В работах редактора над ними 2 страница


Части же сложносочинённого предложения как бы нанизываются друг на друга. Например: Взаимоотношения, создающиеся между спорадическими и ситуационными раздражителями, гораздо сложнее, и механизм условнорефлекторного переключения нельзя свести только к изменению характера условного раздражителя; Сегменты изолированы друг от друга и от кольца, и каждый из них соединен с одной из кнопок пульта кабелем.
Простые синтаксические конструкции чаще встречаются в вводных констатирующих разделах научно прозы. Там же, где дается ал научных явлений, их аргументация, преобладают сложноподчиненные предложения, причем наиболее широко представлены предложения с придаточными , (по свидетельству П. Коваль, их в два раза больше чем в художественных текс .-См.: Коваль А. П. Практичнaстилiстикасучасноiукраiнськоiмови. Киiв, 1967, c. 263) и изъяснительными. Например: условно-рефлекторное переключение, которому посвящено настоящее сообщение со времени работы ф. М. Шитова В.В. Яковлевой на протяжении тридцати лет не раз привлекало и продолжает привлекать внимание исследователей различных физиологических лабораторий, М. С. Алексеева, используя комплексный кратковременно действующий раздражитель как установочный для оборонительнг о стереотипа (пищевой стереотип на те же условные раздражители ничем не предварялся), показала. что отдельные компоненты этого комплексного раздражителя обладают той жeспособностьювызыватьпреключениепищевой реакции на оборонительную, что и весь комплекс.
Довольно часты в научной речи сложноподчинённые предложения с союзным придаточным условия (например: Если же соответствующим образом выбрать начало координат, то уравнение параболы упростится), цели (например: чтобы найти эту величину, необходимо положить равным нулю выражение, стоящее в скобках), причины и следствия (например: Полученное выражение не имеет смысла, так как логарифмы отрицательных чисел не существуют;Решением является сумма двух показательных функций, потому что корни характеристического уравнения действительные и разные; Поверхность набухает, вследствие чего возникают трещины).
В научнойречи часто используются сложноподчиненные двучленные предложения со сравнительной придаточной частью. Например: Возможность образования условных рефлексов на висцеральной раздражитель на базе безусловнорефлекторных измененийэлектрической активности мозга, подобно тому как это показано для экстероцептивнох сигналов, является еще одним доказательством общности механизмов формирования экстероцeптивных и интерoцептивных временных связей (союз подобно току как здесь передает значение соответствия, равенства сравниваемых явлений).
Используются предложения с уступительной придаточной частью: Растяжение мочевого пузыря, кишечника и желудка вызывает реакцию десинхронизации, хотя в некоторых случаях, nри наиболее слабом раздражении их рецепторов, отмечаются и синхронизирующие эффекта с придаточным времени: После того как установлены необходимые координаты и поворотная головка приспособление для сверления кости черепа Г, с механическим переводом, и производят сверление кости (союз после того как здесь указывает, что действие главной части начинается только приводом, начинается только после действия придатной) или В результате, как только угасает ориентировочный рефлекс на фигуру-образец,рисунок приобретает значение физиологически сильного раздражителя (coюз как только здесь указывает, что действие главной части следует за действием придаточной особенно быстро).
Используются предложения с придаточной присоединительной частью, которая содержит дополнительное сообщение по поводу высказанного в главной части: После удаления твердой мозговой оболочки в пределах высверленногоотверстия к введения микро-электрода поверхность мозга заливалась агар-агаром,что снижало пульсацию и предохраняло мозг от высыхания и охлаждения.
В научной речи употребляются сложноподчинённые предложения, состоящие из таких частей, содержание которых сопоставляется (по существу эти предложения приближаются к сложносочинённым): Однако блокирование синтеза на матрице не ведет к разрушению уже готовой условно связи, тогда как разрушение путем введения рибонуклеазы уничтожает ее (союз тогда как утратил временное значение и выражает сопоставительно-противительные отношения) .
Используются также предложения переходного типа от сложно- подчиненного к сложносочинённому. Это сложные[ЭГ1] [ЭГ2] [ЭГ3] приложения с пояснительными отношениями между частями. По структуре такое предложение сложноподчиненное, а по отношениям между частями-сложносочинённое: Представляло интерес выяснить степень специализации переключающих агентов, т.е. ограничивается ли их действие условными сигналами или оно более генерализовано.
Широко распространены в научном стиле такие сложные структуры, как многочленные сложноподчинённые предложения, имеющие одну главную и несколько придаточных частей. Причем употребляются два типа отношений между главной и придаточным частями: 1) все придаточные относятся непосредственно к главной части предложения: Из анализа существующих представлений о природе условнорефлекторного переключения следует, что имеет различный подход к раскрытию механизмов этого феномена, что ряд положений о его механизмах представлен в слишком общей форме и что многие из них расходятся как по существу, так и по формулировкам: 2) придаточные части образуют последователь цепь, т.е.первая относится к главной части, вторая к первой придаточной, третья ко второй придаточной т.д.; Это убедитено показано нашей сотруднице, которая хронических опытах на собаках установила, что внутримышечное введение гексония в дозе 1 мг/кг полностью блокирует рефлекс желудка, вызываемыйорошением слизистой оболочки тонкого кишечника глюкозой, т. е раздражителем симпатических афферентных волокон.
