Третий режим желания - онтологический
Первый режим желания - нарциссический.
Нарцисизм является одним из последствий проективной идентификации состоит в том, что субъект относится к объекту не как к отдельной личности со своими собственными качествами, а так, как бы он относился к себе самому. Он может пренебрегать теми аспектами объекта, которые не соответствуют проекции, или же устанавливать контроль над объектом и принуждать или убеждать его исполнять требуемую от него роль. Этот тип нарциссических отношений Фрейд описал в своей работе о Леонардо (Freud, 1910) и далее исследовал в статье о нарциссизме (Freud, 1914). Он показал, что Леонардо обходился со своими подмастерьями так, словно они репрезентировали его самого как мальчика. В то же время он идентифицировал ся со своей матерью и относился к мальчику так, как он хотел,чтобы его мать относилась к нему самому. Фрейд говорит следующее: «Любовь к матери не может проделывать дальнейшего сознательного развития, она подвергается вытеснению. Мальчик вытесняет любовь к матери, ставя себя самого на ее место или отождествляя себя с матерью, выбирая для себя объекты любви. Изначально Н. желание имеет форму эротического самолюбования. Подобно античному мифу о Нарциссе, здесь объектом первичного эротизма оказывается собственный образ субъекта. Однако особенность нарциссического инвестирования заключается в том, что оно производится в иное, чем образ Я. Дело в том, что субъект не может построить свое Я как чистую самореференцию. Чтобы обозначить свое Я, индивид должен противопоставить себя не-Я. Следовательно, Я нуждается в Другом, ибо только отделяя себя от не-Я, субъект конституирует себя как личность. Идентификация Я aprioriопирается на Другого. Без него Я никогда не состоится. Поскольку субъект формируется в процессе общения с другими людьми, то Другой - важный элемент социализации Я. Другой - это объект, к которому всегда приковано мое внимание. Другой - это не только тот, в ком я нуждаюсь, но и тот, кто детерминирует мое желание. «Моим желанием оказывается желание Другого» [1. С. 195].
Второй режим желания - диалогический.
Вступая в коммуникацию с людьми, индивид рассчитывает на ответную реакцию. Здесь Лакан акцентирует не «ту функцию, которую желание выполняет в Другом, позволяя раз и навсегда установить подлинное различие между субъектом и Другим» [3. С. 415], а ту функцию, где желание устанавливает отношение взаимности. Часто субъект не ограничивается пребыванием в своем внутреннем мире и «меняет собственное Я на то желание, которое он видит в Другом» [1. С. 225]. Тогда его желание не просто ориентировано на Другого, но и реализуется в Другом. Здесь «желание субъекта заявляет о себе как желание Другого» [3. С. 415].
Действительно, желание не существует без объектаинтереса. «Желание субъекта может утвердиться лишь в отношении объекта, к которому тяготеет желание» [1. С. 225]. Таким объектом является близкий или возлюбленный. Благодаря желанию «субъект и Другой "вступают в символическое отношение яи ты, в отношение взаимности"» [1. С. 235]. Отмечается, что желание не работает автономно. Оно становится признанным, только будучи сформулированным перед лицом Другого. «Возникшая в желании общность меня и Другого кладет начало признанию» [2. С. 77]. «Диалектика желания и требования… упирается в то, что называется признанием» [3. С. 414].
Третий режим желания - онтологический.
«Желание субъекта, пишет Лакан, целиком зависит от требования Другого, но и то, чего требует Другой, также зависит от субъекта» [3. С. 416]. Поскольку требование любви, присущее желанию, обнаруживает изъян моего автономного существования, то посредством желания субъект открывает неполноту своего бытия. Когда человек нуждается в любви или признании, он понимает, что он не самодостаточен, осознает, что его бытие неполно. «Желание - это отношение бытия к нехватке» [2. С. 318]. «Именно в опыте желания, помеченным данной нехваткой, Я приходит к переживанию своего отношения с бытием» [2. С. 319]. Данная нехватка имеет не просто экзистенциальный, а онтологический характер. «Эта нехватка есть нехватка бытия как такового» [2. С. 318]. Желание есть признак неудовлетворения реальностью. Желание - это тяга к тому, что целиком превосходит нашу реальность. Желание маркирует идею трансценденции.