Законченные мысли, выраженные в предложениях называ­ются высказываниями.

Кроме имен и высказываний, которые являются основными формами мыслей, существуют вспомогательные логические (и соответственно грам­матические) средства, которые не являются самостоятельными формами мыслей, служат для образования из одних форм мыслей других. В логике их называют функторами. С помощью функторов можно из одного имени об­разовать другое, из двух имен можно образовать высказывание и т.д. В качестве логических функторов чаще всего используются служебные части речи - предлоги, союзы, частицы, или предкорневые и послекорневые мор­фемы.

Недостатки естественного языка: во-первых, многозначность языко­вых выражений (полисемия), во-вторых, громоздкость и трудная обозри­мость конструкций, в которых выражаются теоретических конструкций, в-третьих, эмоциональность. Эти недостатки устраняются путем создания искусственных языков.

Искусственным называется язык, выражения которого строятся по за­ранее сформулированным правилам.

Среди них выделяют содержательные (словесные) и формализованные (символические).

Для устранения полисемии вводятся однозначные слова – термины, а каждая наука имеет свою терминологию.

Формализованными называются искусственно построенная по заранее разработанным правилам знаковая система, в которой выражения естест­венного языка заменены буквенными символами. Кроме буквенных, формали­зованная система включает также операционные символы. К формализован­ным языкам относят языки программирования на ЭВМ. Образованные из буквенных и операционных символов по заданным правилам сложные символические конструкции называются формулами.

Отношения, изучаемые формальной логикой.

Формальная логика исследует отношения между мыслями в стабильных, неизменных структурах. При всем многообразии этих структур только два вида отношений связывают их элементы; а) отношения между классами по принадлежности и б) отношения между высказываниями по истинности.

Классы и высказывания являются членами этих отношений, или эле­ментами формальных структур. Эти отношения составляют логический фун­дамент мышления. Именно эти два типа отношений образуют ту канву, по которой сознание вышивает свои бесконечно разнообразные узоры.

Под классом в логике понимается любое объединение предметов на основании общего им свойства, делающего их в известном смысле однород­ными.

Языковые выражения, которые служат для обозначения классов, на­зываются именами.

Характер отношений по принадлежности классов нис­колько не меняется от того, что эти отношения иногда интерпретируются содержательно как отношения вещи и ее свойства, поскольку свойство од­нозначно задает класс предметов. Например, в высказывании «Щука является рыбой» зафиксирована принадлежность класса щук к классу рыб, а высказывание «Металлы электропроводны» можно истолковать как выражение принадлежности металлами свойства электропроводности. Однако это свойство однозначно задает класс электропроводных веществ, поэтому во втором высказывании выражена принадлежность класса металлов к классу электропроводных веществ.

О пользе изучения логики.

Как и всякая способность, способность к логичности мышления, т.е. к определенности, последовательности, непротиворечивости и доказатель­ности его, а также способность к лаконичному выражению мыслей в значи­тельной степени является природным задатком, который можно развивать и совершенствовать, иногда этот процесс происходит стихийно, неосознанно.

Изучение логики позволяет осознать те условия, которые придают мышлению отмеченные свойства, что дает возможность придать развитию и совершенствованию способности к строгому, логически последовательному мышлению целенаправленный, осознанный характер.

Польза изучения логики как раз и состоит в том, чтобы дать воз­можность человеку сознательно контролировать собственные рассуждения и рассуждения других людей и тем самым избегать логических погрешностей и ошибок, которые часто допускаются под воздействием эмоций, субъек­тивного восприятия объективных ситуаций и обычного невежества и кото­рые могут приводить к ошибочным выводам или принято решений, заранее обреченных на неудачу. Именно в этом смысле справедливо утверждение, что изучение логики повышает культуру мышления, дисциплинирует мысли­тельный процесс и позволяет меньшими умственными усилиями достигать больших результатов.

Контрольные вопросы

1. Что такое ассоциативное мышление?

