Для студентов II курса исторического факультета
Для студентов II курса исторического факультета
Специальности «Связи с общественностью» - 350400
Вариант 1.
1. Анна Сергеевна плохо разбиралась в достижениях современной науки. Детство и отрочество не дали ей надлежащей подготовки к восприятию сложных научных основ. Поэтому она путала нейтроны с нейлоном и в простоте душевной была уверена, что цикламен и циклотрон – то же, что цитрамон.
Подчеркнутые слова являются:
а) синонимами;
б) омонимами;
в) паронимами.
2. Для чего в текстах используются омонимы
а) для создания каламбуров;
б) для сопоставления;
в) для уточнения оттенков значения.
3. Синонимы в текстах употребляются
а) для противопоставления;
б) для придания ироничной окраски тексту;
в) для маркировки профессиональной, социальной или иной принадлежности говорящих.
4. Как называется стилистический прием, лексической основой которого служат антонимы, а синтаксической – параллелизм конструкций
а) оксюморон;
б) антитеза;
в) инверсия.
5. В каких стилистических целях используются старославянизмы
а) для стилизации новизны;
б) как индивидуально-авторское средство;
в) как равноправный вариант по отношению к восточнославянской форме.
6. Чем отличаются экзотизмы от варваризмов
а) тем, что входят в словарный запас русского языка;
б) тем, что не входят в словарный запас русского языка;
в) тем, что экзотизмы и варваризмы – слова-синонимы.
7. Чем отличаются официальные термины от неофициальных терминов
а) официальные и неофициальные термины ничем не отличаются;
б) тем, что приводятся в государственных стандартах (ГОСТах) и относятся к научным терминам;
в) тем, что не узаконены государственными органами, а предлагаются какими-либо лицами или группами лиц.
8. Различают разновидности стилистических коннотаций (третий лишний)
а) эмоционально-экспрессивные;
б) функционально-исторические;
в) функционально-стилевые.
9. Разговорные единицы употребляются преимущественно (третий лишний)
а) в письменной речи (художественная литература, публицистика);
б) в деловых документах;
в) в устной речи, в непринужденном бытовом общении.
10. Что общего в лексике научного и официально-делового стиля (третий лишний)
а) узкопрофессиональные термины;
б) слова-нетермины;
в) экспрессивные слова.
11. Укажите научный подстиль (разновидность) речи, которому принадлежат такие жанры, как «сообщение», «ответ», «рассуждение», «объяснение», «языковой пример»
а) собственно научный;
б) научно-популярный;
в) учебно-научный.
12. Укажите, какие типы предложений не свойственны научному стилю речи
а) предложения сложной конструкции;
б) вопросительные и восклицательные предложения простой конструкции;
в) предложения с неопределенно-личными, обобщенно-личными и безличными глаголами.
13. Как называются слова, используемые в переносном значении, при помощи которого создается живой, яркий и привлекательный образ
а) парадокс;
б) ирония;
в) метафора.
14. Как называется троп, который используется в деловой речи для создания эффекта постепенного изменения – нарастания или убывания
а) градация;
б) метафора;
в) парадокс.
15. Припишите левую часть к данному определению
- стилистический прием, используемый для усиления звуковой выразительности художественной речи путем повторения одинаковых или однотипных согласных звуков.
Это
а) аллитерация;
б) акростих;
в) рифма.
16. Для чего используется искажение звукового облика слова (третий лишний)
а) чтобы слово не узнали;
б) для создания комического эффекта;
в) для социальной характеристики героя.
17. В качестве художественных средств воздействия на читателя используются составляющие интонации
а) деление слова на слоги;
б) выразительность жеста;
в) выразительность взгляда.
18. На чем построена языковая игра с именем в данном предложении:
От Мутти мутилось в глазах
а) парономазии;
б) аллюзии;
в) окказионализмах.
