Логический анализ языка. Формализованные логические языки

Л.Ю. Ларина

Логика

Сборник тестов

Дисциплина – «Логика»

Специальность – для всех специальностей

Печатается по решению редакционно-

Издательского совета ОрелГТУ

Орел 2008

Автор:

к. филос. н., доцент кафедры

«Социология, культурология

и политология» ОрелГТУ Л. Ю. Ларина

Рецензент:

к. полит. н., доцент кафедры

«Социология, культурология

и политология» ОрелГТУ В.Н. Лупандин

Сборник содержит тесты по основным темам, изучаемым в курсе формальной логики: логическому анализу языка, понятиям и суждениям как формам мышления, умозаключениям, аргументации и т.д. В сборник включен примерный вариант тестового задания для итогового контроля знаний студентов, а также перечни основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для подготовки к тестированию и семинарским (практическим) занятиям.

Предназначен для самостоятельной работы студентов технических и экономических специальностей, изучающих дисциплину «Логика». Может быть использован также преподавателями и студентами гуманитарных факультетов.

Редактор Г.В. Карпушина

Технический редактор ____________

ГОУ ВПО «Орловский государственный технический университет»

Лицензия ИД №00670 от 05.01.2000 г.

Подписано к печати. Формат 60х84 1/16.

Печать офсетная. Уч. изд. л. 6,6. Усл. печ. л. 6,4. Тираж 100 экз.

Заказ №______

Отпечатано с готового оригинал-макета

на полиграфической базе ОрелГТУ,

302030, г. Орел, ул. Московская, 65.

© ОрелГТУ, 2008

© Ларина Л. Ю, 2008

Оглавление

Введение. 4

1. Предмет и значение логики. 6

2. Логический анализ языка. Формализованные логические языки. 12

3. Понятие как форма мышления. Определение (дефиниция). Деление понятий 23

4. Суждение как форма мышления. 34

5. Дедуктивные умозаключения. 48

6. Недедуктивные умозаключения. 75

7. Вопрос как форма познания. 90

8. Логико-эпистемические аспекты аргументации. 94

9. Социально-психологические аспекты аргументации. 104

Пример варианта тестового задания для итогового контроля знаний студентов 114

Рекомендуемая литература. 124

Введение

Задача повышения качества образования, стоящая сегодня перед российскими вузами, требует для своего успешного решения комплексного подхода. Очевидно, что не последнее место в этом вопросе занимает совершенствование методов контроля знаний и самостоятельной работы студентов по изучаемым дисциплинам. В этой связи в последние годы значительно возрос интерес к тестированию.

Следует отметить, что как форма контроля знаний тестирование имеет как свои плюсы, так и минусы. В частности, результаты тестирования не отражают совсем или отражают в очень незначительной степени умение или, напротив, неумение студента последовательно и логически правильно мыслить, рассуждать убедительно и компетентно, всесторонне освещать и решать достаточно сложные теоретические и практические проблемы и т.д. Подобные навыки необходимо иметь современному специалисту, деятельность которого должна отвечать требованиям системности и комплексности.

В то же время компетентный специалист не мыслим без знаний элементарных базовых понятий, законов, принципов и т.д. Именно для приобретения знаний такого уровня может оказаться весьма полезным тестирование.

Важно, что тестирование можно использовать как элемент самостоятельной работы студента, позволяющий сделать ее результаты более эффективными. Самостоятельно работая с тестом, обучающийся быстрее ориентируется в новом материале, структурирует его необходимым образом, акцентирует внимание на наиболее важных моментах и т.д. Предварительная работа с тестом по темам курса позволяет значительно повысить и качество практических (семинарских) занятий, заметно улучшить результаты выполнения контрольных, курсовых и других работ.

Настоящий сборник содержит более пятисот вопросов по теоретическому и практическому материалу курса формальной логики, которые составлены в соответствии с планом лекций, а также включают теоретические вопросы, отведенные для самостоятельного изучения.

