Рабочая программа по учебной дисциплине

С. М. ХАЛИН, Т. Ф. ГУСАКОВА, Л. Г. СУВОРОВА

Л О Г И К А

Издательство

Тюменского государственного

Университета 2009

УДК 16(075)

ББК 87.22 я 73

Х 172

С.М. ХАЛИН, Т.Ф. ГУСАКОВА, Л.Г. СУВОРОВА. Логика:Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2009. ____с.

Пособие содержит теоретический курс с примерами заданий, раскрывающих особенности применения логических знаний при решении различных задач, методические материалы, задания для контроля, тесты, глоссарий, список литературы. Подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Логика»

Предназначено для студентов специальностей ___________ «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление», _________ «Налоговое право».

Рекомендовано к изданию Учебно-методической комиссией Института государства и права ТюмГУ.

Рецензенты: Н. И. Губанов, доктор философских наук, профессор

Д.В. Грязных, кандидат философских наук, доцент

Научный

редактор: А.И. Павловский, кандидат философских наук, доцент

Ответственный

за выпуск: ______________________________________

ISBN ­­­­­­­­­­­_____________________________________

© ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2009

© Институт дистанционного образования ТюмГУ, 2009

© Институт государства и права ТюмГУ, 2009

© Издательство ТюмГУ, 2009

© С.М. Халин, Т.Ф. Гусакова, Л.Г. Суворова, 2009

___________________ ОГЛАВЛЕНИЕ __________________

ПРЕДИСЛОВИЕ ...........................................................................  
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ..........    
Пояснительная записка ................................................................    
Содержание дисциплины .............................................................    
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ .………  
Календарно-тематический план ..................................................    
Методические рекомендации по отдельным видам самостоятельной работы ...........................................................    
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ...............................................    
Раздел I. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ ..…………………    
Глава 1. Мышление как предмет изучения логики …………….  
Глава 2. Логика и язык …..………………………………………….  
Глава 3. Теоретическое и практическое значение логики .…..    
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ (ПРИНЦИПЫ) ЛОГИКИ .….    
Глава 1. Основные черты правильного мышления ..………….  
Глава 2. Закон тождества …………………………………………..  
Глава 3. Закон непротиворечия (противоречия) ……………….  
Глава 4. Закон исключенного третьего ..…………………………  
Глава 5. Закон достаточного основания .………………………..  
Упражнения по теме «Основные законы (принципы) логики)»    
Раздел III. ПОНЯТИЕ ……………………………………………….    
Глава 1. Понятие как форма мышления (понятие о понятии) ..  
Глава 2. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия …………  
Глава 3. Виды понятий ...……………………………………………  
Глава 4. Отношения между понятиями …………………………..  
Глава 5. Обобщение и ограничение понятий ..………………….  
Глава 6. Деление понятий. Классификация .……………………  
Глава 7. Определение (дефиниция) понятий …………………..  
Упражнения по теме «Понятие» ..……………………………….    
Раздел IV. СУЖДЕНИЕ .…………………………………………….    
Глава 1. Суждение как форма мышления (понятие о суждении) …………………………………………….....  
Глава 2. Состав простого суждения и его виды ………………..  
Глава 3. Сложное суждение и его виды .………………………..  
Глава 4. Отношения между суждениями по истинности. «Логический квадрат» ……………………………………………….  
Глава 5. Понятие модальности суждений ………………………..  
Упражнения по теме «Суждение» ……………………………….    
Раздел V. ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ …………………    
Глава 1. Вопрос и его роль в познании. Логическая структура вопроса ……..………………………………………………………...  
Глава 2. Виды вопросов …………………………………………….  
Глава 3. Ответ. Виды ответов ..……………………………………  
Глава 4. Уловки и ошибки в вопросно-ответном искусстве ….  
Упражнения по теме «Логика вопросов и ответов» ..………    
Раздел VI. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………    
Глава 1. Умозаключение как форма мышления, его структура.  
Глава 2. Необходимые умозаключения, основанные на отношениях между понятиями ..…………………………………..  
Глава 3. Необходимые умозаключения, основанные на отношениях между суждениями ……………………………….  
Глава 4. Правдоподобные индуктивные умозаключения ..…..  
Глава 5. Правдоподобные умозаключения по аналогии ..……  
Упражнения по теме «Умозаключение» .……………………….    
Раздел VII. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ ……………………………………………………    
Глава 1. Понятие об аргументации ……………………………… Глава 2. Доказательство и его виды ..……………………………  
Глава 3. Опровержение и его виды …………….………………  
Глава 4. Правила и ошибки доказательства и опровержения ..  
Глава 5. Спор как частный случай аргументации. Виды спора.  
Глава 6. Лояльные и нелояльные приемы и аргументы спора..  
Упражнения по теме «Логические основы теории аргументации»……………………………………………………….    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………    
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ………………………………………    
Тесты для самоконтроля 1 ………………………………………….    
Тесты для самоконтроля 2 ..……………………………………….    
Ключи к тестам для самоконтроля 1 ..……………………………    
Ключи к тестам для самоконтроля 2 .…………………………….    
Вопросы для подготовки к экзамену ……………………………..    
ГЛОССАРИЙ ……………………………………………………….    
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………….    

