Анатомия и физиология кожи

~a1

Что образует общий покров тела?

+Кожа.

~а2

Какие структуры не располагаются в коже?

+Слёзные железы.

~а2

Какую функцию кожа не выполняет?

+Опорную.

~а3

Какой слой у кожи отсутствует?

+Надкостница.

~а3

Ороговение поверхностного слоя кожи происходит в следующем слое:

+В эпидермисе.

~а3

В каком слое кожи благодаря делению клеток появляются новые слои эпидермиса?

+В ростковом слое.

~а3

В каком слое кожи имеется пигмент, обусловливающий цвет кожи?

+В ростковом слое.

~а3

Какие волосы имеют мышечные волокна, поднимающие их?

+Волосы на поверхности тела.

~а4

В каких участках кожи имеется жир?

+Во всех остальных участках кожи.

~а4

К числу постоянных крупных складок кожи не относятся:

+Складки на животе.

~а4

Кожа не обеспечивается следующей иннервацией:

+Выделительные нервы.

~а4

Болевые ощущения воспринимаются нервными окончаниями, находящимися:

+В эпидермисе.

~а4

Осязательные клетки и осязательные тельца находятся:

+В эпидермисе.

~а4

Ощущение прикосновения и давления на кожу - это:

+Тактильная чувствительность.

~а4

Где не располагаются терморецепторы?

+Во внутренних органах.

~а5

Вид чувствительности, реагирующий на механическое раздражение, участвующий в координации движений, являющийся источником информации о состоянии двигательного аппарата.

+Мышечная и суставная рецепция (проприорецепция).

~а5

Как проверяется проприорецепция?

+Счёт пальцев на руках и ногах.

~а5

Какие структуры дают информацию о длине мышцы в момент напряжения в спинной мозг?

+Первичные и вторичные окончания веретён.

~а5

Какие структуры информируют спинной мозг о силе, развиваемой мышцей в момент напряжения?

-Первичные и вторичные окончания веретён.

Нейрофизиология боли

~а1

Интегративная функция организма, которая мобилизует организм и его разнообразные функциональные системы на защиту от воздействия вредящих факторов и включает такие компоненты как сознание, память, ощущения, мотивации, вегетативные, соматические поведенческие реакции, эмоции - это:

+Боль.

~а2

Болевая реакция - это не:

+Выделение гормонов щитовидной железы.

~а2

К какому состоянию относится боль?

+К аффективному состоянию.

~а3

Боль возникает при сильном раздражении, каких рецепторов?

+Сенсорных.

~а3

"Эпикритическая" боль - это:

+Острая боль.

~а3

"Протопатическая" боль - это:

+Тупая боль.

~а3

Что нехарактерно для эпикритической боли?

+Более древний и менее совершенный как сигнал опасности.

~а3

Что нехарактерно для протопатической боли?

+ Более совершенный сигнал об опасности.

~а4

Боль, возникающая вследствие недостатка коронарного кровообращения при ишемии миокарда - это:

+Кардиогенная боль.

~а4

Невралгия тройничного нерва - это:

+Симпаталгия.

~а4

Боль, возникающая в "отсутствующей" конечности - это:

+Фантомная боль.

~а4

Жгучие боли при частичном поражении нерва - это:

+Каузалгия.

~а4

Боли, вызываемые повреждающими раздражениями внутренних органов в отдалённых поверхностных участках - это:

+Отражённые боли.

~а4

Состояние, при котором место воздействия повреждающего стимула не совпадает с тем, где эта боль ощущается - это:

+Проецируемые боли.

~а4

Жестокие, трудно переносимые боли в половине тела (правой или левой) - это:

+Гемиалгии.

~а5

Биологическая потребность, возникающая при нарушении определённых жизненно важных констант организма, формирующая мотивацию, направленную на избавление от возникших неприятных ощущений - это:

+Боль.

~а5

Какой тип боли не существует?

+Душевная.

~а5

Группа высокопороговых рецепторов, возбуждающихся при воздействии сильных повреждающих раздражителей (сжатие, уколы, разрезы, температурные и химические воздействия):

+Ноцицепторы.

~а5

Что не является причиной возникновения болевого ощущения?

+Наследственность.

