Категориальные признаки части речи
Части речи в современной науке классифицируются на основе общих и постоянных их свойств. Перечислим их в логической последовательности по важности в характеристике частей речи.
Категориальные признаки части речи | Лексический |
Семантический | |
Морфологический | |
Грамматический | |
Уникальная сочетаемость | |
Синтаксический |
Лексический признак. Уже по этому признаку в систему частей речи должны быть включены только слова-названия. У слов-выразителей (у служебных слов, вводно-модальных слов и междометий) их единственное значение не вещественно, не предметно, а грамматично. Но одно лексическое значение еще не дифференцирует слова-названия на части речи. Сравн.: бел, белый, бело, белизна – лексическое значение одинаково: «белого цвета».
Семантический признакчасти речи – это его общее грамматическое значение.Так, существительныеимеют значение предметности, и это объединяет существительные разного лексического, словообразовательного и морфологического качества: стол, чернила, бег, красота, кенгуру, вселенная. Глагол имеет значение действия и состояния, и это объединяет такие лексически, словообразовательно и морфологически разные слова, как читать, стоять, светает, белеть, умножать. Прилагательные обозначают признак предметности, а наречия - признаки действия и состояния.
Семантика слова (не лексическое значение!) – решающий признак части речи: в семантике нагляднее всего отражается объективный мир с его предметами и свойствами, семантика слова определяет и его типичную функцию в предложении. По семантике слова легче, чем по его форме, определить принадлежность слова к той или иной части речи: хаки, беж - прилагательные, потому что выражают признак; кашне, кофе – существительные, потому что выражают предметность.
Морфологический признак. Каждая часть речи имеет свой набор специфических морфем, обладает морфемным своеобразием: -ыва, -ива, -л-, суффиксы глагола; -ся- глагольная частица; -чик-, -щик - суффиксы существительных; по- + -ски, по- + -ому, -ему – наречные морфемы; -ый, -ий – адъективные окончания и т.д. Морфемы первые создают слова и формы в процессе словообразования и формообразования, по ним, следовательно, тоже можно определить часть речи. Близок к этому –
Грамматический признак, то есть формальная изменяемость или наличие других специальных языковых средств для выражения грамматических значений. Грамматическая форма – это следующий за семантикой важный дифференциальный признак части речи. Грамматическая форма оформляет слово и определяет его лицо как части речи в предложении. Каждая часть речи имеет свою систему форм.
Уникальная сочетаемость, то есть единая и относительно постоянная система употребления слова – части речи с другими словами – частями речи. Например, прилагательные никогда не употребляются с местоимениями: веселый я, ты, он; веселые мы, вы, они. Наречия сочетаются главным образом со знаменательными глаголами и с прилагательными. Слова категории состояния всегда употребляются только со связкой и т.д.
Синтаксический признак части речи – это обычная, первичная синтаксическая функция слова в предложении. Все знаменательные слова – названия являются членами предложения, и у каждой части речи есть специфическая функция: у существительных – подлежащее, у глагола – и слов категории состояния – сказуемое, у прилагательных, числительных и местоимений – определение, у наречий – обстоятельство. Все члены предложения можно было бы разделить на две группы: подлежащее и атрибут (или сказуемое, предикатив), и это бы более соответствовало двучленности мысли, а через нее – объективной действительности. В этом случае принято говорить об актуальном членении предложения (лат. actualis – деятельный) – делении предложения на то, что в нем является известным в данной ситуации (S) и что сообщается впервые (P).
Литература
Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. - М., 1982.
Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.
Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.
Кубрякова Е.С. Язык и знание. – М.: Языки славянской культуры, 2004.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.
Фолсом Ф. Книга о языке. - М., 1977.
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Лексико-семантический | |
Лексико-синтаксический | |
Морфологический | Аффиксация суффиксальный префиксальный суффиксально-префиксальный |
Безаффиксный | |
Словосложение | |
Аббревиация | |
Морфолого-синтаксический |
Лексико-семантический способ словообразования –это образование новых слов в результате распадения слов на омонимы, т.е. приобретение одной и той же лексической единицей разных значений.
Долг (задолженность) – долг (обязательство).
Мир (вселенная) - мир (состояние без войны).
Реакция (ответ организма на раздражение; химическое взаимодействие между веществами) - реакция (политика подавления общественного прогресса).
Лексико-синтаксический способ словообразования –образование новых слов в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов.
Быстротекущий (из быстро текущий).
Вышеупомянутый (из выше упомянутый).
Нижеподписавшиеся (из ниже подписавшийся).
Сегодня (из сего дня).
Морфологический способ словообразования –основной способ словообразования, заключающийся в создании новых слов путем сочетания морфем на базе имеющихся в языке основ и словообразовательных аффиксов. Различаются: 1. аффиксация, 2. безаффиксный способ, 3. словосложение, 4. аббревиация.
1. В аффиксации выделяются:
а. суффиксальный способ словообразования – образование новых слов путем присоединения суффикса к производящей основе.
Атомщик, автоматчик, вузовец, тракторист, писатель, кассирша, военизация.
б. префиксальный способ словообразования - образование новых слов путем присоединения префикса к производящей основе.
Аритмичный, антиобщественный, сверхскоростной, экстраординарный. Вписать, выписать, дописать, записать, исписать, переписать, приписать, прописать, расписать, писать.
в. суффиксально-префиксальный способ словообразования - образование новых слов путем одновременного присоединения приставки и суффикса к производящей основе.
Бесплатный, внеплановый, во-вторых, заоблачный, подводный, подземный, отглагольный, выспаться, вчитаться, по-детски, прилуниться.
2.Безаффиксный способ словообразования – образование новых слов
(имен существительных) от производящей основы (глагола или имени прилагательного) без добавления аффиксов.
Взрыв, прицеп, прогул, разбег; гладь, тишь, удаль.
3. Словосложение – образование новых слов путем объединения в целое
двух или более основ.
Теплоход, светотехник, железобетон, чернозем, самокритика; народно-хозяйственный, темно-синий, девятикилометровый, всевозможный, своенравный, самодовольный, металлорежущий, многозначный.
4. Аббревиация – 1. способ образования слов путем образования из
названий начальных букв или начальных звуков слов, входящих в исходное словосочетание: РФ, МГУ, РАН (Российская академия наук). 2. То же, что сложносокращенное слово: комсомол, гороно.
Морфолого-синтаксический способ словообразования – образование слов в результате перехода лексических единиц из одной части речи в другую и связанной с этим лексикализации грамматической формы или переоформления целой парадигмы.
Весной, ночью, шагом, лома; булочная, гостиная, передняя, столовая, дежурный, нищий; портной, трудящиеся, заливное, приданое.