__________________ ПРЕДИСЛОВИЕ ______________

В настоящем учебном пособии систематически приведены основные материалы для изучения полного курса традиционной формальной логики. Как показывает многовековой опыт развития науки и практики, особенно опыт последних полутора столетий, логика является важнейшим инструментом всякой теоретической деятельности, с необходимостью должна привлекаться для решения любых научных и практических проблем. Ценность любых серьезных решений находится в прямой зависимости от того, насколько полно и глубоко тот или иной специалист владеет средствами логики. Фактически, логика является обязательным предметом изучения при подготовке специалистов всех специальностей.

Курс логики уже давно является неотъемлемой частью целого ряда различных видов высшего образования, прежде всего, гуманитарного, и в первую очередь — юридического. Он предполагает усвоение таких тем, как основные законы логики, понятие, суждение, умозаключение и, конечно, доказательство и опровержение, если шире — теории аргументации. Это обеспечивает анализ и постоянный контроль над любыми рассуждениями, своими или чужими, управление все усложняющейся мыслительной деятельностью современного человека, специалиста.

Несмотря на кажущуюся простоту, логика представляет собой очень сложный предмет для изучения и качественного усвоения. Особенно в отношении практического использования тех теоретических знаний, которые логика накопила к настоящему времени.

Цель данного пособия — служить средством изучения логической теории и ее практических применений. Это, в свою очередь, ведет к решению важнейшей задачи высшего профессионального образования — задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, потребность в которых постоянно возрастает.

Пособие подготовлено преподавателями кафедры философии Тюменского государственного университета д.филос.н., профессором С.М. Халиным, к.филос.н., доцентом Т.Ф. Гусаковой и к.филос.н., доцентом Л.Г. Суворовой.

___________ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Пояснительная записка

Учебное пособие составлено в соответствии с учебным планом и образовательным стандартом специальности 030500.68 «Юриспруденция».

Дисциплина «Логика» представляет собой самостоятельный курс для изучения студентами юридических специальностей.

Цель изучения курса — усвоение студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков в технике анализа и контроля процессов рассуждения.

Задачами курса являются изучение и усвоение:

— основ правильного логического мышления;

— особенностей выражения рассуждений в естественных языках и с помощью специальной символики;

— основных принципов (законов) законов логики;

— признаков и правил формирования и использования основных форм мышления — понятия, суждения, умозаключения — и логических операций с ними;

— признаков и правил построения аргументации, логических операций, лежащих в их основе — доказательства и опровержения.

В ходе изучения курса «Логика» студенты должны:

а) знать:

— сущность и содержание традиционной формальной логики, ее места среди других логических дисциплин и различных наук;

— объект, предмет и методы логики;

— задачи, принципы и функции логики;

— основы теории понятия, включая строение понятий, их виды и отношения, операции обобщения, ограничения, деления объема (включая классификацию) и определения понятий;

— основы теории суждения, включая строение простого и сложного суждения, их виды, отношения между ними, а также модальные характеристики;

— основы теории вопроса, включая его строение, виды, а также строение и виды ответов на вопросы;

— основы теории умозаключения, включая строение умозаключения, виды наиболее распространенных и часто употребляемых необходимых и правдоподобных умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии);

— основы теории аргументации, включая строение доказательства и опровержения, их виды, важнейшие правила и ошибки, связанные с ними;

