№ раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) | Литература | Формы контроля занятий |
лекции | практические (семинарские) занятия | лабораторные занятия | управляемая самостоятельная деятельность |
| | | | | | | | |
1. | Коррекционная педагогика (72 ч.) | | | | 8л/4 с | | | |
1.1. | Коррекционная педагогика: предмет, задачи (6 ч.) | | | | | | | |
1.1.1. | Методологический аппарат коррекционной педагогики 1.Предмет коррекционной педагогики. 2.Цели, задачи, принципы и методы коррекционной педагогики. 3.Проблемы коррекционной педагогики. 4.Подготовка специалистов, работающих в сфере специального образования. | | | | | Иллюстрации | [1] с. 7-26 [8] с.5-26 [9] с. 6-10 | Конспект |
1.1. 2. | Проблемы коррекционной педагогики 1.Коррекционная педагогика как наука. 2.Анализ проблем коррекционной педагогики. 3.Личность и профессиональные характеристики педагога, работающего в системе специального образования. | | | | | Иллюстрации | [1] с. 7-26 [8] с.5-26 [9] с. 6-10 | Мультимедийные презентации |
1.2. | История становления специального образования (6 ч.) | | | | 2 лекция | | | |
1.2.1. | Этапы развития специального образования 1.Становление специального образования. 2.Состояние специального образования на современном этапе. 3.Научные основы коррекционной педагогики. | | | | | Иллюстрации Документы | [6] с.12-19 [8] с.87-121 [9] с. 11-19 | Конспект |
1.2.2. | Характеристика становления специального образования в разных странах мира 1.Становление коррекционной педагогики за рубежом. 2.Современное состояние коррекционной педагогики в России и Беларуси. | | | | 2 лекция | | [6] с.12-19 [8] с.87-121 [9] с. 11-19 | Рефераты Мультимедийные презентацц |
1.2.3. | Научные основы становления специального образования 1.Сравнительный анализ отношения к детям с особенностями развития на разных исторических этапах. 2.Анализ проблематики коррекционной педагогики в философии, культуре и искусстве. 3. Экономические, социальные и правовые основы специального образования. | | | | | | [6] с.12-19 [8] с.87-121 [9] с. 11-19 | Отчеты |
1.3. | Понятийный аппарат коррекционной педагогики (4 ч.) | | | | | | | |
1.3.1. | Понятийный аппарат коррекционной педагогики 1.Основные понятия, связанные с формированием коррекционной педагогики. 2.Проблема единой терминологии в специальном образовании. 3.Основные термины, используемые в специальном образовании. 4.Основные категории детей с нарушениями в развитии. | | | | | Документы Словарь терминов | [8] с.5-15 [9] с. 23-29 | Конспект |
1.3.2. | Формирование терминологии специального образования 1 Анализ терминов, зафиксированных в нормативно-правовых актах в специальном образовании. 2. Сравнительный анализ медицинской и социально-педагогической терминологии. 3.Составление семантического ряда терминов. | | | | | Словарь терминов | [8] с.5-15 [9] с. 23-29 | Фронтальный опрос Отчетная работа |
1.4. | Система специального образования на современном этапе (6 ч.) | | | | 2 лекция | | | |
1.4.1. | Организация специального образования: принципы и перспективы 1.Принципы специального образования. 2.Организация системы специального образования. 3.Развитие системы специального образования на современном этапе. | | | | | Опорные схемы | [2] с. 37-59 [4] с.25-32 [8] с. 57-79 [9] с.59-103 | Конспект |
1.4.2. | Правовая основа специального образования 1.Законодательно-нормативная база системы специального образования. 2.Основные учреждения системы специального образования. | | | | 2 лекция | | [2] с. 37-59 [4] с.25-32 [8] с. 57-79 [9] с.59-103 | Рефераты, мультимедийные презинтаци |
1.4.3. | Характеристика системы специального образования 1.Анализ нормативных документов специального образования республики Беларусь. 2.Разработка позиции, учитываемых при характеристике организации системы специального образования. 3.Составление характеристики на учреждение образования (по выбору). | | | | | Документы | [2] с. 37-59 [4] с.25-32 [8] с. 57-79 [9] с.59-103 | Рефераты, мультимедийная презинтация |
1.5. | Ранняя педагогическая помощь и дошкольное образование (2 ч.) | | | | | | | |
1.5.1. | Ранняя педагогическая помощь и дошкольное образование 1.Ранняя педагогическая помощь. 2.Зарубежный и отечественный опыт оказания ранней помощи. 3.Организация дошкольного обучения и воспитания: принципы и направленность. | | | | | Опорные схемы | [3] с. 107-123 [8] с. 346-351 | Конспект |
1.6. | Система школьного и профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития (6 ч.) | | | | 2 лекция | | | |
