Роль биологических ритмов в жизни человека

Существует, весьма условная, по мнению ученых хронобиологов, теория трех биоритмов. Согласно ей, состояние человека определяется тремя биоритмами: физическим, интеллектуальным и эмоциональным. И бывают дни, когда одни биоритмы активнее других, так как все они обладают разной степенью периодичности.

Именно поэтому в определенные дни и определенное время бывают всплески, например, физической активности при плохом настроении, или же выбросы позитивных эмоций, а, быть может, появляется огромно желание заняться какой-то умственной деятельностью.

То есть, от биоритмов полностью зависит активность человеческого организма и его состояние. Поэтому не стоит «насиловать» свой организм. Напротив, нужно прислушиваться к нему и грамотно использовать свои собственные ресурсы. Например, сон и его значение, как биологического ритма, пожалуй, является одним из самых важных. Именно поэтому никак нельзя ложиться слишком поздно или спать слишком мало, ведь из этого следует нарушение абсолютно всех биоритмов организма. Вообще ученными установлено, что наилучший сон происходит в период с двадцати трех часов до семи. А ложиться после полуночи весьма вредно для умственной активности, то есть, интеллектуальных биоритмов.

Нельзя забывать и о том, что человек все же является частью природы, поэтому на него оказывают влияние и фазы луны. Например, многие люди ощущают упадок сил в новолуние и повышенную активность во время полнолуния.

Вопрос №8 Физиологическая классификация физических упражнений.

Физиологической основой классификации физических упражнений могут быть режим мышечной деятельности (статический, динамический, смешанный), степень координационной сложности, отношение упражнений к развитию качеств двигательной деятельности (физическим качествам), относительная мощность работы и другие признаки.

Физические упражнения могут быть подразделены по следующим критериям: по биомеханической структуре движения - на циклические (гребля, бег, плавание и т.д.) и ациклические (бокс, борьба, гимнастика и т.д.); по проявлению физических качеств - на упражнения, требующие преимущественного развития быстроты - скоростные (бег на короткие дистанции), взрывной силы - скоростно-силовые (прыжки в длину и высоту, метания), выносливости (лыжные гонки, бег на длинные дистанция), силы (тяжелая атлетика), координации - сложно-технические (гимнастика, горные лыжи, фигурное катание); по особенностям локомоций - на упражнения, выполняемые преимущественно ногами (бег, конькобежный и велосипедный спорт), руками (плавание, гимнастика), руками и ногами (ходьба на лыжах); по мощности выполняемой работы - на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной и попеременной мощности; по преобладающему источнику энергии - на упражнения, выполняемые в зоне аноэробно-алактатного, аноэробно-лактатного, смешанного анаэробно-аэробного и аэробного энергегического обеспечения; по уровню энерготрат - на упражнения, выполняемые с высокими энерготратами, при потреблении кислорода 4-6 л/мин (бег, лыжные гонки, плавание), средними - 2-4 л/мин (спортивные игры) и низкими - менее 2 л/мин (фигурное катание, бокс, борьба); по характеру регламентации нагрузки - на упражнения заданного объема работы (гребля, плавание, бег и т.д.) и упражнения заданного времени работы (бокс, борьба, футбол, хоккей и т.д.); по объему активной мышечной массы - на локальные, при которых в работу вовлекается до одной трети мышечной массы, региональные - до двух третей мышечной массы и глобальные - более двух третей мышечной массы; но характеру (виду) мышечной работы - на статические и динамические.

Человек по своей сущности не может жить без движения. В своей обычной (повседневной) жизни мы не замечаем, как выполняем различные упражнения, которые и держат наши мышцы в тонусе. Например, поднимаясь по лестнице, мы совершаем движения, которые заставляют работать мышцы ног, спины, брюшного пресса, что помогает повысить обмен веществ. Укрепляются бедра, ягодицы и икроножные мышцы, увеличивается объём легких.

Физические упражнения помогают в решении различных задач, таких как: физическое воспитание, образование и оздоровления.

Физическое воспитание наряду с другими важными факторами способствует охране здоровья, а также дисциплинирует человека с раннего возраста.

С точки зрения физиологии, упражнение – это непрерывные действия, которые направленные на достижение определенного результата.