Поскольку в сложноподчиненном предложении основная мысль обычно содержится в главной части, в научной речи главное предложение чаще предшествует придаточному, выступая в качестве логического центра и иcходного пункта всего высказывания. Например: Эквипотенциональные линии на графике можно проводить произвольно густотой, но обычно их проводят на карте полей так, чтобы они соответствовали одинаковым приращениямпотенциала.
В качестве главного предложения часто употребляются неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные предложения. Например: Предположим, что в некоторой точке ряд расходится, то да он будет расходиться любой точке;Положим что функция удовлетворяет дифференциальному уравнению; Известно, что все элементарные функции непрерывны; Можно заключить, что существует такое значение, при котором ряд сходится абсолютно; Можно показать, что ряд расходится не только при x=0; Отсюда очевидно следует, что исходное дифференциальное уравнение имеет единственное решение при данных начальных условиях; Следует отметить, что самими психологами сделаны попытки к пониманию физиологической сущности установки; Известно, что экспериментальные исследования установки основываются на создании и изучении различного рода иллюзий (объема, веса, силы давления, освещения и др.).
Как видно из примеров, безличные предложения, являющиеся главным предложением, обычно имеют определенный тип сказуемого, обычно имеют определенный тип сказуемого, а именно составное сказуемое с модально-оценочным значением служебной части. По содержанию они выражают отношение говорящего к излагаемому в придаточной части факту.
Иногда без личные предложения начинают новый абзац, связывая содержание предшествующего и последующего абзацев:
У мышей до 10-дневного возраста и особенно у новорожденных это снижение РНК было выражено очень слабо н не всегда. Интересно отметить что у мышей с 15-дневного возраста, когда уменьшение количества РНК под действием рибонуклеазы начинает выявляться со всей отчетливостью, только появляется возможность выработки двигательного оборонительного условного рефлекса лабиринте… Содержание РНК в нервных клетках головного мозга под влиянием дезокcирибонуклеазы и актиномицина в наших опытах изменилось в малозаметной форме….
Стремление вместить в одну фразу максимум информации приводит в научном тексте к широкому использованию конструкций насыщенных существительными в родительном падеже, обычно вы строенными в виде цепочки. При этом «собственно синтаксическая структура такого предложения не обнаруживает признаков усложнения, напротив, она характеризуется кристаллизацией своей основной конструктивной схемы, прояснением и упрощением своего синтаксического каркаса». Например: Подобная спорадичностьпоселений сурков не вытекает только из особенностей размещения благоприятных мест обитания у пределов распространения; Разбор значений концентраций отдельных измерений в каждой серии невысок; Наблюдаемые изменения спектра оксигемоглобина вызваны возбуждением дополнительных электронных уровней либо железа гема, либо азота амидазольного остатка гистидина белковой части молекулы; Высказывается предположение о достаточности широкого дивергенции и конвергенции (перекрытия) вертикальных связей между уровнями зрительной системы для организации описанного нами поведения зрительной системы в данном временном интервале и экспериментальной ситуации.
Особенно часто цепочка последовательно прикрепляющихся родительных падежей существительного используется в заглавиях. Например: оценка доверительных показаний надежности систем однофазногоиспользования; Правила хранения, приемки и транспортировки строительных материалов.
Широко используются в научной речи конструкции с деепричастными оборотами. Деепричастные обороты всегда содержат элемент добавочного сообщения, подчеркивают ту или иную мысль, событие или явление. Например: Эти «побочные условные раздражители экспериментальной ситуации, не вызываянепосредственно внешне реакции, лишь подготавливают ее осуществление путем повышения возбудимости центров безусловного рефлекса измененийй тонуса коры больших полушарий.
Часто употребляемые в научном стиле конструкции с отглагольным существительных придают изложению лаконичность, компактность, сжатость. Например: При проведении опыта посторонним никакой реакции; Дляобъяснения физиологических механизмов условно рефлекторпереключениябыла выдвинута концепция тонического условного рефлекса.
Типичны для научного стиля предложения с однороднымичленами, которые перечисляют логически однородные понятия. Например: Соотношение афферентно-восходящих путей, форм и степени кортикализации различных типов интеро- и экстероцептивных рефлекторных реакций; Иной результат получается при сочетании метронома с растяжение этого участка кишечника баллоном (давление 120 рт. ст.), которое вызывает хорошо выраженное, быстро наступающее и быстро заканчивающееся (с прекращением растяжения) торможение пищевой желудочной секреции.