2. Что такое дискурсивное мышление?

3. Каким свойствами обладает дискурсивное мышление?

4. Что такое рассуждение?

5. Что является предметом изучения формальной логики?

6. Что такое суждение?

7. Что такое высказывание?

8. Что такое логическая форма?

9. Что такое умозаключение?

10. Что собой представляют правильные и неправильные формы мышления?

11. Что такое логический закон?

12. Какие законы логики являются основными?

13. Что собой представляют естественные и искусственные языки?

Темы рефератов

  1. Логика и культура мышления.
  2. Значение логики в педагогическом процессе.
  3. Логика Аристотеля.
  4. Роль логики в научном познании.
  5. Понятие логический закон

Литература основная

Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1974.

Никитин Е.П. Основы лингвистической теории значения. М., 1988.

Полторацкий А., Швырев В. Знак и деятельность. М., 1970.

Проблема знака и значения. М., 1969.

Семиотика. Сб. статей. М.. 1983.

Язык. Наука. Философия. Вильнюс. 1986.

Язык и логическая теория. М., 1987

Основные понятия: логика, мышление, логические формы мышления, логический закон, формальная логика, искусственные и естественные языки, значение и смысл, обозначения.

ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ

ЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИМЕН (И М Е Н А)

Вопросы лекции

1. Имена, предметы и признаки

2. Имя и понятие

3. Содержание и объем имен

4. Денотат имени

5. Виды имен

6. Отношение между объемами имен

1. Имя, предмет и признаки

Именами называются слова и словосочетания, которые обозначают и замещают предметы при мысленном оперировании с ними.

При этом под предметом в логике понимаются не только материальные вещи, но и отдельные свойства, отношений, процессы, явления события, научные абстракции, общие представления, продукты человеческой фантазии и т.п. короче го­воря, предметом называется все то» на что может быть направлена наша мысль. в том смысле, например, говорят, что предметом логики являют­ся выявляемые в языке отношения между мыслями.

Характер некоторого предмета, его особенности определяются свой­ственным ему наборов черт и отношений, которые мы будем называть признаками, понимая под этим термином все то, в чем отдельные предметы или их роды сходны между собой и чем они отличаются друг от друга. Совокупности однородных в определенном отношении предметов обозначенные одним именем называются классами. Например, можно говорить о классе растении, классе рек. классе государств, классе машин и т.д.

Признаки, на основании которых выделяются классы предметов, являются для них отличительными. Именно наличие отличительных признаков служит основанием для присвоения предметам определенного класса того или иного имени, отдельные предметы, которые составляют некоторый класс, называются его элемен­тами, а в отношении имени, которое их обозначает, – его десигнатами.

Имена связываются с предметами отношением обозначения, поэтому любое языковое выражение, которое служит для обозначения предмета мы­сли, является именем. Благодаря отношению обозначения, слово или сло­восочетание приобретает смысл и значение и становится формой выраже­ния мысли, поэтому имена более точно можно определить как слова и сло­восочетания, которые выражают мысли о предметах со стороны их отличи­тельных признаков,

Имена и понятия.

Сравните смысл, в котором употреблено имя «волк» в следующих вы­сказываниях: «волк выбежал на дорогу» и «волк – это хищник». Без осо­бых усилий можно заметать, что это имя в приведенных высказываниях обозначает разные предметы, Предметом первого высказывания является конкретное живое существо, которое я наблюдаю или наблюдал во время выполнения им названною действия, а предметом второго высказывания является волк вообще как один из видов хищных животных. Предмет вто­рого высказывания не существует в качестве материального образования, а только в качестве мысли об определенном роде животного» отличном от других родов животных.

