Прибор для осеменения; 2— шейка и 3 — рог матки;4—яичник; 5— рука, введенная в прямую кишку
ных, но гарантии, что полученное потомство будет повторять или превосходить по продуктивности своих родителей, нет.
Широта использования пересадок зародышей в практике зависит от конкретных условий хозяйственной деятельности.
Такие условия стали создавать во многих регионах России: Московской (ВИЖ, Н. И. Сергеев и др.), Нижегородской (НСХА, А. Н. Успенский), Самарской (ССХА, А. М. Петров), Омской (Ю. Е. Баталин), Кировской (НИИСВ, В. И. Нетеча) областях, Республике Татарстан (КГАВМ, М. Г. Миролюбов, Р. М. Сайтов), а также на Украине (НИИЖЛиП, Ф. И. Осташко; Центр трансплантации зародышей «Эмбрион», В. В. Мадисон, В. Л. Мадисон, Л. В. Мадисон-Титова) и др.
В шести хозяйствах Татарстана Р.М. Сайтов получил 102 теленка- трансплантанта. Автор для повышения эффективности стимуляции половой функции у доноров и реципиентов успешно использовал ежедневное, двукратное (по 1,5—2 ч) общение их с быками-пробниками. Это обеспечило повышение главных показателей метода трансплантации зародышей. При отборе доноров достигнуто увеличение на 0,35 (Р<0,001) пригодных зародышей на донора, втом числе на 5,6 % качественных.
Для полного вымывания зародышей автор на 40 % уменьшил объем жидкости Дюльбеко, сократив число некомфортных для донора манипуляций с 20 до 12.
У подвергнутых стимуляции пробниками реципиентов подсаженные зародыши приживались надежнее.
Из полученных трансплантантов выращены элитные быки-производители, от которых накоплено по 20 тыс. и более доз качественной спермы. От двух лучших быков-трансплантантов получены дочери с молочной продуктивностью, превышающей сверстниц по массе на 138 кг и по жиру на 0,014 %.
Контрольные вопросы. 1. Какова продолжительность жизни спермиев и чем обусловлено их продвижение в половых органах самок? 2. Каков путь продвижения яйцеклетки после выделения ее из фолликула? 3. Каковы особенности стадий оплодотворения? 4. В чем состоят принципы подбора коров-доноров и стимулирования суперовуляции? 5. Каких самок используют в качестве реципиентов? 6. Какие приемы используют для извлечения зародышей у доноров? 7. Как правильно пересадить зародышей самкам-реципиентам?
Глава 4 БЕРЕМЕННОСТЬ
Беременность (§гауЫказ) — физиологическое состояние женского организма в период плодоношения. Она начинается с момента оплодотворения и заканчивается рождением зрелого плода. В практике началом беременности считается день последнего (плодотворного) осеменения.
Беременность может быть одноплод- ной и многоплодной при развитии в матке соответственно одного или нескольких плодов; первичной, протекающей у женского индивида впервые в жизни, и повторной, если она повторяется.
По течению различают беременность:
физиологическую, характеризующуюся нормальным состоянием организмов плода и матери;
патологическую, когда она сопровождается нарушением физиологических процессов в организме матери и развивающегося плода.
Беременность — физиологический процесс, тем не менее в организме матери она обусловливает ряд явлений, граничащих с патологическим процессом, а порой вызывает специфические болезни (см. главу 6 «Болезни беременных животных»).
Наряду с этим некоторые явления свидетельствуют о благоприятном влиянии беременности на развитие материнского организма: ускорение завершения зрелости тела у первобеременных, улучшение упитанности и др. При беременности плод никогда не вызывает ослабления или гибели вида, так как сам является представителем и продолжателем того вида, к которому относится мать.
Плод предъявляет определенные специфические для каждого периода беременности требования к материнскому организму. При закладке систем и органов у плодов возникает большая потребность в обеспечении их веществами, необходимыми для формирования нового организма. Почти все вещества, поступающие в организм плода, однотипны с веществами материнского организма. Каждая молекула белкового, углеводного, минерального обмена прежде всего ассимилируется тканями матери и только потом поступает плоду. Поэтому все элементы плода образованы, из элементов тела матери, и если почему-либо материнский организм не получает с кормом необходимые для плода вещества или не может их усвоить и переработать в пригодные для плода соединения, потребности плода удовлетворяются за счет обеднения этими соединениями тканей или органов материнского организма.
Процесс удовлетворения потребностей плода порождает взаимовлияние между плодом и материнским организмом. Это взаимовлияние и является движущим фактором, обусловливающим рост и развитие плода и его провизорных органов, стимулирует те изменения в материнском организме, которые необходимы для зародыша. Чем сильнее взаимовлияние между плодом и матерью (до известных границ), тем оно теснее и глубже.
Развитие плода зависит от его жизнеспособности, состояния матери и количества плодов, развивающихся в матке. Например, при многоплодной беременности, как правило, плацента мужских плодов развита сильнее, чем женских. Плоды мужского пола при многоплодной беременности бывают больше и по величине, и по массе по сравнению с плодами женского пола. Всякое усиление или ослабление функций органов материнского организма, безусловно, оказывает коррелятивное влияние на состояние и развитие плода, и наоборот. Поэтому развитие зародыша находится в зависимости не только от наследственности, аккумулированной в яйце и спермиях, но и от функционального состояния материнского организма. При чрезмерной эксплуатации животных (доение до родов, использование на тяжелых работах, усиленный тренинг), при неполноценном кормлении, заболевании пищеварительной, сердечнососудистой и других систем никогда не удается получить высокоценный приплод даже от выдающихся производителей. Это положение служит основанием, чтобы животноводы начинали заботу о молодняке не со дня рождения, а со дня подготовки родительских пар к осеменению.
Одна из задач ветеринарного акушерства заключается в том, чтобы направленным воздействием на половые клетки, зиготы, эмбрионы и плоды научиться регулировать рост, массу, пол, интенсивность развития плода, повышать жизнеспособность приплода, улучшать старые и создавать новые наследственные качества.