Умозаключения из сложных суждений». 4 страница
вия, или поджога. Однако пожар не мог возникнуть в результате стихийного бедствия.
34.10. Лекция может быть содержательной или занимательной. Эта лекция содержательная.
34.11. Простые суждения могут быть единичными, общими или частными. Это суждение не единичное и не частное.
34.12. Данное ДТП могло случиться по причине плохой видимости, скользкой дороги или алкогольного опьянения
пешехода. Дорога была не скользкая.
34.13. Иванов может постоянно проживать в Улан-Удэ или Чите. Он постоянно проживает в Улан-Удэ.
34.14. Животные бывают позвоночными и беспозвоночными. Эти животные беспозвоночные.
34.15. Преступления могут быть совершены путем действия или бездействия. Это преступление не совершено путем
действия.
34.16. Небесными телами являются планеты или звезды. Это небесное тело не является звездой. Следовательно, это
небесное тело является планетой.
34.17. Понятия бывают единичными, общими или пустыми. Понятие «Улан-Удэ» не является ни общим, ни пустым.
34.18. Этот человек работает инженером или рабочим. Он работает инженером. Следовательно, он не работает рабо-
чим.
34.19. Этот человек - вор или мошенник. Этот человек – вор.
34.20. Лес может быть лиственным, хвойным или смешанным. Этот лес – лиственный.
34.21. Ткань может быть изготовлена из натуральных волокон, искусственных или смешанных. Эта ткань не нату-
ральная и не искусственная.
34.22. Диск для компьютера может быть гибким, жестким или лазерным. Этот диск лазерный.
34.23. Велотренажеры бывают на ремнях или на магнитах. Этот тренажер на ремнях.
34.24. Война может быть справедливой или несправедливой. Война в Ираке – несправедливая.
34.25. Победить могли сторонники Саддама Хусейна или сторонники Джоржа Буша. Победили сторонники Джорджа
Буша.
35. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б)
по отрицающе-утверждающему модусу. Определите характер вывода (достоверный или вероятный).
35.1. Жалоба на действия администрации может быть подана в устной или письменной форме.
35.2. Юридический закон может быть общефедеральным или республиканским.
35.3. Юридические законы делятся на основные (конституционные) и обыкновенные.
35.4. Собственность на средства производства может быть общественной или частной.
35.5. Сдельная оплата труда может быть индивидуальной или коллективной.
35.6. Эта гроза даром не пройдет. Любо уже убьет кого-нибудь, либо дом сгорит. (Н.А.Островский).
35.7. Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда. (А.П.Чехов).
35.8. Потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имуществен-
ный вред.
22
35.9. Кража могла быть совершена либо Б., либо В.
35.10. Потеряв меня сударь, она либо умрет от печали, либо умрет с голоду. (М.Ю.Лермонтов).
35.11. Либо я должен отправиться на войну и отомстить фашистам за брата, либо остаться с матерью, у которой я
единственная опора.
35.12. Территория со сложным социально-экономическим __________положением может быть определена как проблемная или
особо проблемная.
35.13. Рекламная ложь о продуктах питания бывает двух видов – явная, беззастенчивая (когда говорится, что никако-
го вреда продукт не несет) и ложь скрытая (восхваливающая достоинства и умалчивающая о вреде продукта).
35.14. Отношение человека к другому может быть «включенным» или противопоставленным.
35.15. Студент может быть успевающим и неуспевающим.
35.16. Заработная плата может быть высокой, низкой и средней. У Н. зарплата не высокая и не низкая.
35.17. В преступлении виноват П. или К.
35.18. Автомобиль может быть отечественного или иностранного производства.
35.19. Преступление может быть умышленным или неумышленным.
35.20. Победить в этом голосовании могут левые или правые.
35.21. Он пропустил занятие из-за болезни или по заявлению в деканат.
35.22. Он болен или у него несчастье.
35.23. Он лжет или говорит правду.
35.24. Он говорит то, что он сам думает или то, что от него хотят услышать.
35.25. Он добрый или расчетливый.
36. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
36.1. Если преступление совершено вследствие стечения тяжелых личных (или семейных) обстоятельств, то эти об-
стоятельства признаются смягчающими ответственность виновного. Если преступление совершено под влия-
нием сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действием потерпевшего, то это обстоятель-
ство также признается смягчающим ответственность. Это преступление совершено вследствие тяжелых лич-
ных или семейных обстоятельств или под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерны-
ми действиями потерпевшего.
