ш__пот, оперный, сош__ет, (не)любит, моя, ах!, как, начавший, третий.

CИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ

ЗАДАНИЕ №9. Закончите фразы, покажите свои знания по пройденным разделам:

Синтаксис – это ________________________________________________________________.

_______________. Пунктуация – это____

________________.

Сложные предложения – это _______________________________________________________

________________. Они делятся на _____.

Справка: Отличить сложное предложение от простого иногда бывает сложно. Но можно, если в предложении имеется хотя бы 2 грамматические основы. Для правильного выделения грамматической основы (подлежащее и сказуемое) необходимо правильно задавать вопросы и разбираться в морфологии.

Сложносочиненные предложения имеют равноправные части, от которых не может задаваться вопрос ни к одной. В отличие от них, сложноподчиненные предложения строятся на подчинительной связи одной части другой: например, «Я любила куклу (какую?), которую мне подарили в честь этого случая», но «Я полюбила эту куклу (вопроса нет), и позже вспоминала об этом случае с теплотой».

Сложные предложения бывают четырёх видов, которые различают по типам связи между простыми предложениями в составе сложных.

Сложносочинённое предложение характеризуется наличием сочинительной связи между простыми предложениями. Простые предложения соединяются сочинительными союзами (и, но, а, или, да (в значении и), ни-ни, тоже, также, либо, то-то, не то-не то,, то ли-то ли, однако, зато, же.

Сложноподчинённое предложение характеризуется подчинительной связью между простыми предложениями. Состоит из главного и одного или нескольких придаточных предложений. Простые предложения соединяются подчинительными союзами или союзными словами (союзы – что, чтобы, как, словно, будто, если, ибо, так как, хотя, пока и др., который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др.), перед которыми ставится запятая.

В бессоюзном сложном предложении отсутствуют какие-либо союзы и союзные слова, хотя во многих случаях можно подставить союз на месте разделения простых предложений. Связь между предложениями только смысловая.

Наши рекомендации