Физические упражнения чрезвычайно многообразны. Для их классификации невозможно применить один единственный критерий. Этим объясняется наличие различных систем физиологической классификации по разным критериям, положенным в их основу.

Многие ученые классифицируют физические упражнения по различным основаниям.

Так, например, Д. Н. Давиденко разделил все упражнения на следующие виды:

1) по биомеханической структуре движений;

2) по проявлению физических качеств;

3) по особенностям локомоций;

4) по мощности выполняемой работы;

5) по преобладающему источнику энергии;

6) по уровню энерготрат;

7) по характеру регламентации нагрузки;

8) по объему активной мышечной массы [1].

Так же существует классификация, предложенная В. С. Фарфелем, который все виды спортивных упражнений разделил на:

1) позы;

2) движения [2].

Поза – это удержание тела в определенном положении. При этом обеспечивается поддержание заданного угла или необходимого напряжения мышц. Например: лежание, сидение, стояние, вис и упор, стойка на кистях.

Различные позы позволяют человеку избавится от некоторых заболеваний, в том числе прекращение боли в позвоночнике, суставах, руках и ногах. Позы часто применяются для занятия йогой.

Все движения условно можно разделить на: стандартные и нестандартные. При стандартной (стереотипной) работе упражнения выполняются в постоянных условиях и характеризуются строгой постоянностью движений. При нестандартной (ситуационной) работе наблюдается отсутствие жесткой стереотипности в совершаемых движениях.

Я.М. Коц в соответствии с кинематической характеристикой упражнений разделяет их на:

1) циклические;

2) ациклические.

Циклические упражнения характеризуются многократностью повторения одного и того же упражнения, состоящего из нескольких фаз.

Циклические упражнения по предельному времени работы разделены по зонам относительной мощности:

1) максимальной мощности;

2) субмаксимальной;

3) большой;

4) умеренной мощности [3].

Примером могут служить упражнения: ходьба, гребля, бег, плаванье, велоспорт, бег на коньках. Исключениями являются короткие упражнения.

Плаванье – это один из видов циклических упражнений, которое развивает выносливость, влияет на кровообращение, становится подвижная грудная клетка. Существует несколько техник плаванья: кроль, баттерфляй, брасс, плаванье на спине.

Циклические упражнения – это движения относительно постоянных структуры и мощности.

В свою очередь, циклические упражнения делятся на:

1) анаэробные;

2) аэробные.

Анаэробные упражнения – это действия, при которых мышечные движения совершаются за счет энергии полученной в ходе анаэробного гликолиза, то есть окисление глюкозы происходит при отсутствии кислорода. Примером анаэробных тренировок могут служить: силовой тренинг в бодибилдинге, пауэрлифтинге, армрестлинге и т. д. Анаэробные тренировки отличаются периодизацией нагрузки.

Основные упражнения в бодибилдинге: подъем на носки с гантелью (в работе с данным упражнением необходимо придерживаться принципа «Вынужденного повторения»; подъем на носки стоя на тренажере; подъем штанги стоя; подъем гантелей сидя.

Аэробные упражнения – это действия, при которых мышечные движения совершаются за счет энергии, полученной в ходе аэробного гликолиза, то есть окисления глюкозы кислородом.

Примеры аэробных упражнений:

1. Бег на длинные дистанции;

2. Быстрая ходьба;

3. Плавание;

4. Езда на велосипеде или занятия на велотренажере;

5. Аэробика.

Ациклические упражнении имеют выраженное начало и конец. Повторение не связано неразрывно с окончанием предыдущего движения и не обуславливает последующее. Ациклические движения не строятся на ритмическом двигательном рефлексе, хотя некоторые из них могут быть причислены к локомоциям (прыжки). Спортивные ациклические движения связанны с максимальной мобилизацией силы и скорости сокращения. Они служат целям развития силы и быстроты.

Ациклические упражнения можно разделить на несколько видов:

1. Взрывные.

2. Стандартно-переменные.

3. Нестандартно-переменные.

4. Интервально-повторные.

