Законченные мысли, выраженные в предложениях называются высказываниями.
Кроме имен и высказываний, которые являются основными формами мыслей, существуют вспомогательные логические (и соответственно грамматические) средства, которые не являются самостоятельными формами мыслей, служат для образования из одних форм мыслей других. В логике их называют функторами. С помощью функторов можно из одного имени образовать другое, из двух имен можно образовать высказывание и т.д. В качестве логических функторов чаще всего используются служебные части речи - предлоги, союзы, частицы, или предкорневые и послекорневые морфемы.
Недостатки естественного языка: во-первых, многозначность языковых выражений (полисемия), во-вторых, громоздкость и трудная обозримость конструкций, в которых выражаются теоретических конструкций, в-третьих, эмоциональность. Эти недостатки устраняются путем создания искусственных языков.
Искусственным называется язык, выражения которого строятся по заранее сформулированным правилам.
Среди них выделяют содержательные (словесные) и формализованные (символические).
Для устранения полисемии вводятся однозначные слова – термины, а каждая наука имеет свою терминологию.
Формализованными называются искусственно построенная по заранее разработанным правилам знаковая система, в которой выражения естественного языка заменены буквенными символами. Кроме буквенных, формализованная система включает также операционные символы. К формализованным языкам относят языки программирования на ЭВМ. Образованные из буквенных и операционных символов по заданным правилам сложные символические конструкции называются формулами.
Отношения, изучаемые формальной логикой.
Формальная логика исследует отношения между мыслями в стабильных, неизменных структурах. При всем многообразии этих структур только два вида отношений связывают их элементы; а) отношения между классами по принадлежности и б) отношения между высказываниями по истинности.
Классы и высказывания являются членами этих отношений, или элементами формальных структур. Эти отношения составляют логический фундамент мышления. Именно эти два типа отношений образуют ту канву, по которой сознание вышивает свои бесконечно разнообразные узоры.
Под классом в логике понимается любое объединение предметов на основании общего им свойства, делающего их в известном смысле однородными.
Языковые выражения, которые служат для обозначения классов, называются именами.
Характер отношений по принадлежности классов нисколько не меняется от того, что эти отношения иногда интерпретируются содержательно как отношения вещи и ее свойства, поскольку свойство однозначно задает класс предметов. Например, в высказывании «Щука является рыбой» зафиксирована принадлежность класса щук к классу рыб, а высказывание «Металлы электропроводны» можно истолковать как выражение принадлежности металлами свойства электропроводности. Однако это свойство однозначно задает класс электропроводных веществ, поэтому во втором высказывании выражена принадлежность класса металлов к классу электропроводных веществ.
О пользе изучения логики.
Как и всякая способность, способность к логичности мышления, т.е. к определенности, последовательности, непротиворечивости и доказательности его, а также способность к лаконичному выражению мыслей в значительной степени является природным задатком, который можно развивать и совершенствовать, иногда этот процесс происходит стихийно, неосознанно.
Изучение логики позволяет осознать те условия, которые придают мышлению отмеченные свойства, что дает возможность придать развитию и совершенствованию способности к строгому, логически последовательному мышлению целенаправленный, осознанный характер.
Польза изучения логики как раз и состоит в том, чтобы дать возможность человеку сознательно контролировать собственные рассуждения и рассуждения других людей и тем самым избегать логических погрешностей и ошибок, которые часто допускаются под воздействием эмоций, субъективного восприятия объективных ситуаций и обычного невежества и которые могут приводить к ошибочным выводам или принято решений, заранее обреченных на неудачу. Именно в этом смысле справедливо утверждение, что изучение логики повышает культуру мышления, дисциплинирует мыслительный процесс и позволяет меньшими умственными усилиями достигать больших результатов.
Контрольные вопросы
1. Что такое ассоциативное мышление?
2. Что такое дискурсивное мышление?
3. Каким свойствами обладает дискурсивное мышление?
4. Что такое рассуждение?
5. Что является предметом изучения формальной логики?
6. Что такое суждение?
7. Что такое высказывание?
8. Что такое логическая форма?
9. Что такое умозаключение?
10. Что собой представляют правильные и неправильные формы мышления?
11. Что такое логический закон?
12. Какие законы логики являются основными?
13. Что собой представляют естественные и искусственные языки?
Темы рефератов
- Логика и культура мышления.
- Значение логики в педагогическом процессе.
- Логика Аристотеля.
- Роль логики в научном познании.
- Понятие логический закон
Литература основная
Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1974.
Никитин Е.П. Основы лингвистической теории значения. М., 1988.
Полторацкий А., Швырев В. Знак и деятельность. М., 1970.
Проблема знака и значения. М., 1969.
Семиотика. Сб. статей. М.. 1983.
Язык. Наука. Философия. Вильнюс. 1986.
Язык и логическая теория. М., 1987
Основные понятия: логика, мышление, логические формы мышления, логический закон, формальная логика, искусственные и естественные языки, значение и смысл, обозначения.
ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ
ЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИМЕН (И М Е Н А)
Вопросы лекции
1. Имена, предметы и признаки
2. Имя и понятие
3. Содержание и объем имен
4. Денотат имени
5. Виды имен
6. Отношение между объемами имен
1. Имя, предмет и признаки
Именами называются слова и словосочетания, которые обозначают и замещают предметы при мысленном оперировании с ними.
При этом под предметом в логике понимаются не только материальные вещи, но и отдельные свойства, отношений, процессы, явления события, научные абстракции, общие представления, продукты человеческой фантазии и т.п. короче говоря, предметом называется все то» на что может быть направлена наша мысль. в том смысле, например, говорят, что предметом логики являются выявляемые в языке отношения между мыслями.
Характер некоторого предмета, его особенности определяются свойственным ему наборов черт и отношений, которые мы будем называть признаками, понимая под этим термином все то, в чем отдельные предметы или их роды сходны между собой и чем они отличаются друг от друга. Совокупности однородных в определенном отношении предметов обозначенные одним именем называются классами. Например, можно говорить о классе растении, классе рек. классе государств, классе машин и т.д.
Признаки, на основании которых выделяются классы предметов, являются для них отличительными. Именно наличие отличительных признаков служит основанием для присвоения предметам определенного класса того или иного имени, отдельные предметы, которые составляют некоторый класс, называются его элементами, а в отношении имени, которое их обозначает, – его десигнатами.
Имена связываются с предметами отношением обозначения, поэтому любое языковое выражение, которое служит для обозначения предмета мысли, является именем. Благодаря отношению обозначения, слово или словосочетание приобретает смысл и значение и становится формой выражения мысли, поэтому имена более точно можно определить как слова и словосочетания, которые выражают мысли о предметах со стороны их отличительных признаков,
Имена и понятия.
Сравните смысл, в котором употреблено имя «волк» в следующих высказываниях: «волк выбежал на дорогу» и «волк – это хищник». Без особых усилий можно заметать, что это имя в приведенных высказываниях обозначает разные предметы, Предметом первого высказывания является конкретное живое существо, которое я наблюдаю или наблюдал во время выполнения им названною действия, а предметом второго высказывания является волк вообще как один из видов хищных животных. Предмет второго высказывания не существует в качестве материального образования, а только в качестве мысли об определенном роде животного» отличном от других родов животных.
Таким образом» одно и то же имя может обозначать как отдельного представителя какого-то класса, так и весь класс этих представителей как обобщенным предмет, употребление имени в первом значении называют простом суппозицией имени, а во втором – генеральной суппозицией» содержанием имени» употребленного в простой суппозиции, является чувственным образ единичного предмета, который воспринимается нами в данный момент или воспринимался в прошлом. Содержанием имени, употребленном в генеральной суппозиции, является мысленный «образ», полученный путем обобщения и объединения в единое целое общих признаков представителем некоторого класса, такие обобщенные предметы называются понятиями.
Нужно отметить, что признаки, которые характеризуют такой обобщенный предмет, выражают сущность тех реальных предметов, обобщением которых он является. Поэтому эти признаки называются существенными, следовательно, понятие можно определить как форму мысли, в которое отражаются предметы в их существенных признаках, Из предыдущего следует, что нельзя отождествлять имена и понятия, потому что не всегда за именем стоит понятие. Как будет показано ниже, существуют имена, которые принципиально не могут выражать понятий, можно утверждать, что всякое понятие выражается именем, но не всякое имя выражает понятие, наука преимущественно оперирует понятиями, а чувственные образы использует в качестве иллюстративного материала. В повседневном общении, а также в художественном литературе за именами преимущественно стоят чувственные образы.
Содержание и объем имен
Содержанием имени называется совокупность существенных и индивидуальных (если имя употреблено в простой суппозиции) признаков тех предметов, которые обозначаются этим именем. Содержание имени составляет его смысловое значение.
Признаки индивидуальных предметов, которые не порождены его природой, а привнесены в них извне и поэтому имеют для них случайный характер, называются несущественными. Например, несущественными признаками стола, за которым вы сидите, является его цвет, материал, из которого он сделан, его геометрическая форма и др.
Специфические, отличительные признаки, составляющие содержание имени ограничивают круг предметов, которые могут быть обозначены определенным именем, позволяют отличать десигнаты одного имени от десигнатов других имен. Знание их необходимо и достаточно для того, чтобы каждый, кто пользуется именем, мог безошибочно определить, является ли определенный предмет десигнатом некоторого имени.
Объемом имени называется множество индивидуальных предметов, которым свойственна вся совокупность существенных признаков, составляющая содержание этого имени. Объем имени составляет его предметное значение.
Объединение предметов в класс, выделение и обособление классов, а также их наименование осуществляется на основе того или иного признака, который для элементов, составляющих класс, является общим, а для класса - отличительным. В дальнейшем этот специфический признак будем называть классификационным.