36.2. Если философ признает первичность материи и вторичность сознания, значит, он принадлежит к лагерю мате-
риализма; если же он считает первичным сознание, дух, а вторичным – материю, то он принадлежит к идеали-
стическому лагерю. Но философ может признавать первичным или материю, или сознание.
36.3. Если Н. совершил кражу личного имущества, то в соответствии с частью первой статьи 1444 УК он наказыва-
ется лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на тот же срок. Однако Н. не мо-
жет быть наказан лишением свободы или исправительными работами на указанный срок.
36.4. Если Р. совершил ограбление гр-на Л., то он должен быть привлечен к уголовной ответственности по ст.145
УК; если Р. совершил разбойное нападение на гр-на Л., значит, он должен быть привлечен к уголовной ответ-
ственности по ст. 146 УК. Однако Р. не может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 145 или по
ст. 146 УК.
36.5. Если М. виновен в заведомо незаконном аресте, то его действия должны быть квалифицированы по статье 178
УК РСФСР; если он виновен в заведомо незаконном задержании, то его действия квалифицируются по той же
статье. Однако М. виновен или в заведомо незаконном аресте, или в заведомо незаконном задержании.
36.6. Если Н. совершил хищение государственного имущества путем кражи, то он должен быть привлечен к уголов-
ной ответственности по ст. 89 УК, если он совершил хищение этого имущества путем грабежа, то он должен
быть привлечен к уголовной ответственности по ст.90 УК. Известно, что обвиняемый Н. совершил хищение
государственного имущества или путем кражи, или путем грабежа.
36.7. Лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет призна-
но, что ко времени расследования или рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки совершен-
ное лицом деяние потеряло характер общественно опасного или это лицо перестало быть общественно опас-
ным. Деяние, совершенное Н., потеряло характер общественно опасного или перестал быть общественно опас-
ным Н.
36.8. Брак может быть признан недействительным при нарушении условий, установленных статьями 15 и 16 Кодекса
о браке и семье, а также в случаях регистрации брака без намерения создать семью (фиктивный брак) . но в
этом случае или нарушены условия, установленные статьями 15, 16 Кодекса о браке и семье, или брак зареги-
стрирован без намерения создать семью.
36.9. Во время пожара некто рассуждает так: «Если я пойду по лестнице, то сгорю. Если я выпрыгну из окна, то ра-
зобьюсь. Я не пойду по лестнице или не выпрыгну из окна. Следовательно, я не сгорю или не разобьюсь.
36.10. Несколько лет назад Британское адмиралтейство обратилось к министру финансов с просьбой выделить 18
шиллингов в месяц на питание кота, охраняющего документы от мышей. Министр ответил так: Если в адми-
23
ралтействе есть мыши, то деньги на пропитание не нужны, поскольку он может питаться мышами. Если мышей
нет, то деньги тоже не нужны, поскольку незачем держать кота».
36.11. Если партия характеризуется в СМИ как экстремистская, то ее регистрация по закону не допускается, если
представленная информация подтвердится. Данная партия была зарегистрирована. Значит, она не характеризу-
ется как экстремистская или компрометирующая информация не подтвердилась.
36.12. Если отправиться по левому берегу, то надо пробиваться силой. Если отправиться по правому берегу, то надо
пробиваться силой. Можно отправиться по левому или правому берегу.
36.13. Если я оставлю взрывчатку в этом здании, то может пострадать множество людей, если я вынесу, то могу по-
страдать сам. Я могу оставить взрывчатку в здании или вынести ее.
36.14. Если человек болен сыпным тифом, то на 4-6 день болезни у него будет высокая температура и появится сыпь.
У больного нет высокой температуры или нет сыпи.
36.15. Если Петров честен, то он признается в совершении кражи. Если он добросовестен, то он возместит тот ущерб,
который повлекла кража. Но Петров не признался в краже или не возместил ущерб от нее.
36.16. Если бы я был богат, то я отправился путешествовать в дальние страны. Если бы я был здоров, то отправился
зарабатывать там. Но я не путешествую или не зарабатываю в дальних странах.
36.17. Если у больного грипп, то рекомендуется обратиться к врачу. Если у больного острое респираторное заболева-
ние, то рекомендуется обратиться к врачу. У данного больного грипп или ОРЗ.
36.18. Если человек заражен опасной вирусной инфекций, то ему не рекомендуется появляться в обществе. Если че-
ловек имел близкий контакт с таким больным, то ему не рекомендуется появляться в обществе. Человек зара-
жен опасной вирусной инфекцией или имел контакт с таким больным.