Характерной особенностью взрывных упражнений является мощность, сила с которой выполняется данное упражнение. Примером могут служить – прыжки и метания. Группу прыжков составляют: прыжки в легкой атлетике (в длину, в высоту, с шестом), прыжки на лыжах с трамплина и прыжки с трамплина в воднолыжном спорте, прыжки в воду, гимнастические и акробатические прыжки. В группу метаний входят: легкоатлетические метания диска, копья, молота, толкание ядра. Частным случаем метаний являются тяжелоатлетические упражнения (рывок и толчок).

Стандартно-переменные упражнения – это соревновательные упражнения в спортивной и художественной гимнастике и акробатике (кроме прыжков), в фигурном катании на коньках и на водных лыжах, в синхронном плавании.

Современная спортивная гимнастика характеризуется неуклонным ростом трудности упражнения. Существуют базовые упражнения, которые должны выполнять все спортсмены, занимающиеся данной деятельностью. Например: упражнения на бревне (перестановка ног, шаги вперед на полной ступне, скрестные шаги с продвижением вперед и назад, бег на носках и с высоким подниманием бедра, варианты поворотов на 1 ноге, равновесие на полупальцах и на одной ноге), упражнения на брусьях разной высоты, сальто вперед.

Нестандартно-переменные (ситуационные) упражнения включают все спортивные игры и спортивные единоборства, а также все разновидности горнолыжного спорта.

Спортивные единоборства – это вид спорта, в котором два противника пытаются физическими приемами или с помощью специального снаряжения нанести удар друг другу. Данный вид спорта развивает силу, ловкость, укрепляет здоровью. К ним можно отнести: бокс, дзюдо, тхэквандо, фехтование.

К интервально-повторным упражнениям относятся соревновательные, а также комплексные тренировочные упражнения, которые составлены из стандартной комбинации различных или одинаковых элементов, разделенных периодами полного или частичного отдыха.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в современной жизни существует огромное количество упражнений, которые необходимо классифицировать не только по их виду, но и учитывать физиологические особенности организма человека.

Вопрос №7 Гиподинамия и ее последствия.

Когда человек большую часть времени проводит в сидячем положении, когда ему не хватает необходимой физической нагрузки, мышцы начинают ослабевать, уменьшается выносливость и сила человека, развивается вегето-сосудистая дистония, нарушается обмен веществ. Гиподинамия с течением времени приводит к изменениям опорно-двигательного аппарата: развивается остеопороз, остеоартроз и остеохондроз. Сказывается гиподинамия и на сердечно-сосудистой системе (развивается артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца), на дыхательной системе (болезни легких), пищеварительной системе (нарушение работы кишечника). Нарушения в эндокринной системе приводят к ожирению. При гиподинамии происходит снижение силы сокращений сердца и уменьшается масса тела. Кроме того, ослабляются венозные и артериальные сосуды, что приводит к ухудшению кровообращения. Возможны также нарушения в обмене белков, углеводов и жиров.

Ухудшается из-за гиподинамии и работа головного мозга: снижается трудоспособность человека, его умственная активность, он быстро утомляется, ощущает общую слабость, страдает бессонницей. Что касается влияния на опорно-двигательный аппарат, то уменьшается мышечная масса, между мышечными волокнами возникает жировая прослойка. Тонус мышц снижается, нарушается осанка, и это, в свою очередь, приводит к смещению внутренних органов. Гиподинамия и ее последствия сказываются и на работе желудочно-кишечного тракта и кровеносных сосудов. Так, из-за нее развивается атеросклероз, гипертоническая болезнь и варикозное расширение вен.

Что же делать? Как человеку обезопасить себя от гиподинамии и ее последствий? Понятно, что для этого нужно, в первую очередь, поменять свой распорядок дня. Конечно, всем нам хочется после трудового дня сразу лечь на диван перед телевизором, и наслаждаться отдыхом. Но нужно помнить, что наш организм нуждается в нагрузке. К тому же, куда приятнее расслабление после физических упражнений, ведь тело после тренировки кажется таким гибким и легким. Таким образом, избежать гиподинамии — самой распространенной болезни 21 века — поможет физическая активность.

