Задачи государственной языковой политики на современном этапе
В Российской Федерации со второй половины 1990 г. параллельно с перестройкой государственности на новых федеративных началах стала набирать силу и языковая реформа. Практически все республики своим государственным языком, наряду с русским, объявили язык (языки) титульной национальности, что нашло место в большинстве случаев в их конституциях, а также в законах о языках республик.
В настоящее время почти во всех республиках РФ приняты законы о языках. Этими законами в республиках, наряду с русским языком, в настоящее время признаны государственными языки титульных народов.
Проблема сохранения и развития языков наров России находится в ряду наиболее дискутируемых вопросов реализации государственной национальной политики Российской Федерации и представляет особую актуальность.
Это обусловлено, с одной стороны, огромной ролью родного языка как духовной основы существования любого этноса и средства трансляции культуры, индикатора его национального самосознания и самочувствия в сложнейшем полиэтническом, поликультурном российском пространстве.
С другой стороны - реальная языковая ситуация у многих народов России, в том числе и бурятского продолжает оставаться, сложной в силу причин субъективного и объективного характера и может стать катализатором этнополитической напряженности.
Языковая политика, являясь составляющей национальной политики и основанная на тех или иных идеологических и социальных принципах, представляет собой концентрированное выражение отношения государства к национальному вопросу.
Конституция РФ (ст. 68) гарантирует всем народам страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Реализация принципа равноправия и самоопределения народов, лежащего в основе федеративного устройства страны, в сфере языковых отношений нашла свое выражение в закреплении за республиками права устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком РФ (ст. 68 Конституции РФ). Вопросы государственной языковой политики получили свое последовательное развитие в федеральных законах «О языках народов РФ», «Об образовании», «О национально-культурной автономии», «О государственном языке Российской Федерации» и др.
Служебный речевой этикет.
Речевой этикет – установленный порядок речевого взаимодействия в процессе общения. Соблюдение норм речевого этикета — необходимое условие ведения любого делового разговора. Основу речевого этикета составляет вежливость, которая в обязательном порядке предполагает приветствие.
Надо поприветствовать своего собеседника первым. К деловым партнерам, которые хорошо знакомы, а также к своим коллегам предпочтительно обращаться по имени и отчеству. По имени можно обращаться к ближайшим коллегам, если они молоды и не возражают против такого обращения.
Важным элементом вежливости в деловой жизни является представление, с помощью которого можно установить нужные и полезные связи. Этикетом предусмотрены определенные нормы, указывающие, когда и как необходимо представлять и быть представленным, и ими не следует пренебрегать.
Прежде всего принято представлять младшего по возрасту старшему, холостого — женатому, низшего по иерархии высшему, мужчине — женщину, более молодую женщину — старшей и т.д. Момент представления имеет важное значение. При этом следует избегать вольностей, лучше употреблять простые фразы типа: “Это Иван, мой коллега”, “Представляю вам Анну” и т.д.
В деловых разговорах руководителя с подчиненными должна соблюдаться служебная субординация, однако при этом всем участникам таких разговоров необходимо соблюдать вежливость. Когда нужно поручить подчиненному что-либо сделать, суть распоряжения лучше всего изложить в форме не приказа, а просьбы. Распоряжение, высказанное в форме просьбы, сближает людей, способствуя более уважительному отношению друг к другу. Например, вместо того, чтобы сказать: “Иван Иванович! Я требую...” (или несколько лучше: “Иван Иванович! Я прошу...”), лучше сказать: “Иван Иванович! Не смогли бы вы...”
Для подчиненного, конечно же, ясно, что это не просьба, а распоряжение, но современный служебный речевой этикет требует всегда, когда это возможно, придерживаться демократической формы служебного разговора. Такой разговор свидетельствует о том, что руководитель учитывает интересы подчиненного, но, поскольку необходимо выполнить более срочную работу, он просит прервать текущую работу и заняться другой.
Желательно, чтобы каждый раз, отдавая подчиненным устные распоряжения, руководитель исключал личные местоимения “я”, “мне”. Для того, чтобы у окружающих не создавалось впечатление, что руководитель говорит о своих личных нуждах. Однако сказанное не распространяется на такие выражения руководителя, которые начинаются со слов “Я думаю”, “Мне думается”. Здесь нет подмены общественной потребности личной. Желание быть правильно понятым — это потребность личности.
Всегда необходимо серьезное, внимательное отношение к содержанию того, что говорит подчиненный. Опыт показывает, как важно не торопиться с окончательными суждениями по поводу того или иного предложения, высказанного им. В любом предложении может быть то, что сразу можно не понять. Поэтому сразу высказанное безапелляционное суждение никак не свидетельствует о глубине ума, мудрости, основанной на большом жизненном опыте. Обладающий же этими качествами руководитель хорошо знает о существовании скрытых трудностей познания истины и будет стараться всесторонне продумать свою реакцию на любое предложение, высказанное подчиненным.
Опытный руководитель, будучи вынужден дать отрицательную оценку действию подчиненного, характеризует факт, действие или бездействие и не дает общих оценок работника как такового. Это, конечно, не значит, что подобные оценки неправомерны и не нужны. В надлежащих случаях они, разумеется, необходимы. Однако если старший по должности в связи со сравнительно небольшой ошибкой или нарушением со стороны подчиненного делает в его присутствии общие выводы о нем как о работнике, то это никак не способствует установлению между ними нормальных деловых отношений. Не следует при третьих лицах давать отрицательные оценки действиям подчиненного в его отсутствие. Ведь здесь вполне реальна опасность дополнения того, что сказал руководитель, различного рода “подробностями”, которые настолько исказят его слова, что подчиненный, вместо того чтобы задуматься над недостатками своей работы, будет стремиться “выяснить отношения” с руководителем или затаит на него обиду, которая всегда мешает интересам дела.
Необходимо также знать, что не всегда уместно давать отрицательную оценку публично. Здесь необходимо учитывать и характер нарушения или ошибки, и особенности личности работника.
Речевой служебный этикет требует, чтобы ко всем членам коллектива применялись одинаковые мерки к оценке их работы. Начальник, который использует разные мерки в оценке, в зависимости от личных симпатий и антипатий или каких-либо иных, не относящихся к деловым отношениям признаков, обнаруживает качество, считающееся едва ли не самым отрицательным для него — несправедливость. Поэтому в разговоре с подчиненным наиболее целесообразен принцип эмоциональной нейтральности, требующий ко всем сотрудникам относиться равно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий.
Положительные оценки деятельности подчиненных, выраженные в самых разных формах, — одно из наиболее важных средств морального стимулирования труда. Даже простое “спасибо” или “благодарю”, сказанное руководителем, и притом не обязательно в присутствии других людей (что, конечно, желательно), а с “глазу на глаз” подчиненному, — уже есть та положительная оценка, которая становится важным моральным стимулом труда для работника.
Умение слушать является одним из главных показателей культуры. Но особо важное значение приобретает это умение в бизнесе, поскольку один из важнейших принципов ведения деловых бесед и коммерческих переговоров – исключительное внимание к говорящему. Если вы покажете ему, что вы заинтересованный слушатель, это будет самым приятным комплиментом. Слушать – значит платить вниманием и заинтересованностью в обмене на информацию и понимание.
Бизнесмен, который говорит только о себе и своей фирме, не проявляя интереса к своим деловым партнерам, как правило, не добивается серьезных успехов.