36.19. Если бензина хватит доехать до города, то заправимся там. Если не хватит, то зальем из фляги. Бензина хватит
или не хватит.
36.20. Если соблюдать правила хранения зерна, то не произойдет его самозагорания, а если организовать хорошую
охрану зернохранилища, то не произойдет умышленного поджога. Произошло самовозгорание или был поджог.
36.21. Если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет. Если в бутылку налить кипяток, то она лопнет. Бутылка
не лопнула.
36.22. Если мы угадываем в собрате дьявола, мы стараемся его спровоцировать. Если предвидим добро, мы его извле-
каем. (Гордон Оспорт. “Природа предрассудка”). Мы предвидим зло или добро.
36.23. Если людям свойственно повышенное самосознание, то проявляют достаточно большое соответствие между
своими высказываниями о ситуации и своими действиями в ней. Если у людей вызвали повышенное самосоз-
нание, то они тоже проявляют достаточно большое соответствие между своими высказываниями о ситуации и
своими действиями в ней. У этих людей не проявляется соответствие между высказываниями и делами.
36.24. Если Элен не удастся написать серьезный роман, она потратит много сил без всякой отдачи. Если не будет
иметь успеха, то она потратит много сил без отдачи. Силы Элен потратила ненапрасно.
36.25. Если он добрый, то он поможет этим беднягам. Если его убедить в его доброте, то он поможет этим несчаст-
ным. Он не помог этим несчастным.
37. Какой метод научной индукции применен в рассуждениях. Запишите схему вывода.
37.1. Талая вода удивительно благотворно влияет на рост живых существ. Подопытные цыплята, которых поили та-
лой водой, прибавляли в весе вдвое быстрее, чем их братья, пьющие обычную воду.
37.2. Филипп Раштон и Энн Кампбелл (1977) обратили внимание на то, что взрослые британцы обычно не располо-
жены безвозмездно сдавать кровь, если только к ним не обратились с просьбой, после того как они наблюдали
согласие сообщника экспериментатора сдать кровь.
37.3. На складе работали Иванов, Петров и Сидоров. Систематически обнаруживались недостачи. Иванов уволился.
Недостачи прекратились. Предположили, что Иванов – вор.
37.4. На складе работали Иванов, Петров и Сидоров. Систематически обнаруживались недостачи. Затем на складе
работали Иванов, Яковлев и Павлов. Недостачи продолжались. Предположили, что кражи совершает Иванов.
37.5. В преступлении подозреваются Иванов, Петров и Сидоров. У Иванова и Сидорова оказалось алиби. Предполо-
жили, что в преступлении виновен Петров.
37.6. Называя людей великодушными, можно укрепить ту сторону их Я-образа, которая побуждает к оказанию по-
мощи. После того как несколько жительниц штата Коннектикут сделали благотворительные пожертвования,
Роберт Краут сказал каждой из них: «Вы – великодушная личность». Двумя неделями позже те же самые жен-
щины, в отличие от тех, которые не удостоились подобной характеристики, готовы были внести еще больший
вклад в другое благотворительное общество».
37.7. В нормальном воздухе свеча горит, а в воздухе, лишенном кислорода, - гаснет. Значит, необходимой предпо-
сылкой горения является кислород.
37.8. С минимальными примесями углерода железо легко куется. При добавлении небольшого количества углерода
железо (сталь) куется труднее, при большем добавлении углерода железо (чугун) вообще не куется. Отсюда де-
лается заключение, что увеличение количества углерода является причиной ухудшения ковкости железа.
24
37.9. В течение одних суток в городе зафиксировано несколько случаев заболевания бруцеллезом. Выяснение при-
чин появления этого заболевания показало, что в составе меню каждого больного была рыба. По-видимому,
рыба и явилась причиной заболевания.
37.10. Около ста лет назад впервые было описано заболевание овец и крупного рогатого скота, распространенное
только в определенных местностях Шотландии. Животные теряли аппетит, у __________них быстро развивалась слабость,
истщение; они с трудом держались на ногах и быстро погибали. Долгое время искали причину заболевания и
способы лечения животных пока не обратили внимание на то, что заболевшие овцы и коровы выздоравливали,
как только им добавляли в пищу кору осиновых деревьев. Выяснилось, что кора очины содержит кобаль, а в
районах, где животные болеют этой болезнью, трава и вода бедны кобальтом. Стали делать добавки кобальта в
корм – болезнь исчезла. Следовательно, кобальт в составе пищи животных занимает значительное место.
