IX. Подведение итогов урока.
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Урок 5 4. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне
Цель: отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с одним и двумя безударными гласными в корне.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова. По какому признаку они распределены по группам? (По частям речи.)
— Чем похожи эти слова? (Слова с двумя безударными гласными в корне.)
(Далее учащиеся по цепочке читают слова и называют проверочные слова к ним.)
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Измените слова так, чтобы безударный гласный стал ударным. Запишите по образцу. Поставьте в словах ударение, выделите корень, подчеркните безударные гласные.
Образец: часы — час.
1) Мосты, долги, трава, листы, блины, леса, лиса, ложди.
2) Следы, шаги, овца, доска, цветы, число, ведро, мячи.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. Последнее предложение разберите по членам, выпишите словосочетания.
Ст..ит т..шина в в..сеннем л..су. Не слышно птич..их голосов. Пож..лтели и осыпались лист..я в б..рёзовой а..лее. Редко показывается на небе ясное солнышко. Скоро зав..южит лёгким снегом з..ма узкие дорожки, ветки д..рев..ев.
2. Устный диктант
(Учитель называет слова, учащиеся поднимают сигнальную карточку с той буквой, которая обозначает безударный гласный, и называют проверочное слово.)
Скрипит, трещит, свистит, блестит, висит, сидит, угощать, пропадать, хватать, холода, весёлый, колосок, варить, сторожить, весело, свисток.
IV. Самоопределение к деятельности
— Спишите. Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные.
Колосок, зеленеет, молодой.
—Сравните слова. Чем они похожи? В чём их особенность? (Эти слова с двумя безударными гласными.)
—Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Выборочный диктант
—Выпишите слова с двумя безударными гласными в корне.
Море пламенем горит, Выбежал из моря кит: «Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!»
Здравствуй. Солнце золотое! Здравствуй. Небо голубое!
К. Чуковский
—Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите безударные гласные. (Помогите, золотое.)
—Подумайте, как проверить написание этих слов. Сколько проверочных слов нужно подобрать? (По два слова.)
—Подберите проверочные слова. (Помогите — помощь, помощник; золотое — золото, позолота.)
2. Работа по учебнику Упр. 201 (с. 107).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и объясняют их написание.)
—Назовите в каждой группе слово, от которого образованы другие слова.
3. Работа со словом из словаря
—Отгадайте загадку.
Два братца Через мать
Друг на друга глядят. (Берега.)
—Найдите слово берег в орфографическом словаре.
—Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
—Составьте предложение со словом берег, запишите.
—Запомните написание этого слова.
4. Работа по учебнику Упр. 202 (с. 108).
—Прочитайте стихотворение. Какое название подойдёт к этому стихотворению?
—Как автор описывает устройство рояля?
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
5. Письмо по памяти
—Прочитайте. Назовите орфограммы в словах. Объясните их написание. Подберите проверочные слова.
На б..рёзе т..ремок, Не в..сит на нём замок. Дверь открыта для ж.льца — Г..в..рливого скв..рца.
А. Чепуров
— Запишите стихотворение по памяти. (Взаимопроверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 204 (с.108).
—Прочитайте. Что вы заметили? Это текст? Почему?
—Выполните письменное задание к упражнению.
—Прочитайте текст.
—Как вы его озаглавили?
(Далее учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
—Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 109.
—Что интересного вы узнали?
VIII. Рефлексия
—Разделите слова на две группы.
М..роз, в..сна, ст..р..жить, в..ршина, м..л..дой, з..л..нели, к..л..сится, л..вушка.
—На какие две группы вы разделили слова? {С одним безударным гласным в корне и с двумя безударными гласными в корне.)
—Объясните, как проверить написание слова, в котором пропущены две буквы? Приведите примеры.
—Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
—Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
—Что показалось трудным?
Урок 5 5. Правописание слов с безударными гласными в корне
Цель: отработать умения проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова с проверяемыми орфограммами и объясните их написание.
— Как проверить безударный гласный в корне? (Надо подобрать однокоренное слово или изменить проверяемое слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.)
— Прочитайте слова с непроверяемыми орфограммами. Назовите орфограммы.
— Как проверить написание этих слов? {По орфографическому словарю.)
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Выпишите из текста слова с проверяемым безударным гласным о в корне. Рядом запишите проверочные слова.
Ребятишки принесли колючую семейку домой. Ежат и ежиху пустили в чулан. Марья Ивановна с Любочкой сходили на кухню, принесли кусочек мяса и положили его возле ежихи. Минуты через три ежиха почуяла мясо. Выглянула острая мордочка с маленькими чёрными глазками и чёрным, как блестящая пуговка, носиком. Затем показалась маленькая лапка с острыми коготками. Ежиха схватила мясо и начала жадно есть. Язычок у неё был розовый, как у котёнка.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы в словах. Слова второго предложения разделите на слоги.
Др..зды — бол..шие любители р..бины. Осен..ю, когда т..жёлые грозд..я покрывают дер..вца и сг..бают их ве..ки, др..зды огромными стаями нал..тают на р..бину. Кроме р..бины, др..зды поедают можжевельник, ч..рнику. Живут дрозды-р..бинники в б..рёзовых рощах и в л..су.
2. Фронтальная работа
— Запишите как можно больше слов с корнем -зим-, корень выделите.
