Измерение информации и измерение знаний.
. Содержательный подход к измерению информации.Сообщение – информативный поток, который в процессе передачи информации поступает к приемнику. Сообщение несет информацию для человека, если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными Информация - знания человека ? сообщение должно быть информативно. Если сообщение не информативно, то количество информации с точки зрения человека = 0. (Пример: вузовский учебник по высшей математике содержит знания, но они не доступны 1-класснику)
Алфавитный подход к измерению информациине связывает кол-во информации с содержанием сообщения. Алфавитный подход - объективный подход к измерению информации. Он удобен при использовании технических средств работы с информацией, т.к. не зависит от содержания сообщения. Кол-во информации зависит от объема текста и мощности алфавита. Ограничений на max мощность алфавита нет, но есть достаточный алфавит мощностью 256 символов. Этот алфавит используется для представления текстов в компьютере. Поскольку 256=28, то 1символ несет в тексте 8 бит информации.
Вероятностный подход к измерения информации.Все события происходят с различной вероятностью, но зависимость между вероятностью событий и количеством информации, полученной при совершении того или иного события можно выразить формулой которую в 1948 году предложил Шеннон..
Измерение представляет собой процедуру количественного сопоставления изучаемого у испытуемых свойства с некоторым эталоном, принимаемым за единицу измерения.
В отличие, например, от понятия "длина стола" понятие "знание" не относится к непосредственно измеряемому феномену и потому знание приходится измерять опосредованно, через эмпирически фиксируемые проявления того, что специалисты назвали бы признаками (индикаторами) знания. Поэтому каждое задание теста желательно рассматривать как индикатор, выявляющий какой-то один фрагмент знания у тех испытуемых, у которых знания есть.
7. Знания: определение, характеристика, свойства. Декларативные и процедурные знания.
Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. В широком смысле слова, знание — это образ реальности субъекта в форме понятий и представлений
Знания могут существовать в следующих видах:
- предметный или конкретный, использующий информацию из конкретной области, — это методики принятия решений для конкретно поставленной задачи (например, как спилить дерево, как обработать древесину, как сделать лодку и весла, как плыть на лодке по реке и т.д.);
- концептуальный, или обобщающий, использующий информацию из многих областей и определяющий, как извлекать знания из информации, — это методологии (например, принципы кораблестроения, землеведения, управления компаниями и т.д.);
• метазнания (знания о знаниях) — генерируют новые знания
Характеристика-
1.Знания беспорядочны. Они связаны со всем в этом мире, поэтому мы не можем четко выделить и изолировать знание
2.Знания передаются с помощью языка (не обязательно вербального).
3. Знания трудно "сковать" и удержать силой. Чем больше мы пытаемся оформить и формализовать знания, тем скорее они растворяются и пропадают из вида.
4. Знание не может бесконечно увеличиваться.
5. Знание не имеет начальника. Ни один человек не может стоять во главе знаний, не может отвечать за знания всего коллектива.
Декларативные знания- знания, которые записаны в памяти интеллектуальной системы так, что они непосредственно доступны для использования после обращения к соответствующему полю памяти. Обычно декларативных знаний используются для представления информация о свойствах и фактах предметной области. По форме представления декларативные знания противопоставляются процедурным знаниям.
Процедурные знания - знания, хранящиеся в памяти интеллектуальной системы в виде описаний процедур, с помощью которых их можно получить. Обычно процедурные знания используются для представления информации о способах решения задач в проблемной области, а также различные инструкции, методики и т.п.