Таким образом» одно и то же имя может обозначать как отдельного представителя какого-то класса, так и весь класс этих представителей как обобщенным предмет, употребление имени в первом значении называют простом суппозицией имени, а во втором – генеральной суппозицией» содержанием имени» употребленного в простой суппозиции, являет­ся чувственным образ единичного предмета, который воспринимается на­ми в данный момент или воспринимался в прошлом. Содержанием имени, употребленном в генеральной суппозиции, является мысленный «образ», полученный путем обобщения и объединения в единое целое общих приз­наков представителем некоторого класса, такие обобщенные предметы называются понятиями.

Нужно отметить, что признаки, которые характеризуют такой обобщенный предмет, выражают сущность тех реальных предметов, обобщением которых он является. Поэтому эти признаки назы­ваются существенными, следовательно, понятие можно определить как форму мысли, в которое отражаются предметы в их существенных признаках, Из предыдущего следует, что нельзя отождествлять имена и понятия, потому что не всегда за именем стоит понятие. Как будет показано ниже, существуют имена, которые принципиально не могут выражать понятий, мо­жно утверждать, что всякое понятие выражается именем, но не всякое имя выражает понятие, наука преимущественно оперирует понятиями, а чувственные образы использует в качестве иллюстративного материала. В повсе­дневном общении, а также в художественном литературе за именами преимущественно стоят чувственные образы.

Содержание и объем имен

Содержанием имени называется совокупность существенных и индиви­дуальных (если имя употреблено в простой суппозиции) признаков тех предметов, которые обозначаются этим именем. Содержание имени состав­ляет его смысловое значение.

Признаки индивидуальных предметов, которые не порождены его при­родой, а привнесены в них извне и поэтому имеют для них случайный ха­рактер, называются несущественными. Например, несущественными призна­ками стола, за которым вы сидите, является его цвет, материал, из ко­торого он сделан, его геометрическая форма и др.

Специфические, отличительные признаки, составляющие содержание имени ограничивают круг предметов, которые могут быть обозначены определенным именем, позволяют отличать десигнаты одного имени от десигнатов других имен. Знание их необходимо и достаточно для того, чтобы каждый, кто пользуется именем, мог безошибочно определить, является ли определенный предмет десигнатом некоторого имени.

Объемом имени называется множество индивидуальных предметов, ко­торым свойственна вся совокупность существенных признаков, составляю­щая содержание этого имени. Объем имени составляет его предметное значение.

Объединение предметов в класс, выделение и обособление классов, а также их наименование осуществляется на основе того или иного приз­нака, который для элементов, составляющих класс, является общим, а для класса - отличительным. В дальнейшем этот специфический признак будем называть классификационным.

Большинство классов не является, в известном смысле, однородными, каким, например, является класс монет одного достоинства, внутри ши­роких классов можно выявить некоторое разнообразие, поэтому объемы некоторых имен имеют сложную горизонтально-вертикальную структуру. Например, в горизонтальном срезе объема имени «геометрическая фигура» можно выделить многоугольники, круги, эллипсы и др., а в вертикальном - многоугольники, четырехугольники, параллелограммы, прямоугольники, квадраты. Выделенные на основе классификационных признаков в некотором классе группы предметов называются его подклассами.

Таким образом, содержание имени выражает собой качество обозна­ченных данным именем предметов, а объем – количество индивидуальных предметов, которые могут быть обозначены этим именем,

Денотат имени

Как предметное, так и смысловое значение имени проявляет себя - только в контексте общения, когда имя, употреблено в некотором предло­жении взятое вне контекста имя является только потенциальным знаком предметов. Отдельно взятое слово, например, «лист», может иметь нес­колько предметных и смысловых значений, каждое из которых определя­ется только в контексте, в который оно погружено. Более того, при со­хранении своего смыслового значения в зависимости от способа употреб­ления имя может менять свое смысловое пространство, или предметное значение.