~а5

Болевая реакция - это реакция:

+Всей центральной нервной системы.

~а5

Что не относится к вегетативным и поведенческим проявлениям боли:

+Расстройство желудка.

Зрительная система

~а1

Получение зрительной информации от окружающей среды и передача её в сенсорные области коры - это функция:

+Глаза.

~а2

Зрительный образ проецируется:

+На рецепторы сетчатки глаза.

~а2

Склера глаза спереди переходит:

+В прозрачную роговицу.

~а3

Что делит глаз на два отсека с жидким содержимым?

+Хрусталик.

~а3

Укажите правильный путь попадания света:

+Роговица, водянистая влага, зрачок, хрусталик и стекловидное тело.

~а3

Зрачковый рефлекс (найдите утверждение, не имеющее отношение к зрачковому рефлексу):

+Зависит от преломляющей силы глаза.

~а3

Зрачок не расширяется:

+В сумерках.

~а3

В строение глаза не входит следующая составляющая:

+Веки.

~а4

Если уровень освещения снижается (укажите неверный ответ):

+Радужка сокращается.

~а4

Процесс прохождения световых лучей через искривленную поверхность, разграничивающую две среды с различной оптической плотностью, сопровождается преломлением лучей, называется:

+Рефракцией.

~а4

Зрачковый рефлекс (укажите неверный ответ):

+Фокусирует изображение.

~а4

Аккомодация (укажите неверный ответ):

+Участвует симпатическая нервная система.

~а4

Если лучи от отдалённого источника проходят через двояковыпуклую линзу, то в результате преломления она сходятся в некой точке - позади этой линзы:

+В фокусе.

~а4

При прохождении лучей через глаз они не преломляются:

+Между стекловидным телом и центральной ямкой.

~а4

Величина, обратная фокусному расстоянию называется:

+Диоптрия.

~а5

Преломляющая сила глаза возрастает в результате увеличения кривизны хрусталика. Как называется этот рефлекс?

+Аккомодацией.

~а5

Способность оптической системы глаза строить чёткое изображение на сетчатке называется:

+Остротой зрения.

~а5

В результате укорочения глазного яблока возникает:

+Дальнозоркость (гиперметропия).

~а5

У людей с удлинёнными глазными яблоками возникает:

+Близорукость (миопия).

~а5

Неправильная кривизна роговицы лежит в основе:

+Астигматизма.

~а5

В каком участке глаза формируется чёткое изображение?

+В центральной ямке.

~а5

Какие рецепторы отвечают за "сумеречное зрение"?

+Палочки.

~а5

Какие рецепторы отвечают за цветное зрение?

+Колбочки.

~а5

Перекрест зрительных нервов на основании мозга образует:

+Хиазму.

~а5

Зрительная кора расположена:

+В затылочной доле.

Органы слуха и равновесия

~а1

В каких единицах измеряется сила звука?

+В децибелах.

~а2

В каких единицах измеряется частота звука?

+В герцах.

~а2

Сила звука пропорциональна амплитуде колебаний (чего)?

+Звуковой волны.

~а3

Что служит рупором, направляющим звук в слуховой канал?

+Наружное ухо.

~а3

Куда передаются колебания барабанной перепонки?

+Во внутреннее ухо.

~а3

Что не находится в среднем ухе?

+Полукружные каналы.

~а3

Какая часть слуховой системы обеспечивает передачу звука от среды низкой плотности (воздух) в более плотную (жидкость внутреннего уха)?

+Среднее ухо.

~а3

Как ведёт себя звуковое давление при передаче звуковых волн от барабанной перепонки к овальному окну?

+Увеличивается.

~а4

Рефлекторное сокращение, каких мышц происходит при громком звуке?

+Мышц среднего уха.

~а4

Улитка расположена:

+Во внутреннем ухе.

~а4

Улитку не образуют:

+Молоточек, наковальня и стремечко.

~а4

Слуховыми рецепторами являются:

+Волосковые клетки.

~а4

Что не образует кортиев орган?

+Барабанная полость.

~а4

Согласно пространственной теории различения высоты звука, что действует как анализатор частоты звуковых колебаний?

+Основная мембрана.

~а4

Согласно "залповой теории", чему пропорциональна частота нервных импульсов в волокнах кохлеарного нерва?