Только тот человек, который ведет здоровый образ жизни, может избежать последствий гиподинамии. Что подразумевается под здоровым образом жизни? Это рациональное питание, больше движения, отказ от вредных привычек. Поверьте, даже 30 минут ежедневной физической нагрузки будут очень полезны для вас. А пешие прогулки на свежем воздухе вообще творят чудеса! Конечно, в идеале человеку рекомендуется заняться спортом, ходить в спортивные клубы, на фитнес, заниматься плаванием. Но если работа отнимает большую часть времени и такой возможности просто нет, то нужно хотя бы просто увеличить физическую нагрузку. Например, если есть собака, то каждый день гулять с ней, а не просто стоять и ждать, пока она сама погуляет, перестать пользоваться лифтом и подниматься на этаж пешком, делать каждое утро легкую зарядку. То есть, двигательная нагрузка должна быть разумной, и тогда это станет залогом того, что гиподинамия и ее последствия не скажутся на вас.

Также врачи рекомендуют для профилактики гиподинамии пить как можно больше жидкости — чаи, компоты, соки. Вдвойне полезно пить фруктовые и овощные соки — они помогут укрепить иммунитет. Что касается питания, то оно должно быть сбалансированным — больше фруктов и овощей, полезен мед с лимоном. Очень важен и полноценный отдых — человек должен спать не менее восьми часов. Со временем вы сами заметите, что ваше самочувствие улучшилось. Это действительно возможно — иметь крепкое здоровье и красивую фигуру, нужно лишь немного упорства, воли и желания изменить свою жизнь. Условия для всего этого есть у каждого из нас, нужно лишь этим воспользоваться!

Вопрос №6 Средства физического воспитания.

Средствами в физическом воспитании называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми в процессе воздействия на свою физическую природу с целью ее совершенствования.

В практике физического воспитания сформировался целый комплекс средств:

1. физические упражнения;

2. использование оздоровительных сил природы – закаливание, водные процедуры, воздушные ванны, рациональное использование солнечной радиации и т.п.;

3. использование гигиенических факторов – режим труда, отдыха, питание, соблюдение правил личной и общественной гигиены и т.п.;

4. специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;

5. идеомоторные, психогенные и аутогенные средства – выполнение заданий по мысленному воспроизведению движений, связанных с ними ощущений, приемы психологического настроя на выполнение движений или способствующие более быстрому и качественному восстановлению после их выполнения.

1.Физические упражнения – двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект .Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений. В одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают. С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками.

2. Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека. Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

3. К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.


Вопрос №5 Физиологическая характеристика утомления и восстановления.

Утомление - особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрат энергии при выполнении одной и той же работы, в замедлении реакций и скорости переработки информации, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и других явлениях. Итак, утомление является нормальной физиологической реакцией организма на работу. С одной стороны, оно служит очень важным для работающего человека фактором, так как препятствует крайнему истощению организма, переходу его в патологическое состояние, являясь сигналом к необходимости прекратить работу и перейти к отдыху Наряду с этим, утомление играет существенную роль, способствуя тренировке функций организма, их совершенствованию и развитию. С другой стороны, утомление ведет к снижению работоспособности спортсменов, к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению функциональных резервов организма. Эта сторона утомления является невыгодной, нарушающей длительное выполнение спортивных нагрузок. При рассмотрении проблемы утомления в спорте широко используются такие понятия, как утомительность, утомляемость, утомленность, переутомление.

При утомлении, которое является нормальным функциональным состоянием организма во время работы, его признаки полностью исчезают во время обычного (регламентированного) отдыха. При длительной или интенсивной работе, нарушении режимов труда и отдыха симптомы утомления аккумулируются, и оно может переходить в хроническое утомление и переутомление.

Хроническое утомление- это пограничное функциональное состояние организма, которое характеризуется сохранением к началу очередного трудового цикла субъективных и объективных признаков утомления от предыдущей работы, для ликвидации которых необходим дополнительный отдых. Хроническое утомление возникает во время длительной работы при нарушении режимов труда и отдыха. Основными субъективными признаками его являются ощущение усталости перед началом работы, быстрая утомляемость, раздражительность, неустойчивое настроение; объективно при этом отмечается выраженное изменение функций организма, значительное снижение спортивных результатов и появление ошибочных действий.

