Анатомия и физиология кожи
~a1
Что образует общий покров тела?
+Кожа.
~а2
Какие структуры не располагаются в коже?
+Слёзные железы.
~а2
Какую функцию кожа не выполняет?
+Опорную.
~а3
Какой слой у кожи отсутствует?
+Надкостница.
~а3
Ороговение поверхностного слоя кожи происходит в следующем слое:
+В эпидермисе.
~а3
В каком слое кожи благодаря делению клеток появляются новые слои эпидермиса?
+В ростковом слое.
~а3
В каком слое кожи имеется пигмент, обусловливающий цвет кожи?
+В ростковом слое.
~а3
Какие волосы имеют мышечные волокна, поднимающие их?
+Волосы на поверхности тела.
~а4
В каких участках кожи имеется жир?
+Во всех остальных участках кожи.
~а4
К числу постоянных крупных складок кожи не относятся:
+Складки на животе.
~а4
Кожа не обеспечивается следующей иннервацией:
+Выделительные нервы.
~а4
Болевые ощущения воспринимаются нервными окончаниями, находящимися:
+В эпидермисе.
~а4
Осязательные клетки и осязательные тельца находятся:
+В эпидермисе.
~а4
Ощущение прикосновения и давления на кожу - это:
+Тактильная чувствительность.
~а4
Где не располагаются терморецепторы?
+Во внутренних органах.
~а5
Вид чувствительности, реагирующий на механическое раздражение, участвующий в координации движений, являющийся источником информации о состоянии двигательного аппарата.
+Мышечная и суставная рецепция (проприорецепция).
~а5
Как проверяется проприорецепция?
+Счёт пальцев на руках и ногах.
~а5
Какие структуры дают информацию о длине мышцы в момент напряжения в спинной мозг?
+Первичные и вторичные окончания веретён.
~а5
Какие структуры информируют спинной мозг о силе, развиваемой мышцей в момент напряжения?
-Первичные и вторичные окончания веретён.
Нейрофизиология боли
~а1
Интегративная функция организма, которая мобилизует организм и его разнообразные функциональные системы на защиту от воздействия вредящих факторов и включает такие компоненты как сознание, память, ощущения, мотивации, вегетативные, соматические поведенческие реакции, эмоции - это:
+Боль.
~а2
Болевая реакция - это не:
+Выделение гормонов щитовидной железы.
~а2
К какому состоянию относится боль?
+К аффективному состоянию.
~а3
Боль возникает при сильном раздражении, каких рецепторов?
+Сенсорных.
~а3
"Эпикритическая" боль - это:
+Острая боль.
~а3
"Протопатическая" боль - это:
+Тупая боль.
~а3
Что нехарактерно для эпикритической боли?
+Более древний и менее совершенный как сигнал опасности.
~а3
Что нехарактерно для протопатической боли?
+ Более совершенный сигнал об опасности.
~а4
Боль, возникающая вследствие недостатка коронарного кровообращения при ишемии миокарда - это:
+Кардиогенная боль.
~а4
Невралгия тройничного нерва - это:
+Симпаталгия.
~а4
Боль, возникающая в "отсутствующей" конечности - это:
+Фантомная боль.
~а4
Жгучие боли при частичном поражении нерва - это:
+Каузалгия.
~а4
Боли, вызываемые повреждающими раздражениями внутренних органов в отдалённых поверхностных участках - это:
+Отражённые боли.
~а4
Состояние, при котором место воздействия повреждающего стимула не совпадает с тем, где эта боль ощущается - это:
+Проецируемые боли.
~а4
Жестокие, трудно переносимые боли в половине тела (правой или левой) - это:
+Гемиалгии.
~а5
Биологическая потребность, возникающая при нарушении определённых жизненно важных констант организма, формирующая мотивацию, направленную на избавление от возникших неприятных ощущений - это:
+Боль.
~а5
Какой тип боли не существует?
+Душевная.
~а5
Группа высокопороговых рецепторов, возбуждающихся при воздействии сильных повреждающих раздражителей (сжатие, уколы, разрезы, температурные и химические воздействия):
+Ноцицепторы.
~а5
Что не является причиной возникновения болевого ощущения?
+Наследственность.
