Общие сведения о конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность товара есть не что иное, как возможность его успешной продажи на данном рынке в определённый момент времени. На современном рынке только тот товар оказывается конкурентоспособным, который создаётся в расчёте на определённого покупателя. Непроданный товар не может считаться качественным товаром, даже если соответствует стандарту, если технология его производства отработана, а изготовитель высоко его оценил.
Работать на потребителя, добиваться такого качества, которое ему необходимо, то есть управлять качеством, как показала практика преуспевающих фирм, можно тогда, когда система качества создаётся на базе исследования рынка.
Конкурентоспособность зависит от ряда факторов: качества товара и его новизны; цены товара; условий платежа; срока поставки товара; организации рекламы и расходов на неё; размера налогов и таможенного обложения; насыщенности рынка аналогичными товарами; платежеспособности населения; уровня технического обслуживания; наличия на рынке запасных частей и. т. д.
Часто конкурентоспособность товара определяется ещё и такими факторами, как затраты потребителей на эксплуатацию изделий, их привычки, мода ("имидж"), протекционизм, политическая обстановка (для экспортируемых товаров).
Однако основными показателями конкурентоспособности стали качество товара и его новизна. Сейчас обязательным условием для выживания фирмы или даже целой отрасли промышленности считается: "конкурентоспособное качество - ключ к коммерческому успеху". Так, при обследовании 200 крупных фирм США 80% опрошенных ответили, что качество изделий является основным фактором для реализации товара по выгодной цене. Ни одна фирма не поставила цену товара на первое место.
П.С.Завьялов [12] дал следующую формулировку конкурентоспособности товара: "Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. способность именно данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов".
Для исследования рынка и анализа деятельности фирмы необходимо иметь критерии оценки уровня конкурентоспособности товара. Однако многообразие факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, затрудняет определение количественного его значения по всем показателям одновременно. Поэтому часто для этого используют экономические показатели.
Оценка конкурентоспособности товара требует изучения и анализа ряда факторов:
требований внешнего и внутреннего рынка и прежде всего к качеству реализуемых на нём изделий;
основных направлений создания и изготовления продукции, пользующейся спросом на внешнем и внутреннем рынке;
перспектив продажи конкретных изделий;
цен на продукцию, предназначенную на продажу;
возможности аттестации и сертификации продукции;
уровня и качества рекламы товара, предлагаемого потребителю (в том числе и иностранному).
В основу расчета экономических показателей конкурентоспособности товара может быть положено сопоставление полных затрат потребителя, состоящих из единовременных и эксплуатационных (текущих) затрат.
Единовременные затраты включают в себя расходы на приобретение продукции (контрактная цена), таможенные пошлины и другие сборы, расходы на транспортирование, монтаж и наладку.
Эксплуатационные (текущие) затраты включают в себя оплату труда обслуживающего продукцию персонала, расходы на топливо и энергию, затраты на ремонт и др.
Один из методов комплексной оценки уровня конкурентоспособности основан на сопоставлении интегральных показателей качества оцениваемой и базовой продукции:
,
где И, Иб - интегральный показатель качества соответственно оцениваемого и базового образцов;
Пс, Псб - суммарный полезный эффект от эксплуатации за срок службы соответственно оцениваемого и базового образцов;
3, 3б - полные затраты на приобретение и эксплуатацию соответственно оцениваемого и базового образцов.
Полные затраты на приобретение и эксплуатацию оцениваемого и базового образцов определяются по формулам
и ,
где Зп, Зпб - единовременные затраты на приобретение оцениваемого и базового образцов;
Зi,.Збi - суммарные эксплуатационные затраты оцениваемого и базового образцов, относящиеся к t-му году;
Т - срок службы в годах.
При неполной информации об эксплуатационных затратах следует применять относительный интегральный показатель
,
где - отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образцов;
qЗ =З/Зб - отношение единовременных затрат потребителя на приобретение оцениваемого и базового образцов;
mЗб - коэффициент долевого участия затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах;
Т' - отношение оптимальных сроков службы оцениваемого и базового образцов;
р = Рi/Рiб- относительное значение i-го показателя качества продукции;
(Рi, Рiб - значение i-го показателя качества оцениваемого и базового образцов, выраженное в натуральных единицах);
miб - коэффициент долевого участия i-го показателя качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах, в полных затратах:
miб + ……+ mnб = 1.
При К(t) ³ 1 продукция является конкурентоспособной, а при К(t) <1 продукция будет неконкурентоспособной на конкретном рынке.
Существует ряд других методов оценки конкурентоспособности продукции, например: ценовой, по сравнительной стоимости, по сравнительной прибыльности.
При ценовом методе товар считается конкурентоспособным, если его продажная цена, дизайн и качество не уступают таким же характеристикам товаров-аналогов, представленных на рынке.
Конкурентоспособность по сравнительной стоимости понимается как сравнительная стоимость единицы труда в обрабатывающей промышленности сравниваемых фирм, подсчитанная в одной валюте.
Мерой конкурентоспособности по сравнительной прибыльности является норма прибыли компании.
