Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование. образов царил берегов) и :ки, дающей ли том Пар-а действия, »■ дают клю-ор.мируется озиционно-е слышный читателя к рмы насто-»ух времен-то Царско-ки
образов царил берегов) и :ки, дающей ли том Пар-а действия, »■ дают клю-ор.мируется озиционно-е слышный читателя к рмы насто-»ух времен-то Царско-ки (отрок, ■ том Парой тональ-и актуали-г.е. в Цар-
зстетичес-Т>е на раз-р ирепре-"анизации осознание
шга язы->рые дол-:обая на-:ических това. Ба-
разным юй уси-
текстов вания и
) проде-
Я живу, как кукушка в часах, Не завидую птицам в лесах, Заведут — и кукую. Знаешь, долю такую Лишь врагу пожелать я могу.
Ключевое словосочетание жить, как кукушка в часах, т.е. несвободно, как заведенный механизм, противоестественно, мотивируется типовыми ассоциациями с часами, имеющими механический завод, на основе стимулов как кукушка в часах и заведут — и кукую. Контрастный образ другой жизни, легкой, свободной, естественной, рождается благодаря стимулу птицы в лесах.
Двойной контраст в лексическом развертывании текста возникает благодаря эффекту обманутого ожидания: первая часть текста отражает кажущееся принятие лирической героиней предложенного ей подневольного образа жизни (Не завидую птицам в лесах// Заведут — и кукую), вторая же часть отражает резкое отрицание этого (Знаешь, долю такую / Лишь врагу пожелать я могу). Эстетический смысл двух ключевых сверхсловных элементов лексической структуры текста формируется на ассоциативной основе благодаря их контрастной соотнесенности и сверхсловным актуализаторам, из которых более действенным прагматически оказывается тот, который занимает сильную конечную позицию в тексте.
Иной механизм эстетического кодирования представлен в текстах с лексической структурой усилительно-конвергентного типа, основанной на «накоплении» смысловых признаков художественной реалии за счет многократной их актуализации в словах, образующих смысловую парадигму. Один из ее членов является ключевым, он отражает основной концепт и называет его. Рассмотрим это на примере стихотворения А.А. Ахматовой «Первое возвращение»:
На землю саван тягостный возложен,
Торжественно гудят колокола,
И снова дух смятен и потревожен
Истомной скукой Царского Села.
Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо,
Как будто мира наступил конец;
Как навсегда исчерпанная тема,
В смертельном сне покоится дворец.
Написанное в начале века, это стихотворение передает тревожное ожидание и предчувствие грядущих бурь и потрясений. Звучат разные микротемы: смерти, конца, сна, тревоги, из них сквозной (в рамках целого текста) является тема смерти. Соответствующие ключевые элементы («Здесь все мертво и немо») эстетически усиливаются смысловыми парадигмами: 1) саван, тягостный, мертво, конец (мира), смертельный
13 Филологический анализ текста
Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования
(тема смерти); 2) навсегда исчерпанная (тема) (тема конца); 3) истомная скука, немо, сон; покоится (тема сна); 4) смятен, потревожен (тема тревоги). Лексическая структура стихотворения имеет индуктивно-дедуктивный характер: ключевая лексическая микроструктура находится в середине {Здесь все мертво и немо), обобщая предшествующее лексическое развертывание и создавая установку на последующее изложение. Тип лексической структуры текста, таким образом, определяет механизм эстетической дешифровки ее ключевых элементов (однословных и неоднословных).
Таким образом, тайны и загадки текста как системно-структурного образования, отраженные в системе различных кодов, имеют свои «ключи», которые раскрываются в процессе интерпретационной деятельности на основе регулятивной макроструктуры текста, о которой пойдет речь далее.
Подведем итоги:
• К основным экстралингвистическим параметрам в анализе текста
относятся: фактор адресата; личность автора, стоящего за текстом;
социально-исторический и культурный контекст эпохи, значимый
для диалога автора и читателя. Эффективность этого диалога зави
сит от расшифровки различных кодов текста, к которым приобща
ется читатель в процессе интерпретационной деятельности.
• Текст как системно-структурное образование, как закрытая систе
ма знаков в статике и открытая система в динамике, в процессе вто
ричной коммуникативной деятельности, имеет свою систему «клю
чей» к разным кодам текста. Вступая в диалог с текстом, читатель
ищет «ключи» к его смыслу, которые всегда есть в тексте в связи с
его коммуникативной природой и ориентацией на адресата.
• Под кодом понимается коммуникативно значимая информационная
система различных сигналов, стимулирующая речемыслительную
активность адресата.
• В соответствии с типами информации и уровневой организацией тек
ста, выделяются коды: языковой, предметный, сюжетно-компози
ционный, эмотивный, образно-культурологический, коммуникатив
ный, эстетический.
• Формой репрезентации всех аспектов текста и его разных кодов яв
ляется языковой уровень {языковой код).
• Под коммуникативным кодом понимаются, во-первых, сигналы во
площенной в тексте коммуникативной информации об ориентации