Знаки их сущность и свойства.
Любой знак имеет всегда 3 характеристики:
1. Знак имеет материальную оболочку
2. Обозначает какой- то объект и у этого знака есть правила интерпретации которые установлены человеком.
3. Исходя из 3-х основных характеристик знаком следует его определение и свойства.
Знак определяют- как двусторонний материальный объект, он замещает предмет и используется человеком для передачи, хранения, восприятия, преображения о предмете.
Знак может искажает действительность.
Определение знака сводится к трем аспектам:
1. Знак всегда обладает воспринимаемой формой, которая воспринимается человеческими чувствами, это может быть оптический образ, тактильный, обонятельный, вкусовые ощущения.
2. Воспринимая фору знака мы не думаем о ней, мы ее не воспринимаем пока она на влияет на содержание.
3. Знак сообщает информацию
В качестве знаком используются различные материальные явления: (СВОЙСТВО ЗНАКА)
- способность замещать что либо обозначая.
- коммуникативность выступает средством связи между людьми и становится средством общения, знак всегда социален
-Важным свойством знака является его способность обобщать
-Знаки являются элементами знаковой системой, любая система предлагает наличие хотя бы 2-х элементов, которые связаны тем или иным образом и они образуют некое целое
- это сознательное преднамеренное использование людьми в определенных целях
-ситуативность значение знака(ценность и значимость любого знака не обсолютно, а определяется конкретной ситуацией его употребления, один и тот же знак вызывает различную реакцию людей)
-его воспроизводимость
В массовой коммуникации знак не создается в первые а повторяется то есть он воспроизводится и обычно до этого он уже существует.
Типы и организации знаков:
Пирс разделяет знаки на 3 типа:
Иконические
Идексальные
Символические
Каждые из них отличаются по способу отношения между знаком и объектом.
Особенности знака
Иконические(копия) | Индекс(признаки) | Символ (условные знаки) | |
Способ | Сходство | Причинные связи | оговоренные |
Примеры знаков | Дым – знак огня | Флаги | |
Способ распознания | Можно понять | Необходимо выучить |
Форма в эконическом знаке сходны похожи друг на друга, форма здесь как бы дублирует содержание, означающие и означаемое тут совпадает.
Индекс представляет собой знак имеющий непосредственную сущностную связь со своим объектом.
Форма и содержании в индексе находятся в отношениях смежности.
Символом является такой знак связь которого с его объектом по средствам некоторого договора.
Соотношение между знаками могут быть пар парадигматическими и синтагматическими.
Примером парадигмы является алфавит представляющий для из себя набор из тех или иных слов. Все элементы парадигмы имеет некоторые общие черты. Позволяющие быть составными частями этой парадигмы. Каждый элемент парадигмы должен обладать только ему присущими отличиями от других элементов, при этом каждый элемент является разным.
Для осуществления коммуникации мы должны выбрать ту или иную парадигму. Когда элемент выбран из какой – то парадигмы его соединяет с элементом другой парадигмы так получается синтагма.
Синтагма представляет собой комбинацию выбранных знаков несущую значение.
Формирование синтагмы определяется всегда некоторыми правилами с помощью которых выстраивается комбинация из элементов парадгмы.
Важным моментом для понимая знака является изучение их структурных отношений друг с другом.
Принципиальная особенность знаковсостоит в том , что их форма берет на себя функции значения.
Пирс уточняет, что 3 класса знаков, являются чистыми формами в настоящем в реальности каждый из 3-х классов, знаков. Оказывается сочетание, в реальности эти знаки чаще всего сочетаются. Н-р : городской герб содержит 3 знаковых признака: Иконический- изображение, Индексальный- привязка к городу, символический – без знания нельзя догадаться , что орел герб России.
Сочетание 2-х и всех трех признаков есть и в географической карте. Иконические – горы, речки , овраги; условные- Москва большая, Саратов маленький; индексы: если в рамке на стене.
Помимо такого жесткого деления они :
1. Мотивированные - это такие знаки форма выражения которых осознается как не случайная, по отношению к динатату(внутренней сущностью), мотивированные в максимальной мере являются иконические знаки, а в минимальной – это условные знаки.
2. Метаязыковые – к таким знакам принадлежат любые из названных знаков, но только в том случае, когда их значением является другой знак, это знаки знаков. Н-р : научный стиль речи. Вся терминология – это метознаки, образующие в своей терминологии мета язык.
Еще можно добавить один тип знаков – знаки признаки – это знаки связанные с обозначенными предметами, как действие со своими причинами, учащение ударов пульса признак волнения.
10.
Само слово семиотика- это наука о знак и знаковых системах, которые анализирует природу, свойства и функции знаков, классифицирует виды знаков указывает пути их развития.
Семиотическое понятие текста – это один из основных терминов семиотики и трактуется он предельно широко. Текст выступает как общее название для продукта человеческой целенаправленной деятельности.
Уровни восприятия семиотики текста (от высшего к низшему):
- знаки,
- семантические единицы,
- предметное содержание,
- изображение.
В общем случае процесс интерпретирования строится следующим образом: чтобы понять текст, освоить его, субъект должен обратить весь свой опыт на текст и при этом воспринять его содержательность так, чтобы она стала частью субъекта, затем разделить его содержательность как отражение чужого опыта в согласии с опытом субъекта.
11.
12.
1. Доминирующая роль текста
2. Доминирующая роль изображения
3. Текст как комментарий к изображению
4. Изображение как иллюстрация к тексту
5. Независимые наминотивные взаимоотношения
6. Независимые отношения и изображения и текст участвует в ситуации контекста
7. Текст как графически оформленная речь персонажа.
Параграфемика изучает невербальные способы передачи и выражения информации в письменном тексте (рукописном и печатаном). В число семиотических единиц, входящих в параграфемику, включен широкий спектр семиотических единиц (цифры, графики, символы, схемы, фотографии, рисунки, таблицы, пунктуационные знаки в узком понимании и др.), что в известной степени осложняет мотивацию выделения параграфемики как самостоятельного раздела лингвистической науки. (синграфемика, супраграфемика, топографемика)
23.Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.