Сборник тестов по логике может использоваться при подготовке к семинарским (практическим) занятиям, при проведении промежуточной и итоговой аттестации. Рекомендуется после проработки материала каждой из прочитанных лекций, попытаться самостоятельно пройти тест по соответствующей теме. Ответы на вопросы, вызвавшие затруднение, следует уточнить по тексту лекции, либо найти в любом из учебников или учебных пособий, приведенных в списке основной рекомендуемой литературы, который помещен в конце данного издания. При этом, если в самом вопросе не оговаривается другой порядок выполнения задания, то студент должен найти среди предлагаемых к каждому вопросу возможных вариантов ответов только один правильный.

При работе с тестами студенту следует не просто найти и запомнить правильные ответы, но постараться внимательно вникнуть в их содержание. Это нужно потому, что качественный процесс обучения предполагает, прежде всего, не механическое запоминание, а умение понимать и объяснять прочитанное. С целью формирования у студентов навыков вдумчивой творческой работы с изучаемым материалом, в тестовых заданиях, предлагаемых обучающимся на занятиях или зачете, формулировки вопросов и ответов могут быть преднамеренно изменены и отличаться от тех, которые приведены в данном сборнике. Например, тест по теме «Логический анализ языка. Формализованные логические языки» содержит вопрос: «Что такое знак?». Однако преподаватель может предложить студенту ответить на другой вопрос: «Как называется любой материальный предмет, который служит в процессе общения и мышления людей представителем какого-то другого объекта?». Это и есть знак.

Тест может считаться пройденным, если студент не только правильно ответил на большинство вопросов (как правило, не менее 75 %), но и в состоянии обосновать выбор своих ответов.

Предмет и значение логики

1. Что означает древнегреческое слово «logos», ставшее основой современного термина «логика»?

1) Мысль, разум, закономерность.

2) Психика, эмоции, чувства.

3) Часть, элемент, ядро.

4) Мир, вселенная, природа.

2. Какие уровни выделяют в процессе познания человеком окружающей действительности?

1) Непосредственный и опосредованный.

2) Чувственный и рациональный.

3) Сознательный и сверхсознательный.

4) Созерцательный и волевой.

3. Как называется: а) отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств; б) целостное отражение предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств; в) целостный образ предмета, сохраняющийся в сознании благодаря памяти и являющийся воспроизведением прежних восприятий? (Выберите соответствующие ответы)

1) Ощущение.

2) Восприятие.

3) Представление.

4) Понятие.

4. Для какой ступени познания основными формами являются: а) ощущения, восприятия и представления; б) понятия, суждения, умозаключения? (Выберите соответствующие ответы)

1) Созерцательной.

2) Чувственной.

3) Рациональной.

4) Непосредственной.

5. В чем заключаются следующие методы познания: а) анализ; б) синтез; в) обобщение; г) абстрагирование? (Расположите ответы в соответствующем порядке)

1) В разложении предметов, данных в представлении, на их отдельные признаки и части, в выявлении их связей и отношений с другими предметами.

2) В воспроизведении предметов, расчлененных в процессе анализа на отдельные признаки, части, результатом которого является представление их как системы выделенных частей, свойств и отношений.

3) В объединении в одной мысли, под одним термином (словом, словосочетанием) множества предметов по их сходным чертам.

4) В отвлечении признаков от предмета и превращении их в объект самостоятельного рассмотрения.

6. В рамках какой ступени познания выделяется: а) эмпирический уровень; б) теоретический уровень? (Выберите правильные ответы)

1) Чувственной.

2) Рациональной.

3) Иррациональной.

4) Чувственной и рациональной.

7. На какой ступени познания осуществляется деятельность мышления как особого источника знания: происходит построение теорий, объясняющих наблюдаемые явления, открывающих законы той области действительности, которая является предметом изучения теории?

1) На эмпирической.

2) На теоретической.

3) Как на эмпирической, так и на теоретической.

4) На чувственной.