37.11. Если стрессовая ситуация имеет выход, то она не влияет сильно на жизнь и здоровье живых существ. Это пока-
зал опыт, проведенный над крысами. Две группы крыс подвергали ударам электрическим током. Общее коли-
чество ударов было одинаковым. При этом у крыс из первой группы была возможность найти выход из клетки,
в которой проводились опыты. А у крыс из второй группы выхода не было. Крысы второй группы быстро по-
гибли, а первой - остались живы.
37.12. На месте убийства были обнаружены следы ног Иванова и Петрова, которые сознались в совершении убийства
и утверждали, что совершили его одни. Однако отпечатки пальцев на ноже, которым было совершено убийст-
во, не принадлежали ни Иванову, ни Петрову. Было сделано заключение, что в убийстве участвовал еще один
человек. Им оказался Федоров.
37.13. Вместе с посевом растений в почву внесли удобрение. Урожай оказался низким. На следующий год количество
этого же удобрения увеличили. Урожай повысился. Вновь увеличили количество этого удобрения. Урожай по-
высился. Сделали заключение, что урожай находится в прямой зависимости от применения этого удобрения.
37.14. Джеймс Брайан и Мэри Энн Тест (1967) заметили, что осуществлявшие рождественские покупки в Нью-
Джерси бросали деньги в банку для пожертвований в пользу армии спасения, если видели, что это делают дру-
гие.
37.15. Эксперименты Артура Бимана и его коллег со студентами университета Монтана (1978) показывают, что, как
только люди осознают, почему присутствие других удерживает от оказания помощи, они становятся более от-
зывчивыми в любой групповой ситуации. Исследователи прочитали некоторым из студентов лекцию о том, как
бездействие других приводит к неправильной интерпретации чрезвычайной ситуации и искажает чувство от-
ветственности. Прочие же студенты прослушали иную лекцию или вообще не слышали никакой лекции. Две
недели спустя в другом экперименте студенты проходили мимо человека, упавшего с велосипеда. Из тех, кто
не слышал лекции об оказании помощи, лишь четвертая часть остановилась, чтобы предложить свою помощь;
среди тех, кто прослушал лекцию, таковых оказалось вдвое больше.
37.16. Мы можем научиться альтруизму. Исследование телевизионных показов просоциальных образов демонстриру-
ет нам, что средства массовой информации способны научить позитивному поведению. Дети, имеющие перед
глазами примеры оказания помощи, стремятся поступать таким же образом.
37.17. Опрос почти 4000 европейцев выявил, что дружба является ключом к успешным контактам: если у вас есть
друг, принадлежащий к какому-либо меньшинству, вы становитесь гораздо более склонными к тому, чтобы
выражать этому меньшинству свои симпатии и поддержку, и даже начинаете несколько лучше относиться к
процессу иммиграции этого меньшинства. Это верно для установок западных немцев по отношению к туркам,
установок французов по отношению к азиатам и североафриканцам, голландцев – по отношению к суринамцам
м туркам…
37.18. Если под колокол воздушного насоса поместить живое существо, например, мышь, то оно выживет. Если же
оставить те же условия, но выкачать воздух, - гибнет.
37.19. Во время дождя, на утренней росе, в водяной пыли у водопада, при прохождении солнечного луча через стек-
лянную призму возникает радуга.
37.20. Если удлинить маятник, то его движение замедлится, удлинить еще – движение замедлится еще более.
37.21. В длинный стеклянный сосуд, соединенный с воздушным насосом, помещают два предмета различного веса,
например, стальной шарик и легкое птичье крылышко, и проводят первое исследование в присутствие воздуха:
сосуд переворачивают и наблюдают, что стальной шарик под действием силы тяжести падает быстрее, чем лег-
кое перышко. Затем из сосуда выкачивают воздух и опыт повторяют. Оказывается, без присутствия воздуха и
шарик, и перышко падают с одинаковой скоростью.
37.22. Милграм (1974) сообщает, что в его эксперименте на подчинение люди с низким статусом намного охотнее
выполняли указания экпериментатора, чем испытуемые с высоким статусом. Дойдя до 450 вольт, один из ис-
пытуемых, 37-летний сварщик, повернулся и почтительно спросил: «А что включить теперь, профессор?». Дру-
гой же испытуемый, профессор богословия, остановился на 150 вольтах и заявил: «Я не понимаю, почему этот
экперимент нам дороже человеческой жизни», после чего замучил экспериментатора вопросами об «этичности
происходящего».
