Для студентов исторического факультета

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методические материалы

Для студентов 5-го курса
исторического факультета

Рекомендовано к печати
Министерством образования
Республики Башкортостан

Стерлитамак 2007

УДК [32. 001 + 34] (07)

ББК 66. 0я 73 + 67. 0я 73

П 50

Рецензенты:

кафедра политологии (Башкирский государственный университет); кандидат политических наук Т.А. Никитина (Информационно-аналитический отдел администрации г. Стерлитамака); кандидат исторических наук, доцент Стерлитамакской государственной педагогической академии З.И. Назаров; кафедра философии, политологии и социологии (Стерлитамакская государственная педагогическая академия)

Ответственный за выпуск – доктор социологических наук, профессор Карамышева Н.М. (Стерлитамакская государственная педагогическая академия)

П 50
СОЦИОЛОГИЯ: Учебно-методические материалы:Для студентов дневного отделения исторического факультета / Авт.-сост. А.В. Пересада, Л.А. Рахимова, А.К. Хромова – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2007. – с.

Работа предназначена для студентов дневного отделения исторического факультета. В ней содержатся: программа курса «Социология», тематический план и сетка часов, вопросы семинарских занятий, темы для самостоятельной работы, экзаменационные вопросы, список основной и дополнительной литературы. Программа курса соответствует Государственному образовательному стандарту высшего педагогического образования, введенному в 2000 году.

© Авторы – составители:
А.В. Пересада,
Л.А. Рахимова,
А.К. Хромова, 2007

© Стерлитамакская
государственная
педагогическая
академия, 2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С 1990 года в вузах России введен курс социологии как общеобразовательной дисциплины. Социология является генерализирующей наукой об обществе. Она рассматривает общество как целостную социокультурную систему, функционирующую и развивающуюся через социальную деятельность людей; изучает проблемы, связанные с положением человека в обществе, семье, трудовом коллективе; анализирует социальные связи и отношения.

В настоящее время жизненно важными являются проблемы объективного научного анализа современного российского общества, места и роли его в мировом сообществе. Необходимым инструментом такого анализа является социология. Она получила ныне мощный импульс для своего развития, опираясь на передовые достижения общественной мысли, разработанные различными социологическими школами и направлениями, в том числе русской социологической школой. Это способствует углублению гуманитаризации образования и повышению общей культуры студентов. В наибольшей степени это требование относится к учителю, в чьих руках формирование мировоззрения и культуры молодого поколения, а значит и будущее страны.

Данная программа разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта к структуре гуманитарного образования, минимуму содержания знаний и умений по циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Она рассчитана на подготовку педагогов, поэтому проблемам социализации, образования и воспитания здесь уделено значительное внимание.

Во вводной теме анализируется предмет и метод социологии, определяется значение этой дисциплины в высшей школе, а также ее роль в подготовке учителя. Большое внимание уделено истории развития социологической мысли.

Ключевое значение в структуре курса играет изучение общества как целостной социокультурной системы, социальной структуры, неравенства, дифференциации, стратификации и мобильности. Исследование личности в качестве субъекта и объекта общественно-исторического развития. В темах посвященных анализу субъектов социальных отношений, рассматриваются основные социальные группы: нации, классы, поколения, социально-демографические группы, а также ключевые социальные институты: государство, право, религия, семья, брак, образование, воспитание собственность, деньги, через которые самореализуется личность и из которых складывается общество. Анализируются проблемы социальных связей и изменений, управления, власти, политики, формы и методы организации общественной жизни и руководства ею. С учетом специфики вуза изучаются темы, «Социология образования и воспитания», «Социология девиантного поведения».

Программа включает специальную тему «Методология и методика социологических исследований». Это позволит вооружить учителя знаниями и навыками проведения социологических исследований, что важно для его практической работы, реализации обратной связи в процессе преподавания и воспитания.

Курс «Социология» призван дать целостное представление о развитии социума, его закономерностях и тенденциях с учетом многоуровневой структуры самого социологического знания. Одновременно он может соединить абстрактную теорию с живой практикой, «выйти» на самые актуальные проблемы сегодняшней жизни, в том числе на процессы, происходящие в российском обществе.

В рамках основного курса возможно чтение спецкурсов по различным разделам с учетом профиля факультета и специальности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СЕТКА ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»

для студентов исторического факультета

№ темы Наименование темы лекции (ч.) семинары (ч.) самостоятельная работа (ч.) всего по теме (ч.)
Социология как наука  
Классики социологической мысли XIX – начала XX вв.
История русской социологической школы
Основные парадигмы современной социологии  
Общество как целостная социокультурная система  
Социальная стратификация и мобильность
Социальные изменения и социальный прогресс  
Социологическая теория личности
Социология воспитания и образования  
Социология девиантного поведения    
Социология культуры  
  Социология поколений и молодежи  
№ темы     Наименование темы     лекции (ч.) семинары (ч.) самостоятельная работа (ч.) всего по теме (ч.)
Социология семьи и гендера  
Социология организации и управления  
Социология конфликта  
Экономическая социология    
Политическая социология    
Социология религии  
Социология города  
Этносоциология
Методология и методика социологических исследований  
  Итого

Наши рекомендации