8. Какое поведение называется: а) формальным; б) антиформальным; в) неформальным? (Выберите соответствующие ответы)

1) Внешние действия людей, происходящие в соответствии с заранее заданными правилами.

2) Внешние действия людей, не соответствующие заранее заданным правилам.

3) Внешние действия людей в ситуациях, в которых правила не заданы заранее.

4) Внешние действия людей, направленные на создание видимости решения некоторой проблемы.

9. Что такое формальное мышление?

1) Последовательность умственных действий по заранее фиксированным правилам.

2) Мышление, не затрагивающее сути проблемы.

3) Процесс мыслительной переработки информации, полученной с помощью органов чувств.

4) Мыслительный процесс, в котором используется девиантная аргументация.

10. Что в наше время стало главным средством образования структур формального поведения?

1) Традиции.

2) Формальное мышление.

3) Ассоциативное мышление.

4) Творческое мышление.

11. Сколько существует законов логики, согласно трактовке этого понятия символической логикой?

1) Три.

2) Четыре.

3) Бесконечное множество.

4) Законов логики вообще не существует.

12. Кем сформулированы законы тождества, противоречия и исключенного третьего?

1) Платоном.

2) Аристотелем.

3) Гераклитом.

4) Лейбницем.

13. Кем введен в логику закон достаточного основания?

1) Ф. Бэконом.

2) Г. Лейбницем.

3) И. Кантом.

4) Р. Декартом.

14. Каким образом можно сформулировать следующие законы: а) исключенного третьего; б) противоречия; в) тождества; г) достаточного основания? (Расположите ответы в соответствующем порядке)

1) Противоречащие друг другу высказывания не могут быть оба ложными.

2) Противоречащие друг другу высказывания не могут быть оба истинными.

3) Нельзя допускать подмен одних понятий другими и смешения слов с различными значениями.

4) В процессе познания можно принимать то или иное суждение или высказывание за истину лишь на достаточном основании.

15. В каком случае основания для принятия истинности некоторого суждения считаются: а) субъективно достаточными; б) объективно достаточными? (Выберите соответствующие ответы)

1) Если предъявление этих оснований разумному субъекту убеждает его в истинности данного суждения.

2) Если эти основания достаточны для принятия данного суждения неким субъектом, но недостаточны для его принятия другими.

3) Если эти основания продиктованы интересами субъекта.

4) Если эти основания продиктованы социокультурной спецификой субъекта или объекта познания.

16. Какие из четырех основных законов логики по существу являются принципами?

1) Законы тождества и закон достаточного основания.

2) Закон противоречия и закон исключенного третьего.

3) Закон тождества и закон противоречия.

4) Закон достаточного основания и закон исключенного третьего.

17. Какое древнее государство можно считать родиной логики как науки?

1) Древний Рим.

2) Карфаген.

3) Финикию.

4) Древнюю Грецию.

18. Кто из философов считается основателем науки логики?

1) Сократ.

2) Платон.

3) Аристотель.

4) Пифагор.

19. Как называются труды Аристотеля, в которых он анализирует и описывает основные логические формы и правила рассуждений?

1) «Физика».

2) «Метафизика».

3) «Органон».

4) «Риторика».

20. Что, прежде всего, способствовало выделению логики в самостоятельную отрасль знания?

1) Потребности ораторского искусства (риторика).

2) Необходимость совершенствования методов научного познания.

3) Развитие математики.

4) Развитие физики.

21. Кем были разработаны индуктивные методы установления причинных связей?

1) Ф. Бэконом, Дж. Фр. Гершелем, Дж. Ст. Миллем.

2) Р. Декартом, Г. Лейбницем, И. Кантом.

3) Дж. Булем, О. де Морганом, П.С. Порецким.

4) Демокритом, Протагором, Аритотелем.

22. Кто стоял у истоков создания алгебры логики?

1) Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант.

2) Дж. Буль, О. де Морган, П.С. Порецкий.

3) К. Хаваш, А.А. Френкель, И. Бар-Хиллел.