25
37.23. Члены Палаты представителей США подавляющим большинством голосов приняли решение о повышении
своего жалования во время общего голосования. Несколько минут спустя при поименном голосовании они
прокатили тот же самый билль и тоже большинством голосов.
37.24. Собаки, которые обучились чувству беспомощности (они не могли избежать удара электротоком), не проявля-
ли инициативу в тех случаях, когда могли избежать наказания. Собаки, которые обучились контролировать си-
туацию (они удачно увертывались от первых ударов током), легко адаптировались к новым условиям.
37.25. Бегуны на беговой дорожке университета Калифорнии в Санта-Барбаре, пробегая мимо женщины, сидящей на
траве, увеличивали скорость – если она сидела лицом к ним, а не спиной.
38. ∗ Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а за-
тем индукцию.
38.1. М.Ломоносов был всесторонне развитым человеком.
38.2. В этом журнале публикуются разнообразные статьи.
38.3. Современная молодежь мало читает классической художественной литературы.
38.4. Всякая наука заслуживает уважения.
38.5. Любви все возрасты покорны.
38.6. У многих молодых людей нет возможности учиться в вузе.
38.7. Экологическое состояние городов плачевно.
38.8. Современная молодежь много развлекается.
38.9. Россияне стали жить лучше.
38.10. Некоторые бюрократы честные люди.
38.11. Некоторые студенты этой группы недисциплинированны.
38.12. Все кошки – позвоночные.
38.13. Агрессия вредна для здоровья.
38.14. Эта книга не пользуется спросом в библиотеке.
38.15. Этому автомобилю необходим ремонт.
38.16. Всякая кража должна быть наказана.
38.17. Это рассуждение не является простым категорическим силлогизмом.
38.18. Дети нуждаются в добром отношении.
38.19. Девушки любят читать гороскопы.
38.20. Филипп кому-то нравится.
38.21. У отечественных звезд эстрады есть поклонники.
38.22. Петров - эрудит.
38.23. Люди весьма почтенного возрата нуждаются в заботе.
38.24. Юристам необходимы навыки аргументации.
38.25. Некоторые первокурсники не стремятся к знаниям.
39. ∗ Построить прямое и косвенное опровержение тезисов.
39.1. Никогда не возникают проблемы с позвоночником у студентов.
39.2. Все кошки черные.
39.3. Все люди лгуны.
39.4. Все люди боятся признавать свои ошибки.
39.5. Некоторые депутаты имеют мизерную зарплату.
39.6. Сократ был основателем логики.
39.7. Все люди честные.
39.8. Грипп не представляет опасности для жизни.
39.9. Все врачи – классные специалисты.
39.10. Все студенты – серьезные люди.
39.11. Россияне стали жить лучше.
39.12. Все преступники наказываются лишением свободы.
39.13. В Улан-Удэ нет опасностей для жизни и имущества граждан.
39.14. Все реки Бурятии – чистые.
39.15. Байкалу не угрожает экологическая катастрофа.
39.16. Все толстые книги неинтересны.
39.17. Все дети едят много сладкого.
39.18. Всё тайное становится явным.
39.19. Материальные ценности приносят спокойствие.
39.20. В России нет экстремистских организаций.
26
39.21. Все люди, занимающиеся каким-нибудь умственным трудом, знают логику.
39.22. Все дома в Улан-Удэ - пятиэтажные.
39.23. Наша милиция нас бережет.
39.24. Все нечетные числа - простые.
39.25. Ни одно животное не понимает слов.
40. * Составить тезис на предложенную тему, обосновать его (до 6-7 предложений).
40.1. Преступность.
40.2. Дружба.
40.3. Честность.
40.4. Благородство.
40.5. Человечность.
40.6. Сострадание.
40.7. Агрессия.
40.8. Справедливость.
40.9. Носители зла.
40.10. Ответственность.
40.11. Красота.
40.12. Порядок.
40.13. Воспитание.
40.14. Соперничество.
40.15. Сотрудничество.
40.16. Экологическая ситуация в городе Улан-Удэ.
40.17. Экологическая культура жителей Бурятии.
40.18. Люди без определенного места жительства.
40.19. Беспризорные дети.
40.20. Мудрость.
40.21. Физическое здоровье.
40.22. Душевное здоровье.
40.23. Самосовершенствование.
40.24. Внутренняя сила.
40.25. Общение с природой.
27