Анатомо-физиологические особенности ЗЧС в период «беззубый рот». 4 страница
Этот вид аппаратов пользуется за рубежом огромной популярностью, особенно у взрослых пациентов, ранее отказывающихся от ортодонтического лечения из-за неэстетичности несъемной аппаратуры.
Тесты для текущего контроля:
1. Показания к применению мультибондинг системы: | |
а) любые нарушения окклюзии, формы зубных дуг и положения отдельных зубов в период временного прикуса; | в) любые нарушения окклюзии, формы зубных дуг и положения отдельных зубов в смешанном периоде формирования прикуса; |
б) любые нарушения окклюзии, формы зубных дуг и положения отдельных зубов в период постоянного прикуса; | г) любые нарушения окклюзии, формы зубных дуг и положения отдельных зубов во всех возрастных периодах прикуса. |
2. Противопоказания к применению мультибондинг системы: | |
а) субкомпенсированная форма кариеса; | в) местная гипоплазия эмали зубов; |
б) нет противопоказаний | г) аномалии прикуса во временном периоде его формирования |
3. Недостатком техники «прямой дуги»является: | |
а) длительное время лечения | в) недостаточное расширение зубного ряда |
б) длительный ретенционный период | г) невозможность дистализации зубов |
4. Положение брекета на зубе: | |
а) подчиняется определённым правилам | в) важно только расположение брекета по оси зуба |
б) важно только расстояние до режущего края | г) расположение на поверхности коронки не подчиняется жёстким правилам |
5. Коррекция совпадений средних линий производится на этапе: | |
а) четвёртом | в) втором |
б) пятом | г) третьем |
6. Техника прямой дуги подразумевает исправление положения зубов: | |
а) только в вертикальной плоскости | в) во всех плоскостях |
б) только в трансверзальной плоскости | г) только в вертикальной плоскости |
7. Лицевая маска Диларе применяется при: | |
а) глубоком прикусе | в) дистальной окклюзии |
б) трансверзальном прикусе | г) мезиальной окклюзии |
8. Уменьшение сроков ретенционного периода показано при применении: | |
а) лингвальной дуги | в) съёмных ретейнеров |
б) функционально-действующих аппаратов | г) небной дуги |
9. Система брекетов «Деймон» это: | |
а) система лигатурных вестибулярных брекетов | в) система самолигирующихся лингвальных брекетов |
б) система безлигатруных лингвальных брекетов | г) система самолигирующихся вестибулярных брекетов |
10. Система «Инвизилайн» - это: | |
а) последовательное примение капп | в) прямая фиксация лингвальных брекетов |
б) прямая фиксация вестибулярных брекетов | г) система ретенции |
Основная литература:
1. Персин, Л.С. Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий: учеб.для вузов / Л.С. Персин. М.: Ортодонт-инфо, 2004. - 190 с.
2. Хорошилкина, Ф. Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфофункциональные нарушения в челюстно-лицевой области и комплексное лечение /
Ф. Я. Хорошилкина. М.: Мед. информ. агентство, 2006. - 544с.
3. Хорошилкина, Ф. Я. Ортодонтия. Лечение аномалий зубов и зубных рядов современными ортодонтическими аппаратами. Клинические и технические этапы их изготовления: кн. 1 / Ф. Я. Хорошилкина, Л. С. Персин. Изд. 2-е, доп. М.: Мед. книга; НГМА, 2002. - 252с.
Дополнительная литература:
1. Ортопедическая стоматология / Е.Н. Гаврилов [и др.]. СПб.: Фолиант, 1997. - 565 с.
2. Проффит, У.Ф. Современная ортодонтия: пер. с англ. / У.Ф. Проффит; под ред. Л.С. Персина. М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 560 с.
3. Шарова, Г.В. Ортопедическая стоматология детского возраста/Г.В.Шарова, Т.И. Рогожникова. М.: Медицина, 1991. - 145 с.
Тема №3.Врожденная патология ЧЛО. Этиология, патогенез. Морфологические и функциональные нарушения при врождённой патологии ЧЛО.