4) Ф. Бэкон, Дж. Фр. Гершель, Дж. Ст. Милль.

23. Что такое «логическая культура»?

1) Система навыков мышления, позволяющая выражать имеющиеся мысли в ясной и отчетливой форме и приобретать новые мысли на основе одной только этой формы.

2) Постоянная апелляция к доводам разума и рассудка и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся судьбы познавательных утверждений.

3) Совокупность накопленных человечеством знаний в области логики.

4) Тип культуры, противоположный идеациональному типу.

Логический анализ языка. Формализованные логические языки

1. Что такое язык?

1) Любой материальный объект, выступающий представителем другого объекта.

2) Система знаков, служащая для хранения и передачи информации.

3) Условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы.

4) Последовательность символов, образующая сообщение.

2. На какой разновидности языка базируется символическая логика?

1) Искусственный язык.

2) Латинский язык.

3) Естественный язык.

4) Вторичный язык.

3. Какие основные типы языков использует логика?

1) Вербализованный и невербализованный языки.

2) Языки предикатов и суждений.

3) Тактильный и паралингвистический языки.

4) Вторичные языки.

4. Какие элементы составляют основу языковой системы?

1) Знак и символ.

2) Пиктограмма и идеограмма.

3) Слог и слово.

4) Субъект и объект.

5. Что такое знак?

1) Знак – это любой материальный предмет, который служит в процессе общения и мышления людей представителем какого-то другого объекта.

2) Знак – это отличительный признак некоторого множества объектов.

3) Знак – это мысленный образ объекта.

4) Знак – это материальный объект, указывающий на другой материальный объект.

6. Что называется предметным значением знака?

1) То, представителем чего знак является.

2) Отличительная совокупность признаков объекта, представителем которого является знак.

3) Некоторая совокупность сведений об объекте, представителем которого является знак.

4) Слова и словосочетания естественного языка.

7. Что такое смысл знака?

1) Тот объект, представителем которого знак является.

2) Отличительная совокупность признаков объекта, который представляет знак.

3) Функция, которую выполняет знак в процессе общения.

4) Некоторая совокупность сведений об объекте, представителем которого является знак.

8. Чем смысл знака отличается от его смыслового содержания?

1) Смысл однозначно указывает на предмет, а смысловое содержание – нет.

2) Смысловое содержание однозначно указывает на предмет, а смысл – нет.

3) Смысловое содержание указывает только свойства объектов, а смысл – их любые признаки.

4) Смысл характеризует обозначаемый знаком объект, а смысловое содержание характеризует сам знак.

9. Какая наука занимается изучением языка как знаковой системы?

1) Семиотика.

2) Лингвистика.

3) Просодика.

4) Грамматика.

10. Каким образом связан с репрезентируемым объектом: а) знак-индикатор; б) знак-образ; в) знак-символ? (Выберите соответствующие ответы)

1) Отношением причины.

2) Отношением подобия (внешнего сходства).

3) По отношению к репрезентируемому предмету характеризуется негативно (физически никак не связан).

4) Может быть связан отношением причины или отношением подобия.

11. Что такое «семантическая категория»?

1) Это класс выражений с однотипными предметными значениями, при этом включающий все выражения с предметным значением данного типа.

2) Это слова и словосочетания, являющиеся знаками предметов.

3) Это группа терминов, специфичных для какой-либо области познания и характеризующих конкретное содержание высказываний.

4) Это предмет, действие и т.п., служащие условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи.

12. Каковы основные семантические категории языка?

1) Логическое подлежащее и логическое сказуемое.

2) Конъюнкция, дизъюнкция, импликация, тождество.

3) Знак-индекс, знак-образ, знак-символ.

4) Имена, предикаторы, логические термины, повествовательные предложения.

13. Что такое «пропозициональные переменные»?

1) Символы для обозначения целых повествовательных предложений.

2) Символы для обозначения единичных имен.

3) Символы для обозначения общих имен.

