Замечания по динамической модели.
Панель Ан-24 / 26.
Предисловие.
Выход в свое время Ан-24РВ от RFSroup для Microsoft Flight Simulator 2000был настоящим прорывом в "самолетостроении". После выхода MSFS 2002 очень многие пытались приспособить этот шедевр под новый симулятор, но, к сожалению, ничего хорошего из этого не получалось. Для нового симулятора требовалась новая модель и новая панель. Модель Ан-24Б сделал Дмитрий Самборский (ака samdim), и, не смотря на отсутствие нормальной динамики, она сразу же смогла заменить старую модель.
С панелью дела обстоят несколько сложнее, если модель серийного Ан-24Б практически не менялась от экземпляра к экземпляру, то самолетов с одинаковым набором пилотажного и навигационного оборудования практически не встречалось. На протяжении всего срока эксплуатации этого самолета было выпущено огромное количество вариантов оборудования, кроме того, оно менялось и модернизировалось на местах. По этому создать какую либо реальную панель реального самолета не представляется возможным. Кроме того, захотелось создать панель, имеющую весь комплект навигационного оборудования, которое могло устанавливаться, например, на военных или полярных вариантах машины, естественно, характерных для этого периода развития авиации. Панель включает в себе оборудование, как и Ан-24, так и Ан-26, так что ее спокойно можно будет использовать и с Ан-26. Конечно, поклонники реализма могут обвинить меня в отсутствии такой панели в реале, но, по моему мнению, будет немало поклонников пусть не совсем реальной, но удобной и функциональной (это мое мнение, не претендующее на истину).
Авторы.
Предложение работы над панелью, все GAU приборы, битмапы к XML приборам, моральная и техническая поддержка, тестирование и консультации – Степан Грицевский.
Панель, некоторые приборы и сборка пакета - Валерий Бочарников.
Боковые виды сделаны на основе фотографий Михаила Митина.
Сценарий маяков РСБН Андрея Прядко.
В разработке автопилота АП-28Л оказал огромную информационную поддержку Сергей Скожевников (ака NAV).
В работе огромную помощь оказало РЛЭ Ан-24, отсканированное и опубликование на http://www.flightsim.ru/ Дмитрием Ермаковым.
Большое спасибо Владимиру Соколову и Дмитрию Колеснику, чьи XML приборы служат для меня образцом и учебником.
Ну и конечно нельзя не выразить благодарность создателям Ан-24РВ: Валентину, Александру Раппопорту, Дмитрию Просько и другим.
Состав пакета и установка.
Панель состоит из архивного файла VB_STT AN-24 Panel.zip. Разархивируйте его с сохранением путей в корневую папку MSFS. В пакете имеется папка An24_CFG, служащая для настройки и нормальной работы приборов. Она должна находиться в папке GAUGES. То же самое касается и файла An-24Gau.cab, поместите его без разархивирования в папку GAUGES.
Интерфейс панели.
Самолет Ан-24 имеет достаточно сложное оборудование и управляется экипажем из четырех - пяти человек. Поместить большое количество приборов на экран, не ухудшая их качество, не представляется возможным. Создание на ограниченной площади экрана удобного интерфейса для управления большим количеством оборудования является одной из главных проблем при разработке панели. В данной модели применена концепция отдельных рабочих мест. Модель рассчитана на управление одним человеком, который в зависимости от этапа полета может находиться на одном из двух рабочих мест экипажа, командира или штурмана. Присутствуют в модели и некоторые элементы рабочего места второго пилота, примерно как это реализовано в панели Ил-18Д. Разделение рабочих мест не совсем соответствует реальному, ставилась задача максимально облегчить одному человеку управление всем оборудованием самолета, по возможности сохраняя реалистичное размещение приборов.
Управление панелями.
Переключение между панелями осуществляется с помощью мыши, некоторые панели можно переключать также с помощью клавиатурных комбинаций “Shift-1”, “Shift-2” и т.д.
С целью устранения затенения обзора и взаимного перекрытия панелей, а также для повышения оперативности работы, для вызова и закрытия дополнительных панелей применены специальные приборы, позволяющие избежать появления ненужных панелей, например штурвала на панели штурмана. В связи с тем, что панели штурмана и КВС меняются местами, при открытии возможно появление такого глюка, как нахождение автопилота или СПУ, например, под панелью штурмана. Я нашел только один способ устранения этого недостатка:
После загрузки панели сразу же переключитесь на панель штурмана, и нажатием курсора мыши по шильдику с соответствующей надписью, откройте и закройте панели автопилота, СПУ и КУРС-МП. Если Вы этого не сделаете, и откроете автопилот, например, с панели КВС, то с рабочего места штурмана он будет недоступен. Придется перегружать самолет.
Замечания по динамической модели.