В связи с обострением конкурентной борьбы понятие "конкурентоспособность" часто распространяется не только на товар, но и на предприятие, компанию или даже на страну.
Наиболее часто необходимость в оценке конкурентоспособности возникает ещё до появления новой продукции, т.е. на этапе её проектирования и разработки. Именно на этом этапе закладывается до 80% будущих эксплуатационных расходов потребителя.
Важным аспектом конкурентоспособности изделия является степень его новизны и соответствия требованиям потребителя. Данный показатель определяется интенсивностью научно-исследовательских работ и прежде всего в области машиностроения.
Одной из появившихся в последнее время тенденций определения конкурентоспособности товаров и соответственно их продуцентов является оценка на основе патентной информации. 80% информации, содержащейся в патентах на изобретения, невозможно найти ни в каких других источниках. Информация о патентовании изобретений конкурирующей компанией очень важна для предприятия в его конкурентной борьбе.
Пути достижения конкурентоспособности продукции. Выпуск новых технически сложных машин и оборудования, других конкурентоспособных товаров ведёт к дальнейшему обострению конкурентной борьбы и соответственно к созданию всё более совершенных изделий.
На сегодня ни одна страна не в состоянии по всем видам промышленного оборудования находиться на уровне современных требований. Поэтому стремятся к сосредоточению усилий на создании ограниченной номенклатуры такой продукции, которая может найти спрос и реализация которой позволит получить максимум прибыли. Отсюда высокая степень концентрации и специализации научно-технических работ и исследований, объединение капиталов, расширение международного научно-производственного кооперирования отдельных фирм или даже стран.
Так, в Китае с 1978 года проводится в жизнь реформа в отношении управления качеством продукции, в основе которой лежит использование иностранного опыта управления применительно к типичным для китайской действительности условиям. Там широко внедряется "всеобщий контроль качества" (ТQС –total quality control), причём критерием успеха предприятия считается конкурентоспособность его продукции на внешнем рынке. Введение ТQC потребовало в корпорациях перестройки подхода к пониманию проблемы управления качеством во всех звеньях производства, а также в службах маркетинга и сервиса.
В 1981 году на XXV конференции Европейской организации по контролю качества (ЕОКК) в Париже была обоснована необходимость осуществления стратегии качества как на уровне фирм, так и в масштабах государств.
Для проведения в жизнь эффективной стратегии качества фирма должна предпринять конкретные меры в трёх направлениях, каждое из которых ведёт к фундаментальному укреплению экономического положения фирмы, а все вместе дают решающие преимущества в конкурентной борьбе на рынке:
создание современной программы улучшения качества. Цель - достижение первенства в уровне качества продукции среди конкурентов на рынке;
осуществление этой программы (мероприятия по улучшению качества должны проводиться систематически в направлениях маркетинга, производства и последующего обслуживания);
постоянная оценка достигнутых результатов в двух направлениях: определение степени удовлетворения потребителя качеством товара и подсчёт полной стоимости достижения этого удовлетворения.
Амстронг - представитель Потсдамского института менеджмента [40] - сопоставил отношения к вопросам качества в Японии, как стране, в которой имеются наиболее значительные достижения в этой области, и западноевропейских странах (табл. 5.1).
Таблица 5.1
В западноевропейских странах | В Японии |
Повседневное выявление дефектов | Планируемое на длительный пери- од предотвращение дефектов |
Политика покупки комплектующих изделий, основанная на их низких ценах | Политика покупки комплектующих изделий, основанная на низком уровне их дефектности |
Общие "идеи" повышения качества | Жёсткая политика качества на всех направлениях |
Контроль за производством через сведения о ремонте | Контроль за производством на основе анализа |
Соглашение о качестве на основе просьб покупателя | Соглашение об уровне качества по инициативе поставщиков |
Цель - прибыль. Качество - само по себе | Цель - качество. Прибыль - следствие |
Промышленник-изготовитель должен опережать запросы покупателя
в отношении качества изделий и предлагать ему товары с совершенно новыми свойствами, которые потребитель порой даже не может себе вообразить.
5.5.2. Основные понятия и определения в области
качества продукции
Качество является наиболее обобщенной и в то же время единственной характеристикой предмета, отражающей совокупность бесконечного множества всех его свойств. Однако нас интересуют не все свойства предмета, а только те, которые позволяют использовать предмет для удовлетворения той или иной потребности. Прежде всего товар должен обладать такой совокупностью физико-механических, химических, электрических и тому подобных свойств, которая представляет собой его потребительскую стоимость и отвечает требованию покупателя товара.
По ГОСТу 15467-79* (СТ СЭВ 3519-81) дано следующее определение качества продукции: "Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением".
Повышение качества продукции дает положительный эффект как для изготовителя, так и для её потребителя и для хозяйства страны в целом (рис.5.2 ).
Рис. 5.2. Показатели эффективности от повышения качества
Высокое качество продукции представляет собой фактор интенсивного роста национального богатства. Чем выше качество продукции, тем богаче страна.
Отличительной особенностью проблемы качества продукции является то, что она с ускорением научно-технического прогресса, улучшением материальных и социальных условий жизни, ростом культурного и образовательного уровня населения не упрощается, а становится более сложной и более острой.