19. Какие существительные, имеющие формы только единственного числа, могут употребляться в форме множественного числа, получая определенную стилистическую окраску
а) отвлеченные имена;
б) названия болезней;
в) собирательные существительные.
20. Разговорный характер имеет форма
а) на холоде;
б) в отпуску;
в) машина песка.
21. Различие в использовании полных и кратких форм качественных прилагательных обусловлено
а) использованием в предикативной функции;
б) смысловым различием;
в) ничем не обусловлено.
22. Какие формы числительных не различаются стилистически
а) формы Тв. п. сложных числительных (семьюдесятью – семидесятью);
б) собирательное числительное оба, обе (обоих – обеих);
в) порядковое числительное (второй – вторая).
23. Отсутствие личного местоимения придает повествованию (третий лишний)
а) определенную динамичность;
б) книжный оттенок;
в) разговорный оттенок.
24. Близкие по значению определительные местоимения всякий, каждый, любой (третий лишний)
а) не взаимозаменяемы;
б) взаимозаменяемы;
в) имеют разные смысловые оттенки.
25. Стилистическая особенность форм вида глагола заключается в том, что (третий лишний)
а) формы одного вида могут заменять формы другого вида;
б) формы сов. и несов. вида одного и того же глагола могут противопоставляться для усиления высказывания;
в) формы сов. и несов. вида одного и того же глагола не имеют стилистических различий.
26. Формы одних наклонений глаголов могут употребляться вместо других
а) в деловой речи;
б) в научной речи;
в) в разговорной речи.
27. Одиночный союз и, соединяя однородные члены, (третий лишний)
а) заканчивает перечисление;
б) придает большую выразительность;
в) объединяет попарно однородные члены предложения – антонимы.
28. К конструкционным осложнениям в простом предложении обычно относят (третий лишний)
а) антонимы;
б) обращения;
в) вводные слова.
29. Вводные слова и словосочетания (третий лишний)
а) являются членами предложения;
б) не являются членами предложения;
в) тесно связаны с предложением по смыслу.
30. Обращения используют в различных стилистических целях (третий лишний)
а) как средство иронии;
б) как средство номинации;
в) как средство индивидуализации речи.
31. В результате переставленный элемент в предложении выделяется (третий лишний)
а) в синтаксическом плане;
б) в смысловом плане;
в) в стилистическом плане.
32. Троп, который переносит наименование предмета, ассоциируемый с данным по сложности, сопредельности, а также вовлеченности в одну ситуацию на основании временных, пространственных характеристик или причинных связей называется
а) метафора;
б) олицетворение;
в) метонимия.
33. Типы связи предложений (третий лишний)
а) прерывистая связь;
б) параллельная связь;
в) присоединительная связь.
34. Определите тип чужой речи
Он вышел на улицу, посмотрел на небо. Какие яркие звезды!Вероятно, мороз станет еще сильней.
а) несобственно-прямая речь;
б) косвенная речь;
в) прямая речь.
35. Группа предложений, представляющая собой тесное объединение нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически и выражающих законченную мысль, называется (третий лишний)
а) Онегинской строфой;
б) прозаической строфой;
в) сверхфразовым единством.
36. Фрагмент, семантико-синтаксическое единство,
а) больше прозаической строфы;
б) меньше прозаической строфы;
в) включает две или несколько прозаических строф.
37. Монологической является (третий лишний)
а) научная речь;
б) разговорно-бытовая речь;
в) деловая речь.
38. Диалог как яркий стилистический прием используется (третий лишний)
а) в деловой речи;
б) в публицистике;
в) в художественной литературе.
39. В тексте И слава лебедью плыла / Сквозь золотистый дым (А.Ахматова) использована
а) метаморфоза;
б) метонимия;
в) синекдоха.
40. Тропы не функционируют в
а) официально-деловом и юридическом дискурсе;
б) разговорной речи;
в) публицистическом стиле.
Тест (экзаменационный)
по дисциплине «Стилистика и литературное редактирование»
для студентов II курса исторического факультета