+Частоте звуковых колебаний.

~а5

Корковый анализатор зрения расположен:

+В височной доле.

~а5

Чем образован кортиев орган?

+Волосковыми клетками, окончаниями кохлеарного нерва, покровной и основной мембранами.

~a5

Центральный слуховой путь (укажите неправильный ответ):

+К затылочной доле.

~а5

Вестибулярная система (укажите неверный ответ):

+Волосковые клетки расположены в среднем ухе.

Управление движениями

~а1

Главное средство взаимодействия с окружающей средой:

+Движение (включая речь и письмо).

~а2

Применительно к движениям животных и человека, что является объектом управления?

+Опорно-двигательный аппарат.

~а2

Нервно-мышечная система (укажите неверный ответ):

+Мышцы поворачивают звенья относительно осей.

~а3

Своеобразные двигатели, которые преобразуют химическую энергию непосредственно в механическую работу и теплоту - это:

+Скелетные мышцы.

~а3

Один двигательный нейрон иннервирует:

+Часть волокон мышцы.

~а3

Что образует двигательную единицу?

+Мотонейрон и группа иннервируемых им волокон.

~а3

Вид чувствительности, необходимый для успешной реализации движений, когда управляющие этими движениями центры, в любой момент времени располагают информацией о положении звеньев тела в пространстве, и о том, как протекает движение:

+Проприорецепция (глубокомышечное чувство).

~а3

Для проприорецепции нехарактерно:

+Использовать шванновские клетки.

~а4

В суставных капсулах, внутрисуставных и внесуставных связках имеются механорецепторы:

+Тельца Руффини.

~а4

В месте перехода мышечных волокон в сухожилие располагаются:

+Органы Гольджи.

~а4

В мышцах располагаются:

+Мышечные веретена.

~а4

У человека на спинальном уровне протекают:

+Простейшие координации.

~а4

Ствол мозга обеспечивает за счёт шейных и лабиринтных рефлексов:

+Установку тела и поддержание мышечного тонуса.

~а4

Важная роль в координации движений принадлежит:

+Мозжечку.

~а4

Зарождение побуждения к движению связано:

+С активностью подкорковых и корковых мотивационных зон.

~а5

За реализацию двигательной программы отвечает:

+Двигательная кора.

~а5

Способность реализовать движение в соответствии с его замыслом - это:

+Координация.

~а5

Двигательные программы - это (укажите неправильный ответ):

+Формируются в лобной коре.

~а5

Укажите неправильный уровень в системе координации движений:

+Спинальный уровень.

~а5

Нарушения схемы тела делятся на следующие варианты:

+Нарушение половой идентификации.

~а5

К типам движений не относится:

+Поддержание мышечного тонуса.

Сон

~a1

Физиологическое состояние, характеризующееся потерей активных психических связей субъекта с окружающим миром:

+Сон.

~а2

Сон - это:

+Активный физиологический процесс.

~а2

Что не относится к объективным признакам сна?

+Отсутствие активных форм реагирования.

~а3

При каком исследовании выявляются наиболее характерные изменения во время сна?

+Электроэнцефалография.

~а3

Во время засыпания не происходит:

+ Сновидений.

~а3

Для быстроволновой фазы сна характерно:

+Сопровождается яркими сновидениями.

~а3

Для медленноволновой фазы сна характерно:

+Снижается АД, пульс, температура.

~а3

Характеристика периода бодрствования на ЭЭГ:

+На ЭЭГ регистрируется альфа-ритм.

~а4

Двигательные реакции во время сна относят:

+К стадии медленного сна.

~а4

Какая фаза сна обладает свойством стирать сновидения?

+К стадии медленного сна.

~а4

Теории сна:

+Корково-подкорковая теория П.К.Анохина.

~а4

Какими свойствами обладает ретикулярная формация в теориях сна?

+Восходящие активирующие влияния на кору большого мозга.

~а4

Расстройство сна называется:

+Инсомния.

~а4

Какое биологически активное вещество не принимает участия в механизмах сна?

+Эндорфины.

~а4

Старческая бессонница не характеризуется:

+Преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

~а5

Юношеская бессонница не характеризуется:

+Преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения.

