Умение диагностировать и устранять санитарные недуги общества вернее спасет от болезни и смерти, нежели все рецепты и лекарства, вместе взятые» Ф.Ф. Эрисман
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
методическое пособие
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
для самостоятельной работы по гигиене детей и подростков
для студентов педиатрического факультета
ВЛАДИКАВКАЗ 2011г.
Авторы:
Рецензент:
Утверждена ЦКМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии
2010 г. Протокол №
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить основные методы оценки физического и психического развития детей и подростков, научиться оценивать физическое развитие детей и подростков с использованием различных методик.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. Определение понятия «здоровье», основные показатели, характеризующие здоровье детского населения. Принципы оценки состояния здоровья детей и подростков.
2. Причины нарушения психического здоровья детей. Место психогигиены в охране психического здоровья.
3. Закономерности роста и развития детского организма и их зависимость от биологических и социальных факторов.
4. Возрастная периодизация и ее значение для гигиены детей и подростков. Понятие о биологическом возрасте, критерии его определения и значение в гигиеническом нормировании деятельности.
5. Проблемы акселерации и ретардации роста и развития детей и подростков.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1. Провести антропометрическое исследование (соматометрия – рост стоя, масса тела, окружность груди, ширина плеч, таза, бедер, окружность головы; физиометрия – жизненная емкость легких, мышечная сила кисти, соматоскопия – жироотложение, развитие мускулатуры, половое развитие) ребенка.
2. Оценить физическое развитие ребенка основными методами, применяемыми в педиатрии и гигиене детей и подростков (метод индексов, сигмальных отклонений, центильный метод, шкал регрессии, комплексный метод).
3. Провести комплексную оценку состояния здоровья детей и подростков.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М. Медицина, 2001 год.
2. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М., ВУНМЦ, 1999.
3. Санитарное законодательство России. М., ФЦГСЭН РФ, 1999.
Дополнительная литература:
1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.
2. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986.
3. Физиология детей и подростков (под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной) М., 2000.
4. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела. – М. 1995.
5. Люшер М. Цвет вашего характера. – М 1997.
6. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. – М. 1973.
Нормативные документы:
1. МР № 08-14/3 от 22.04.82 от 22.04.82. Методические рекомендации «Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста».
2. № 11-14/4-6 от 25.01.84. Методические указания «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов».
3. № 01-19/31-17 от 17.03.86. Методические рекомендации «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье».
4. № 08-14/4 от 27.04.82. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Основные закономерности роста и развития детей, их гигиеническая оценка.
- Возрастная периодизация и ее значение для гигиены детей и подростков. Понятие о биологическом возрасте, критерии его определения и значение в гигиеническом нормировании деятельности.
- Основные показатели физического развития детей и подростков (соматометрические, соматоскопические, физиометрические).
- Методы оценки физического развития детей и подростков.
- Группы психического здоровья и критерии их определения. Причины нарушения психического здоровья детей.
- Методы изучения и критерии оценки психического развития детей различных возрастных групп.
Умение диагностировать и устранять санитарные недуги общества вернее спасет от болезни и смерти, нежели все рецепты и лекарства, вместе взятые» Ф.Ф. Эрисман
Гигиена детей и подростков — профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.