Например, в предложениях – «самолет является одним из видов тра­нспорта», «самолет состоит из фюзеляжа, крыльев, двигателя и хвосто­вого оперения», «самолет сделал круг над аэродромом и пошел на посад­ку», «Некоторые самолеты достигают сверхзвуковых скоростей» - имя «самолет», сохраняя смысловое значение, меняет предметное значение. В первом предложении оно обозначает целостную совокупность предметов синонимично слову «авиация», поскольку приписываемый признак не относится к каждому отдельному представителю класса самолетов, во втором - приписываемый признак принадлежит каждому десигнату этого имени, в третьем - он характеризует отдельный самолет, который наблюдается в определенное время и в определенное месте, и, наконец, в последнем – приписываемый признак характеризует некоторую – часть десигнатов имени «самолет».

Множество десигнатов имени, о котором что-то сообщается в предложении, называется эго денотатом.

Таким образом, денотат имени - это совокупность десигнатов, которая актуально обозначена этим именем в конкретном, высказывании в приведенных примерах имя «самолет» имеет разные денотаты, поэтому говорят, что имя может изменять свою денотацию, или обозначение. В денотате имени его объем может быть представ­лен целиком, частично» или отдельным десигнатом. Денотат имени опре­деляется контекстом, в котором это имя употреблено.

Виды имен

А) Простые, сложные и описательные. В зависимости от ха­рактера языкового выражения имена делятся на простые, сложные и описательные.

Простым называется имя, выраженное одним словом, как например: «дорога», «город», «космонавт».

Имена, которые образованы из двух простых, называются сложными. Например, «город-герой», «летчик-космонавт».

Имена, в языковые выражения которых наряду с существительным в именительном падеже входят иные слова, называются описательными.

Описательными являются, например, такие имена как «сильный ветер», «защитник родины», «временная комиссия, образованная для расследования деятельности местных органов власти» и им подобные.

Описательное имя является сложным выражением, в котором можно выделить главное слово и определительный функтор, который придает глав­ное слову дополнительные характеристики.

В наших примерах главными словами является «ветер», «защитник» и «комиссия», а определительными функторами «сильный», «Родины», «временная» и «образованная для расследования деятельности местных органов власти».

Б) Единичные, o6щие и нулевые имена. В зависимости от количества десигнатов, которые может обозначать имя, они бывают единичными, общими или нулевыми.

Имя, которое имеет единственный десигнат, называется единичным. Например, имена «изобретатель радио», «столица Беларуси», является единичными, так как. обозначаемые ими предметы существовали, существуют или будут существовать в одном «экземпляре».

Имена, которые имеют более одного десигната, называются общими. Общие имена могут иметь разное количество десигнатов в зависимо­сти от того, какие классы предметов охватывает их объем, например, имя «естественный спутник марса» имеет два десигната, а имя «молекула» – бесконечное их количество.

Большинство собственных имен являются, несомненно, общими их особенность, однако, состоит в том, что они не выражают понятий. Бу­дучи общими, собственные имена имеют объем, но не имеют содержания, это значат, что они имеют предметное, но лишены смыслового значения. Это объясняется тем, что понятие есть продукт абстрагирования и обоб­щения, поэтому его предмет является абстрактным, лишенным чувственных характеристик, в то время как собственное имя всегда соотнесено с не­которым чувственным образом.

Имена, которые не имеют десигнатов, называются нулевыми. В отли­чие от собственных нулевые имена имеют смысловое, значение, но не име­ют предметного значения, поскольку в их содержании имеются такие при­знаки, которые противоречат природе тех предметов, о которыми соотно­сится это содержание, поэтому нулевые имена не имеют интерпретации на объектах любой реальности, вследствие этих особенностей они могут быть составными элементами только дойных высказываний. Примерами нулевых имен могут быть такие, как «круглый квадрат», «жидкое дерево», «деревянное железо» и др. Иногда имена с противоречащим содержанием приобретают дополнительный смысл и могут употребляться не только в качестве художественно-образных средств, как например «грустное веселье», но и в качестве научных терминов, как например «дождевой червь», «ртутный столбик» и др. Благодаря этому дополнительному смыслу они приобретают предметное значение.

Наши рекомендации