Дыхательная терапия при ДЦП
Физическая реабилитация при ДЦП
Одним из важнейших методов лечения ДЦП является физическая реабилитация, которая, как правило, начинается еще в первые годы жизни ребенка, сразу после установления диагноза. При этом применяют комплексы упражнений, направленные на две важные цели – не допустить ослабления и атрофии мышц вследствие недостаточного их использования и избегнуть контрактур
Лечебное плавание
Занятия по плаванию проводятся как для выполнения специальных коррегирующих упражнений, так и для обучения плаванию. К занятиям плаванием детей допускают с разрешения лечащих врачей – педиатра и невропатолога. Они же осуществляют и контроль. Занятия проводит методист ЛФК.
Основными средствами процедуры лечебного плавания являются: умеренные гипоксические нагрузки, массаж под водой, упражнения в воде и закаливающее действие воды.
Водная среда оказывает разнообразное и полезное влияние на организм человека. Раздражение, получаемое контактными рецепторами, поступает в центральную нервную систему и воздействует затем на весь организм. Наблюдается заметное улучшение нервно-мышечной координации, связанное с расслаблением мышц в результате действия разгрузочного фактора и мнимой утраты массы тела. Значительно улучшается пространственная ориентация отдельных частей тела относительно друг друга. Вследствие усиления раздражения расслабляется мышечное напряжение Термический фактор (теплопроводность воды почти в 30 раз выше, чем воздуха) тоже вызывает снижение мышечного напряжения и возбудимости нервной системы. Задачи упражнений выполняемых в воде:
улучшение общего физического состояния (главным образом в результате активизации систем кровообращения и дыхания);
повышение мышечной силы, за счет сопротивления водной среде;
повышение выносливости;
улучшение координации движений (особенно взаимодействие дыхания с движениями рук);
расслабление патологически напряженных мышц в результате изменений в центральной нервной системе (так называемое спастическое напряжение);
облегчение обучения ходьбе в его начальных фазах;
достижение расслабляющего и психотерапевтического эффектов.
Для решения поставленных задач используют упражнения и игровые задания. Упражнения в воде проводятся с целью активизировать ребенка, увеличить двигательные возможности, обучить его новым движениям, выполнение которых затруднено на суше и выработать некоторые двигательные навыки. Упражнения подбирают в соответствии со степенью поражения, имеющимися двигательными навыками и состоянием тонических и установочных рефлексов. Возможен подбор упражнений воздействующих на отдельные мышечные группы и на организм в целом.
В зависимости от степени тяжести заболевания занятия проводятся индивидуально или малыми группами. Занятия лечебным плаванием проводятся 2 – 3 раза в неделю, по 25 – 30 минут нахождения в воде при температуре воды 29 – 30 °С. Перед входом в бассейн проводятся занятия на суше до 15 минут.
Лечебная верховая езда (иппотерапия)
В настоящее время все большую популярность у нас в стране и за рубежом приобретает лечебная верховая езда (ЛВЕ) как один из видов физического воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (детским церебральным параличом, сколиозом). Лечебный эффект достигается расширением среды обитания ребенка-инвалида посредством выезда на природу; преодолением его изоляции и расширением круга общения как с больными, так и здоровыми сверстниками и взрослыми людьми; биомеханическим воздействием сокращающихся мышц тела лошади на организм ребенка, в плане активизации его метаболических процессов.
Иппотерапию относят к физиотерапевтическим методам лечения, а именно к лечебной физкультуре. По сути своей, иппотерапия является особой формой ЛФК. Но в качестве спортивного снаряда здесь выступает живая лошадь.
Принципиальное отличие ЛВЕ от всех других видов ЛФК заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе все мышцы своего тела, вырабатывая при этом мощный мышечный корсет, эффективно поддерживающий в правильном положении свой скелет..
Иппотерапия способствует активизации познавательных процессов. Необходимость постоянной сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации при верховой езде, потребность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животными активизирует психические процессы, повышает способность к обучению, усвоению новых навыков и сведений. Расширяются представления ребенка, как о животных, так и о природе в целом.
Вырабатывается интерес к лечебно-верховой езде (ЛВЕ) и огромное желание самому участвовать в реабилитационных мероприятиях, что является колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.
Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического.
Под биомеханическим фактором подразумевается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища. Это обусловливает частичную (а в некоторых случаях необходимую) нормализацию мышечного тонуса, снижение спастичности, уменьшения объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение координации, что в свою очередь улучшает статиколокомоторные функции.
Рассматривая иппотерапию как особую форму ЛФК, при ее использовании необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для ЛФК, а именно:
- Индивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма.
- Регулярность воздействия, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.
- Длительность применения метода, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.
- Постепенное нарастание нагрузки в процессе курса.
- Разнообразие и новизна в проведении занятий (10 – 15% упражнений обновляются, а 85 – 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов).
- Умеренность воздействия, т. е. умеренная, но более продолжительная или дробная нагрузка более оправдана, чем усиленная и концентрированная.
- Соблюдение цикличности — чередование более интенсивных нагрузок с относительным отдыхом.
- Учет возрастных особенностей.
Арт-терапия – это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам. При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства. Он имеет возможность самостоятельно выказывать свои чувства, потребности и мотивацию своего поведения, деятельности и общения, необходимые для полноценного развития и приспособления к окружающей среде.Арт-терапию, как методику коррекции, целесообразно использовать в комплексе функционально-системной медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Кроме того, арт-терапия позволяет осуществлять более эффективное влияние на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохраненных функциональных систем.
Дыхательная терапия при ДЦП
При ДЦП на фоне нарушения двигательной функции происходит и нарушение дыхательной функции, что приводит к снижению снабжения кислородом тканей, особенно нервных и мышечных волокон. Практика показывает, что использование дыхательных упражнений способствует не только лечению основного заболевания, но и сопутствующих (ОРЗ, астма, аллергия, хронический бронхит и т.п.). Можно использовать дыхательные упражнения Стрельниковой, метод волевого регулирования глубины дыхания по Бутейко, дыхательная гимнастика Цигун и йогов.
Заниматься дыхательной гимнастикой с ребенком можно, начиная с 2-х лет, меняя с возрастом различные комплексы упражнений. Важно помнить о главной их особенности: терапевтический эффект возможен только через несколько месяцев каждодневных занятий.
Лекция №3.