Как уже неоднократно отмечалось, динамика Ан-24Б Дмитрия Самборского, под которого собственно и делалась панель, является по своей сути не турбовинтовой, а реактивной, поэтому и не совсем подходящей. Уже не говоря об отличиях физики полета от реальной, имеются некоторые проблемы с приборами. Так не работают системы противообледенения планера и винтомоторной группы, поэтому щелкать по соответствующим тумблерам пока бесполезно.
Еще следует отметить отсутствие в оригинальном файле Aircraft.CFG секции [Radios], что проявлялось как минимум в не функционировании системы КУРС-МП. Для устранения этого недостатка запишите в свой Aircraft.CFG следующий текст:
[Radios]
// Radio Type=availiable, standby frequency, has glide slope
Audio.1=1
Com.1=1, 0
Com.2=1, 0
Nav.1=1, 0, 1
Nav.2=1, 0, 0
Adf.1=1
Transponder.1=1
Marker.1=1
Еще одним совершенно необходимым изменением в файле Aircraft.CFG является необходимость отключения дефолтного автопилота, иначе у Вас возникнут проблемы с используемым автопилотом АП-28Л1. Для этого секцию [autopilot] замените целиком, следующим текстом:
[autopilot]
autopilot_available=0
flight_director_available=0
default_vertical_speed=1800.000000
autothrottle_available=1
autothrottle_arming_required=1
autothrottle_takeoff_ga=1
autothrottle_max_rpm=90.000000
Теперь остается подождать, когда кто-нибудь из специалистов сделает нормальную турбовинтовую динамику, достойную этого самолета.
Кабина пилота.
Кабина пилота состоит из основной панели, на которой размещено большинство приборов и дополнительных панелей.
С помощью иконки “АП-28Л” (внизу - справа) можно вызвать панель автопилота, на которой помимо пульта автопилота расположен указатель триммера руля высоты.
Бортовой радиолокатор в кабине пилота относится к чисто декоративным элементам. На его месте находится невидимая кнопка открытия панели штурмана, тоже самое касается локатора на панели штурмана, служащего для открытия панели КВС.
Штурвал, закрывающий часть приборов, убирается щелчком мыши по эмблеме "Ан". Открыть его можно щелчком по месту расположения его оси. На штурвале расположена также кнопка для вызова панели СПУ с соответствующей надписью. Кому удобнее летать без штурвала, СПУ могут открыть с помощью иконки правее часов.
Выше локатора, где изображен пульт радиостанции, находится невидимая кнопка вызова верхней панели или оверхеда, как ее называют, на ней размещены системы КУРС-МП, Двойной АРК, СОМ1 и СОМ2, а также ответчик и пульт выбора радиосистем из комплекта Курс-МП.
Ниже и правее оси штурвала имеется область, по щелчку по которой вместо электрического указателя поворота ЭУП-53, нужного практически на всех этапах полета, появляется указатель положения закрылков. В реале он расположен горизонтально на центральной напольной панели между пилотами, поэтому и отдельного места для него не нашлось.
На приборной доске пилота установлены следующие приборы:
0. Магнитный компас КИ-13.
1. Табло индикации. Сигнализация предельных кренов предназначена для предупреждения экипажа о достижении угла крена самолета (32±2)° в маршрутном полете и (15±1,5)° при взлете и заходе на посадку. Переключение величин порогов срабатывания сигнализации происходит при скорости 230 км/ч автоматически. При выполнении разворотов с кренами более предельных загораются светосигнальное табло "ВЕЛИК КРЕН ЛЕВ" или "ВЕЛИК КРЕН ПРАВ", расположенные на козырьке приборной доски пилота. При уменьшении крена табло гаснут [RukAn24-5.DOC, Дмитрий Ермаков]. Крайний левый индикатор сигнализирует о работе автопилота.
2. Автомат углов атаки и сигнализации перегрузок АУАСП.
3. Комбинированный указатель скорости КУС-730/1100К.
4. Вариометр ВАР-30.
5. Пока только муляж. Отсутствие нормальной динамики, а также довольно большая сложность отказа не позволила реализовать индикатор опасной вибрации двигателей.
6. Лампы подлета-пролета заданного пункта из комплекта РСБН.
7. Лампа маркерного радиоприемника.
8. Сигнализатор "Винт снят с упора". В реале загораются при снятии винта с упора, при этом сильно падает тяга винта. В MSFS это пока не реализовано, сигнализация срабатывает при реверсировании двигателей (РУД на "0", затем нажимаем “F2”).
9. Авиагоризонт АГД – 1 с подсветкой красным заливающим цветом. Тумблер его включения находится на общей панели АЗС бортинженера.
10. КППМ пилота.
11. Двухканальный радиокомпас.
Приборная доска пилота
12. Указатель положения рычагов топлива УПРТ левого и правого двигателей.