б) уметь:

— определять содержание, объем, вид и отношения между понятиями;

— правильно осуществлять обобщение, ограничение, деление (классификацию) и определение понятий;

— выявлять структуру простых и сложных суждений, определять их логическую правильность, формальные и содержательные условия истинности;

— определять отношения между простыми и сложными суждениями по истинности, их модальные характеристики;

— выявлять структуру умозаключения, тип отношения следования между его посылками и заключением, зависимость истинности заключения от правильности и истинности посылок;

— определять правильность построения умозаключений различных видов;

— выявлять логические условия эффективной аргументации, возможности применения в ней различных видов доказательства и опровержения;

— применять логические требования к тезису, аргументам и демонстрации доказательства или опровержения.

Структура настоящего учебного пособия поможет студентам, изучающим логику, самостоятельно овладевать соответствующим теоретическим и вспомогательным материалом, закреплять полученные теоретические знания, развивать навыки и умения ими пользоваться на примерах из различных сфер теоретической и практической деятельности человека.

Содержание дисциплины

Тематический план

Специальность 030500.68 «Юриспруденция»

  № раздела и темы   Наименование разделов и тем курса лекций   Лекции Практи-ческие занятия Индиви-дуальная работа   Итого
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Раздел 1. Тема 1. Предмет и значение логики. Логика и язык. -
2. Раздел 2. Тема 2. Основные законы (принципы) правильного мышления.
3. Раздел 3. Понятие.
3.1. Тема 3. Понятие как форма мышления. -
3.2. Тема 4. Виды понятий. Отношения между понятиями.
3.3. Тема 5. Операции с объемами понятий. Обобщение и ограничение понятий.
3.4. Тема 6. Деление и определение (дефиниция) понятий.
4. Раздел 4. Суждение.
4.1. Тема 7. Понятие суждения. Простое суждение и его виды.
4.2. Тема 8. Сложное суждение и его виды.
4.3. Тема 9. Отношения между суждениями по истинности. Модальность.
5. Раздел 5. Логика вопросов и ответов. Тема 10. Логическая структура вопроса и его виды. -
6. Раздел 6. Умозаключение.
6.1. Тема 11. Понятие об умозаключении и его видах. Отношение следования.
6.2. Тема 12. Категорический силлогизм.
6.3. Тема 13. Необходимые умозаключения с использованием сложных суждений.
6.4. Тема 14. Индуктивные умозаключения и их виды. 0,5 6,5
6.5. Тема 15. Виды научной индукции. Индуктивные методы установления причинных связей.
6.6. Тема 16. Умозаключения по аналогии. 0,5 6,5
7. Раздел 7. Логические основы теории аргументации.
7.1. Тема 17. Логические особенности аргументации. Доказательство.
7.2. Тема 18. Опровержение. Правила и ошибки аргументации.
  Всего по курсу

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

РАЗДЕЛ 1. ТЕМА 1. Предмет и значение логики. Логика и язык.

Мышление как предмет изучения логики. Понятие логической формы и логического закона. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Язык и его основные функции. Естественные и искусственные языки. Знак и его значение. Дескриптивные и логические термины

РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2. Основные законы (принципы) правильного мышления.

Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность. Закон тождества. Закон непротиворечия (противоречия). Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.

РАЗДЕЛ 3. Понятие.

ТЕМА 3. Понятие как форма мышления.

Выражение понятий в языке. Приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Содержание понятия, признаки предметов и их виды. Объем понятия; класс, подкласс, элемент класса. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

ТЕМА 4. Виды понятий. Отношения между понятиями.

Общие и единичные понятия, универсальные и с нулевым объемом. Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные, соотносительные и несоотносительные понятия. Положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные понятия. Отношения между понятиями. Совместимость и несовместимость, их виды.

ТЕМА 5. Операции с объемами понятий. Обобщение и ограничение понятий.

Операции с объемами понятий: пересечение, объединение, разность классов, дополнение. Обобщение и формирование понятий. Ограничение и конкретизация знаний.

ТЕМА 6. Деление и определение (дефиниция) понятий.

Деление понятий и его виды. Деление по видоизменению признака. Правила и ошибки деления. Классификация и ее виды. Определение (дефиниция) понятий и его виды. Явные и неявные определения. Правила и ошибки определения.