1. Цель изучения темы:научиться планировать и проводить реабилитационные ортодонтические мероприятия детям и подросткам с изолированными расщелинами верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба.
2. Задачи занятия:уметь диагностировать различные виды врожденных изолированных расщелин верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба; планировать тактику врача-ортодонта при различных видах врожденных изолированных расщелин губы и неба; научиться снимать оттиски детям с врожденными расщелинами неба.
3. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы слушателей по указанной теме:
I. Ознакомится с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой основной, дополнительной литературы, электронно-библиотечных систем, электронных образовательных ресурсов и интернет ресурсов.
II. Законспектировать:
1. Составить таблицу этиологических факторов, вызывающих формирование ВП ЧЛО.
2. Клиническую картину синдромов, сопровождающихся расщелиной твёрдого и мягкого нёба (6 синдромов).
3. Описать механизм нарушения речи при полной расщелине твердого и мягкого нёба.
Контрольные вопросы по теме занятия:
1. Этиология врожденных пороков развития человека (экзогенные факторы, эндогенные факторы).
2. Патогенез врожденных пороков развития лица и их профилактика.
3. Врожденные системные пороки развития лица и шеи (синдромы). Клиническая картина и схема лечения некоторых синдромов.
4. Классификация врожденных расщелин верхней губы и неба.
5. Клиника (анатомические нарушения) при различных формах врожденных расщелин верхней губы и неба.
6. Клиника (функциональные нарушения) при различных формах врожденных расщелин верхней губы и неба.
Учебный материал.Врожденные расщелины верхней губы и неба занимают второе место в структуре антенатальных уродств, относятся к наиболее тяжелым пороком развития лица и челюстей и приводят к значительным функциональным и косметическим нарушениям. По данным ВОЗ частота расщелины губы и неба составляет 0,6-1,6 случая на 1000 новорожденных.
Клинико-анатомическая классификация Московского медицинского стоматологического института (ММСИ):
I. Врожденные расщелины верхней губы
1. Врожденная скрытая расщелина верхней губы (одно- и двусторонняя).
2. Врожденная неполная расщелина верхней губы:
а) без деформации кожно-хрящевого отдела (одно- и двусторонняя);
б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа (одно- и двусторонняя).
3. Врожденная полная расщелина верхней губы (одно- и двусторонняя).
II. Врожденная расщелина мягкого неба:
а) скрытая
б) неполная
в) полная
III. Врожденные расщелины мягкого и твердого неба:
а) скрытая
б) неполная
в) полная
IV. Врожденные полные расщелины мягкого, твердого неба и
альвеолярного отростка (одно- и двусторонние).
V. Врожденные расщелины альвеолярного отростка и переднего
отдела твердого неба:
а) неполные (одно- и двусторонние)
б) полные (одно- и двусторонние)
Причины возникновения врожденных пороков развития у человека можно представить следующей схемой (Г.И. Лазюк и др., 1991)
А. Эндогенные причины:
1) Изменения наследственных структур (мутации).
2) Эндокринные заболевания.
3) «Перезревание» половых клеток.
4) Возраст родителей.
Б. Экзогенные причины:
1) Физические факторы:
а) радиационные;
б) механические.
2) Химические факторы:
а) лекарственные вещества;
б) химические вещества, применяемые в быту и промышленности;
в) гипоксия;
г) неполноценное питание.