Большинство классов не является, в известном смысле, однородными, каким, например, является класс монет одного достоинства, внутри широких классов можно выявить некоторое разнообразие, поэтому объемы некоторых имен имеют сложную горизонтально-вертикальную структуру. Например, в горизонтальном срезе объема имени «геометрическая фигура» можно выделить многоугольники, круги, эллипсы и др., а в вертикальном - многоугольники, четырехугольники, параллелограммы, прямоугольники, квадраты. Выделенные на основе классификационных признаков в некотором классе группы предметов называются его подклассами.
Таким образом, содержание имени выражает собой качество обозначенных данным именем предметов, а объем – количество индивидуальных предметов, которые могут быть обозначены этим именем,
Денотат имени
Как предметное, так и смысловое значение имени проявляет себя - только в контексте общения, когда имя, употреблено в некотором предложении взятое вне контекста имя является только потенциальным знаком предметов. Отдельно взятое слово, например, «лист», может иметь несколько предметных и смысловых значений, каждое из которых определяется только в контексте, в который оно погружено. Более того, при сохранении своего смыслового значения в зависимости от способа употребления имя может менять свое смысловое пространство, или предметное значение.
Например, в предложениях – «самолет является одним из видов транспорта», «самолет состоит из фюзеляжа, крыльев, двигателя и хвостового оперения», «самолет сделал круг над аэродромом и пошел на посадку», «Некоторые самолеты достигают сверхзвуковых скоростей» - имя «самолет», сохраняя смысловое значение, меняет предметное значение. В первом предложении оно обозначает целостную совокупность предметов синонимично слову «авиация», поскольку приписываемый признак не относится к каждому отдельному представителю класса самолетов, во втором - приписываемый признак принадлежит каждому десигнату этого имени, в третьем - он характеризует отдельный самолет, который наблюдается в определенное время и в определенное месте, и, наконец, в последнем – приписываемый признак характеризует некоторую – часть десигнатов имени «самолет».
Множество десигнатов имени, о котором что-то сообщается в предложении, называется эго денотатом.
Таким образом, денотат имени - это совокупность десигнатов, которая актуально обозначена этим именем в конкретном, высказывании в приведенных примерах имя «самолет» имеет разные денотаты, поэтому говорят, что имя может изменять свою денотацию, или обозначение. В денотате имени его объем может быть представлен целиком, частично» или отдельным десигнатом. Денотат имени определяется контекстом, в котором это имя употреблено.
Виды имен
А) Простые, сложные и описательные. В зависимости от характера языкового выражения имена делятся на простые, сложные и описательные.
Простым называется имя, выраженное одним словом, как например: «дорога», «город», «космонавт».
Имена, которые образованы из двух простых, называются сложными. Например, «город-герой», «летчик-космонавт».
Имена, в языковые выражения которых наряду с существительным в именительном падеже входят иные слова, называются описательными.
Описательными являются, например, такие имена как «сильный ветер», «защитник родины», «временная комиссия, образованная для расследования деятельности местных органов власти» и им подобные.
Описательное имя является сложным выражением, в котором можно выделить главное слово и определительный функтор, который придает главное слову дополнительные характеристики.
В наших примерах главными словами является «ветер», «защитник» и «комиссия», а определительными функторами «сильный», «Родины», «временная» и «образованная для расследования деятельности местных органов власти».
Б) Единичные, o6щие и нулевые имена. В зависимости от количества десигнатов, которые может обозначать имя, они бывают единичными, общими или нулевыми.
Имя, которое имеет единственный десигнат, называется единичным. Например, имена «изобретатель радио», «столица Беларуси», является единичными, так как. обозначаемые ими предметы существовали, существуют или будут существовать в одном «экземпляре».
Имена, которые имеют более одного десигната, называются общими. Общие имена могут иметь разное количество десигнатов в зависимости от того, какие классы предметов охватывает их объем, например, имя «естественный спутник марса» имеет два десигната, а имя «молекула» – бесконечное их количество.
Большинство собственных имен являются, несомненно, общими их особенность, однако, состоит в том, что они не выражают понятий. Будучи общими, собственные имена имеют объем, но не имеют содержания, это значат, что они имеют предметное, но лишены смыслового значения. Это объясняется тем, что понятие есть продукт абстрагирования и обобщения, поэтому его предмет является абстрактным, лишенным чувственных характеристик, в то время как собственное имя всегда соотнесено с некоторым чувственным образом.
Имена, которые не имеют десигнатов, называются нулевыми. В отличие от собственных нулевые имена имеют смысловое, значение, но не имеют предметного значения, поскольку в их содержании имеются такие признаки, которые противоречат природе тех предметов, о которыми соотносится это содержание, поэтому нулевые имена не имеют интерпретации на объектах любой реальности, вследствие этих особенностей они могут быть составными элементами только дойных высказываний. Примерами нулевых имен могут быть такие, как «круглый квадрат», «жидкое дерево», «деревянное железо» и др. Иногда имена с противоречащим содержанием приобретают дополнительный смысл и могут употребляться не только в качестве художественно-образных средств, как например «грустное веселье», но и в качестве научных терминов, как например «дождевой червь», «ртутный столбик» и др. Благодаря этому дополнительному смыслу они приобретают предметное значение.