Цифры набранных Вами возрастов сложите и разделите на количество тестов.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1
Определить биологический возраст по методике В. Сухова
1. Сравнить свой возраст биологический, определив его по методике
В. Сухова (каждый студент должен выполнить максимальное количество тестов с учетом противопоказаний, соответствующих диагнозу), с возрастом паспортным.
2. Сделать выводы.
Пример: мой результат по тесту «Пульс после подъема на 4 этаж» составил
120 уд/мин. – это соответствует 40 годам (низкий показатель) биологического возраста, тогда как паспортный составляет 20 лет. Это связано с тем, что: а) я нетренирован; б) соответствует моему диагнозу и т.д.
3. Сформулировать индивидуальные рекомендации, направленные на коррекцию полученных результатов.
Работу предоставить в бумажном и электронном виде (см. образец).
Возраст биологический (анатомо-физиологический) – соответствие биологического состояния организма уровню развития, показателям основных физиологических систем и количественной характеристике здоровья, наиболее типичным для определенного паспортного возраста. Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Он может не соответствовать хронологическому возрасту.
Цифры набранных Вами возрастов сложите и разделите на количество тестов.
Паспортный возраст (хронологический) – период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ВОЗРАСТА БИОЛОГИЧЕСКОГО» (В. Сухов)
Выполнив каждое упражнение, необходимо поставить тот возраст, который соответствует вашему результату (см. табл.).
1.Самым простым и безопасным способом определения «резервных возможностей» является подъем на 4-й этаж по лестнице (темп 80 шагов в минуту). Поднявшись на 4-й этаж, необходимо сразу измерить свой пульс.
2.После 2 минут отдыха снова измерить пульс.
3.Бег 1,5-мильный (2400 метров)
Оборудование: секундомеры (по одному на каждого хронометриста) и тщательно отмеренная дистанция (отмерять дистанцию следует по линии, на 15 см отстоящей от внутреннего края дорожки).
Описание теста: для мужчин и женщин процедура тестирования одинакова, разница лишь в длине дистанции. По команде «на старт!» испытуемые становятся к стартовой линии в положение высокого старта. Когда они готовы к старту, следует команда «марш!» и они начинают бег, стараясь закончить дистанцию как можно быстрее. При необходимости разрешается переходить на ходьбу.
Результат: время прохождения дистанции фиксируется с точностью до секунды.
Общие указания и замечания: желательно вести учет времени по секундомеру; беговая дорожка должна быть ровной и в хорошем состоянии; погодные условия должны способствовать тому, чтобы испытуемые показали свои обычные, сравнимые результаты. В экстремальных условиях тест проводить не следует.
4,5. Измерение давления (систолического и диастолического)
Для определения артериального давления используют тонометр.
6. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). Измеряется сидя в расслабленном состоянии, необходимо сделать максимально глубокий вдох, затем такой же выдох, затем сразу же спокойный вдох и задержите дыхание. При этом рот должен быть закрыт, а нос зажат пальцами.
7. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Сделайте глубокий вдох, выдох, ещё вдох, затем спокойно выдохните не до конца и задержите дыхание, плотно зажав нос.
Пробы Штанге и Генчи дают некоторое представление о способности организма противостоять недостатку кислорода, их значение увеличивается, если вести наблюдение постоянно, в динамике.
8. Подтягивание на высокой перекладине
Этот тест предназначен для мужчин.
Оборудование: горизонтальный брус или перекладина с диаметром грифа 2-5 см, скамейка, ящик с магнезией. (Брус или перекладина должны быть расположены достаточно высоко, чтобы самый высокий из испытуемых мог выполнить вис на прямых руках).
Описание теста: испытуемый встает на скамейку и хватом сверху (ладонями вперед) берется за перекладину на ширине плеч, затем делает вис на прямых руках, при этом ноги не должны касаться пола. Когда испытуемый занял исходное положение, следует команда «можно!». Сгибая руки, он подтягивается до такого положения, когда его подбородок находится непосредственно над уровнем грифа перекладины. Затем испытуемый сразу же расслабляет руки и полностью их выпрямляя, опускается в исходное положение. Упражнение повторяется столько раз, сколько возможно.
Результат: результатом является число успешных подтягиваний, при которых подбородок находился непосредственно над перекладиной.
Общие указания и замечания: каждому испытуемому предоставляется только одна попытка. Тест прекращается: 1) если испытуемый делает заметную остановку, т.е. остановку на 2 с и более; 2) если испытуемому не удается зафиксировать положение подбородка над грифом перекладины 2 раза подряд. Испытуемому запрещается помогать себе, делая махи ногами. Испытатель может пресечь подобные попытки, вытянув прямую руку перед испытуемым на уровне его бедер или встав почти вплотную впереди него.