~а5
Болевая реакция - это реакция:
+Всей центральной нервной системы.
~а5
Что не относится к вегетативным и поведенческим проявлениям боли:
+Расстройство желудка.
Зрительная система
~а1
Получение зрительной информации от окружающей среды и передача её в сенсорные области коры - это функция:
+Глаза.
~а2
Зрительный образ проецируется:
+На рецепторы сетчатки глаза.
~а2
Склера глаза спереди переходит:
+В прозрачную роговицу.
~а3
Что делит глаз на два отсека с жидким содержимым?
+Хрусталик.
~а3
Укажите правильный путь попадания света:
+Роговица, водянистая влага, зрачок, хрусталик и стекловидное тело.
~а3
Зрачковый рефлекс (найдите утверждение, не имеющее отношение к зрачковому рефлексу):
+Зависит от преломляющей силы глаза.
~а3
Зрачок не расширяется:
+В сумерках.
~а3
В строение глаза не входит следующая составляющая:
+Веки.
~а4
Если уровень освещения снижается (укажите неверный ответ):
+Радужка сокращается.
~а4
Процесс прохождения световых лучей через искривленную поверхность, разграничивающую две среды с различной оптической плотностью, сопровождается преломлением лучей, называется:
+Рефракцией.
~а4
Зрачковый рефлекс (укажите неверный ответ):
+Фокусирует изображение.
~а4
Аккомодация (укажите неверный ответ):
+Участвует симпатическая нервная система.
~а4
Если лучи от отдалённого источника проходят через двояковыпуклую линзу, то в результате преломления она сходятся в некой точке - позади этой линзы:
+В фокусе.
~а4
При прохождении лучей через глаз они не преломляются:
+Между стекловидным телом и центральной ямкой.
~а4
Величина, обратная фокусному расстоянию называется:
+Диоптрия.
~а5
Преломляющая сила глаза возрастает в результате увеличения кривизны хрусталика. Как называется этот рефлекс?
+Аккомодацией.
~а5
Способность оптической системы глаза строить чёткое изображение на сетчатке называется:
+Остротой зрения.
~а5
В результате укорочения глазного яблока возникает:
+Дальнозоркость (гиперметропия).
~а5
У людей с удлинёнными глазными яблоками возникает:
+Близорукость (миопия).
~а5
Неправильная кривизна роговицы лежит в основе:
+Астигматизма.
~а5
В каком участке глаза формируется чёткое изображение?
+В центральной ямке.
~а5
Какие рецепторы отвечают за "сумеречное зрение"?
+Палочки.
~а5
Какие рецепторы отвечают за цветное зрение?
+Колбочки.
~а5
Перекрест зрительных нервов на основании мозга образует:
+Хиазму.
~а5
Зрительная кора расположена:
+В затылочной доле.
Органы слуха и равновесия
~а1
В каких единицах измеряется сила звука?
+В децибелах.
~а2
В каких единицах измеряется частота звука?
+В герцах.
~а2
Сила звука пропорциональна амплитуде колебаний (чего)?
+Звуковой волны.
~а3
Что служит рупором, направляющим звук в слуховой канал?
+Наружное ухо.
~а3
Куда передаются колебания барабанной перепонки?
+Во внутреннее ухо.
~а3
Что не находится в среднем ухе?
+Полукружные каналы.
~а3
Какая часть слуховой системы обеспечивает передачу звука от среды низкой плотности (воздух) в более плотную (жидкость внутреннего уха)?
+Среднее ухо.
~а3
Как ведёт себя звуковое давление при передаче звуковых волн от барабанной перепонки к овальному окну?
+Увеличивается.
~а4
Рефлекторное сокращение, каких мышц происходит при громком звуке?
+Мышц среднего уха.
~а4
Улитка расположена:
+Во внутреннем ухе.
~а4
Улитку не образуют:
+Молоточек, наковальня и стремечко.
~а4
Слуховыми рецепторами являются:
+Волосковые клетки.
~а4
Что не образует кортиев орган?
+Барабанная полость.
~а4
Согласно пространственной теории различения высоты звука, что действует как анализатор частоты звуковых колебаний?
+Основная мембрана.
~а4
Согласно "залповой теории", чему пропорциональна частота нервных импульсов в волокнах кохлеарного нерва?