3) Биологические факторы:
а) вирусы;
б) микоплазмы;
в) протозойная инфекция;
Авторы считают, что основной причиной возникновения врожденных пороков развития являются эндогенные факторы, а экзогенные факторы, которым раньше уделялось большое внимание, имеют второстепенное значение. Рассмотрим кратко представленную схему. В настоящее время большинство исследователей считают, что мутации, т.е. изменение наследственных структур на уровне гена или хромосомы, являются одной из наиболее частых причин врожденных пороков развития человека. Наследственные врожденные пороки развития в подавляющем большинстве случаев обязаны генным мутациям, т.е. изменениям внутренней структуры отдельных генов. Удельный вес хромосомных мутаций (аберраций) всего 7-8%. Причиной мутаций может быть как внешнее воздействие физических (ионизирующая радиация), химических (химические мутагены) и биологических (вирусы) факторов, так и нарушения внутриклеточных процессов. К химическим мутагенам относят: инсектициды, гербициды, фунгициды, формальдегид, эпоксиды, бензол, мышьяк, а также пищевые добавки (цикломаты, ароматические углеводороды, тетразин), противоопухолевые препараты (сарколизин и др.) и т.д. Биологическая неполноценность половых клеток (отца и матери) возможна как результат неправильного образа жизни (курение, алкоголь), а также в результате 5 вредного влияния экологических, профессиональных и других факторов. Общее состояние здоровья родителей также влияет на биологическую полноценность половых клеток. Влияние возраста и пола можно представить следующим образом: чем старше возраст родителей, тем больше вероятность рождения ребенка с пороком развития. Кроме того, многие тератологии указывают на «перезревание» половых клеток (как яйцеклеток, так и сперматозоидов) как одну из причин врожденных пороков развития человека. Эндокринные заболевания родителей играют немаловажную роль в возникновении врожденных пороков развития у детей. Это, прежде всего, сахарный диабет и заболевания щитовидной железы. Среди механических факторов следует обратить внимание на травму матери в первые месяцы беременности (падение, удар в область нижней трети живота, вибрация, попытка аборта и др.). Термические факторы - это, прежде всего гипертермия, которая возможна как в результате инфекционных заболеваний, а также вследствие вредных условий работы (горячий цех и т.п.). Гипертермия возможна также вследствие злоупотребления солнечными ваннами или сауной. Воздействие радиационных факторов - это рентгенологическое обследование женщины на ранних стадиях беременности и т.п. Гипоксия, как химический фактор, возможна в результате заболевания крови у матери (анемия чаще всего); хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, токсикоза беременных и др. Кроме того, гипоксия на тканевом уровне возможна при любом инфекционно-воспалительном заболевании, хроническом алкоголизме и др. Неполноценное, несбалансированное питание также является тератогенным фактором. Так, в эксперименте на животных (крысы) доказано, что большие дозы витамина А на фоне раздражения коры надпочечников вызывают расщелины нёба. Тератогенные яды - это химические вещества, обладающие тератогенным действием при воздействии на организм беременной. К ним относятся: соли тяжелых металлов, никотин, алкоголь, хлороформ, гормоны коры надпочечников, дефолианты, инсектициды, гербициды, органические вещества, содержащие бензольное кольцо 6 (фенолы) и т.п. Как видно из вышеизложенного влияние тератогенных факторов - это, прежде всего экологическая проблема и проблема здорового образа жизни. Рассматривая влияние биологических факторов, следует сказать, что любое заболевание (инфекционное) вследствие гипертермии, гипоксии, гормональной дискорреляции и др. является тератогенным фактором. Особо опасные в этом плане токсоплазмоз и краснуха (до 30% вероятности врожденной патологии). Особое значение имеет проблема тератогенного действия лекарственных препаратов, принимаемых женщинами во время беременности. Имеются многочисленные данные о тератогенном влиянии на плод химиопрепаратов, гормонов коры надпочечников, инсулина, витамина А, салицилатов и др. Доказана тератогенность талидомида и диазепама (седуксен, реланиум). Вышеизложенное говорит о том, что медикаменты женщинам в первом триместре беременности лучше не назначать или эту терапию свести к минимуму. Таким образом, по этиологическому принципу можно выделить 3 группы врожденных пороков развития: 1) наследственные; 2) экзогенные; 3) мультифакториальные, т.е. пороки, которые возникали от совместного воздействия генетических и экзогенных факторов. Однако следует отметить, что причины врожденных пороков развития в 25% случаев не устанавливаются.