Переутомление- это патологическое состояние организма, которое характеризуется постоянным ощущением усталости, вялостью, нарушением сна и аппетита, болями в области сердца и других частях тела. Для ликвидации этих симптомов дополнительного отдыха недостаточно, и требуется специальное лечение. Наряду с перечисленными, объективными признаками переутомления являются резкие изменения функций организма, часть которых выходит за пределы нормальных колебаний, потливость, одышка, снижение массы тела, расстройства внимания и памяти, атипичные реакции на функциональные пробы, которые часто не доводятся до конца.

Восстановление - процесс, протекающий как реакция на утомление и направленный на восстановление нарушенного гомеостаза и работоспособности. Восстановление после физических нагрузок означает не только возвращение функций организма к исходному или близкому к нему уровню. Если бы после тренировочной работы функциональное состояние организма спортсмена лишь возвращалось к исходному уровню, исчезла бы возможность его совершенствования путем целенаправленной тренировки.

Процессы восстановления различных функций в организме разделяются на три отдельных периода.

К первому (рабочему) периодуотносят те восстановительные реакции, которые осуществляются уже в процессе самой мышечной работы (восстановление АТФ, креатинфосфата, переход гликогена в глюкозу и ресинтез глюкозы из продуктов ее распада — глюконеогенез). Рабочее восстановление поддерживает нормальное функциональное состояние организма и допустимые параметры основных гомеостатических констант в процессе выполнения мышечной нагрузки.

Второй (ранний) период восстановлениянаблюдается непосредственно после окончания работы легкой и средней степени тяжести в течение нескольких десятков минут и характеризуется восстановлением ряда уже названных показателей, а также нормализацией кислородной задолженности, гликогена, некоторых физиологических, биохимических и психофизиологических констант.

Третий (поздний) период восстановления отмечается после длительной напряженной работы (бег на марафонские дистанции, многокилометровые лыжные и велосипедные гонки) и затягивается на несколько часов и даже суток. В это время нормализуется большинство физиологических и биохимических показателей организма, удаляются продукты обмена веществ, восстанавливаются водно-солевой баланс, гормоны и ферменты. Эти процессы ускоряются правильным режимом тренировок и отдыха, рациональным питанием, применением комплекса медико-биологических, педагогических и психологических реабилитационных средств.

Вопрос №3 Дыхательные пути, механизм дыхания.

1. Дыхательные пути, которые по своим свойствам являются слегка растяжимыми, сжимаемыми и создают поток воздуха. К воздухоносным путям, управляющим потоком воздуха, относятся: нос, полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы. Нос и полость носа служат проводящими каналами для воздуха, где он нагревается, увлажняется и фильтруется. Полость носа выстлана богато васкулиризированной слизистой оболочкой. В верхней части полости носа лежат обонятельные рецепторы. Носовые ходы открываются в носоглотку. Гортань лежит между трахеей и корнем языка. У нижнего конца гортани начинается трахея и спускается в грудную полость, где делится на правый и левый бронхи. Дыхательные пути от трахеи до концевых дыхательных единиц (альвеол) ветвятся (раздваиваются) 23 раза. Первые 16 «поколений» дыхательных путей – бронхи и бронхиолы выполняют проводящую функцию. «Поколения» 17...22, респираторные бронхиолы и альвеолярные ходы, составляют переходную (транзиторную) зону. И только 23-е «поколение» является дыхательной респираторной зоной и целиком состоит из альвеолярных мешочков с альвеолами. Общая площадь поперечного сечения дыхательных путей по мере ветвления возрастает более чем в 4,5 тысячи раз. Правый бронх обычно короче и шире левого.

Механизм вдоха и выдоха

Вдох происходит с помощью трех одновременно протекающих процессов:

1) расширения грудной клетки;

2) увеличения объёма легких;

3) поступления воздуха в легкие.

У здоровых молодых мужчин разница между окружностью грудной клетки в положении вдоха и выдоха составляет 7-10 см, а у женщин – 5-8 см.