9. Приседания
Приседания выполняются из основной стойки до положения приседа на носках, руки вперед, плечи вертикально. Без пуаз.
10. Поднимание туловища в сед из положения лежа на спине, ноги согнуты
Оборудование: мат, необходим партнер.
Описание теста:испытуемый ложится спиной на мат, расстояние между ступнями примерно 30 см, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки за головой. Партнер становится на колени у ног испытуемого и придерживает его ступни, чтобы пятки касались или поверхности мата. Когда испытуемый готов, дается команда «можно!». Он переходит в положение «сидя» и касается локтями коленей, затем тут же возвращается в исходное положение, касаясь мата спиной и руками, после чего – снова в положение «сидя».
Результат: результатом является правильное число подъемов из положения «лежа» в сед.
Общие указания и замечания: на протяжении всего теста руки должны быть «в замке» за головой, локти в стороны, ноги в коленях должны быть согнуты приблизительно под прямым углом. Испытуемый должен выполнять упражнение без остановок.
11. Проба Е. Бондаревского
Оборудование: секундомер.
Описание теста: стойка на одной ноге, руки на поясе, другая согнута в колене, приставить ее пяткой к колену опорной ноги.
Результат: время при определении продолжительности остановки в статическом положении отсчитывается с момента принятия требуемого положения. При потере равновесия или отрыве пятки от пола секундомер выключается.
12. Отношение силы кисти к весу (%)
Оборудование: кистевой динамометр, напольные весы.
Описание теста: испытуемый берет в руку динамометр, который должен находиться на одной линии с предплечьем у бедра. Второй сустав пальцев должен снизу плотно прилегать к ручке, чтобы весь вес прибора приходился на сустав. Затем испытуемый захватывает динамометр между пальцами и ладонью у основания большого пальца, отводит руку в сторону и энергично сжимает прибор, прилагая максимальное усилие. Вес измеряется путем вставания на напольные весы.
Результат: сила и вес фиксируются в килограммах.
Общие указания и замечания: результаты фиксируются более сильной руки. Предоставляются две попытки, результаты каждой фиксируются. В зачет идет только лучший результат. Не следует делать резкий взмах или другие резкие движения рукой: это может искусственно улучшить результат.
13. Проба Абалакова (прыгучесть)
Прыгучесть определяется по результатам подскока вверх. Разметьте стенку на
2-3 метра вверх (1 деление – 1 см). Встав к стене правым боком, поднимите вверх правую руку и зафиксируйте самую высокую отметку (например, 210 см). Затем подскочите как можно выше с вытянутой вверх правой рукой. Стоящий в двух метрах от Вас ассистент фиксирует высоту второго показателя (например, 245 см). Отняв 210 от 245, получаем результат пробы Абалакова.
14. Проба Руфье: определение скорости восстановительных процессов сердечно–сосудистой системы. У испытуемого, находящегося в спокойном состоянии (положение – сидя на стуле) в течение 5 мин, определяют частоту сердечных сокращений (пульса) за 15 с (Р1), затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемый садится, и у него вновь определяют частоту пульса за первые 15 с (Р2), а потом за последние 15 с первой минуты восстановления (Р3).
Оценку работоспособности сердца производят по формуле:
Индекс Руфье = (4×(Р1+Р2+Р3)–200)÷10
15. Индекс Робинсона (ИР). Используется для оценки уровня обменно-энергетических процессов, происходящих в организме. По этому показателю косвенно можно судить о потреблении кислорода миокардом. Крайние значения ИР (верхнее и нижнее по таблице) свидетельствуют о преобладающем влиянии симпатической или парасимпатической вегетативной нервной системы.
Индекс Робинсона рассчитывают по формуле:
ИР = САД х ЧСС/100,
где: САД – систолическое артериальное давление (мм рт. ст.); ЧСС – частота сердечных сокращений (уд/мин).
16. Индекс Старра (ИС). Позволяет охарактеризовать энергетические возможности левого желудочка сердца. С его помощью можно косвенно судить об ударном объеме (УО) сердца. Крайние значения (верхнее и нижнее по таблице) ИС свидетельствуют о возможном снижении компенсаторных возможностей сердечно-сосудистой системы.
Индекс Старра рассчитывают по формуле:
ИС (УО) = 100 + 0,5СД – 0,6ДД – 0,6В,
где: СД – систолическое давление; ДД – диастолическое давление; В – возраст.
17. Индекс грации. Для его определения разделите окружность голени (в самой широкой ее части) на окружность талии и умножьте на 100%.