Профилактика врожденных пороков развития челюстно-лицевой области у детей - это, прежде всего пропаганда здорового образа жизни и устранение экзогенного воздействия тератогенных факторов. Проблема эта не столько медицинская сколько социальная. Профилактика врожденных аномалий челюстно-лицевой области на медицинском уровне - это, прежде всего медико-генетическое консультирование и ультразвуковая диагностика (УЗИ). Консультация генетика показана в обязательном порядке, если у родственников, родителей или старших детей имеются врожденные пороки развития. УЗИ-диагностика должна проводиться в 10-13 недель, с 16 по 22 неделю и в третьем триместре беременности по назначению врача. В результате УЗИ можно выявить до 60-70% структурных дефектов плода (спинно-мозговую грыжу, отсутствие конечностей, пороки сердца, расщелины губы и неба и др.). Кроме того, для пренатальной диагностики пороков развития может проводится анализ околоплодных вод или биопсия плаценты, а также можно определять некоторые биохимические показатели крови матери (эффективность 60%). Врожденные пороки развития лица и челюстей чрезвычайно многообразны, что 8 затрудняет их классификацию. По этиологическому признаку различают 3 группы врожденных пороков развития:
1) наследственные;
2) экзогенные
3) мультифакториальные.
Согласно анатомо-физиологической классификации врожденных пороков развития человека все они подразделяются на 2 большие группы:
А. - Пороки развития органов и систем.
Б. - Множественные врожденные пороки развития.
В группе А выделяют: − пороки развития ЦНС и органов чувств; − пороки развития сердечно-сосудистой системы; − пороки развития мочеполовой системы; − пороки развития лица и шеи и т.д.
В челюстно-лицевой хирургии и стоматологии пороки развития лица и шеи могут быть разделены на следующие группы:
I. Врожденные системные аномалии формообразования мягких тканей и костей лица.
1. Фиброзная дисплазия.
2. Синдром I-II жаберных дуг.
3. Челюстно-лицевой дизостоз (синдром Франческетти).
4. Черепно-лицевой диостоз (синдром Кроузона).
5. Черепно-ключичный диостоз.
6. Синдром Робена и другие синдромы.
7. Врожденные кисты и свищи и др.:
II. Врожденные пороки развития отдельных анатомических образований челюстно-лицевой области.
1. Врожденные расщелины верхней губы и нёба.
2. Врожденные расщелины лица.
3. Аномалии уздечек губ и языка
4. Мелкое преддверие полости рта и др.
III. Аномалии и пороки развития зубов (адентия, ретенция, сверхкомплектные зубы и др.).
IV. Зубочелюстные аномалии (аномалии прикуса).
Рассмотрим кратко достаточно редко встречающиеся врожденные системные пороки развития челюстно-лицевой области и шеи. Косая расщелина лица есть результат несращения на том или ином протяжении носолобного и верхнечелюстного отростков в эмбриональном периоде. Клинически расщелина направляется от фильтрума верхней губы и нижнему веку, где имеется колобома. Лечение хирургическое в различные возрастные периоды (пластика верхней губы, пластика нижнего века, контурная пластика). Поперечная расщелина лица (макростомия) одно - или двусторонняя есть результат несращения верхнечелюстных и нижнечелюстных бугров между собой в эмбриональном периоде. Расщелина клинически направляется от угла рта к мочке уха. Лечение хирургическое - уменьшение ротовой щели в дошкольном возрасте. Синдром Пьера Робена. Клинически это триада: расщелина нёба, микрогения и глоссоптоз. Основная угроза для жизни у этих детей это дислокационная асфикция. Лечение с момента рождения заключается в профилактике асфикции. В дальнейшем миогимнастика и пластика нёба в дошкольном возрасте, ортодонтическое лечение.
Синдром I—II жаберных дуг. Клинически характеризуется недоразвитием (чаще односторонним) всех тканей средней и нижней трети лица (скуловой кости, верхней челюсти, нижней челюсти, языка, нёба и др.). При этом недоразвита или отсутствует ушная раковина (микроотия). Лечение длительное и комплексное (ортодонтическое и хирургическое) направленное на восстановление размеров нижней челюсти, пластику ушной раковины и др.