~а5

Синдром Пиквика - это:

+Ночные апноэ во сне.

~а5

Сомнамбулизм - это:

+Снохождение.

~а5

Неглубокий поверхностный сон, не приносящий чувства полноценного отдыха характерен:

+Для неврозов, в частности, для неврастении.

Функциональные состояния

~a1

Уровень психических состояний, который обеспечивает адаптацию индивида к внешним средовым воздействиям, одной из форм которых является изменение поведения:

+Функциональное состояние.

~а2

Фоновая активность нервных центров, при которой и реализуется та или иная конкретная деятельность человека:

+Функциональное состояние.

~а2

Состояния, регулируемые модулирующей системой мозга - необходимая составляющая любого вида деятельности и поведения:

+Функциональные состояния.

~а3

Отношения между уровнем активации мозга и эффективностью выполнения различных действий, операций, навыков, обучения и т.д. описываются:

+Куполообразной кривой.

~а3

Наиболее высокие результаты деятельности достигаются:

+При более низкой активации нервной системы.

~а3

Д. Моруцци и Г. Мэгун открыли в стволе, на уровне среднего мозга:

+Ретикулярную формацию.

~а3

Высокочастотная электрическая стимуляция, какой системы вызывает усиление бдительности животного и его пробуждение ото сна?

+Ретикулярной формации.

~а3

Низкочастотная электрическая стимуляция, какой системы вызывает успокоение животного, вплоть до развития у него коматозного состояния?

+Ретикулярной формации.

~а4

Модулирующая система мозга представлена:

+Стволово-таламо-кортикальной системой.

~а4

Модулирующая система мозга представлена:

+Базальная холинергическая система переднего мозга.

~а4

Выделяют уровни функционального состояния:

+Физиологический

~а4

Выделяют уровни функционального состояния:

+Психофизиологический.

~а4

Выделяют уровни функционального состояния:

+Психический.

~а4

Максимальная возбудимость сенсорных нейронов и выполнение двигательных реакций синхронизированы у человека:

+С альфа-ритмом.

~а4

Наличие ритмической активности мозга, синхронизации во времени возбудимости удалённых нейронов создаёт условия для их взаимодействия:

+При обучении.

~а5

Базальная холинергическая система переднего мозга участвует в процессах:

+"Сон - бодрствование", и в процессах активации.

~а5

Медиатором базальной холинергической системы переднего мозга является:

+Ацетилхолин.

~а5

С чем связывают дефицит когнитивных функций при болезни Альцгеймера?

+С нарушением механизма избирательной активации мозга.

~а5

Нейроны, которые сами не вызывают реакции, но регулируют активность других нейронов - это:

+Модулирующие нейроны.

Внимание

~а1

Психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности:

+Внимание.

~а2

Что определяется через избирательность и селективность?

+Внимание.

~а2

Если рассматривать внимание как самостоятельный психический процесс, то каких видов внимания не существует?

+Условно-рефлекторного.

~а3

Если рассматривать внимание как одну из характеристик взаимодействия психических процессов, то какие процессы более всего зависят от него?

+Когнитивные.

~а3

Кто создал первую теоретическую модель фильтра?

+Д.Бродбент.

~а3

Нервная система, несмотря на множество входов, работает как одиночный коммуникационный канал с ограниченными возможностями, а на входах канала осуществляется селекция информации - это:

+Теория фильтра.

~а3

Кто модифицировал теорию фильтра, предположив наличие логического анализатора (словаря)?

+А.Трейсман.

~а3

Назовите автора теории фильтра, который предположил, что все поступающие в мозг сигналы анализируются на предмет специфичности и важности для организма, исходя из прошлого опыта?

+Д.Дойч.

~а4

Избирательное слушание одного из двух или нескольких одновременно читаемых текстов - это тест:

+На внимание.

~a4

В традиционной психофизиологии внимание рассматривается:

+Как теория фильтра.

~а4

Какая модель обеспечивает высокий уровень внимания, поскольку "позволяет воспринимать знакомые предметы за более короткое время и более надёжно, чем малознакомые объекты?

+Нервная модель стимула.

~а4

Поступившая в центр афферентация от незнакомого раздражителя приводит к рассогласованию её с нервной моделью, в результате чего возникает:

+Ориентировочное поведение.