1.6.1. | Система школьного и профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития: состояние и перспективы 1.Специальные школы-интернаты: задачи, контингент, организация процесса обучения. 2.Система профессионального образования. 3.Основные направления социально-педагогической помощи. | | | | | Видеоматериалы (отрывки из док фильма «Фактор жизни»). | [2] с. 69-102 [4] с.101-112 [8] с. 168-187 | Конспект |
1.6.2. | Общественные объединения как фактор профессиональной адаптации 1.Роль общественных объединений в профессиональном самоопределении. 2.Анализ деятельности общественных объединений в Беларуси. | | | | 2 лекция | | [2] с. 69-102 [4] с.101-112 [8] с. 168-187 | Рефераты, мультимедийная презинтация |
1.6.3. | Характеристика системы школьного и профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития 1.Система школьного образования. 2. Профессиональная ориентация: трудности и перспективы. 3.Законодательная база профессионального обучения. 4.Составление тематики бесед по профессиональной ориентации. | | | | | Учебная документация: планы, программы, учебники. Образцы эквивалентов отметок и регуляторов поведения. | [2] с. 69-102 [4] с.101-112 [8] с. 168-187 | Рефераты, мультимедийная презинтация |
1.7. | Специфика организации обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития (2 ч.) | | | | | | | |
1.7.1. | Специфика организации обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития 1.Психолого-педагогическая характеристика лиц при разных вариантах нарушения психофизического развития. 2. Образование лиц с интеллектуальной недостаточностью. 3. Образование детей с трудностями в обучении. 4. Образование лиц с сенсорными нарушениями. | | | | | | [9] с. 111-120, 131-133, 148-153, 158-165, 169-176, 181-184 | Конспект |
1.8. | Интегрированное обучение и воспитание. Проблема школьной адаптации (4 ч.) | | | | | | | |
1.8.1. | Образовательная интеграция 1. Современное понятие интеграции. 2. Принципы интегрированной педагогики. 3.Виды и формы интеграции. 4. Направления и содержание социально-педагогической помощи. | | | | | Нормативно-правовые акты. Схемы | [1] с. 80-93 [8] с.352-380 [9] с. 74-92 [12 доп.] с. 9-93 [16 доп.] с.5-174 | Конспект |
1.8.2. | Условия реализации интегрированного обучения и воспитания 1.Анализ проблем интегрированного обучения на современном этапе. 2. Проблема школьной адаптации детей с особенностями в развитии. 3.Составление тематики бесед по проблемам интегрированного обучения. | | | | | | [1] с. 80-93 [8] с.352-380 [9] с. 74-92 [12 доп.] с. 9-93 [16 доп.] с.5-174 | СообщенияУстные и письменные отчеты. |
1.9. | Социально-педагогическая помощь лицам с особенностями психофизического развития (6 ч.) | | | | 2 лекция | | | |
1.9.1. | Приоритеты социально-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития 1.Структура социально-педагогической помощи. 2.Медико-психолого-педагогический патронат. 3.Психолого-педагогическое сопровождение. 4.Содержание деятельности социального педагога в социально-педагогическом сопровождении. | .2 | | | | | [5] с. 8-13 [7] с.52-68 [8] с.196-204 | Конспект |
1.9.2. | Поддерживаемое проживание как новая модель комплексной помощи 1.Поддерживаемое проживание и патронат. 2.Кэмпхельское движение за рубежом и в Беларуси. | | | | 2 лекция | | [5] с. 8-13 [7] с.52-68 [8] с.196-204 | Рефераты, мультимедийная презинтация |
1.9.3. | Характеристика социально-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития 1.Деятельность социального педагога в социально-педагогическом сопровождении: обязанности и перспективы. 2.История возникновения поддерживаемого проживания. 3.Опыт поддерживаемого проживания в Беларуси. | | | | | Нормативно-правовые акты. Иллюстративный материал по Кэмпхилл-общинам, «Ковчег», «Вера и свет» Жана Вань. | [5] с. 8-13 [7] с.52-68 [8] с.196-204 | Рефераты, мультимедийная презинтация |
1.10. | Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития (4 ч.) | | | | | | | |
1.10.1. | Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии 1.Проблемы семейного воспитания детей с особенностями психофизического развития. 2.Содержание воспитания ребенка с особенностями психофизического развития в семье. 3.Модели оказания помощи родителям. 4.Организация служб психологической помощи семье. | | | | | | [1] с.211-223 [9 доп.] с. 4-91 [15 доп.] с.9-201 | Конспект |
1.10.2. | Психолого-педагогическая помощь семье и ребенку с особенностями психофизического развития 1.Разработка примерного содержания воспитания ребенка с особенностями психофизического развития в семье. 2.Анализ моделей и программ оказания помощи родителям. | | | | | | [1] с.211-223 [9 доп.] с. 4-91 [15 доп.] с.9-201 | Опрос, практическая работа |