+Частоте звуковых колебаний.
~а5
Корковый анализатор зрения расположен:
+В височной доле.
~а5
Чем образован кортиев орган?
+Волосковыми клетками, окончаниями кохлеарного нерва, покровной и основной мембранами.
~a5
Центральный слуховой путь (укажите неправильный ответ):
+К затылочной доле.
~а5
Вестибулярная система (укажите неверный ответ):
+Волосковые клетки расположены в среднем ухе.
Управление движениями
~а1
Главное средство взаимодействия с окружающей средой:
+Движение (включая речь и письмо).
~а2
Применительно к движениям животных и человека, что является объектом управления?
+Опорно-двигательный аппарат.
~а2
Нервно-мышечная система (укажите неверный ответ):
+Мышцы поворачивают звенья относительно осей.
~а3
Своеобразные двигатели, которые преобразуют химическую энергию непосредственно в механическую работу и теплоту - это:
+Скелетные мышцы.
~а3
Один двигательный нейрон иннервирует:
+Часть волокон мышцы.
~а3
Что образует двигательную единицу?
+Мотонейрон и группа иннервируемых им волокон.
~а3
Вид чувствительности, необходимый для успешной реализации движений, когда управляющие этими движениями центры, в любой момент времени располагают информацией о положении звеньев тела в пространстве, и о том, как протекает движение:
+Проприорецепция (глубокомышечное чувство).
~а3
Для проприорецепции нехарактерно:
+Использовать шванновские клетки.
~а4
В суставных капсулах, внутрисуставных и внесуставных связках имеются механорецепторы:
+Тельца Руффини.
~а4
В месте перехода мышечных волокон в сухожилие располагаются:
+Органы Гольджи.
~а4
В мышцах располагаются:
+Мышечные веретена.
~а4
У человека на спинальном уровне протекают:
+Простейшие координации.
~а4
Ствол мозга обеспечивает за счёт шейных и лабиринтных рефлексов:
+Установку тела и поддержание мышечного тонуса.
~а4
Важная роль в координации движений принадлежит:
+Мозжечку.
~а4
Зарождение побуждения к движению связано:
+С активностью подкорковых и корковых мотивационных зон.
~а5
За реализацию двигательной программы отвечает:
+Двигательная кора.
~а5
Способность реализовать движение в соответствии с его замыслом - это:
+Координация.
~а5
Двигательные программы - это (укажите неправильный ответ):
+Формируются в лобной коре.
~а5
Укажите неправильный уровень в системе координации движений:
+Спинальный уровень.
~а5
Нарушения схемы тела делятся на следующие варианты:
+Нарушение половой идентификации.
~а5
К типам движений не относится:
+Поддержание мышечного тонуса.
Сон
~a1
Физиологическое состояние, характеризующееся потерей активных психических связей субъекта с окружающим миром:
+Сон.
~а2
Сон - это:
+Активный физиологический процесс.
~а2
Что не относится к объективным признакам сна?
+Отсутствие активных форм реагирования.
~а3
При каком исследовании выявляются наиболее характерные изменения во время сна?
+Электроэнцефалография.
~а3
Во время засыпания не происходит:
+ Сновидений.
~а3
Для быстроволновой фазы сна характерно:
+Сопровождается яркими сновидениями.
~а3
Для медленноволновой фазы сна характерно:
+Снижается АД, пульс, температура.
~а3
Характеристика периода бодрствования на ЭЭГ:
+На ЭЭГ регистрируется альфа-ритм.
~а4
Двигательные реакции во время сна относят:
+К стадии медленного сна.
~а4
Какая фаза сна обладает свойством стирать сновидения?
+К стадии медленного сна.
~а4
Теории сна:
+Корково-подкорковая теория П.К.Анохина.
~а4
Какими свойствами обладает ретикулярная формация в теориях сна?
+Восходящие активирующие влияния на кору большого мозга.
~а4
Расстройство сна называется:
+Инсомния.
~а4
Какое биологически активное вещество не принимает участия в механизмах сна?
+Эндорфины.
~а4
Старческая бессонница не характеризуется:
+Преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
~а5
Юношеская бессонница не характеризуется:
+Преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения.