4) Символы для обозначения свойств и отношений.

14. Каковы основные логические термины языка?

1) «И», «или», «если.., то…», «неверно, что…», «всякий», «существуют» («некоторые»), «тот…, который…».

2) Точка, запятая.

3) Математические функции, скорость, плотность, агрегатные состояния и т.д.

4) Имена.

15. Какие термины относятся к дескриптивным?

1) Предметные функторы и логические термины.

2) Повествовательные предложения.

3) Логические константы.

4) Имена, предикаторы, предметные функторы.

16. В чем отличие дескриптивных терминов от логических?

1) Дескриптивные термины характеризуют конкретное содержание высказываний той или иной области познания, а логические – являются общими в высказываниях различных областей познания.

2) Логические термины характеризуют конкретное содержание высказываний той или иной области познания, а дескриптивные – являются общими в высказываниях различных областей познания.

3) Дескриптивные термины имеют предметное значение, а логические его не имеют.

4) Логические термины являются знаками, а дескриптивные – не являются.

17. Что такое «имя»?

1) Слово или словосочетание, являющееся знаком предмета.

2) Знак, обозначающий живое существо.

3) Свойство предметов или отношение между предметами, наличие или отсутствие которых утверждается или отрицается в высказываниях.

4) Знак предметной функции.

18. Что называется предметным значением имени?

1) Совокупность объектов, обозначаемых именем.

2) Перечень различных предметов.

3) Взаимосвязь предмета и его признака.

4) Назначение объекта, обозначаемого именем.

19. Что представляет собой смысл имени?

1) Информацию об отношениях между предметами.

2) Информацию о функциях имени.

3) Информацию о свойствах, присущих предметам.

4) Информацию о функциях предмета, обозначаемого именем.

20. Какие термины служат для обозначения предметного значения имени?

1) Интенсионал, концепт.

2) Денотат, десигнатор, референт.

3) Конъюнкция, дизъюнкция, импликация.

4) Атрибут, реляция.

21. Какое название применяют для обозначения смысла имени?

1) Концепт.

2) Денотат.

3) Трюизм.

4) Таксон.

22. В чем состоит отличие единичных имен от общих?

1) Предметными значениями единичных имен являются отдельные предметы, а общих – классы предметов.

2) Предметными значениями единичных имен являются определенные множества, а предметным значением общих имен может быть любой предмет.

3) Предметным значением единичных имен являются одушевленные предметы, а предметными значениями общих имен – неодушевленные.

4) Единичные имена – это знаки, специфичные для данного языка, а общие имена – знаки, используемые в нескольких естественных или искусственных языках.

23. Какие имена называют описательными, а какие – неописательными?

1) Описательные имена – это категория естественного языка, а неописательные – искусственного.

2) Описательные имена – это знаки характеристик предметов, а неописательные – знаки самих предметов.

3) Описательные имена имеют собственный смысл, а неописательные - имеют только приданный смысл и не имеют собственного.

4) Описательные имена являются простыми, а неописательные – сложными.

24. Какие имена считаются действительными?

1) Имена, обозначающие предметы данного универсума.

2) Имена, обозначающие предметы.

3) Имена, обозначающие материальные предметы.

4) Имена, обозначающие предметы, действующие в настоящий момент.

25. В каком случае имя следует считать мнимым?

1) Если оно обозначает предмет, не входящий в данный универсум.

2) Если оно обозначает идеальный объект.

3) Если оно обозначает предмет, непосредственно не наблюдаемый в данный момент.

4) Если оно обозначает не единичный предмет, а множество.

26. Что такое признак?

1) Признак – это наличие или отсутствие свойства или отношения.

2) Признак – это совокупность существенных характеристик предмета.

3) Признак – это непосредственно наблюдаемые характеристики объектов.

4) Признак – это свойства единичных имен.

27. Чем признак-свойство отличается от признака-отношения?

1) Свойство – характеристика отдельного предмета, а отношение – характеристика класса (множества) предметов данного вида.

