Нейробиологические аспекты диссоциации

В настоящее время существует большой объем убедительных доказательств того, что система обнаружения угроз человека находится в подкорковых областях правого полушария мозга, особенно в правой миндалине, которая специализируется на обнаружении "невидимых страхов" (Morris и др., 1999 ) и не мотивированных страхах перед неизбежными запросами среды (Фишер и др., 2002), для снятия стресса и эмоционально связанных с ними процессов (Scicli и др., 2004), а также для выражения в памяти опыта отвращения (for the expression of memory of aversively motivated experiences)(Coleman-Mesches и McGaugh, 1995).

Правая часть брюшной медиальной префронтальной коры головного мозга играет главную роль в оптимизации осторожного и адаптивного поведения в потенциально угрожающих ситуациях. Эффективное функционирование орбитофронтальной коры важно не только для эмоциональной регуляции, но и для "сознательного усвоения эмоциональной значимости событий "

В отличие от этого, в контексте отношений дезорганизации и дезориентации небезопасная привязанность действует как ингибитор роста среды, которая генерирует незрелую и малоэффективную орбитофронтальную систему, тем самым препятствуя регулированию аффектов. В состоянии стресса эта незрелая префронтальная кортиколимбическая система быстро дезорганизуется, растормаживаются (disinhibiting) нижележащие подкорковые системы, которые активируют либо состояния повышенной возбудимости, либо примитивную защитную диссоциацию, что уравновешивает эти состояния. Характерологическое использование "последнего средства оборонительной стратегии" исключает возможности сознательно испытать аффективные состояния, и таким образом, пропадает возможность использования их в адаптивном межличностном и

функционировании и в дальнейшем эмоциональном развитии.

Симптоматику диссоциации таким образом, можно представить как структурное обесценение системы регуляции правого полушария мозга и как результат происходит функциональный дефицит эмоциональной регуляции. Клинический принцип, что диссоциация вредна для длительного функционирования, напрямую связан с наблюдениями развития раннеформирующейся еще устойчивой неорганизованной небезопасной привязанности, связанную с диссоциативными состояниями, что является главным фактором риска для развития психических расстройств (Гессен и Main, 1999; Майне, 1996), а также нейропсихиатрических наблюдений, которые влияют на нарушение регуляции и на дисфункцию правого полушария, которая играет важную роль во всех психических расстройствах (Cutting, 1992; Taylor et al., 1997).

Аутизм

Современные достижения в нейронауки позволяют на ранней стадии развития ребёнка оценить и определить первые признаки развития расстройств аутического спектра. Внешние обстоятельства окружающей среды во время пренатального и перинатального периода могут оказывать вредное воздействие на мозг эмбриона с последующими негативными последствиями влияющие на всю оставшеюся жизнь, включая и расстройства аутического спектра. Последние научные данные показывают тесную связь аутического расстройства с лимбической системой. У детей в возрасте 2х лет с синдромом аутизма наблюдалась увеличенная миндалина, особенно в правом полушарии. Другие исследования тоже документировали патологическое увеличение миндалины у детей разных возрастов с синдромом аутического спектра. Такая патология головного мозга может влиять на реакцию на условный страх, на считывание эмоциональных реакций, сниженный социальный интерес, слабый контакт глаз, сниженное внимание к лицам других людей и все вытекающие из этого последствия.

Хотя правая миндалина функционально недостаточна как при дезорганизованной привязанности так и при аутизме, при а аутизме миндалина патологически увеличивается и гипертрофия мозга является уникальной патологией при этом расстройстве. В настоящее время считается, что "процессы, которые приводят к расстройствами аутистического спектра, вероятнее всего, начнаются в период внутриутробного развития". Недавние исследования РНК в пренатальный период подтвердили происхождение аутизма именно в этот период развития.

Основываясь на этих данных Shore предположил что при аутизме стрессовые изменения правой миндалины происходят внутриутробно вследствие неблагоприятных влияний социальной и физической среды, что существенно ставит под угрозу очень раннее развитие среднего мозга ретикулярного ядра, которое иннервирует фетальную миндалину. Изменение мендалевидного тела также может быть связанно с эпигенетическими механизмами, которую в свою очередь связаны со стрессовыми ситуациями в перинатальный и послеродовой период.

Расстройство привязанности отражает задержка подключения или "незрелость" лимбической-вегетативной цепей правого полушария мозга, в то время как «сложное развитие нервной системы" при расстройстве аутического спектра отражает измененные связи и «беспорядочное развитие» правого полушария мозга.

Наши рекомендации