Учебно-методическая карта дисциплины
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
Антропология
Специальность 050102 - Биология
Модуль 1
Институт Педагогики и психологии
институт (факультет)
БИОЛОГИИ
кафедра
УТВЕРЖДАЮ | |
Директор (декан) | ИПиП |
института (факультета) | |
Маралов В.Г. | |
подпись | фамилия, имя, отчество |
« » | 2010 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АНТРОПОЛОГИЯ
полное название
Направление подготовки (специальность) | 050102 - Биология |
Формы обучения | очная |
Череповец, 2010
Предисловие
Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО по направлению (специальности)
032400 Биология, утвержденного 31 января 2005 г.
Регистрационный № 697 пед/сп (новый)
РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры | Биологии | ||||
наименование кафедры | |||||
от | 29.07.2010 | протокол № | |||
дата | |||||
Разработчик
Доцент кафедры Биологии Афанасьева Н.Б.
должность кафедра подпись фамилия, имя, отчество
Заведующий кафедрой Биологии Афанасьева Н.Б.
подпись фамилия, имя, отчество
Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей кафедрой специальности;
СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану.
Заведующий выпускающей кафедрой
Биологии Афанасьева Н.Б.
наименование кафедры подпись фамилия, имя, отчество
Содержание
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……………………………………. | |
2 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ……………………………… | |
3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………… | |
3.1 Учебно-методическая карта дисциплины……………………............................. | |
3.2 Содержание разделов дисциплины……………………………………………… | |
Лекции………………………………………………………………………… | |
Практические занятия ...……………………………………………………... | |
4 ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.......... | |
5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………… | |
5.1 Перечень литературы…………………………………………………………….. | |
Основная литература……………………………………………………….... | |
Дополнительная литература……………………………………………….... | |
5.2 Перечень программно-информационных источников…………......................... | |
5.3 Методические рекомендации (материалы) преподавателю…………………… | |
5.4 Методические указания студенту………………………...................................... | |
6 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ......................... |
Организационно-методический раздел
ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
Сформировать у студентов научные представления о биологии человека - его происхождении, морфологии, популяционных и экологических особенностях.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА:
Изучается на пятом курсе по окончании изучения других биологических и гуманитарных дисциплин, обобщает основы современных естественнонаучных представлений о человеческом организме и популяционной организации человечества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент должен:
ЗНАТЬ основные положения теории антропогенеза, расовой, этнической, возрастной, конституционной и экологической антропологии
УМЕТЬ пользоваться антропологической терминологией, ориентироваться в проблемах биологии человека
ПРИОБРЕСТИ НАВЫКИ антропоскопических и антропометрических исследований, работы с естественнонаучной информацией о человеке
ДЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
Теория антропогенеза и проблема происхождения человека. Индивидуальное развитие человека (онтогенез). Конституция человека. Популяционная антропология. Этническая антропология. Экология человека.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Общее количество часов | в том числе по семестрам | |||
Общая трудоемкость дисциплины | |||||
Аудиторные занятия: | |||||
Лекции (Л) | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Другие виды аудиторных занятий | |||||
Самостоятельная работа: | |||||
Контрольные работы (КР) | |||||
Реферат (Р) | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Виды промежуточного (итогового) контроля (по УП) | зачет |
Содержание дисциплины
Учебно-методическая карта дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Л | ПЗ | Форма контроля |
1. | Антропология как наука | Вопросы на контрольной работе и зачете | ||
2. | Теория антропогенеза | Вопросы на контрольной работе и зачете | ||
3. | Расовая и этническая антропология | Вопросы на контрольной работе и зачете, проверка отчета по практической работе | ||
4. | Возрастная и конституционная антропология | Вопросы на контрольной работе и зачете, проверка отчета по практической работе | ||
5. | Экологическая антропология | Вопросы на контрольной работе и зачете, проверка отчета по практической работе |
Содержание разделов дисциплины
1. АНТРОПОЛОГИЯ КАК НАУКА
Разделы антропологии. История антропологии. Традиционные направления исследований. Новые направления исследований. Объекты и уровни исследований в антропологии. Популяционные исследования человека. Антропологические признаки.
2. ТЕОРИЯ АНТРОПОГЕНЕЗА
Проблемы теории антропогенеза. Место человека в системе живого. Оценка близость человека к другим приматам. Дриопитеки. Австралопитеки. Происхождение бипедии. Человек умелый. Человек прямоходящий. Проблема возникновения речи. Моноцентризм и полицентризм в происхождении человека разумного. Неандертальцы. Кроманьонцы. Молекулярно-генетические исследования антропогенеза. Эволюционные процессы в современном человечестве. Акселерация и деселерация.
3. РАСОВАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Популяционное понимание рас. Расовые признаки. Расовые типы человека. Время и место возникновения рас. Механизмы расогенеза. Расоведение и расизм. Этнос и популяция. Антропологический материал как исторический источник. Изучение древних миграций. Автохтонное развитие. Влияние дрейфа генов в малых популяциях. Этнический фактор и структура популяции.
4. ВОЗРАСТНАЯ И КОНСТИТУЦИОННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Онтогенез. Фундаментальные характеристики ростового процесса. Кривая роста человека. Кривые роста различных тканей и систем организма. Нелинейность роста (циркадные ритмы роста). Периодизация онтогенеза. Биологический возраст. Общая и частная конституция человека. Компоненты тела (жировой, мышечный, костный). Возрастная и половая изменчивость компонентов тела. Конституциональные схемы. Физиологические аспекты конституции. Психологические аспекты конституции. Генетические основы конституции. Конституция и медицина.
5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Главные экологические понятия. Адаптация. Адаптивный синдром. Акклиматизация. Относительность адаптации. Сбалансированный генетический полиморфизм. География некоторых морфологических признаков человека. География физиологических и биохимических признаков человека. Химический состав среды, рацион питания и состав тела. Адаптивные типы человека. Особенности положения человека как биосоциального вида в биосфере. Экологические законы в антропоэкосистемах. Антропогенный экологический кризис. Социально-экологические особенности демографии человечества. Рост численности человечества. Социально-географические различия демографических процессов. Демографические перспективы. Управление демографическими процессами. Социально-экологическое равновесие и стратегии коэволюции природы и общества.
Лекции
№ раздела дисциплины | Тема лекции | Количество часов |
Антропология как наука | ||
Проблема антропогенеза. Происхождение людей. | ||
Происхождение человека | ||
Происхождение современного человека (Homo sapiens sapiens) | ||
Расовое многообразие человечества | ||
Этническая антропология | ||
4. | Возрастная антропология | |
Конституционная антропология | ||
Экологическая антропология |
Практические занятия
№ раздела дисциплины | Тема практического занятия | Количество часов |
Направления исследований современной антропологии | ||
Проблемы антропогенеза | ||
Этническая антропология региона | ||
Антропоскопия | ||
Антропометрия | ||
Экологическая демография |