2) Свойство – характеристика отдельного предмета, а отношение - характеристика системы.

3) Свойство не может включать в себя отношение, тогда как отношение может включать в себя свойство.

4) Свойство – всегда более существенная характеристика объекта, чем отношение.

28. Что такое «реляционное свойство»?

1) Реляционное свойство – это свойство, указывающее на наличие или отсутствие отношения данного предмета к каким-то другим предметам.

2) Реляционное свойство – это характеристика предмета, позволяющая отличить его от других.

3) Реляционное свойство – это характеристика, раскрывающая сущность объекта.

4) Реляционное свойство – это характеристика внешнего вида объекта.

29. Какие символы называют: а) предметными константами; б) предметными переменными? (Выберите соответствующие ответы)

1) Символы, используемые для обозначения целых повествовательных предложений.

2) Символы, применяемые для обозначения единичных имен.

3) Символы, обозначающие общие имена.

4) Символы, предназначенные для обозначения реляционных свойств.

30. Что такое предикаты и чем они отличаются от предикаторов?

1) Предикаты – это знаки характеристик определенных данных предметов, т.е. признаков, а предикаторы – знаки свойств и отношений без отнесения их к определенным предметам.

2) Предикаты – знаки свойств, а предикаторы – знаки отношений.

3) Предикаты – знаки реляционных свойств, а предикаторы – знаки атрибутивных свойств.

4) Предикаты – знаки характеристик единичных имен, а предикаторы – общих.

31. Аналогами каких союзов естественного языка являются: а) конъюнкция; б) дизъюнкция; в) импликация; г) тождество? (Расставьте ответы в соответствующем порядке)

1) «И».

2) «Или».

3) «Если…, то…».

4) «Тогда и только тога, когда…».

32. В чем отличие строгой дизъюнкции от нестрогой?

1) В отличие от нестрогой, строгая дизъюнкция в суждении АÚВ предполагает наличие какой-либо из ситуаций А и В, но исключает наличие и той и другой одновременно.

2) В отличие от нестрогой, строгая дизъюнкция в суждении АÚВ предполагает наличие какой-либо из ситуаций А и В, не исключая наличия той и другой вместе.

3) В отличие от нестрогой, строгая дизъюнкция в суждении АÚВ обязательно требует одновременного наличия ситуаций А и В.

4) В отличие от нестрогой, строгая дизъюнкция в суждении АÚВ предполагает обязательное наличие хотя бы одной из ситуаций А и В.

33. Какие существуют виды импликации?

1) Интенсиональная, материальная, строгая.

2) Алетическая, деонтическая, эпистемическая.

3) Атрибутивная, реляционная, экзистенциальная.

4) Естественная, искусственная, вторичная.

34. Что в языке логики предикатов означают кванторы всеобщности и существования?

1) Выражения «все» и «существуют».

2) Выражения «все» и «никто».

3) Выражения «только он» и «избранные».

4) Выражения «больше» и «меньше».

35. Как на языке логики обозначаются: а) конъюнкция; б) дизъюнкция; в) строгая дизъюнкция; г) импликация? (Расположите ответы в соответствующем порядке)

1) aÙb.

2) aÚb.

3) aÚb.

4) aÉb.

36. Как на языке логики обозначаются: а) тождество; б) отрицание; в) квантор всеобщности; г) квантор существования? (Расположите ответы в соответствующем порядке)

1) Ø

2) $

3) "

4) º

37. Как называется первый член в формуле импликативного вида?

1) Антецедент.

2) Консеквент.

3) Множитель.

4) Индекс.

38. Как называется второй член в формуле импликативного вида?

1) Верификатор.

2) Фальсификатор.

3) Антецедент.

4) Консеквент.

39. Какое высказывание естественного языка соответствует отношению логической эквивалентности между высказываниями А и В?

1) «При наличии А имеет место В».

2) «А если и только если В».

3) «Либо А, либо В».

4) «Неверно А и В».

Наши рекомендации