Таблица определения биологического возраста (мужчины)
ТЕСТЫ | Возрастные показатели (лет) | ||||||||
1. Пульс после подъема на 4-й этаж (темп – 80 шагов/мин) | |||||||||
2. Пульс через 2 мин | |||||||||
3. 1,5–мильный тест Купера (мин) | 11,5 | 12,5 | 13,5 | 14,5 | - | ||||
4. Систолическое давление крови | |||||||||
5. Диастолическое давление крови | |||||||||
6. Проба Штанге: задержка дыхания на вдохе (с) | |||||||||
7. Проба Генчи: задержка дыхания на выдохе (с) | |||||||||
8. Подтягивание на высокой перекладине (раз) | |||||||||
9. Приседания (раз) | |||||||||
10. Поднимание туловища в сед из положения лежа (раз) | |||||||||
11. Проба Бондаревского: стойка на одной ноге с закрытыми глазами (с) | |||||||||
12. Отношение силы кисти к весу (%) | |||||||||
13. Проба Абалакова: прыжок в высоту с места (см) | |||||||||
14. Проба Руфье: оценка работоспособности сердца | 0-1 | 1,1-2,0 | 2,1-2,9 | 3,0-4,0 | 4,1-5,0 | 5,1-6,5 | 6,6-8,0 | 8,1-10,0 | >10 |
15. Индекс Робинсона: оценка уровня обменно-энергетических процессов | <70 | 71-73 | 74-77 | 78-81 | 82-85 | 86-89 | 90-93 | 93-96 | >96 |
16. Индекс Старра: оценка ударного объема сердца | >101 | 96-100 | 93-95 | 91-92 | 89-90 | 87-88 | 85-86 | 83-84 | <82 |
17. Индекс грации (%) |
Таблица определения биологического возраста (женщины)
ТЕСТЫ | Возрастные показатели (лет) | ||||||||
1. Пульс после подъема на 4-й этаж (темп – 80 шагов/мин) | |||||||||
2. Пульс через 2 мин | |||||||||
3. 1,5–мильный тест Купера (мин) | 12,39 | 13,12 | 13,45 | 14,18 | 14,51 | 15,24 | 15,57 | 16,30 | - |
4. Систолическое давление крови | |||||||||
5. Диастолическое давление крови | |||||||||
6. Проба Штанге: задержка дыхания на вдохе (с) | 40,5 | 37,8 | 33,3 | 31,5 | 27,7 | 22,5 | |||
7. Проба Генчи: задержка дыхания на выдохе (с) | |||||||||
8. Подтягивание на высокой перекладине (раз) | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
9. Приседания (раз) | |||||||||
10. Поднимание туловища в сед из положения лежа (раз) | |||||||||
11. Проба Бондаревского: стойка на одной ноге с закрытыми глазами (с) | |||||||||
12. Отношение силы кисти к весу (%) | |||||||||
13. Проба Абалакова: прыжок в высоту с места (см) | |||||||||
14. Проба Руфье: оценка работоспособности сердца | 0-0,9 | 1-1,9 | 2-2,8 | 2,9-3,9 | 4,0-4,9 | 5,0-6,4 | 6,5-7,9 | 8,0-9,9 | >10 |
15. Индекс Робинсона: оценка уровня обменно-энергетических процессов | <63 | 63,9-65,7 | 66,6-69,3 | 70,2-72,9 | 73,8-76,5 | 77,4-80,1 | 81-83,7 | 83,7-86,4 | >86,4 |
16. Индекс Старра: оценка ударного объема сердца | >90,9 | 86,4- | 83,7-85,5 | 81,9-82,8 | 80,1- | 78,3-79,2 | 76,5-77,4 | 74,7-75,6 | <73,8 |
17. Индекс грации (%) |
образец
Домашнее задание №1 «Определение биологического возраста»
Студент(ка) ________________________________группа_______________
(Фамилия И.О.) (с указанием института)
Диагноз ______________________________________
Паспортный возраст ____________дата исследования_______________
ТЕСТЫ | РЕЗУЛЬТАТ | ВОЗРАСТ | |
Пульс после подъема на 4-й этаж (темп – 80 шагов/мин) | |||
Пульс через 2 мин | |||
1,5–мильный тест Купера (мин) | |||
Систолическое давление крови | |||
Диастолическое давление крови | |||
Проба Штанге: задержка дыхания на вдохе (с) | |||
Проба Генчи: задержка дыхания на выдохе (с) | |||
Подтягивание на высокой перекладине (раз) | |||
Приседания (раз) | |||
Поднимание туловища в сед из положения лежа (раз) | |||
Проба Бондаревского: стойка на одной ноге с закрытыми глазами (с) | |||
Отношение силы кисти к весу (%) | |||
Проба Абалакова: прыжок в высоту с места (см) | |||
Проба Руфье: оценка работоспособности сердца | |||
Индекс Робинсона: оценка уровня обменно-энергетических процессов | |||
Индекс Старра: оценка ударного объема сердца | |||
Индекс грации (%) | |||
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ |