Для студентов II курса исторического факультета

Для студентов II курса исторического факультета

Специальности «Связи с общественностью» - 350400

Вариант 1.

1. Анна Сергеевна плохо разбиралась в достижениях современной науки. Детство и отрочество не дали ей надлежащей подготовки к восприятию сложных научных основ. Поэтому она путала нейтроны с нейлоном и в простоте душевной была уверена, что цикламен и циклотрон – то же, что цитрамон.

Подчеркнутые слова являются:

а) синонимами;

б) омонимами;

в) паронимами.

2. Для чего в текстах используются омонимы

а) для создания каламбуров;

б) для сопоставления;

в) для уточнения оттенков значения.

3. Синонимы в текстах употребляются

а) для противопоставления;

б) для придания ироничной окраски тексту;

в) для маркировки профессиональной, социальной или иной принадлежности говорящих.

4. Как называется стилистический прием, лексической основой которого служат антонимы, а синтаксической – параллелизм конструкций

а) оксюморон;

б) антитеза;

в) инверсия.

5. В каких стилистических целях используются старославянизмы

а) для стилизации новизны;

б) как индивидуально-авторское средство;

в) как равноправный вариант по отношению к восточнославянской форме.

6. Чем отличаются экзотизмы от варваризмов

а) тем, что входят в словарный запас русского языка;

б) тем, что не входят в словарный запас русского языка;

в) тем, что экзотизмы и варваризмы – слова-синонимы.

7. Чем отличаются официальные термины от неофициальных терминов

а) официальные и неофициальные термины ничем не отличаются;

б) тем, что приводятся в государственных стандартах (ГОСТах) и относятся к научным терминам;

в) тем, что не узаконены государственными органами, а предлагаются какими-либо лицами или группами лиц.

8. Различают разновидности стилистических коннотаций (третий лишний)

а) эмоционально-экспрессивные;

б) функционально-исторические;

в) функционально-стилевые.

9. Разговорные единицы употребляются преимущественно (третий лишний)

а) в письменной речи (художественная литература, публицистика);

б) в деловых документах;

в) в устной речи, в непринужденном бытовом общении.

10. Что общего в лексике научного и официально-делового стиля (третий лишний)

а) узкопрофессиональные термины;

б) слова-нетермины;

в) экспрессивные слова.

11. Укажите научный подстиль (разновидность) речи, которому принадлежат такие жанры, как «сообщение», «ответ», «рассуждение», «объяснение», «языковой пример»

а) собственно научный;

б) научно-популярный;

в) учебно-научный.

12. Укажите, какие типы предложений не свойственны научному стилю речи

а) предложения сложной конструкции;

б) вопросительные и восклицательные предложения простой конструкции;

в) предложения с неопределенно-личными, обобщенно-личными и безличными глаголами.

13. Как называются слова, используемые в переносном значении, при помощи которого создается живой, яркий и привлекательный образ

а) парадокс;

б) ирония;

в) метафора.

14. Как называется троп, который используется в деловой речи для создания эффекта постепенного изменения – нарастания или убывания

а) градация;

б) метафора;

в) парадокс.

15. Припишите левую часть к данному определению

- стилистический прием, используемый для усиления звуковой выразительности художественной речи путем повторения одинаковых или однотипных согласных звуков.

Это

а) аллитерация;

б) акростих;

в) рифма.

16. Для чего используется искажение звукового облика слова (третий лишний)

а) чтобы слово не узнали;

б) для создания комического эффекта;

в) для социальной характеристики героя.

17. В качестве художественных средств воздействия на читателя используются составляющие интонации

а) деление слова на слоги;

б) выразительность жеста;

в) выразительность взгляда.

18. На чем построена языковая игра с именем в данном предложении:

От Мутти мутилось в глазах

а) парономазии;

б) аллюзии;

в) окказионализмах.

19. Какие существительные, имеющие формы только единственного числа, могут употребляться в форме множественного числа, получая определенную стилистическую окраску

а) отвлеченные имена;

б) названия болезней;

в) собирательные существительные.

