Учебно-методическая карта дисциплины

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

Антропология

Специальность 050102 - Биология

Модуль 1

Институт Педагогики и психологии

институт (факультет)

БИОЛОГИИ

кафедра

УТВЕРЖДАЮ  
   
Директор (декан) ИПиП
  института (факультета)
  Маралов В.Г.
подпись фамилия, имя, отчество
   
« » 2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АНТРОПОЛОГИЯ

полное название

Направление подготовки (специальность) 050102 - Биология
 
   
Формы обучения очная

Череповец, 2010

Предисловие

Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО по направлению (специальности)

032400 Биология, утвержденного 31 января 2005 г.

Регистрационный № 697 пед/сп (новый)

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры Биологии
наименование кафедры
от 29.07.2010 протокол №    
дата  
           

Разработчик

Доцент кафедры Биологии Афанасьева Н.Б.

должность кафедра подпись фамилия, имя, отчество

Заведующий кафедрой Биологии Афанасьева Н.Б.

подпись фамилия, имя, отчество

Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей кафедрой специальности;

СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану.

Заведующий выпускающей кафедрой

Биологии Афанасьева Н.Б.

наименование кафедры подпись фамилия, имя, отчество

Содержание

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………….
2 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ………………………………
3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………
3.1 Учебно-методическая карта дисциплины…………………….............................
3.2 Содержание разделов дисциплины………………………………………………
Лекции…………………………………………………………………………
Практические занятия ...……………………………………………………...
4 ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ..........
5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………
5.1 Перечень литературы……………………………………………………………..
Основная литература………………………………………………………....
Дополнительная литература………………………………………………....
5.2 Перечень программно-информационных источников………….........................
5.3 Методические рекомендации (материалы) преподавателю……………………
5.4 Методические указания студенту………………………......................................
6 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.........................

Организационно-методический раздел

ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Сформировать у студентов научные представления о биологии человека - его происхождении, морфологии, популяционных и экологических особенностях.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА:

Изучается на пятом курсе по окончании изучения других биологических и гуманитарных дисциплин, обобщает основы современных естественнонаучных представлений о человеческом организме и популяционной организации человечества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент должен:

ЗНАТЬ основные положения теории антропогенеза, расовой, этнической, возрастной, конституционной и экологической антропологии

УМЕТЬ пользоваться антропологической терминологией, ориентироваться в проблемах биологии человека

ПРИОБРЕСТИ НАВЫКИ антропоскопических и антропометрических исследований, работы с естественнонаучной информацией о человеке

ДЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Теория антропогенеза и проблема происхождения человека. Индивидуальное развитие человека (онтогенез). Конституция человека. Популяционная антропология. Этническая антропология. Экология человека.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Общее количество часов в том числе по семестрам
     
Общая трудоемкость дисциплины          
Аудиторные занятия:          
Лекции (Л)        
Практические занятия (ПЗ)        
Другие виды аудиторных занятий          
Самостоятельная работа:          
Контрольные работы (КР)          
Реферат (Р)          
Другие виды самостоятельной работы          
Виды промежуточного (итогового) контроля (по УП)   зачет      

Содержание дисциплины

Учебно-методическая карта дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины Л ПЗ Форма контроля
1. Антропология как наука Вопросы на контрольной работе и зачете
2. Теория антропогенеза Вопросы на контрольной работе и зачете
3. Расовая и этническая антропология Вопросы на контрольной работе и зачете, проверка отчета по практической работе
4. Возрастная и конституционная антропология Вопросы на контрольной работе и зачете, проверка отчета по практической работе
5. Экологическая антропология Вопросы на контрольной работе и зачете, проверка отчета по практической работе

Содержание разделов дисциплины

1. АНТРОПОЛОГИЯ КАК НАУКА

Разделы антропологии. История антропологии. Традиционные направления исследований. Новые направления исследований. Объекты и уровни исследований в антропологии. Популяционные исследования человека. Антропологические признаки.

2. ТЕОРИЯ АНТРОПОГЕНЕЗА

Проблемы теории антропогенеза. Место человека в системе живого. Оценка близость человека к другим приматам. Дриопитеки. Австралопитеки. Происхождение бипедии. Человек умелый. Человек прямоходящий. Проблема возникновения речи. Моноцентризм и полицентризм в происхождении человека разумного. Неандертальцы. Кроманьонцы. Молекулярно-генетические исследования антропогенеза. Эволюционные процессы в современном человечестве. Акселерация и деселерация.

3. РАСОВАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Популяционное понимание рас. Расовые признаки. Расовые типы человека. Время и место возникновения рас. Механизмы расогенеза. Расоведение и расизм. Этнос и популяция. Антропологический материал как исторический источник. Изучение древних миграций. Автохтонное развитие. Влияние дрейфа генов в малых популяциях. Этнический фактор и структура популяции.

4. ВОЗРАСТНАЯ И КОНСТИТУЦИОННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Онтогенез. Фундаментальные характеристики ростового процесса. Кривая роста человека. Кривые роста различных тканей и систем организма. Нелинейность роста (циркадные ритмы роста). Периодизация онтогенеза. Биологический возраст. Общая и частная конституция человека. Компоненты тела (жировой, мышечный, костный). Возрастная и половая изменчивость компонентов тела. Конституциональные схемы. Физиологические аспекты конституции. Психологические аспекты конституции. Генетические основы конституции. Конституция и медицина.

5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Главные экологические понятия. Адаптация. Адаптивный синдром. Акклиматизация. Относительность адаптации. Сбалансированный генетический полиморфизм. География некоторых морфологических признаков человека. География физиологических и биохимических признаков человека. Химический состав среды, рацион питания и состав тела. Адаптивные типы человека. Особенности положения человека как биосоциального вида в биосфере. Экологические законы в антропоэкосистемах. Антропогенный экологический кризис. Социально-экологические особенности демографии человечества. Рост численности человечества. Социально-географические различия демографических процессов. Демографические перспективы. Управление демографическими процессами. Социально-экологическое равновесие и стратегии коэволюции природы и общества.

Лекции

№ раздела дисциплины Тема лекции Количество часов
Антропология как наука
Проблема антропогенеза. Происхождение людей.
  Происхождение человека
  Происхождение современного человека (Homo sapiens sapiens)
Расовое многообразие человечества
  Этническая антропология
4. Возрастная антропология
  Конституционная антропология
Экологическая антропология

Практические занятия

№ раздела дисциплины Тема практического занятия Количество часов
Направления исследований современной антропологии
Проблемы антропогенеза
Этническая антропология региона
Антропоскопия
  Антропометрия
Экологическая демография

Наши рекомендации