Челюстно-лицевой дизостоз (синдром Франческетти-Коллинза). Клинически проявляется опущение наружных углов глаз, недоразвитием скуловых костей и верхней челюсти, ушных раковин. Нередко имеются аномалии прикуса вследствие недоразвития зубов. Лечение комплексное: хирургическое и ортодонтическое по эстетическим и функциональным показаниям.
Черепно-ключичный дизостоз клинически характеризуется увеличением мозговой и уменьшением лицевой части черепа. Часто имеется ложная прогения. Кроме того, у больного недоразвиты ключицы. В полости рта имеются системные пороки развития зубов (адентия, ретенция и др.). Лечение комплексное хирургическо- ортодонтическое по эстетическим и функциональным показаниям.
Частота рождения детей с расщелинами верхней губы и неба имеет стабильную тенденцию к росту. Так, количество больных с данной патологией в Западной Европе за последние 40 лет увеличилось в 2 раза и составляет в среднем 1 случай на 500 новорожденных. Основной причиной роста количества больных с этой врожденной патологией является увеличение количества и мощи экзогенных тератогенных факторов, а также увеличение популяции носителей этого порока развития, благодаря их успешной медицинской реабилитации.
Анатомические и функциональныерасстройства. Из анатомических нарушений строения неба следует выделить три основных, которые вызывают тяжелые функциональные сдвиги, подлежащие хирургическому устранению: расщелина неба, укорочение мягкого неба и расширение среднего отдела глотки. Расщелина неба по анатомической форме и протяженности может быть различной. Встречается скрытая расщелина, когда расщеплены только мышцы мягкого неба в пределах мышечного слоя и костной ткани твердого неба при развитой слизистой оболочке. Этот вид расщелины регистрируется редко. Наблюдается расщелина мягкого неба, которая может быть неполной и полной. Неполная расщелина мягкого неба не доходит до границы с твердым небом. Видимая часть полной расщелины мягкого неба достигает заднего края твердого неба и часто сопровождается скрытым недоразвитием заднего отдела твердого неба. Различают расщелину мягкого и твердого неба, которая также может быть неполной и полной. Полная расщелина распространяется до резцового отверстия. Расщелины мягкого и твердого неба всегда располагаются по средней линии неба. При этом основание сошника лежит свободно, не соеди-няясь с небными пластинками. Все эти разновидности расщелины неба являются пороком развития вторичного неба. Наиболее тяжелые анатомические нарушения наблюдаются при полной расщелине альвеолярного отростка и неба. В этих случаях она почти всегда сочетается с расщелиной верхней губы. Полная расщелина альвеолярного отростка и неба проходит в переднем отделе неба по границе резцовой кости с небной пластинкой и распространяется на альвеолярный отросток между первым и вторым резцами или вторым резцом и клыком. Различают одностороннюю и двустороннюю расщелину. При полной односторонней расщелине верхней губы, альвеолярного отростка и неба основание сошника связано с краем небной пластинки противоположной стороны. При этом происходит деформация альвеолярного отростка верхней челюсти. На здоровой стороне альвеолярная дуга как бы выпрямляется и в боковых отделах челюсти наблюдается ее сужение. При полной двусторонней расщелине верхней губы, альвеолярного отростка и неба резцовая кость определяется как самостоятельное анатомическое образование, задние отделы которого переходят в сошник. Основание его располагается свободно и не связано с небными пластинками. У таких детей резцовая кость обычно резко смещена кпереди, иногда повернута вокруг своей оси, боковые отделы альвеолярной дуги верхней челюсти смещены к средней линии. На резцовой кости недоразвиты фильтрум и ткани кожно-хрящевого отдела перегородки носа. С возрастом деформация верхней челюсти усиливается. Эти варианты расщелины являются пороком развития первичного и вторичного неба и составляют наибольшее число у детей среди всех видов расщелины губы и неба.
У некоторых детей с врожденной расщелиной неба наблюдается врожденное недоразвитие всех отделов верхней челюсти (микрогнатия). Помимо деформации верхней челюсти, при расщелине неба выявляется врожденное недоразвитие мышц мягкого неба и среднего отдела глотки. Мягкое небо короткое, слаборазвитые небные мышцы не фиксированы между собой по средней линии. С возрастом в связи с отсутствием правильной функции неполноценность мышц мягкого неба и глотки увеличивается. Степень выраженности нарушений зависит от размеров расщелины неба. Неполноценность мышц мягкого неба и глотки наблюдается даже при скрытой расщелине. Функциональные нарушения обусловлены анатомическими измене-ниями строения неба, наблюдаются при любом варианте расщелины неба, но тяжесть их нарастает параллельно с глубиной нарушения анатомического строения неба.
С первых дней после рождения обнаруживается расстройство функций сосания и глотания. У ребенка с расщелиной неба полость рта свободно сообщается с полостью носа, что делает невозможным создание герметичности в полости рта в период сосания. Ребенок не берет грудь матери, а при искусственном вскармливании легко захлебывается и может аспирировать жидкую пищу. При вдохе сообщение полостей носа и рта приводит к свободному попаданию наружного воздуха в верхние дыхательные пути. Дети привыкают дышать поверхностно, делая неглубокий вдох и слабый выдох. Поверхностное дыхание у детей младшего возраста компенсируется увеличением частоты дыхания в минуту. Однако с возрастом эта компенсация нарушается, так как поверхностное слабое дыхание приводит к недоразвитию дыхательной мускулатуры и уменьшению жизненной емкости легких. Неполноценность внешнего дыхания обусловливает восприимчивость детей к воспалительным заболеваниям верхних дыхательных путей и легких и приводит к развитию тяжелых бронхолегочных заболеваний. Слабость выдоха в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. Дети с расщелиной неба произносят слова не-внятно, тихим голосом. При расщелине неба неправильно звучат небные, небно-язычные и все шипящие звуки. Речь имеет выраженный носовой оттенок {открытая ринолалия). Постоянное попадание жидкой и мягкой пищи из полости рта в носовую полость вызывает раздражение слизистой оболочки носа и носоглотки, что приводит к развитию в этой области стойких очагов хронического воспаления. Воспаление слуховой трубы и хронический средний отит ведут к понижению слуха. Неполноценность внешнего дыхания, очаги хронической инфекции в верхних дыхательных путях отрицательно влияют на развитие ребенка в целом.
Тесты для текущего контроля:
1. Укажите нарушения на уровне зубных рядов при односторонней сквозной расщелине губы, альвеолярного отростка и нёба: | |
а) сужение верхнего зубного ряда | в) наличие сверхкомплектных зубов в области расщелины |
б) расширение верхнего зубного ряда | г) адентия бокового резца |
2. При двусторонней сквозной расщелине верхней губы и неба средний фрагмент смещен: | |
а) вестибулярно | в) латерально |
б) орально | г) повёрнут по оси |
3. К микропризнакам мультифакториальных расщелин губы относятся: | |
а) асимметрия красной каймы | в) короткое мягкое нёбо |
б) тремы, диастема | г) прогнатия |
4. К микропризнакам мультифакториальных расщелин нёба относятся: | |
а) прогнатия | в) адентия латеральных резцов на нижней челюсти |
б) скученность зубов на верхней челюсти | г) короткое мягкое нёбо |
5. Птоз языка и глотательных мышц за счет врожденного несовершенства функций черепных нервов характерен для синдрома: | |
а) Ван-дер-Вуда | в) Пьера-Робена |
б) Крузона | г) Гольденхара |
6. Этиологическим фактором в возникновении расщелины твёрдого нёба является: | |
а) воздействие радиации на 6-7 неделе беременности | в) недоношенность |
б) гестоз | г) ОРВИ на 20-25 недели беременности |
7. Укажите нарушения прикуса постоянного при односторонней сквозной расщелине губы, альвеолярного отростка и нёба: | |
а) дистальная окклюзия | в) глубокая резцовая окклюзия |
б) мезиальная окклюзия | г) глубокая резцовая дизокклюзия |
8. Укажите нарушения сменного прикуса при односторонней сквозной расщелине губы, альвеолярного отростка и нёба при отсутствии резцовой кости: | |
а) дистальная окклюзия | в) вертикальная дизокклюзия |
б) мезиальная окклюзия | г) глубокая резцовая окклюзия |
9. Укажите нарушение положения зубов, характерное при полной расщелине твёрдого нёба: | |
а) скученность во фронтальном участке нижней челюсти | в) мезиальное смещение первых моляров на нижней челюсти |
б) поворот по оси латерального резца и клыка на верхней челюсти | г) вестибулярное положение премоляров на верхней челюсти |
10. При полной расщелине твёрдого нёба нарушение речи происходит вледствие: | |
а) наличия дефекта в твёрдом нёбе | в) нарушение функции мыщц ЧЛО |
б) отсутствие герметизма в полости рта | г) все перечисленные |
- Литература:
Основная:
1. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В.Стоматология детского возраста. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Москва, М.: 2003. – 640 с., с илл.
2. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика зубочелюстных аномалий. Учебник для ВУЗов. – М.: Научно-издательский центр «Инженер», 1998.
Дополнительная:
1. Белякова С. В., Фролова Л. Е. Врожденные пороки развития лица и челюстей: заболеваемость, смертность, факторы риска. – Стоматология, 1995, №5, с. 72-75.
2. Виноградова Т. П. Руководство по стоматологии детского возраста // Медицина, 1987 г.
3. Герасимов С.Н. Несъемная ортодонтическая техника. – Н.Новгород, 2002.
4. Давыдов Б. Н. Аномалии и деформации лицевого скелета у больных с расщелинами верхней губы и нёба. – Тверь: Изд.-во Твер. гос. мед. акад., 1999.
5. Калвелис Д. А. Ортодонтия. – Элиста: АОЗТ "Эсен", 1994 .
6. Руководство по ортодонтии // под ред. Хорошилкиной Ф. Я.– М.: Медицина, 1999.
7. Хорошилкина Ф. Я., Френкель Р., Демнер Л.М., Френкель К., Фальк "Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий". – М.: Медицина, 1987
8. Хорошилкина Ф.Я., Малыгин Ю.М. Основы конструирования и технология изготовления ортодонтических аппаратов. – М.: Медицина. – 1982.
9. Хорошилкина Ф. Л., Гранчук Г. Н., Постолаки П. И. Ортодонтия и ортопедическое лечение аномалий прикуса обусловленных врожденным несращением челюстно-лицевой области. – Кишинев, 1989.
10. Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия. Диагностика и комплексное лечение при зубочелюстно-лицевых аномалиях, сочетающихся с врождённым несращением верхней губы, альвеолярного отростка, нёба. – Санкт-Петербург: Б.и., 2001. – 285 с.
11. Шмудт, Холдгрейв. Практическая ортодонтия. М.: Медицина, 2000.
12. Шульженко В. И., Верапатвелян А. Ф. Ортопедическая протракция верхней челюсти при мезиальном прикусе, обусловленном одно- и двухсторонним сквозным несращением губы и нёба. // В кн.: Материалы 2-го Международного симпозиума. Актуальные вопросы черепно-лицевой хирургии и нейропатологии. – М, 1998. – с.124-125.
13. Шульженко В. И., Аюпова Ф.С., Верапатвелян А. Ф. Система комплексной реабилитации детей и подростков с врожденным несращением губы и нёба на кафедре ДСО и ЧЛХ. // В кн.: Новые технологии в стоматологии. – Краснодар, 2004. – с.173-179.
Тема №3.Реабилитация детей с врожденными изолированными и сквозными расщелинами верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба. Роль врача-ортодонта в восстановлении зубочелюстной системы пациентов с изолированными и сквозными расщелинами челюстно-лицевой области.