Расширение грудной клетки при вдохе обеспечивается сокращением инспираторных мышц – диафрагмы, наружных межреберных и межхрящевых. Грудная клетка при вдохе расширяется в трех направлениях. В вертикальном направлении грудная клетка расширяется за счет сокращения диафрагмы – уплощения ее купола. При спокойном вдохе купол диафрагмы опускается примерно на 2 см, при глубоком – до 10 см. В норме вентиляция легких на 2/3 осуществляется за счет движений диафрагмальной мышцы. Диафрагма принимает участие в обеспечении кашлевой реакции, рвоты, натуживания, икоты, в родовых схватках. Во фронтальном направлении грудная клетка расширяется благодаря некоторому разворачиванию ребер в стороны при движении их вверх. В сагиттальном направлении грудная клетка расширяется вследствие удаления концов ребер от грудины вперед при поднятии их в результате сокращения наружных межреберных и межхращевых мышц. Наружные межреберные мышцы при своем сокращении с одинаковой силой тянут верхнее ребро вниз, а нижнее вверх. Вместе с расширением грудной клетки расширяются и легкие. При этом увеличивается их объём. Вследствие расширения легких увеличивается отрицательное давление в плевральной щели и давление в самих легких. Воздух начинается энергично двигаться через воздухоносные пути и заполнять легкие. Вслед за вдохом плавно начинается выдох.

Выдох осуществляется вследствие одновременно происходящих процессов:

1) сужения грудной клетки;

2) уменьшения объёма легких;

3) изгнания воздуха из легких.

Экспираторными мышцами являются внутренние межреберные мышцы и мышцы брюшной стенки. Сужение грудной клетки обеспечивается эластической тягой легких и эластической тягой брюшной стенки. Это достигается следующим образом. При вдохе растягиваются легкие, вследствие чего возрастает ЭТЛ. Кроме этого, диафрагма опускается вниз и оттесняет органы брюшной полости, растягивая при этом стенку брюшной полости, в результате увеличивается эластическая тяга стенки. Как только прекращается поступление импульсов к мышцам вдоха по диафрагмальным и межреберным нервам, прекращается возбуждение мышц вдоха, и они начинают расслабляться. Грудная клетка суживается под влиянием ЭТЛ и тонуса мышц брюшной стенки – органы брюшной полости начинают давить на диафрагму и поднимают её. Поднятию диафрагмы способствует также ЭТЛ. ЭТЛ передается на грудную клетку и сжимает её за счет уменьшения давления атмосферного воздуха на грудную клетку изнутри через воздухоносные пути и легкие. Воздух изгоняется из легких вследствие повышения давления в них, так как объём легких при выдохе уменьшается, что ведет к сжатию воздуха и выдавливанию его из легких.

Вопрос №4 Функциональные показатели дыхательной системы.

Оценка функционального состояния системы внешнего дыхания проводится с целью определения участия ее в энергетическом, тепловом, водном обменах организма, т. е. в физическом и химическом компонентах терморегуляции для поддержания, главным образом, газового и теплового гомеостаза. Различают качественные (ритм) и количественные (частота, глубина, минутный объем дыхания и др.) показатели дыхания.

Выделяют четыре первичных легочных объема:

ДО – дыхательный объем газа, вдыхаемого или выдыхаемого при каждом цикле в спокойном состоянии, (400–500 мл);

РОвд – резервный объем вдоха. Максимальное количество воздуха, ко-

торое можно вдохнуть дополнительно после обычного вдоха, (1 900 – 3 000 мл);

РОвыд– резервный объем выдоха. Максимальное количество воздуха,

которое можно выдохнуть после обычного выдоха, (700–1 000 мл);

ОО– остаточный объем. Количество газа, оставшегося в легких после

максимального выдоха. Объем остаточного воздуха составляет 1 100–2 000 мл.

Кроме того, различают также четыре емкости легких, каждая из которых включает два или более первичных объема:

ОЕЛ – общая емкость легких. Количество газа в легких в конце макси-

мального вдоха. В нормальных условиях состоит из 50% РОвд + 11% ДО + 15%

РОвыд + 24% ОО. Данная величина у взрослых составляет 4 200–6 000 мл;

ЖЕЛ – жизненная емкость легких. Наибольший объем газа, который

можно выдохнуть после максимального вдоха. Представляет собой сумму:

ДО+РОвд+РОвыд. У взрослых ЖЕЛ составляет 3 300–4 800 мл;

ЕВ– емкость вдоха. Максимум воздуха, который можно вдохнуть после

спокойного выдоха; состоит из ДО + РОвд. В норме ЕВ составляет около 75%

ЖЕЛ, а РОвыд – 25% ЖЕЛ;

ФОЕ – функциональная остаточная емкость. Количество газа, остающегося в легких после спокойного выдоха, равен сумме РОвыд + ОО.