РАЗДЕЛ 4. Суждение.

ТЕМА 7. Понятие суждения. Простое суждение и его виды.

Суждение и предложение. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения. Виды простых суждений: атрибутивные, релятивные, экзистенциальные; категорические суждения. Распределенность терминов категорических суждений. Круговые схемы категорических суждений.

ТЕМА 8. Сложное суждение и его виды.

Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок (союзов): конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности и операции отрицания. Условия истинности сложных суждений (табличное определение).

ТЕМА 9. Отношения между суждениями по истинности. Модальность.

Отношения между суждениями по истинности. Совместимость и несовместимость суждений, их виды. «Логический квадрат». Понятие модальности суждений. Виды модальности: алетическая, эпистемическая, деонтическая, аксиологическая.

РАЗДЕЛ 5. ТЕМА 10. Логическая структура вопроса

И его виды.

Предпосылка вопроса и запрос. Виды вопросов: правильные и неправильные, простые и сложные, открытее и закрытые вопросы, др. Ответ и его виды. Правила и ошибки, связанные с вопросами и ответами на них.

РАЗДЕЛ 6. Умозаключение.

ТЕМА 11. Понятие об умозаключении и его видах.

Отношение следования.

Структура умозаключения: посылки, заключение, отношение следования. Понятие строгого (логического) следования. Дедукция, индукция, традукция. Понятие о необходимых (демонстративных) и правдоподобных умозаключениях. Непосредственные умозаключения.

ТЕМА 12. Категорический силлогизм.

Состав силлогизма. Модусы силлогизма. Фигуры категорического силлогизма. Правильные модусы. Общие правила силлогизма. Правила фигур силлогизма. Простой сокращенный силлогизм (энтимема). Понятие о сложном и сложносокращенном силлогизме. Выводы из суждений с отношениями.

ТЕМА 13. Необходимые умозаключения с использованием

Сложных суждений.

Чисто условные умозаключения. Условно-категорические умозаключения и их виды; modus ponens и modus tollens. Разделительно-категорические умозаключения и их виды: modus ponendo-tollens и modus tollendo-ponens. Условно-разделительные умозаключения, дилемма и ее виды.

ТЕМА 14. Индуктивные умозаключения и их виды.

Связь индукции с обобщениями. Структура индуктивного умозаключения. Полная и неполная индукция. Популярная индукция. Индукция через отбор. Понятие вероятности и вероятностной оценки индуктивных обобщений. Условия повышения вероятности истинности индуктивных выводов. Понятие о научной индукции.

ТЕМА 15. Виды научной индукции. Индуктивные методы установления причинных связей.

Принципы научной индукции. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, метод различия, метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Понятие о статистических выводах.

ТЕМА 16. Умозаключения по аналогии.

Умозаключение по аналогии и его структура. Виды аналогии: аналогия свойств и отношений; строгая и нестрогая аналогия (изоморфизм и гомоморфизм). Моделирование и аналогия. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии и вероятностный характер нестрогой аналогии.

РАЗДЕЛ 7. Логические основы теории аргументации.

ТЕМА 17. Логические особенности аргументации. Доказательство.

Факторы убеждающего воздействия: социальные, психологические, лингвистические, логические. Понятие о доказательстве и его структуре: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства: прямое и косвенное доказательство; процедуры, сходные с доказательством.

ТЕМА 18. Опровержение. Правила и ошибки аргументации.

Структура опровержения и его виды: прямое и косвенное опровержение; процедуры, сходные с опровержением (критика). Правила и ошибки аргументации: в отношении тезиса, в отношении аргументов, в отношении демонстрации.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА 2. Основные законы (принципы)

Правильного мышления.

1. Мышление как предмет изучения логики. Понятие логической формы и

логического закона.

2. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Логика как наука о законах и формах правильного мышления.

3. Язык и его основные функции. Естественные и искусственные языки. Знак и его значение. Дескриптивные и логические термины.

4. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность.

5. Закон тождества.

6. Закон непротиворечия (противоречия). Закон исключенного третьего.

7. Закон достаточного основания.

ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМЫ 4 и 5. Виды понятий. Отношения между понятиями. Операции с объемами понятий.

Наши рекомендации