Тема: Проведение операций расчёта посредством использования нескольких функций
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
Цель: научить осуществлять операции расчёта посредством использования нескольких функций, в частности, функций, построенных в виде композиции логических функций и функций подсчёта.
Время выполнения: два академических часа.
Задания:
1. Запустите программу MS Excel.
2. Создайте и заполните основными данными таблицу для расчёта мониторинга успеваемости студентов Вашей группы по заданному образцу:
3. В ячейке S11 рассчитайте среднее значение текущих оценок студента, введя следующую формулу: =ОКРУГЛ(СРЗНАЧ(L11:R11);0).
4. Заполните ячейки S12-S19, используя маркер заполнения.
5. В ячейке U11 проведите промежуточный анализ уровня полученных знаний студентами вашей группы за период обучения, введя формулу: =ЕСЛИ((S11) =2;"H";ЕСЛИ(СРЗНАЧ(S11:T11)=2,5;2;ЕСЛИ(СРЗНАЧ(S11:T11)=3,5;"3";ЕСЛИ(СРЗНАЧ(S11:T11)=4,5;"4";СРЗНАЧ(S11:T11))))).
▲ В этой формуле задействована функция ЕСЛИ, которая позволяет произвести присвоение соответствующей оценки уровня знаний учащегося. Программа осуществляет просчёт следующим образом:
Если ячейка S11 содержит цифру 2, то учащегося нельзя аттестовать по учебной дисциплине, то есть будет присвоено значение (текстовое) "H", в противном случае осуществляется проверка среднего значения диапазона. Если этот диапазон содержит значение 2,5, то в ячейку S11 выставляется оценка 2, в противном случае осуществляется проверка среднего значения диапазона. Если этот диапазон содержит значение 3,5, то в ячейку S11 выставляется оценка 3, в противном случае осуществляется проверка среднего значения диапазона. Если этот диапазон содержит значение 4,5, то в ячейку S11 выставляется оценка 4, в противном случае осуществляется проверка среднего значения диапазона.
6. Заполните ячейки U12-U19, используя маркер заполнения.
7. В ячейке V11 определите количество набранных оценок учащимся, введя следующую формулу: =СЧЁТ(L11:R11).
▲ Счёт оценок осуществляется, как подсчёт количества непустых ячеек заданного диапазона.
8. Заполните ячейки V12-V19, используя маркер заполнения.
9. В ячейке W11 определите место обучающегося по рейтингу, введя следующую формулу:=РАНГ(S11;$S$11:S19;0).
▲ Функция РАНГ возвращает ранг числа в списке чисел. Ранг числа – это его величина относительно других значений в списке. Значение 0 в этой формуле определяет список, отсортированный по убыванию, если же значение аргумента – любое число, кроме нуля, то ранг числа определяется в Microsoft Excel так, как если бы ссылка была списком, отсортированным в порядке возрастания.
▲ Обратите внимание, на то, что просчёт осуществлён по столбцу Среднего значения текущих оценок студента.
10. Заполните ячейки W12-W19 , используя маркер заполнения.
11. В ячейке L20 подсчитайте количество отличников, то есть количество учащихся, получивших в ходе проведения промежуточного анализа оценки 5, введя формулу: =СЧЁТЕСЛИМН(U11:U19;"5").
▲ Функция СЧЁТЕСЛИМН подсчитывает количество ячеек диапазона , удовлетворяющих заданному набору условий 5.
12. Подсчитайте количество хорошистов, троечников, двоечников и не аттестованных соответственно в ячейках L21, L22, L23, L24.
13. В ячейке L25 подсчитайте количество учащихся группы, введя следующую формулу:=СЧЁТ(A11:A19).
14. В результате должна получиться следующая таблица:
15. На другом листе текущей книги составьте таблицу истинности для формулы:
.
16. Создайте таблицу по следующему образцу:
17. В ячейке C2 определите конъюнкцию двух высказываний A и B(A^B), введя формулу: =И(A2:B2).
▲ Конъюнкцией двух высказываний называется высказывание, которое является истинным, когда истинны оба высказывания, и является ложным во всех остальных случаях.
18. Заполните остальные ячейки столбца, используя маркер заполнения.
19. В ячейке E2 определите отрицание конъюнкции высказываний Aи , введя формулу: =НЕ(C2).
▲ Отрицанием высказывания называется высказывание, которое истинно, когда само высказывание ложное и ложно, когда исходное высказывание истинно.
20. Заполните остальные ячейки столбца, используя маркер заполнения.
21. В ячейке G2 определите дизъюнкцию отрицания конъюнкции высказываний A и B и высказывания , введя формулу: =ИЛИ(E2;B2).
▲ Дизъюнкцией высказываний называется высказывание, которое ложно, когда оба высказывания ложны и истинно во всех остальных случаях.
22. Заполните остальные ячейки столбца, используя маркер заполнения.
23. В ячейке I2 определите импликацию отрицания конъюнкции высказываний A и B и высказывания B и высказывания , введя формулу:
=ЕСЛИ(И(G2=ИСТИНА;A2=ЛОЖЬ);ЛОЖЬ;ИСТИНА).
▲ Импликацией высказываний называется высказывание, которое является ложным, когда первое высказывание истинно, а второе – ложно и истинным во всех остальных случаях.
24. Заполните остальные ячейки столбца, используя маркер заполнения.
25. Результатом должна послужить следующая таблица значений:
Задание на самоподготовку
2. Создайте таблицу по аттестации «Зачёт» или «Незачёт» на основе текущих оценок учащегося и сдачи им коллоквиума.
Указания к выполнению:
если учащийся получит в среднем балл от 0 до 2,5, то ему необходимо присвоить «Незачёт», в противном случает присвоить «Зачёт».