~а5
Синдром Пиквика - это:
+Ночные апноэ во сне.
~а5
Сомнамбулизм - это:
+Снохождение.
~а5
Неглубокий поверхностный сон, не приносящий чувства полноценного отдыха характерен:
+Для неврозов, в частности, для неврастении.
Функциональные состояния
~a1
Уровень психических состояний, который обеспечивает адаптацию индивида к внешним средовым воздействиям, одной из форм которых является изменение поведения:
+Функциональное состояние.
~а2
Фоновая активность нервных центров, при которой и реализуется та или иная конкретная деятельность человека:
+Функциональное состояние.
~а2
Состояния, регулируемые модулирующей системой мозга - необходимая составляющая любого вида деятельности и поведения:
+Функциональные состояния.
~а3
Отношения между уровнем активации мозга и эффективностью выполнения различных действий, операций, навыков, обучения и т.д. описываются:
+Куполообразной кривой.
~а3
Наиболее высокие результаты деятельности достигаются:
+При более низкой активации нервной системы.
~а3
Д. Моруцци и Г. Мэгун открыли в стволе, на уровне среднего мозга:
+Ретикулярную формацию.
~а3
Высокочастотная электрическая стимуляция, какой системы вызывает усиление бдительности животного и его пробуждение ото сна?
+Ретикулярной формации.
~а3
Низкочастотная электрическая стимуляция, какой системы вызывает успокоение животного, вплоть до развития у него коматозного состояния?
+Ретикулярной формации.
~а4
Модулирующая система мозга представлена:
+Стволово-таламо-кортикальной системой.
~а4
Модулирующая система мозга представлена:
+Базальная холинергическая система переднего мозга.
~а4
Выделяют уровни функционального состояния:
+Физиологический
~а4
Выделяют уровни функционального состояния:
+Психофизиологический.
~а4
Выделяют уровни функционального состояния:
+Психический.
~а4
Максимальная возбудимость сенсорных нейронов и выполнение двигательных реакций синхронизированы у человека:
+С альфа-ритмом.
~а4
Наличие ритмической активности мозга, синхронизации во времени возбудимости удалённых нейронов создаёт условия для их взаимодействия:
+При обучении.
~а5
Базальная холинергическая система переднего мозга участвует в процессах:
+"Сон - бодрствование", и в процессах активации.
~а5
Медиатором базальной холинергической системы переднего мозга является:
+Ацетилхолин.
~а5
С чем связывают дефицит когнитивных функций при болезни Альцгеймера?
+С нарушением механизма избирательной активации мозга.
~а5
Нейроны, которые сами не вызывают реакции, но регулируют активность других нейронов - это:
+Модулирующие нейроны.
Внимание
~а1
Психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности:
+Внимание.
~а2
Что определяется через избирательность и селективность?
+Внимание.
~а2
Если рассматривать внимание как самостоятельный психический процесс, то каких видов внимания не существует?
+Условно-рефлекторного.
~а3
Если рассматривать внимание как одну из характеристик взаимодействия психических процессов, то какие процессы более всего зависят от него?
+Когнитивные.
~а3
Кто создал первую теоретическую модель фильтра?
+Д.Бродбент.
~а3
Нервная система, несмотря на множество входов, работает как одиночный коммуникационный канал с ограниченными возможностями, а на входах канала осуществляется селекция информации - это:
+Теория фильтра.
~а3
Кто модифицировал теорию фильтра, предположив наличие логического анализатора (словаря)?
+А.Трейсман.
~а3
Назовите автора теории фильтра, который предположил, что все поступающие в мозг сигналы анализируются на предмет специфичности и важности для организма, исходя из прошлого опыта?
+Д.Дойч.
~а4
Избирательное слушание одного из двух или нескольких одновременно читаемых текстов - это тест:
+На внимание.
~a4
В традиционной психофизиологии внимание рассматривается:
+Как теория фильтра.
~а4
Какая модель обеспечивает высокий уровень внимания, поскольку "позволяет воспринимать знакомые предметы за более короткое время и более надёжно, чем малознакомые объекты?
+Нервная модель стимула.
~а4
Поступившая в центр афферентация от незнакомого раздражителя приводит к рассогласованию её с нервной моделью, в результате чего возникает:
+Ориентировочное поведение.