~а4

Пассивная, непроизвольная форма внимания формируется при предъявлении:

+Любого стимула.

~а4

Активная или произвольная нервная модель формируется при предъявлении:

+Редкого стимула.

~а4

Когда вероятность появления целевого стимула, который нужно обнаружить, возрастает до определённого уровня, возникает:

+След внимания.

~а5

В основе описанных моделей внимания и концепций лежат:

+Афферентные влияния от внешних раздражителей.

~а5

Реализация взаимодействующих между собой функциональных систем поведенческих актов разной сложности - это:

+Поведение.

~а5

В системной физиологии внимание рассматривается как:

+Как отражение взаимоотношений текущей деятельности, которые обеспечивают эффективность этой деятельности.

~а5

Процесс рассогласования афферентных влияний с нервной моделью стимула проявляется в связанных с событиями потенциалов мозга:

+Отражается в более поздней негативной волне.

Эмоции

~a1

Субъективное переживание человеком своего внутреннего состояния, в частности потребностей, а также воздействий многочисленных, прежде всего социальных, факторов внешней среды - это:

+Эмоции.

~а2

Неразрывный компонент системной архитектоники целенаправленных поведенческих актов человека и животных:

+Эмоции.

~а2

Что является причиной психосоматических заболеваний?

+Стресс.

~а3

Что помогает каждому живому существу оценивать своё состояние и воздействие факторов окружающей среды, а также предвидеть эти воздействия?

+Эмоции.

~а3

Каких эмоций не существует?

+Опережающих.

~а3

Какой психофизиологический процесс возник в процессе эволюции, как средство оценки внутренних метаболических потребностей и их удовлетворения?

+Эмоции.

~а3

Какая эмоция стимулирует животное или человека, которое испытывает ту или иную потребность, к её удовлетворению?

+Отрицательная.

~а3

Что выступает в роли санкционирующего фактора поведения?

+Положительная эмоция удовлетворения потребности.

~а4

Положительная эмоция выражена сильнее:

+Чем труднее преодоление препятствий к достижению цели.

~а4

Что является мощным стимулом целенаправленной деятельности человека:

+Положительные эмоции удовлетворения потребностей.

~а4

При неоднократном удовлетворении однотипных биологических или социальных потребностей, эмоционально оценивается не только потребность, но и предвидимая положительная эмоция, которая сопровождает удовлетворение потребности, и формируется:

+Аппетит.

~а4

Они имеют межличностный информационный смысл, являются надёжным средством общения, играют коммуникативную роль через вегетативные, мимические и поведенческие проявления:

+Эмоции.

~а4

Что позволяет быстро оценивать действие внешних факторов, их вредность или полезность?

+Эмоции.

~а4

Теория функциональных систем рассматривает эмоциональные состояния в отрезке поведенческой деятельности, включающем:

+Доминирующую потребность и её удовлетворение в системном кванте поведения.

~а4

Что возникает в случае отсутствия достижения приспособительного результата?

+Ориентировочно-исследовательская деятельность.

~а5

Что определяет формирование эмоционально окрашенной цели?

+Положительные эмоции удовлетворения потребностей.

~а5

Что является субстратом эмоций?

+Лимбическая система.

~а5

Теории эмоций:

+Эмоции - интегративное состояние мозга.

~а5

Ситуация, в которой субъект при наличии выраженной биологической или социальной потребности не имеет возможности получить ведущий приспособительный результат, удовлетворит потребность, называется:

+Конфликтной ситуацией.

Адаптационный синдром

~а1

Совокупность неспецифических проявлений, возникающих в организме под влиянием патогенных раздражителей и способствующих восстановлению нарушенного равновесия, повышению неспецифической резистентности организма - это:

+Общий адаптационный синдром.

~а2

Кто ввёл научный термин "стресс" и занимался его исследованием?

+Селье.

~а2

Как Селье назвал клинические проявления стресса?

+Общий адаптационный синдром.

~а3

Как переводится слово "стресс"?

+Напряжение.

~а3

Что не является признаком ОАС?

+Парезы, параличи конечностей.

~а3

Что не является признаком ОАС?

+Расстройства речи, афазии.

~а3

Какой стадии стресса не существует?

+Умирания.