Нередко однородным членам предшествуют обобщающие слова. При этом, как правило, однородные члены или группы распространенных групп соединены бессоюзной связью: В первой серии опытов у мышей определились врожденные кожноспециалuзированные рефлексы; сосательный, отряхивательный, чесательный, умывательный и лизательный; К наиболее существительным вопросам феноменологии условнорефлекторного переключения можно отнести следующие формы или вариации условнорефлекторного переключения: свойства и характер взаимоотношений переключенных условий связей; физиологическая характеристика факторов переключения: электрографические проявления условнорефлекторного переключения и особенности условнорефлекторногоппереключения у людей.
Часто сами эти однородные члены представляют собой распространенные предложения, подчеркивая последовательность изложения; Этираздражители-переключателикоторые не вызывают внешнего проявления условной реакции, во-первых, действуют длительно, тонически, во-вторых, они могут не иметь жесткой временнойсвязи с другими компонентами комплекса(условный сигнал)и, соответственно, с безусловным подкреплением.
Особую роль в научной речи играют вводные слова словосочетания и вставные конструкции.
Вводные слова и словосочетания представляют собой внутренние введения, подчеркивают последовательность изложения. Часто они начинаю новое предложение или абзац. Например: Следовательно, различные типы интеро- экстероцептивныхрефлекторных реакций имеют различные механизмы связей их афферентного звена с ретикулярной формацией и корой больших полушарий, характерна с различными формами и степенями кортикализации; Таким образом, экспериментальные данные получены при помощи методов условных рефлексов электроэнцефалографии с применением ганглиоблокаторов и разрушения определенных нервных структу; Наконец, следует остановиться на связи условнорефлекторного переключения с явлениями «установки»,экспериментальные условия которой широко и последовательно проводятся в Советском Союзе.
Как известно, в зависимости от выполняемой функции вводные словосочетания делятся на группы, или разряды. Например, вводные слова, указывающие на последовательность изложения (во-первых, во-вторых и т. п.-в научной периодической печати они нередко заменяются цифровой нумерацией): вводные слова выражающие предположение (очевидно, вероятно т.п.- они используются в научной литературе при изложении гипотезы) и др. Особенно характерна для научной речи группа вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким вводным словосочетания тот или иной факт может быть представлен как вполне достоверный (действительно, конечно, разумеется), как предполагаемый (положим, видно, надо помогать) или как возможный (вероятно, должно быть, возможно). Приведем примеры: Развитие рефлекса типа «что с этим можно сделать», очевидно, связано и с теми проприоцетивными раздражителями, которые идут от мышц при осуществлении акта рисования; И действительно, с точки зрения условий возникновения конечного результата, в этих явлениях много общего, особенно, если учесть, что установка представляет собой состояние целостной личности, которую можно охарактеризовать как готовность, направленность к определенной активности.
Используется научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на то, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение, каков источник сообщению по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определениюи др.). Например: Ответ, по мнению автора, всегда опережает свою истинную причину- цель, а не следует за внешним стимулом; По данным исследователя, угашение пищевого двигательного условного рефлекса имеет волнообразный характер и наступает после 35-100 неподкреплённый условного раздражителя пищей.
Употребляются в научной речи и вводные предложения. Они содержат указание на степень достоверности сообщения, на характер протекания действия, устанавливают связь между данным сообщением и предыдущим, между данным сообщением и последующими.Например: можно думать, проприоцептивные раздражения способствуют развитию специфических для человека особенностей ориентировочного рефлекса.
Распространены в научной прозе и вставные конструкции (отдельные слова, словосочетания, разные виды предложений, которые вносят дополнительные сведения или замечания, новое сообщение, уточнение, пояснение): У собак с двумяпищевыми двигательными рефлексами, выработанными с разных конечностей на разные раздражители (звук вызывал подьем передней лапы, свет-задней), на условный сигнал возникала реакция той конечности, к которой в данный момент прикреплялась провязка.
Вставная конструкция может иметь в своем составе вводную конструкцию: Для каждой кривой, соответствующей определенному нейрону, на разных частотах число импульсов колеблется, однако только в двух случаях (у клеток № 13 и 92- соответственно на частотах 6 и 8 кол/сек)число импульсов на последующие частоты больше, чем на предыдущие (последнее, как нам кажется, можно объяснить колебаниями функционального состояния животного).
К специфическим чертах научного стиля относится употребление конструкций с двумя и болеевставками пояснениями.
