Теоретические сведения. Цель Ознакомление со структурой консольного приложения и простыми типами данных
Лабораторная работа № 2
ВЫРАЖЕНИЯ
Цель
- Ознакомление со структурой консольного приложения и простыми типами данных.
- Освоение приемов простейшей реализации ввода данных с консоли и вывода результатов на консоль при помощи стандартных функций <stdio.h>.
- Приобретение навыков кодирования арифметических, логических и символьных выражений.
Теоретические сведения
Выражение
Выражение – совокупность констант, переменных, вызовов функций, соединенных знаками операторов. Порядок выполнения операторов зависит от их приоритета. Операторы одного приоритета выполняются слева направо. Наивысший приоритет – у вызова функции. Порядок выполнения выражения можно менять при помощи круглых скобок. В первую очередь выполняются части выражения в скобках.
Арифметические операторы можно использовать с любой комбинацией этих типов:
* // умножение (одного приоритета с делением и остатком от деления)
/ // деление
% // остаток от деления
+ // плюс, как унарный, так и бинарный (одного приоритета с вычитанием)
- // минус, как унарный, так и бинарный
Логические операторы (в порядке убывания приоритета):
! // логическое отрицание (not)
&& // логическое умножение (and)
|| // логическое сложение (or)
Операторы сравнения (одного приоритета):
== // равно
!= // не равно
<= // меньше или равно
>= // больше или равно
< // меньше
> // больше
Объявление переменной
Объявление – это инструкция (statement), которая вводит имя (идентификатор) в программе. Объявление указывает тип имени. Тип определяет диапазон возможных значений и возможные операции над именем. Например:
bool B; // логическая величина, допустимые значения – true и false
char C; // символ, например ‘f’, ‘D’, ‘9’
int I; // целое число: 1, 42, 1961, -6
float F; // вещественное число с плавающей точкой: 3.14 или 2.991e-3
double D; // вещественное число с плавающей точкой двойной точности.
Переменная каждого типа занимает определенный объем памяти. Например, переменная С (смотри выше) имеет размер, необходимый для хранения одного символа (как правило, один байт), переменная I типа int имеет размер, необходимый для выполнения целочисленных арифметических операций (обычно 4 байта).
Некоторые стандартные функции.
Арифметические (подключить заголовочный файл <math.h>):
· atan(x), asin(x), acos(x) – арктангенс, арксинус, арккосинус аргумента x;
· fabs(x), abs(x) – модуль вещественного и целого аргументов;
· pow(x,y) – степенная функция (x в степени y);
· exp(x) – экспоненциальная функция;
· sqrt(x) – корень квадратный;
· tan(x), sin(x), cos(x) – тангенс, синус, косинус аргумента x в радианах;
· log(x), log10(x) – натуральный и десятичный логарифмы.
Функции для работы со строками (<string.h>):
· strlen (x) – вычисляет длину строки x;
· strcpy(x,y) - копирует строку y в стоку x;
· strncpy(x,y,n) - копирует строку y в стоку x, после n-го символа;
· strcat(x,y) – слияние двух строк;
Функции ввода/вывода с консоли <stdio.h>:
· scanf(x,y) – для форматированного ввода с консоли переменных из списка y их указателей в соответствии с форматом в строке x;
· printf(x,y) – для форматированного вывода на консоль переменных из списка y в соответствии с форматом в строке x. Строка форматирования может содержать строковые константы, которые просто выводятся на консоль и форматы для вывода значений разных типов:
%f – вещественного без экспоненциальной части (например, 12.3); формат можно уточнить, указав общее количество выводимых знаков и количество знаков дробной части (например, формат %10.5f для числа 12.3 выведет два ведущих пробела и 12.30000);
%e – вещественного с плавающей точкой (например, 1.23e-6);
%d – целого; формат можно уточнить, указав общее количество выводимых знаков (например, %12d);
%s – строкового и др.
Инструкция присваивания (assignment operator)
variable = value;
Используется для присваивания значения результата выражения value переменной variable.
Инструкция возврата
return [выражение];
прекращает выполнение функции, в которой она появляется и возвращает контроль (и значение выражения, если оно присутствует) вызывающей функции (в точку вызова). Функция возвращает целое число по умолчанию. Тип возвращаемого значения указывается перед именем функции в ее заголовке. Тип void обозначает то, что функция не возвращает никакого значения.