20. Разговорный характер имеет форма

а) на холоде;

б) в отпуску;

в) машина песка.

21. Различие в использовании полных и кратких форм качественных прилагательных обусловлено

а) использованием в предикативной функции;

б) смысловым различием;

в) ничем не обусловлено.

22. Какие формы числительных не различаются стилистически

а) формы Тв. п. сложных числительных (семьюдесятью – семидесятью);

б) собирательное числительное оба, обе (обоих – обеих);

в) порядковое числительное (второй – вторая).

23. Отсутствие личного местоимения придает повествованию (третий лишний)

а) определенную динамичность;

б) книжный оттенок;

в) разговорный оттенок.

24. Близкие по значению определительные местоимения всякий, каждый, любой (третий лишний)

а) не взаимозаменяемы;

б) взаимозаменяемы;

в) имеют разные смысловые оттенки.

25. Стилистическая особенность форм вида глагола заключается в том, что (третий лишний)

а) формы одного вида могут заменять формы другого вида;

б) формы сов. и несов. вида одного и того же глагола могут противопоставляться для усиления высказывания;

в) формы сов. и несов. вида одного и того же глагола не имеют стилистических различий.

26. Формы одних наклонений глаголов могут употребляться вместо других

а) в деловой речи;

б) в научной речи;

в) в разговорной речи.

27. Одиночный союз и, соединяя однородные члены, (третий лишний)

а) заканчивает перечисление;

б) придает большую выразительность;

в) объединяет попарно однородные члены предложения – антонимы.

28. К конструкционным осложнениям в простом предложении обычно относят (третий лишний)

а) антонимы;

б) обращения;

в) вводные слова.

29. Вводные слова и словосочетания (третий лишний)

а) являются членами предложения;

б) не являются членами предложения;

в) тесно связаны с предложением по смыслу.

30. Обращения используют в различных стилистических целях (третий лишний)

а) как средство иронии;

б) как средство номинации;

в) как средство индивидуализации речи.

31. В результате переставленный элемент в предложении выделяется (третий лишний)

а) в синтаксическом плане;

б) в смысловом плане;

в) в стилистическом плане.

32. Троп, который переносит наименование предмета, ассоциируемый с данным по сложности, сопредельности, а также вовлеченности в одну ситуацию на основании временных, пространственных характеристик или причинных связей называется

а) метафора;

б) олицетворение;

в) метонимия.

33. Типы связи предложений (третий лишний)

а) прерывистая связь;

б) параллельная связь;

в) присоединительная связь.

34. Определите тип чужой речи

Он вышел на улицу, посмотрел на небо. Какие яркие звезды!Вероятно, мороз станет еще сильней.

а) несобственно-прямая речь;

б) косвенная речь;

в) прямая речь.

35. Группа предложений, представляющая собой тесное объединение нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически и выражающих законченную мысль, называется (третий лишний)

а) Онегинской строфой;

б) прозаической строфой;

в) сверхфразовым единством.

36. Фрагмент, семантико-синтаксическое единство,

а) больше прозаической строфы;

б) меньше прозаической строфы;

в) включает две или несколько прозаических строф.

37. Монологической является (третий лишний)

а) научная речь;

б) разговорно-бытовая речь;

в) деловая речь.

38. Диалог как яркий стилистический прием используется (третий лишний)

а) в деловой речи;

б) в публицистике;

в) в художественной литературе.

39. В тексте И слава лебедью плыла / Сквозь золотистый дым (А.Ахматова) использована

а) метаморфоза;

б) метонимия;

в) синекдоха.

40. Тропы не функционируют в

а) официально-деловом и юридическом дискурсе;

б) разговорной речи;

в) публицистическом стиле.

Для студентов II курса исторического факультета - student2.ru

Тест (экзаменационный)

по дисциплине «Стилистика и литературное редактирование»

для студентов II курса исторического факультета

Наши рекомендации