Широко представлены в научном стиле предложения с обособленными конструкциями. По данным О.Б. Сиротининой, С. А. Бах и др., предложения с двумя обособленными конструкциями составляться в среднем 20-30% от всех предложений с обособлениями, предложения с шестью обособленными конструкциями составляют около 3%, есть предложения с 8, 9, 12 даже 18 обособленными конструкциями (часто для выделения этих конструкций используются скобки). Отсюда высокая средняя длина предложений в научной литературе. Например: Строение витамина К, содержащегося в растениях (называемого витамином К), отлично витамина К, содержащегося в микроорганизмах (называемого витамином К).
Отличительная черта научной прозы- последовательная композиционная связанность изложения.
Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов или групп слов, отражающих этапы логического изложения и являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения. Это целый ряд наречий наречных выражений и других частей речи, а также сочетания слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, заключение, в конце концов, следовательно, в результате, далее, затем, другими словами, в связи с этим, в общем, по существу, вкрацте, как видим и др., которые обычно стоят в начале предложения. Они служат, как правило, не для связи слов предложении, а для связи частей целого текста. Близки к ним словосочетания типа: следует указать, интересно отметить, наблюдения показывают, в данной работе, в последующем и др. При помощи этих внутренних введений осуществляется переход от одной мысли к другой, выделение главного и т. п. Приведем примеры: К тому, же бетонные марши имеют весьма низкие декоративные качества; В связи с этим возникла необходимость защиты наиболее уязвимой части ступени, а именно ее грани.
Последовательная композиционная связанность текста достигается также частным употреблением указательных местоимений это, эти, этот, тот, так, то, в которых обобщается определенная часть содержания предыдущих предложен Например: Результаты опытов с функциональной пробой показывают, что изменения электрической активности большого мозга и изменения возбудимости анализаторов не всегда однонаправлены. Увеличение синхронизации биопотенциалов коры может сопровождаться как пониманием, так и повышением возбудимости. Эти результаты подтверждают литературные данные о том, что под сходными изменения электрической активности головного мозга могут лежать различные функциональные состояния. Наиболее распространенный тип связи суждений в научной литературе- это повторение одного из элементов структуры суждения, движение мысли «через субъект или предикат (например: произведение мысли на перемещение рассматривается как самостоятельная физическая величина. Эта новая физическая величина получила особое название: работа силы), что является отражением линейности изложения.
Синтаксическим средством выражения логического членения и связности текста научной речи является также порядок расположения членов предложения. Здесь широко представлена нестилистическая инверсия подлежащего и сказуемого. Большинство предложений в научной речи начинается не с подлежащего, а с обстоятельства, дополнения или предикативного члена. Например: За последние годы в исследованиях, касающихся нисходящих влияний мозжечка, используется простейшая двухнейронная рефлекторная реакция спинного мозга; В настоящей работе приводятся результаты экспериментов на преколликулярных кошка, у которых систему эфферентных связей мосжечка составляли его проекции не только на структуры продолговатого мозга и моста, но и на образования среднего мозга, в частности красные ядра и сетчатую формацию; Исследовались эффекты раздражения околочервячной зоны передней доли мозжечка, обширно связной с его промежуточным ядром, максиально проэцируещимся на область красных ядер и сетчатую формацию средней мозга, на моносимпатические реакции спинного мозга.
Активизация логического принципа в словорасположении приводит в научной речи к особому расположению сильноуправляемого члена. В современных научных текстах управляемое слово располагается в непосредственной близости от глагола, чаще всего после него. Например: Для определения надежности устройства пока еще не имеется освоенных приборов.
Обстоятельные слова обычно ставятся перед сказуемым. Например: В этом районе было проведено два испытания.
Части составого сказуемого не разьединяються.
Характерна для научной прозы препозиции определения. Например: Сходные характеристики находим и у других элементов; Наземный приемный комплекс будет принимать и регистрировать прямой сигнал.
Вводные слова обычно ставятся после одного из главных членов предложения или в начале предложения; союзы- после глагола; пояснения, заключенные скобки, даются в конце фразы.
3 Специфичен и синтаксический состав заглавий научных произведениях, особенности которого вытекают из особенности научного функционального стиля. Заглавия научной, особенно научно – технической литературы, должны отвечать определённым требованиям: в плане содержания – высокой информативности, А в плане выражение – требованию наиболее точного и чёткого и в наиболее краткой форме изложения. Оптимальной синтаксической конструкцией, реализующей эти требования, является односоставное предложение номинативного характера. В качестве стержневого слова здесь обычно выступает управляющее существительное именном падеже, которое всегда располагается в начале предложения (перед ним может стоять только согласованное С ним определение). Приведём примеры заглавий: Триоды; Электромоторы (тип нераспространённого номинатива); Определение эффективности систем индексирования; Перфокарты для подготовки списком документов; Электрические установки с ламповыми генераторами др.( тип распространённого номинатива ).Заметим попутно, что подобные конструкции в сфере попутно Информационного поиска очень удобно, они облегчает автоматизация перевода на формализованный язык.
