IX. Подведение итогов урока. €

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Урок 5 4. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне

Цель: отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с одним и двумя безударными гласными в корне.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова. По какому признаку они распределены по группам? (По частям речи.)

— Чем похожи эти слова? (Слова с двумя безударными гласными в корне.)

(Далее учащиеся по цепочке читают слова и называют прове­рочные слова к ним.)

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Измените слова так, чтобы безударный гласный стал удар­ным. Запишите по образцу. Поставьте в словах ударение, выделите корень, подчеркните безударные гласные.

Образец: часы — час.

1) Мосты, долги, трава, листы, блины, леса, лиса, ложди.

2) Следы, шаги, овца, доска, цветы, число, ведро, мячи.

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в сло­вах орфограммы. Последнее предложение разберите по чле­нам, выпишите словосочетания.

Ст..ит т..шина в в..сеннем л..су. Не слышно птич..их голосов. Пож..лтели и осыпались лист..я в б..рёзовой а..лее. Редко показывает­ся на небе ясное солнышко. Скоро зав..южит лёгким снегом з..ма узкие дорожки, ветки д..рев..ев.

2. Устный диктант

(Учитель называет слова, учащиеся поднимают сигнальную карточку с той буквой, которая обозначает безударный гласный, и называют проверочное слово.)

Скрипит, трещит, свистит, блестит, висит, сидит, угощать, пропадать, хватать, холода, весёлый, колосок, варить, сторожить, весело, свисток.

IV. Самоопределение к деятельности

— Спишите. Поставьте в словах ударение, подчеркните без­ударные гласные.

Колосок, зеленеет, молодой.

—Сравните слова. Чем они похожи? В чём их особенность? (Эти слова с двумя безударными гласными.)

—Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Выборочный диктант

—Выпишите слова с двумя безударными гласными в корне.

Море пламенем горит, Выбежал из моря кит: «Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!»

Здравствуй. Солнце золотое! Здравствуй. Небо голубое!

К. Чуковский

—Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите безудар­ные гласные. (Помогите, золотое.)

—Подумайте, как проверить написание этих слов. Сколько проверочных слов нужно подобрать? (По два слова.)

—Подберите проверочные слова. (Помогите — помощь, по­мощник; золотое — золото, позолота.)

2. Работа по учебнику Упр. 201 (с. 107).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова и объясняют их написание.)

—Назовите в каждой группе слово, от которого образованы другие слова.

3. Работа со словом из словаря

—Отгадайте загадку.

Два братца Через мать

Друг на друга глядят. (Берега.)

—Найдите слово берег в орфографическом словаре.

—Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

—Составьте предложение со словом берег, запишите.

—Запомните написание этого слова.

4. Работа по учебнику Упр. 202 (с. 108).

—Прочитайте стихотворение. Какое название подойдёт к это­му стихотворению?

—Как автор описывает устройство рояля?

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

5. Письмо по памяти

—Прочитайте. Назовите орфограммы в словах. Объясните их написание. Подберите проверочные слова.

На б..рёзе т..ремок, Не в..сит на нём замок. Дверь открыта для ж.льца — Г..в..рливого скв..рца.

А. Чепуров

— Запишите стихотворение по памяти. (Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику Упр. 204 (с.108).

—Прочитайте. Что вы заметили? Это текст? Почему?

—Выполните письменное задание к упражнению.

—Прочитайте текст.

—Как вы его озаглавили?

(Далее учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

—Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любо­знательных» на с. 109.

—Что интересного вы узнали?

VIII. Рефлексия

—Разделите слова на две группы.

М..роз, в..сна, ст..р..жить, в..ршина, м..л..дой, з..л..нели, к..л..сится, л..вушка.

—На какие две группы вы разделили слова? {С одним безудар­ным гласным в корне и с двумя безударными гласными в корне.)

—Объясните, как проверить написание слова, в котором про­пущены две буквы? Приведите примеры.

—Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

—Что показалось трудным?

Урок 5 5. Правописание слов с безударными гласными в корне

Цель: отработать умения проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова с проверяемыми орфограммами и объ­ясните их написание.

— Как проверить безударный гласный в корне? (Надо подо­брать однокоренное слово или изменить проверяемое слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.)

— Прочитайте слова с непроверяемыми орфограммами. На­зовите орфограммы.

— Как проверить написание этих слов? {По орфографическому словарю.)

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Выпишите из текста слова с проверяемым безударным глас­ным о в корне. Рядом запишите проверочные слова.

Ребятишки принесли колючую семейку домой. Ежат и ежиху пусти­ли в чулан. Марья Ивановна с Любочкой сходили на кухню, принесли кусочек мяса и положили его возле ежихи. Минуты через три ежиха по­чуяла мясо. Выглянула острая мордочка с маленькими чёрными глазками и чёрным, как блестящая пуговка, носиком. Затем показалась маленькая лапка с острыми коготками. Ежиха схватила мясо и начала жадно есть. Язычок у неё был розовый, как у котёнка.

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте ор­фограммы в словах. Слова второго предложения разделите на слоги.

Др..зды — бол..шие любители р..бины. Осен..ю, когда т..жёлые грозд..я покрывают дер..вца и сг..бают их ве..ки, др..зды огромными стая­ми нал..тают на р..бину. Кроме р..бины, др..зды поедают можжевельник, ч..рнику. Живут дрозды-р..бинники в б..рёзовых рощах и в л..су.

2. Фронтальная работа

— Запишите как можно больше слов с корнем -зим-, корень выделите.

(Несколько слов можно разобрать по составу.)

— Какое правило вы знаете о правописании корней в одноко­ренных словах?

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова.

К..л..сок, в..ч..рок, м..л..дой, з..л..неет, г..л..ва, д..р..вянный, д..р..той, в..с..литься.

3. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 4, с. 18-19)

IV. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте в словах орфограммы, подберите проверочные слова.

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо. (Оса — осы.)

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (Змея — шеи.)

Всю ночь летает —

Мышей добывает.

А станет светло —

Спать летит в дупло. (Сова — совы.)

На шесте весёлый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поёт отец —

Он и лётчик, и певец. (Скворечник — скворушка.) Что за стол среди берёз Под открытым небом? Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка — корм.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 205 (с. 109).

— Прочитайте пары слов.

— Сможете ли вы объяснить лексическое значение всех слов? Почему?

— А где можно встретить эти слова? Упр. 206 (с. НО).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Назовите слова с безударными гласными в корне.

— Как проверить их написание?

2. Упражнение в подборе проверочных слов

—Устно подберите проверочные слова и назовите пропущен­ные буквы.

Х..дить, д..ржать, д..рить, сп..шить, м..рить, г.хтить, л..вить.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику Упр. 207(с. 110).

— Прочитайте текст. Разделите его на предложения.

— Как можно озаглавить текст?

— Определите тип текста. (Повествование.)

— Разделите текст на три части.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Как проверить безударный гласный в корне?

—Какие слова являются проверочными и как найти прове­рочное слово? Приведите примеры.

VIII. Рефлексия

—Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните напи­сание слов с орфограммами.

1) На чужой ст..ронушке рад своей в..ронушке. 2) Каждой птице своё гн-.здо любо. 3) Р.дная з..мля и в г..рсти мила. 4) Рукой победишь одного, а г.-ловой — тысячи. 5) Пр..стота, ч.хтота и пр..вота — лучшая кр.хота. 6) В..сна кр.хна цв..тами, ос..нь — хл..бами, а з..ма — сн..гами.

— Объясните смысл пословиц.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Кто сегодня на уроке был самым активным?

Домашнее задание

Записать десять слов с безударными гласными в корне.

Урок 5 6. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звон­кости согласными звуками.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова, которые вы записали.

— Написание каких гласных нужно проверять?

— Назовите проверочные слова.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Образец: встрёча — встречать.

Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, корм, пляска, стон, свист, горе, смотр.

— От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой ? Выделите в словах корень, по­ставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Образец: мбре — морской.

Почта, тяжесть, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь.

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в сло­вах орфограммы. Выпишите слова, в которых звуков мень­ше, чем букв.

Небо быстро поч..рнело. Надвинулась чёрная туча. Нал..тел силь­ный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали, как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. дерев..ев да мягкие удары т..жёлых д..ждевых капел...

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запи­шите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.

Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. На каждом шагу тут зага..ки. Под дерев..ями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот ро..кий зв..рёквбелой шу..ке с. лит у куста, при­жал у..ки. Это за..ц!

2. Фронтальная работа

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запиши­те проверочные слова. Обозначьте в словах орфограммы.

Солнце село, но в л..су ешё св..тло. Птицы болтливо л..печут. М..ло- дая тр..ва блестит в..сёлым блеском изумруда. Алый свет в..черней зари медленно ск.льзит по к..рням и ств.лам д..ревьев. Вот и самые в..рхушки потускнели. Румяное небо с..неет. Л..сной запах усиливается.

По И. Тургеневу

(Самопроверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Весь я сделан из железа, У меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, А по мне все стук да стук. (Гвоздь.)

— Назовите орфограмму в слове-отгадке.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках

Сегодня к нам в класс вошли два приятеля-согласных (кстати, они часто ходят к нам на уроки парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одевают­ся. Но когда один говорит — его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.

— Что же это за согласные? Мы можем их узнать?

Это парные по глухости-звонкости согласные звуки. Пред­ставьте, что иногда два разных звука — звонкий и глухой — ока­зываются в слове рядом, и один так влияет на другой, что тот ста­новится тоже звонким (и тогда учёные говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение). Например, возьмём слово подшутить: [д] [ш] — по[тш]утить.

— Что мы слышим? Глухой [т] и глухой [ш].

— Что же произошло? (Оглушение.)

2. Работа по учебнику

Упр. 208 (с. 111).

— Прочитайте текст.

— Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфо­граммы.

— Как проверить слова с безударными гласными?

— Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите ор­фограммы в этих словах.

— Как проверить слова с парными согласными звуками?

— Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущен­ными и выделенными буквами и объясняют их написание.)

3. Работа со словом из словаря

— Какое новое слово встретилось в тексте? {Пороша.)

— Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпав­шего с вечера или ночью снега.)

— Найдите слово пороша в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом пороша, запишите.

— Запомните написание этого слова.

4. Работа по учебнику Упр. 209 (с. 111).

— Прочитайте. Выполните задание по образцу.

— Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает вы­деленная буква.

— В каких словах написание этих букв надо проверять? Обос­нуйте.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику Упр. 210 (с. 112).

— Прочитайте.

— Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?

— Назовите два способа подбора проверочных слов. (Изме­нить форму или подобрать однокоренное слово.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как найти проверочное слово для слова с парным по глу­хости-звонкости согласным звуком?

— Приведите примеры.

— Расскажите правило соседу по парте. Упр. 211 (с. 112).

(Работа в парах. Проверка.)

VIII. Рефлексия

Игра «Самый внимательный»

(Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с пар­ным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.)

Ено..-красавец смотрит вниз, Там потянулась сладко ры..ь. Плывёт могучий бегемо..,

Медве..ь над нерпою ревёт, И белый голу..ь там летает, Всех отдохнуть нас приглашает.

— Почему нужно проверять слова с парными согласными? {Потому что звук и буква могут не совпадать.)

— Какие слова называются проверочными? {Слова, в которых после согласного стоит гласный звук.)

— Оцените свою работу на уроке.

Наши рекомендации