~а3

В какой стадии наступает выздоровление от стресса?

+Резистентности.

~а4

В какой стадии стресса развивается перекрёстная резистентность и перекрёстная сенсибилизация?

+Тревоги -

~а4

Что не относится к пусковым механизмам адаптации организма?

+Условные рефлексы.

~а4

Какие эндокринные железы обеспечивают более длительное действие чрезвычайных приспособительных механизмов?

+Гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников.

~а4

Гормоны, каких эндокринных желёз, играют большую роль в исходе заболеваний и развитии стадии резистентности?

+Гипофиза и коры надпочечников.

~а4

При недостаточности гормонов, каких эндокринных желёз, различные повреждения, травмы, операции чрезвычайно опасны для больного?

+Коры надпочечников.

~а4

При длительных и непрерывных конфликтных ситуациях у субъектов формируется:

+Эмоциональный стресс.

~а4

Нарушение механизмов саморегуляции физиологических функций возникает:

+При хроническом, непрерывном стрессе.

~а5

Какие заболевания не возникают, в результате непрерывного стрессового воздействия?

+Шизофрения, эпилепсия.

~а5

Направленному повышению устойчивости к эмоциональному стрессу не способствуют:

+Профессиональные занятия спортом.

~а5

К чему приводят "неотреагированные" эмоции?

+К нарушениям саморегуляции физиологических функций и возникновению психосоматических заболеваний.

~а5

Воспитание отрицательных эмоций должно заключаться в следующем:

+Не позволять отрицательной эмоции возникнуть вообще.

Мотивации

~а1

Вызванное той или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней мозга - это:

+Мотивация

~а2

Что формируется на основе мотивации в организме?

+Целенаправленное поведение.

~а2

Как переводится слово "мотивация"?

+Движение, побуждение.

~а3

Основные влечения, направленные на удовлетворение биологических потребностей индивидов по сохранению их вида или рода - это:

+Биологические мотивации.

~а3

Они строятся на основе врождённых биологических мотиваций путём общения индивидуумов со средой обитания, родителями и окружающими их живыми существами, а у человека - и с социальной средой - это:

+Социальные мотивации.

~а3

Что определяет все формы выраженной целенаправленной деятельности живых существ, строящейся на основе иерархии различных биологических и социальных потребностей?

+Биологические и социальные мотивации.

~а3

Что не является свойством биологических мотиваций?

+Иерархия мотиваций.

~а3

Какие структуры не участвуют в формировании мотиваций?

+Спинной мозг.

~а4

Кто сформулировал теорию, которая связывает формирование мотиваций с деятельностью специальных мотивациогенных гипоталамических центров головного мозга?

+Е. Стеллар.

~а4

Ведущую роль в формировании биологической мотивации играет:

+Гипоталамус.

~а4

Где находит своё отражение внутренняя метаболическая потребность?

+В деятельности определённых внутренних органов, и в изменении состава крови.

~а4

Что составляет энергетический компонент мотивационного возбуждения?

+Восходящие активирующие влияния гипоталамических центров.

~а4

Исходное, качественно особое состояние организма, которое определяет его целенаправленную деятельность и характер реагирования на действие многочисленных раздражителей внешней среды - это:

+Доминирующая мотивация.

~а4

Что является субъективным переживанием потребности и её удовлетворения, средством оценки потребности и активации мотивационного поведения?

+Эмоции.

~а4

Субъективное предвидение положительной эмоции подкрепления, определяющее избирательность мотивационного поведения - это:

+Аппетит.

~а5

Что выступает как ведущий фактор фиксации опыта в памяти в системной организации целенаправленных поведенческих актов?

+Мотивации.

~а5

Программирование свойств потребного результата в системной организации поведенческих актов составляет:

+Направляющий компонент (вектор) доминирующей мотивации.

~а5

Что определяет целеустремлённость личности, её способность активно действовать для достижения цели в соответствии с юридическими, правовыми и моральными законодательствами общества?

+Мотивация.

~а5

Искусственно создаваемые влечения (наркомании, алкоголизм, табакокурение) на основе изменения метаболических реакций, формирующие искусственные пейсмекеры в гипоталамических структурах мозга - это:

+Патологические мотивации.

Наши рекомендации