Наиболее часто заглавия – предложение именного типа беспредложным управлением. Например: Вопросы транслитерации; Индексирования научно-технической литературы. Широко используются и предложенное управления. Например: Машина для перевода. Иногда начальная именной сочетание представляет собой предложения – подвижную группу В косвенным падеже. Например: Об использовании машины.
Реже встречаются (их следует признать неудачными ввиду некопактивности и некоторой расплывчатости )номинативное с плотности рованным распространённым определением (обычно выраженным причастным оборотом закрылось. Например: Способ стирание знаком, Написанное горячие гравировкой; Система для переписи печатных текстов формулу, удобную для машинного чтения. Такие конструкции лучше исправить. Например, вместо Муравьи, используемые для борьбы с вредителями леса следует написать Использованием Воробьевы для борьбы с вредителями леса; вместо Звуковые волны под водой, обусловленные поверхностными волнами в океане лучше написать: Возникновение звуковых волн под водой под действием поверхностных волн в океане.
В именном теперь заглавия с беспредложным управлением наиболее часто используется родительный падеж (например: Типы односоставных предложений), с предложным управлением – родительный падеж предлогом для: Вентиляционная пробка для свинцового аккамулятора; Устройство для меньше не потерь электролита. Широко потребляется и предложный падеж (с предлогами в,на, по,при,о,) (например: Учения о языке; Электрическая изгородь на пастбище); творительный падеж (с предлогом с (со) (например: Электродинамические установки нация ламповыми генераторами); дательный падеж (с предлогом по) (например: Программированное управление станками по непрерывному методу); винительный падеж (с предлогом на, в) (например: Ввод бланков в вычислительную машину).
Из Предлогов в начальной предложно-падежной группе чаще всего используется предлог о (об), который выражает общий аспект рассмотрения объекта или процесса исследования. Например: О роли процессов ионизации в ртутных лампах; Об экономических аспектах Применение сверхпроводниковых колебаний.
Иногда для обозначения не общих, а частных аспектов исследования прибегают в заглавия предлогов к. Например: К вопросу о моделировании водохранилищ – охладителей; К вопросу о влиянии кривизны на динамику потока; К вопросу изготовления печатных форм. В ряде случаев подобные заглавия требует вмешательства редактора. Возможная правка: Моделирование водохранилищ-охладителей; Влияние кривизны на динамику потока; Изготовление печатных форм.
Кроме именовать типа односоставного предложения в заглавиях научных работ используется для инфинитивный тип, но встречается он значительно реже. Это своеобразный призывы – лозунги, более пригодные для газетных статей и рекламных изданий.Например: Улучшить методику калькулирование себестоимости целлюлозно– бумажной продукции. Ещё реже употребляются односоставные предложения с предикативными словами или наречиями в качестве главного члена. Например: Нужны новые приборы контроля изоляции. Такие заглавие, как и инфинитивные, в целом неудачны в научном стиле и, как правило, нуждается в редактировании. Встречается в научной прозе и заглавия, представленные двухсоставным приложениями. Например: Система заработной платы – важный рычаг научной организации труда; Документация и информация – темы современности; Экономическое стимулирование производства – на новую ступень; Имеется ли предмет развития науки? отживают ли журнальные публикации? Как правило, какие заглавие избыточным научной прозе. Подсчитано, что оптимальная средняя длина заглавий научных произведений должна иметь в интервале до 80 знаков (не при не превышать 8 слов).
Таким образом, можно сделать выбор вывод, что продуктивны и отвечают требованиям высокой информативности, точности, чёткости и краткости заглавий научных работ следующие структурные типы: способствует на номинатив и именные сочетание с предложенным и беспредложенным управлением. Непродуктивно, но все же встречается: двусоставные предложения с глаголом в личной форме, вопросительный двусоставные предложения, инфинитивный и нареченный типы односоставных предложений, конструкции с причастным оборотом и начальные предложено-падежные конструкции типа " К вопросу о" иди "К вопросу...".
4. Структура научного текста представляет собой систему единиц различных уровней. Единица самого высокого уровня – сложный синтаксическое целое и абзац.
Сложное синтаксическое целое, для обозначения которого употребляется и другие термины (сложный синтаксическая единство, компонент, сверх фазовое единство, суперфазовое единство, прозаическая строфа и др.),– это "объединение самостоятельных предложений в более крупные, чем предложения, речевые отрезки", характеризующиеся единством мысли, темы, смысловой и структурной завершенностью и спаянностью всех компонентов.
Сверхфраховое единство – это логически обусловленная, формально – самостоятельная, синтаксически и семантически спаянная и функционально завершенная единица языка.