~а4
Пассивная, непроизвольная форма внимания формируется при предъявлении:
+Любого стимула.
~а4
Активная или произвольная нервная модель формируется при предъявлении:
+Редкого стимула.
~а4
Когда вероятность появления целевого стимула, который нужно обнаружить, возрастает до определённого уровня, возникает:
+След внимания.
~а5
В основе описанных моделей внимания и концепций лежат:
+Афферентные влияния от внешних раздражителей.
~а5
Реализация взаимодействующих между собой функциональных систем поведенческих актов разной сложности - это:
+Поведение.
~а5
В системной физиологии внимание рассматривается как:
+Как отражение взаимоотношений текущей деятельности, которые обеспечивают эффективность этой деятельности.
~а5
Процесс рассогласования афферентных влияний с нервной моделью стимула проявляется в связанных с событиями потенциалов мозга:
+Отражается в более поздней негативной волне.
Эмоции
~a1
Субъективное переживание человеком своего внутреннего состояния, в частности потребностей, а также воздействий многочисленных, прежде всего социальных, факторов внешней среды - это:
+Эмоции.
~а2
Неразрывный компонент системной архитектоники целенаправленных поведенческих актов человека и животных:
+Эмоции.
~а2
Что является причиной психосоматических заболеваний?
+Стресс.
~а3
Что помогает каждому живому существу оценивать своё состояние и воздействие факторов окружающей среды, а также предвидеть эти воздействия?
+Эмоции.
~а3
Каких эмоций не существует?
+Опережающих.
~а3
Какой психофизиологический процесс возник в процессе эволюции, как средство оценки внутренних метаболических потребностей и их удовлетворения?
+Эмоции.
~а3
Какая эмоция стимулирует животное или человека, которое испытывает ту или иную потребность, к её удовлетворению?
+Отрицательная.
~а3
Что выступает в роли санкционирующего фактора поведения?
+Положительная эмоция удовлетворения потребности.
~а4
Положительная эмоция выражена сильнее:
+Чем труднее преодоление препятствий к достижению цели.
~а4
Что является мощным стимулом целенаправленной деятельности человека:
+Положительные эмоции удовлетворения потребностей.
~а4
При неоднократном удовлетворении однотипных биологических или социальных потребностей, эмоционально оценивается не только потребность, но и предвидимая положительная эмоция, которая сопровождает удовлетворение потребности, и формируется:
+Аппетит.
~а4
Они имеют межличностный информационный смысл, являются надёжным средством общения, играют коммуникативную роль через вегетативные, мимические и поведенческие проявления:
+Эмоции.
~а4
Что позволяет быстро оценивать действие внешних факторов, их вредность или полезность?
+Эмоции.
~а4
Теория функциональных систем рассматривает эмоциональные состояния в отрезке поведенческой деятельности, включающем:
+Доминирующую потребность и её удовлетворение в системном кванте поведения.
~а4
Что возникает в случае отсутствия достижения приспособительного результата?
+Ориентировочно-исследовательская деятельность.
~а5
Что определяет формирование эмоционально окрашенной цели?
+Положительные эмоции удовлетворения потребностей.
~а5
Что является субстратом эмоций?
+Лимбическая система.
~а5
Теории эмоций:
+Эмоции - интегративное состояние мозга.
~а5
Ситуация, в которой субъект при наличии выраженной биологической или социальной потребности не имеет возможности получить ведущий приспособительный результат, удовлетворит потребность, называется:
+Конфликтной ситуацией.
Адаптационный синдром
~а1
Совокупность неспецифических проявлений, возникающих в организме под влиянием патогенных раздражителей и способствующих восстановлению нарушенного равновесия, повышению неспецифической резистентности организма - это:
+Общий адаптационный синдром.
~а2
Кто ввёл научный термин "стресс" и занимался его исследованием?
+Селье.
~а2
Как Селье назвал клинические проявления стресса?
+Общий адаптационный синдром.
~а3
Как переводится слово "стресс"?
+Напряжение.
~а3
Что не является признаком ОАС?
+Парезы, параличи конечностей.
~а3
Что не является признаком ОАС?
+Расстройства речи, афазии.
~а3
Какой стадии стресса не существует?