(Несколько слов можно разобрать по составу.)
— Какое правило вы знаете о правописании корней в однокоренных словах?
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова.
К..л..сок, в..ч..рок, м..л..дой, з..л..неет, г..л..ва, д..р..вянный, д..р..той, в..с..литься.
3. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 4, с. 18-19)
IV. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте в словах орфограммы, подберите проверочные слова.
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо. (Оса — осы.)
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея — шеи.)
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло. (Сова — совы.)
На шесте весёлый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поёт отец —
Он и лётчик, и певец. (Скворечник — скворушка.) Что за стол среди берёз Под открытым небом? Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка — корм.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 205 (с. 109).
— Прочитайте пары слов.
— Сможете ли вы объяснить лексическое значение всех слов? Почему?
— А где можно встретить эти слова? Упр. 206 (с. НО).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите слова с безударными гласными в корне.
— Как проверить их написание?
2. Упражнение в подборе проверочных слов
—Устно подберите проверочные слова и назовите пропущенные буквы.
Х..дить, д..ржать, д..рить, сп..шить, м..рить, г.хтить, л..вить.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 207(с. 110).
— Прочитайте текст. Разделите его на предложения.
— Как можно озаглавить текст?
— Определите тип текста. (Повествование.)
— Разделите текст на три части.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Как проверить безударный гласный в корне?
—Какие слова являются проверочными и как найти проверочное слово? Приведите примеры.
VIII. Рефлексия
—Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов с орфограммами.
1) На чужой ст..ронушке рад своей в..ронушке. 2) Каждой птице своё гн-.здо любо. 3) Р.дная з..мля и в г..рсти мила. 4) Рукой победишь одного, а г.-ловой — тысячи. 5) Пр..стота, ч.хтота и пр..вота — лучшая кр.хота. 6) В..сна кр.хна цв..тами, ос..нь — хл..бами, а з..ма — сн..гами.
— Объясните смысл пословиц.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Кто сегодня на уроке был самым активным?
Домашнее задание
Записать десять слов с безударными гласными в корне.
Урок 5 6. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне
Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова, которые вы записали.
— Написание каких гласных нужно проверять?
— Назовите проверочные слова.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Образец: встрёча — встречать.
Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, корм, пляска, стон, свист, горе, смотр.
— От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой ? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Образец: мбре — морской.
Почта, тяжесть, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Небо быстро поч..рнело. Надвинулась чёрная туча. Нал..тел сильный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали, как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. дерев..ев да мягкие удары т..жёлых д..ждевых капел...
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.
Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. На каждом шагу тут зага..ки. Под дерев..ями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот ро..кий зв..рёквбелой шу..ке с. лит у куста, прижал у..ки. Это за..ц!
2. Фронтальная работа
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Обозначьте в словах орфограммы.
Солнце село, но в л..су ешё св..тло. Птицы болтливо л..печут. М..ло- дая тр..ва блестит в..сёлым блеском изумруда. Алый свет в..черней зари медленно ск.льзит по к..рням и ств.лам д..ревьев. Вот и самые в..рхушки потускнели. Румяное небо с..неет. Л..сной запах усиливается.
По И. Тургеневу
(Самопроверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Весь я сделан из железа, У меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, А по мне все стук да стук. (Гвоздь.)
— Назовите орфограмму в слове-отгадке.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках
Сегодня к нам в класс вошли два приятеля-согласных (кстати, они часто ходят к нам на уроки парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит — его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.
— Что же это за согласные? Мы можем их узнать?
Это парные по глухости-звонкости согласные звуки. Представьте, что иногда два разных звука — звонкий и глухой — оказываются в слове рядом, и один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда учёные говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение). Например, возьмём слово подшутить: [д] [ш] — по[тш]утить.
— Что мы слышим? Глухой [т] и глухой [ш].
— Что же произошло? (Оглушение.)
2. Работа по учебнику
Упр. 208 (с. 111).
— Прочитайте текст.
— Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.
— Как проверить слова с безударными гласными?
— Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.
— Как проверить слова с парными согласными звуками?
— Выполните письменное задание к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.)
3. Работа со словом из словаря
— Какое новое слово встретилось в тексте? {Пороша.)
— Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)
— Найдите слово пороша в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом пороша, запишите.
— Запомните написание этого слова.
4. Работа по учебнику Упр. 209 (с. 111).
— Прочитайте. Выполните задание по образцу.
— Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.
— В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 210 (с. 112).
— Прочитайте.
— Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?
— Назовите два способа подбора проверочных слов. (Изменить форму или подобрать однокоренное слово.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком?
— Приведите примеры.
— Расскажите правило соседу по парте. Упр. 211 (с. 112).
(Работа в парах. Проверка.)
VIII. Рефлексия
Игра «Самый внимательный»
(Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.)
Ено..-красавец смотрит вниз, Там потянулась сладко ры..ь. Плывёт могучий бегемо..,
Медве..ь над нерпою ревёт, И белый голу..ь там летает, Всех отдохнуть нас приглашает.
— Почему нужно проверять слова с парными согласными? {Потому что звук и буква могут не совпадать.)
— Какие слова называются проверочными? {Слова, в которых после согласного стоит гласный звук.)
— Оцените свою работу на уроке.