Примерный комплекс физических упражнений и массажа для детей от
1,5 до 3 месяцев:
1. Массаж рук — поглаживание.
2. Массаж живота — поглаживание.
3. Массаж ног — поглаживание.
4. Рефлекторное разгибание позвоночника лежа на боку (спинной рефлекс).
5. Выкладывание на живот (упражнение рефлекторное).
6. Массаж спины — поглаживание.
7. Разгибание позвоночника и ног (приподнять ребенка при поддержке под грудь и выпрямленные ноги)—рефлекс положения.
8. Массаж стоп — поглаживание.
9. Сгибание и разгибание пальцев стопы — подошвенный рефлекс.
10. «Потанцовывание» — ножной рефлекс (с 2,5—3 месяцев). Длительность занятий — 5—6 мин.
Возраст от 4 до 6 мес. характеризуется установлением равновесия между сгибателями и разгибателями мышц ног, укреплением передних шейных мышц. Ребенок уже пытается приподнять верхнюю часть туловища, лежа на спине, т. е. пытается принять сидячее положение. Сначала он сидит при поддержке за обе руки, а затем за одну руку. Ребенок этого возраста стоит с выпрямленными ногами при поддержке подмышки; к 5 мес. хорошо переступает при поддержке подмышки; к 6 мес. поворачивается с живота на спину; лежа на животе, делает попытки подползти к игрушке, опираясь на руки.
В комплексы упражнении уже вводятся пассивные упражнения для ног, применяются активные рефлекторные упражнения (на основе рефлексов положения): разгибание и сгибание туловища на весу с поддержкой. Вводятся активные упражнения при помощи взрослого: присаживание за руки, перешагивание при поддержке подмышки и за руки. Широко используются упражнения под счет (воспитание двигательных условных рефлексов на звуковой ориентир), благодаря которым обеспечивается ритмичность движений ребенка.
В комплекс включается массаж для верхних и нижних конечностей, спины, живота, грудной клетки, стоп. Используются поглаживание, растирание, разминание. Каждый вид массажа отдельных частей тела всегда начинается и кончается приемом поглаживания. Новые физические упражнения и приемы массажа вводятся в комплекс постепенно, по мере развития ребенка и усвоения им предыдущих упражнений. Продолжительность комплекса— 6—8 мин.
Возраст 6—9 мес. В этом периоде способность к произвольным движениям у детей быстро возрастает, движения становятся все более дифференцированными и координированными.
В связи с этим в комплексы включаются упражнения, укрепляющие мышцы спины и ног, вводятся упражнения в ползании. Чем раньше ребенок начинает ползать и чем больше он ползает, тем лучше укрепляется мускулатура туловища, ног, плечевого пояса, что важно для развития навыков сидения, стояния, ходьбы.
С 6 мес. у ребенка появляется способность длительно удерживать предметы в руке, что обусловлено хорошей сократительной способностью мелких мышц кисти и пальцев. Это позволяет выполнять упражнения с кольцами.
Во втором полугодии ребенок понимает речь и в связи с этим вводится речевая инструкция, которая должна подкрепляться зрительным ориентиром (игрушкой) и двигательным (например, помощь при поднятии ног).
В этом возрасте массаж рук снимается, массаж ног остается при необходимости укрепить мышцы конечностей; обязательным является массаж спины, грудной клетки, живота. Используются все виды массажа: поглаживание, растирание, разминание. Продолжительность комплекса — 8—10 мин.
Примерный комплекс физических упражнений для детей от 6 до 9 месяцев;
1. Круговые движения руками (упражнение активно-пассивное), держась
за кольца.
2. Массаж живота — поглаживание, растирание, разминание.
3. Поднимание выпрямленных ног (упражнение пассивное).
4. Массаж стоп — поглаживание, растирание, разминание.
5. Поворот со спины на живот (упражнение активное).
6. Отведение плеч назад (упражнение активно-пассивное).
7. Массаж грудной клетки — поглаживание, растирание.
8. Попеременное сгибание и разгибание рук с кольцами (упражнение активно-пассивное).
9. Массаж живота — поглаживание, растирание, разминание.
10. Присаживание (упражнение активно-пассивное).
11. Приподнимание ребенка на ноги за кисти рук (упражнение активное).
12. Ползание (упражнение активно-пассивное).
13. Переступание (упражнение активное).
Возраст от 9 до 12 мес. В этом возрасте ребенок стоит при поддержке за одну руку, самостоятельно садится из положения лежа и ложится из положения сидя. Ребенок шагает за движущимся предметом (коляска и др.), стоит без опоры, ходит при поддержке за одну руку, пытается делать первые самостоятельные шаги. В 12—13 мес. он начинает самостоятельно ходить, стоять без опоры, приседать и вставать, поднимать предметы.
У детей в возрасте 9—12 мес. отмечается значительное развитие активных, согласованных движений, подготавливающих их к самостоятельному стоянию и ходьбе. В связи с этим некоторые физические упражнения даются из исходного вертикального положения.
Ребенок уже может также некоторые упражнения выполнять по слову взрослого. Для повышения активности и заинтересованности ребенка нужно использовать простейшие пособия — кольца, палочки. Занятия способствуют развитию у ребенка связей между предметами, действиями и названиями этих предметов и действий, поэтому нужно шире использовать понятную ребенку речевую инструкцию.
Для детей 9—12 мес. основные виды массажа снимаются, но рекомендуется оставить массаж живота и спины. В занятия следует включать в возрастающем количестве активные упражнения, т. е. движения, которые выполняются детьми с небольшой помощью взрослых или даже самостоятельно: круговые движения рук; поднимание выпрямленных ног, держась за кольца; ползание на животе или на четвереньках и др.
Взрослый во время занятий должен разговаривать с ребенком, стараясь вызвать у него улыбку, гуление. Для стимулирования активных движений следует детям показывать разнообразные яркие и звучащие игрушки. При первых признаках утомления (вялость, сосание пальцев и т. д.) нужно изменить исходное положение ребенка, проделать дыхательные упражнения или поглаживающий массаж. Если ребенок беспокоен, плачет, занятия следует прекратить и выждать, пока малыш не успокоится. Летом на время занятия с ребенка снимают всю одежду, а в холодное время года его раздевают частично (кофточку или ползунки).
Занятия физическими упражнениями и массаж проводятся ежедневно, где бы ни воспитывался ребенок — в дошкольном учреждении или дома. Желательно, чтобы при их проведении воспитатель хорошо видел остальных детей, а дети, находящиеся в манеже, слышали его голос и могли наблюдать за его действиями.
Занятия следует проводить в одни и те же часы, лучше в первой половине дня, когда ребенок более активен, весел, но не ранее чем через полчаса после кормления. Массаж и физические упражнения делают на столе (высота 72—75 см, ширина 70— 80 см, длина 120 см), покрытом простынкой или пеленкой, под которую кладут байковое одеяло.
Комнату, где проводятся занятия, необходимо хорошо проветривать, температура воздуха в ней должна быть 22°С. Летом, при температуре воздуха не ниже 23°С и безветренной погоде, занятия рекомендуется организовать на воздухе, в тени.
Перед занятием с каждым ребенком сестра должна тщательно вымыть руки теплой водой с мылом, так как прикосновение к ребенку холодными руками вызывает отрицательную реакцию. Ногти сестры должны быть коротко острижены; на время занятия нужно снять кольца, часы и другие предметы.