1.11. | Принципы, методы, средства обеспечения коррекционно-направленного образовательного процесса (6 ч.) | | | | | | | |
1.11.1. | Характеристика коррекционно-направленного образовательного процесса 1. Принципы, методы, формы организации специального образования. 2 Традиционные средства коррекции. 3. Альтернативные средства коррекции. 4.Особенности педагогического общения. | | | | | Иллюстрации | [1] с. 241-252 [8] с.127-156 [5 доп.] с.7-193 | Конспект |
1.11.2. | Основные условия коррекционной работы 1.Средовой подход к организации специального образования. 2.Анализ требований к педагогическому общению. 3.Требования к дидактическому материалу. 4.Информационные технологии в коррекционной педагогике. | | | | | Иллюстрации | [1] с. 241-252 [8] с.127-156 [5 доп.] с.7-193 | Реферат, мультимедийная презинтация |
1.12. | Программа изучения поведения ребенка с особенностями психофизического развития (4 ч.) | | | | | | | |
1.12.1. | Проблемы изучения поведения ребенка с особенностями психофизического развития 1.Проблема «норма-патология» в коррекционной педагогике. 2.Методы изучения ребенка в педагогике. 3.Принципы и направления комплексного изучения поведения ребенка с трудностями в обучении. | | | | | | [9] с. 30-34 [19 доп.] с. 12-26 | Конспект |
1.12.2. | Комплексное изучение поведения ребенка с трудностями в обучении. 1.Анализ методов и методик изучения ребенка в педагогике. 2.Анализ карты комплексного изучения поведения ребенка с трудностями в обучении. | | | | | Программы | [9] с. 30-34 [19 доп.] с. 12-26 | Опрос, практическая работа |
1.13. | Коррекция нарушений сенсомоторики у детей с особенностями психофизического развития (4 ч.) | | | | | | | |
1.13.1. | Коррекция нарушений сенсомоторики у детей с особенностями психофизического развития 1.Коррекция нарушений сенсорики. 2.Полисенсорный подход к обучению. 3.Основные направления коррекции нарушений моторики. 4.Параолимпийские игры инвалидов. | | | | | Иллюстрации | [1] с. 106-155 [6 доп.] с. 23-45 [7 доп.] с. 57-71 | Конспект |
1.14. | Коррекция нарушений познавательной сферы у детей с особенностями психофизического развития (2 ч.) | | | | | | | |
1.14.1. | Коррекция нарушений познавательной сферы у детей с особенностями психофизического развития 1.Учет особенностей познавательной сферы в коррекционной работе. 2.Основные направления коррекции нарушений познавательной сферы. 3.Коррекция нарушений высших психических функций. | | | | | | [1] с. 156-183 [6 доп.] с. 46-88 [7 доп.] с. 72-101 | Конспект |
1.15. | Коррекция нарушений развития личности детей с особенностями психофизического развития (6 ч.) | | | | 2 семинар | | | |
1.15.1. | Условия развития личности детей с особенностями психофизического развития 1.Коррекция нарушений развития личности у детей с особенностями психофизического развития. 2.Коррекция эмоционально-волевой сферы. 3.Направления и содержание воспитательной работы с детьми с особенностями психофизического развития. | | | | | Иллюстрации | [1] с. 184-210 [6 доп.] с. 89-113 [7 доп.] с. 101-117 | Конспект |
1.15.2 | Пути и способы коррекции нарушений развития личности детей с особенностями психофизического развития 1.Составление схемы воспитательной работы с детьми с особенностями психофизического развития по различным направлениям. 2.Составление схемы коррекции межличностного взаимодействия со сверстниками. | | | | 2 семинар | | [1] с. 184-210 [6 доп.] с. 89-113 [7 доп.] с. 101-117 | Рефераты Отчеты |
1.16. | Содержание коррекционной работы с детьми с особенностями психофизического развития (4 ч.) | | | | 2 семинар | Иллюстрации | | |
1.16.1. | Направления коррекционной работы с детьми с особенностями психофизического развития 1.Факторы, влияющие на содержание коррекционной работы. 2.Феноменология основных трудностей в обучении у детей с ОПФР. 3.Основные направления коррекционной работы при разных типах нарушений развития. | | | | | | [8] с. 309-315, 326-328 [2 доп.] с. 48-103 [10 доп.] с. 91-157 | Конспект |
1.16.2 | Особенности коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии 1.Основные направления коррекции трудностей в обучении. 2.Сопровождение обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. 3.Коррекционная работа при сенсорных нарушениях. | | | | 2 семинар | Составление структурных схем | [8] с. 309-315, 326-328 [2 доп.] с. 48-103 [10 доп.] с. 91-157 | Рефераты Отчеты Мультимедийные презентации ЭКЗАМЕН |