13. Моторные индикаторы ЭМИ-3К. Показывают температуру и давление масла и давление топлива перед форсунками левого и правого двигателя.
14. Лампа сигнализации опасной высоты РВ-УМ. Ниже расположены тумблер включения радиовысотомера РВ-УМ и переключатель опасной высоты. Положение “К” – контроль. При срабатывании сигнализации звучит предупреждающий сигнал.
15. Высотомер ВД-10 командира воздушного судна. Показывает в метрах независимо от настройки симулятора. При установке давления автоматически появляется дополнительная шкала. Шкала убирается через десять секунд после последнего нажатия мыши. Чтобы вызвать дополнительную шкалу, не меняя давления, надо щелкнуть левой кнопкой мыши по шкале прибора. Дополнительную шкалу можно отключить в aircraft.cfg.
16. Радиовысотомер РВ-УМ.
17. Кнопка быстрого согласования гироскопического индукционного компаса ГИК – 1.
18. Гирополукомпас ГПК-52, он же является задатчиком курса для автопилота в режиме "Разворот".
19. Прямопоказывающий прибор азимута и дальности ППДА-П из комплекта РСБН.
20. Указатели температуры газов на выходе из сопел левого и правого двигателя ИТГ-1.
21. Указатель и переключатель дальномера DME.
- Тумблера управления освещением и обогревом ПВД, слева – на право:
0. выключатель обогрева приемников полного давления;
1. выпуск посадочных фар, в данной визуальной модели не работает, фары необходимо выпускать нажатием кнопки "/";
2. переключатель включения посадочного и рулежного режима фар, пока также работает только посадочный режим;
3. выключатель проблескового маяка;
4. выключатель АНО, одновременно включает подсветку приборной доски;
- Часы АЧС-1. В данной модификации модели часов при нажатии мышкой по центру циферблата на пять секунд пропадают часовая, минутная и секундная стрелки. Это сделано для удобства считывания показаний с циферблатов секундомера и времени полета.
- Электрический указатель поворота ЭУП-53, при щелчке мышью в области "D" левее него вместо ЭУП-53 появляется указатель положения закрылков.
- Сигнализатор шасси.
- Указатель оборотов первого и второго двигателей.
- Расходомеры РТМС-1.2-Б1. Стрелка расходомера показывает значение мгновенного расхода топлива данным двигателем в килограммах в час, деленное на сто. На барабанных указателях показывается запас топлива, приходящегося на один двигатель в десятках килограмм. После заправки топлива производится установка барабанчиков суммирующей части прибора на количество заправленного топлива для каждого двигателя.
- Указатель положения закрылков.
- Верхняя панель.
- Панель штурмана.
- Панель бортинженера.
- Указатель положения закрылков.
- Штурвал.
- СПУ.
- Автопилот.
Панель бортинженера.
В реальности на Ан-24 панель бортинженера отсутствовала, все оборудование размещалось в различных местах кабины. Но для удобства, пусть и в нарушение реализма, я все же решил объединить оборудование запуска двигателей и АЗС в одну панель и назвал ее панель "Бортинженера". За отсутствием достаточного опыта в программировании приборов панель запуска двигателей сделана довольно упрощенной. Возможно, в следующих версиях этот недостаток будет исправлен.
Панель бортинженера
На панели бортинженера расположены следующие приборы:
1. Кнопка запуска двигателей.
2. Индикатор работы системы АПД, в данной реализации светиться при выходе двигателя на режим.
3. Переключатель запускаемого двигателя, левого, правого и среднее положение – нейтральное.
4. Кнопка "Прекращение запуска двигателя". Сделана упрощенно, служит для одновременного глушения обоих двигателей, положение переключателя "ЛЕВ. – ПРАВ." Значение не имеет.
5. Переключатель "ПРТ-24" левого двигателя. В данном случае являются топливным краном.
6. Переключатель "ПРТ-24" правого двигателя.
7. Блок автоматов – предохранителей:
· АККУМ. – АЗС аккумулятора;
· ГЕН.1, ГЕН.2 – АЗС генераторов левого и правого двигателя;
· ПТ-1000 – АЗС сети питания навигационных приборов;
· АГД-1 – АЗС авиагоризонта;
· ГИК-1 – АЗС гироскопического индукционного компаса ГИК – 1;
· СИГН. ШАССИ – АЗС сигнализации шасси и включения механизации;
· РСБН – АЗС РСБН;
· КУРС-МП – АЗС Курс-МП;
· АП-28Л – АЗС автопилота;
· ЗВУК – выключатель звуковой сигнализации;
· Противообледенительная система – АЗС и лампы включения противообледенительных систем планера и винтомоторной группы, при данной динамике неработоспособны.
A. Невидимая кнопка для закрытия панели бортинженера.
Остальные органы управления и системы на панели бортинженера в данной версии не реализованы.