Следует учитывать, что РОвыд – очень вариабельная величина, значительно меняющаяся даже у одного и того же лица.

Одним из основных показателей вентиляции легких является – минутный объем дыхания (МОД), который представляет собой объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого за 1 мин. МОД = ДО*ЧДД (частота дыхательных движений).

ДЖЕЛ – должная жизненная емкость легких.

Коэффициент легочной вентиляции (КЛВ) рассчитывают по формуле:

КЛВ = ДО/РОвыд+ ОО.

Резерв дыхания (РД) – показатель, характеризующий возможность чело-

века увеличить легочную вентиляцию, т. е. способность увеличивать интенсив-

ность дыхания от спокойного до максимального:

РД=Max ВЛ – МОД, где Max ВЛ – максимальная вентиляция, л.

Вопрос №2 Сердечно – сосудистая система и основные показатели ее деятельности.

Сердце — наиболее важная мышца нашего тела. Об этом органе, имеющем форму кулака, мы редко думаем как о мышце, однако это так и есть. Этот орган поддерживает кровообращение и тем самым — снабжение всех тканей тела кислородом и питательными веществами, а также удаление ненужных продуктов метаболизма. Природа была достаточно мудра, создав сердце и мозг так, что мы сознательно не управляем их работой. Когда вы читаете эту страницу или ваше внимание сосредоточено на чем-либо ином, ваше сердце продолжает биться. Сердечно-сосудистая система должна не только постоянно удовлетворять потребность тела в питательных веществах, но и принимать надлежащие меры, когда потребность какого-либо органа возрастает.

Как любая из жизненно важных физиологических подсистем организма, сердечно-сосудистая система поражает своей сложностью. Сердечная мышца и кровеносные сосуды работают согласованно, чтобы удовлетворять постоянно меняющиеся требования различных органов и служить сетью для снабжения и связи, поскольку с кровью переносятся питательные вещества, продукты распада, гормоны и лекарственные препараты.

Для удобства мы можем подразделить основные показатели работы сердечно-сосудистой системы следующим образом:

1) ритм сердца (PC) —частота сокращений сердца;

2) сила сокращения сердца (сила, с которой оно накачивает кровь);

3) минутный объем сердца (количество крови, проталкиваемой в 1 мин);

4) артериальное давление (АД);

5) кровоток (локальные показатели распределения крови)

Поскольку речь идет о замкнутой системе внутри организма, ясно, что все эти факторы взаимосвязаны. Мы можем подразделить их и дальше. Например, минутный объем сердца — это производная величина, зависящая от частоты сокращений сердца и ударного объема, а ударный объем в свою очередь зависит от силы сокращения и от венозного притока. Артериальное давление, с другой стороны, зависит от ударного объема сердца и от периферического сопротивления (характеристики трубок, по которым течет кровь).



Вопрос №1 Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая система.

Организм человека– сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других. Жизненно необходимые процессы энергообразования, выделения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций и т.д. происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни – от зарождения до конца жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе.

Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные генетические черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.

Юношеский возраст (16–21 год)связан с периодами созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости.

Зрелый возраст (22–60 лет)характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигательной активности.

Пожилому возрасту (61–74 года)истарческому (75 лет и более)свойственны физиологические процессы перестройки: снижение активных возможностей организма и его систем – иммунной, нервной, кровеносной и др.

В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз).

Гомеостаз –совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм, как из внешней, так и из внутренней среды. Они позволяют сохранять постоянство состава физико-химических и биологических свойств внутренней среды, несмотря на изменения во внешнем мире и физиологические сдвиги, возникающие в процессе жизнедеятельности организма.

Наши рекомендации