В каждом сверхфразовом единстве, как правило, есть основное ключевое предложение, выражающее основное понятийное содержание, основной предмет данной мысли. Вокруг этого предложения концентрируется все синтаксическое целое. Если же предмет приходится характеризовать с разных сторон, тогда появляется несколько (или множество) "подключевых" предложений, формирующих сверхфразовое единство.

Самостоятельные предложения объединяются в сложные синтаксические целые при помощи различных средств синтаксической связи: параллельной, цепной и др.

При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются, они полностью или частично схожи по своему синтаксическому строению (однотипность, одинаковый порядок слов, одинаковое грамматическое выражение членов предложения).

При цепной связи предложения как бы сцепляются: какой-либо член (или члены) предшествующего предложения повторяются к последующем, что способствует последовательному развитию мысли. (Такой вид связи предложений в структуре сложного синтаксического целого особенно распространен в научной речи.)

Предложении внутри сложного синтаксического целого могут скрепляться с помощью присоединительной связи. Отделенные от основное части высказывания точкой, присоединительные конструкции, однако, остаются тесно связанными с ней по смыслу и грамматически.

Организующим, связующим центром в сложном синтаксическом целом является соотнесенность видo-временных форм сказуемых (единый видо-временной план предикатов), а также модально-оценочное и ритмико-интонационное единство (единый модально-оценочный и единый ритмико-интонационный план объединяемых в сложное синтаксическое целое предложений) .

Формы связи между предложениями, входящими в сложное синтаксическое целое, могут быть собственно синтаксическими (союзы, союзные слова, частицы, местоимения наречия, близкие к союзам, и т. п.), лексико-синтаксическими (лексические и местоименные повторы) и осуществляемыми простым примыканием. При выборе форм связи между самостоятельными предложениями редактор должен помнить, что каждая из них окажется предпочтительной лишь в определенном контексте.

Особую роль в структуре сложного синтаксического целого играет первое предложение, которое часто его синтаксически организует, оформляя границы начала мысли, как бы скрепляя весь текст, а также концовка - последнее предложение сложного целого. Сложные синтаксические цельте могут объединяться в еще более сложные композиционно-синтаксические построения - абзацы.

Абзац и сложное синтаксическое целое - разные категории. Сложнее целое может совпадать с абзацем, иногда в одном абзаце оказывается несколько сложных целых, очень часто несколько абзацев составляют одно сложное целое, бывают случаи, когда сложное целое состоит из одного предложения (например, пословицы, крылатые выражения, вопросно-ответная форма и т. д.) . Абзац это семантико-стилистическая категория, не имеющая своей особой грамматической формы. Сложнее же синтаксическое целое - это категория стилистического синтаксиса, представляющая собой сочетание предложений. Абзац отличается от сложного синтаксического целого и в интонационном отношении: абзацные фразы имеют выделительную интонацию, а сложные целые -- перечислительную.

Наши рекомендации