+Умирания.
~а3
В какой стадии наступает выздоровление от стресса?
+Резистентности.
~а4
В какой стадии стресса развивается перекрёстная резистентность и перекрёстная сенсибилизация?
+Тревоги -
~а4
Что не относится к пусковым механизмам адаптации организма?
+Условные рефлексы.
~а4
Какие эндокринные железы обеспечивают более длительное действие чрезвычайных приспособительных механизмов?
+Гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников.
~а4
Гормоны, каких эндокринных желёз, играют большую роль в исходе заболеваний и развитии стадии резистентности?
+Гипофиза и коры надпочечников.
~а4
При недостаточности гормонов, каких эндокринных желёз, различные повреждения, травмы, операции чрезвычайно опасны для больного?
+Коры надпочечников.
~а4
При длительных и непрерывных конфликтных ситуациях у субъектов формируется:
+Эмоциональный стресс.
~а4
Нарушение механизмов саморегуляции физиологических функций возникает:
+При хроническом, непрерывном стрессе.
~а5
Какие заболевания не возникают, в результате непрерывного стрессового воздействия?
+Шизофрения, эпилепсия.
~а5
Направленному повышению устойчивости к эмоциональному стрессу не способствуют:
+Профессиональные занятия спортом.
~а5
К чему приводят "неотреагированные" эмоции?
+К нарушениям саморегуляции физиологических функций и возникновению психосоматических заболеваний.
~а5
Воспитание отрицательных эмоций должно заключаться в следующем:
+Не позволять отрицательной эмоции возникнуть вообще.
Мотивации
~а1
Вызванное той или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней мозга - это:
+Мотивация
~а2
Что формируется на основе мотивации в организме?
+Целенаправленное поведение.
~а2
Как переводится слово "мотивация"?
+Движение, побуждение.
~а3
Основные влечения, направленные на удовлетворение биологических потребностей индивидов по сохранению их вида или рода - это:
+Биологические мотивации.
~а3
Они строятся на основе врождённых биологических мотиваций путём общения индивидуумов со средой обитания, родителями и окружающими их живыми существами, а у человека - и с социальной средой - это:
+Социальные мотивации.
~а3
Что определяет все формы выраженной целенаправленной деятельности живых существ, строящейся на основе иерархии различных биологических и социальных потребностей?
+Биологические и социальные мотивации.
~а3
Что не является свойством биологических мотиваций?
+Иерархия мотиваций.
~а3
Какие структуры не участвуют в формировании мотиваций?
+Спинной мозг.
~а4
Кто сформулировал теорию, которая связывает формирование мотиваций с деятельностью специальных мотивациогенных гипоталамических центров головного мозга?
+Е. Стеллар.
~а4
Ведущую роль в формировании биологической мотивации играет:
+Гипоталамус.
~а4
Где находит своё отражение внутренняя метаболическая потребность?
+В деятельности определённых внутренних органов, и в изменении состава крови.
~а4
Что составляет энергетический компонент мотивационного возбуждения?
+Восходящие активирующие влияния гипоталамических центров.
~а4
Исходное, качественно особое состояние организма, которое определяет его целенаправленную деятельность и характер реагирования на действие многочисленных раздражителей внешней среды - это:
+Доминирующая мотивация.
~а4
Что является субъективным переживанием потребности и её удовлетворения, средством оценки потребности и активации мотивационного поведения?
+Эмоции.
~а4
Субъективное предвидение положительной эмоции подкрепления, определяющее избирательность мотивационного поведения - это:
+Аппетит.
~а5
Что выступает как ведущий фактор фиксации опыта в памяти в системной организации целенаправленных поведенческих актов?
+Мотивации.
~а5
Программирование свойств потребного результата в системной организации поведенческих актов составляет:
+Направляющий компонент (вектор) доминирующей мотивации.
~а5
Что определяет целеустремлённость личности, её способность активно действовать для достижения цели в соответствии с юридическими, правовыми и моральными законодательствами общества?
+Мотивация.
~а5
Искусственно создаваемые влечения (наркомании, алкоголизм, табакокурение) на основе изменения метаболических реакций, формирующие искусственные пейсмекеры в гипоталамических структурах мозга - это:
+Патологические мотивации.