Упражнения на построение ассоциаций

Теперь я предлагаю вам три простых упражнения, с помо­щью которых мы будем вызывать ассоциации. Чтобы вы­полнить эти упражнения, вам потребуется простой каран­даш и несколько цветных карандашей, поскольку вы в конце сможете испробовать свои способности в области искусства (вам придется рисовать) и в языке (слова и еще раз слова). Если вы готовы, глубокий вдох — и вперед!

Упражнение номер 1: Жидкий элемент

Далее вы выполните простое упражнение на ассоциации посредством слов. Я оставил вам центральное пространство для ключевого слова — «вода». Вы должны подобрать к это­му слову десять ассоциаций, они могут быть самыми стран­ными, разрозненными, и не пытайтесь искать в них смысл.

Когда вы закончите это упражнение, смело продолжай­те добавлять ассоциации к полученным словам.


Упражнения на построение ассоциаций - student2.ru

вода


Как строятся ассоциации

Мы уже убедились, что ассоциации могут создаваться, когда возникают два стимула вместе, как это проис­ходило с собаками Павлова. Другой вариант создания ассоциаций — по подобию. Если нам представляют нового человека, первое, что мы бессознательно де­лаем, — это поиск подобия. Мозг пытается опреде­лить место стимулу, которым в этом случае является новый человек, прибегая для этого к уже созданным нейронным структурам. Так в нашем мозгу объеди­няются воспоминания или люди. Нечто подобное происходит с главным персонажем фильма «Вспом­ни». В его случае это была детская травма, и в сцене этого факта появляется решетка с четко вырисован­ными вертикальными линиями. И, став взрослым, он каждый раз, когда видит параллельные линии, вспоминает трагизм ситуации: линии навсегда оста­лись ассоциативно связанными с болью. Когда перед нами возникает новый стимул, мозг так­же пытается найти ему место, даже если его еще нет. Для этого он прибегает к воспоминаниям и концеп­циям из прошлого, создавая ассоциацию по подобию. Например, до колонизации Америки индейцы никог­да не видели поезда. И, увидев его, они искали ассо-

Упражнение номер 2: «Дом, милый дом»

Теперь, когда вы уже стали специалистом по составлению ассоциаций со словами, я попрошу вас выполнить подоб­ное упражнение, но в визуальной форме. Вы также буде­те создавать ассоциации, но посредством рисунков, следуя той же диаграмме, что и в предыдущем упражнении. В этом случае вам нужно будет создать ассоциации, которые воз­никают у вас в связи с понятием «дом». Чтобы не идти совсем вслепую, я предлагаю вам свою диаграмму. Если


Упражнения на построение ассоциаций - student2.ru

ДОМ


циации, в данном случае они назвали его «конем», потому что он быстро бежал (1-я ассоциация), при­чем «железным», потому что он был сделан из этого материала (2-я ассоциация). В этом случае они исполь­зовали две концепции, которые у них были, и ассо­циировали их с новой концепцией.

вам будет трудно построить ассоциации, вспомните об «альфа»-мышлении, войдите в состояние полусна и пред­ставляйте себе.

Упражнение номер 3: Аляска

Это третье упражнение на создание ассоциаций. В этом случае мы будем искать ассоциации со словом «Аляска». И сейчас вы также должны построить десять ассоциа­ций, но вы можете смешивать в произвольном порядке слова и картинки. Для каждой ассоциации нарисуйте

Процессы исследования: собаки Павлова

Часто великие открытия — не плод тяжелого тру­да ученых, как принято считать, а скорее результат случайного наблюдения или непредвиденной си­туации.

Это произошло с Иваном Петровичем Павловым, русским ученым, который открыл условные реф­лексы. Сначала Павлов работал над исследованием процесса пищеварения у собак. Во время работы он отметил любопытный факт: у всех собак начинала течь слюна, как только они видели еду, даже за не­сколько минут до того, как они пробовали ее.

линию, которая будет соединять рисунок Аляски с фи­гурой или словом, которое вы будете добавлять. Что у вас получилось?


Упражнения на построение ассоциаций - student2.ru

Аляска


У некоторых начинала течь слюна, как только они слышали шаги людей, которые обычно их кормили. Собаки выучили сигналы еды и ассоциировали эти сигналы с фактом еды. Исходя из этих наблюдений, Павлов исследовал, как образуются ассоциации, и в классическом эксперименте ему удалось ассоци­ировать звон колокольчика с фактом кормежки. В некоторых случаях ассоциации создаются, когда факты возникают одновременно. Например, я уве­рен, что воздушная кукуруза наводит на мысль о кинотеатре. Как создалась эта ассоциация? Вы ели воздушную кукурузу, когда ходили в кино.

Упражнения на построение ассоциаций - student2.ru 110

ЦЕЛИ ЭТОЙ ГЛАВЫ

Ассоциация идей

Логические диаграммы работают с образами, слова­ми и ассоциациями. Ассоциации дают возможность раскрыть все богатство мышления и исследуют его огромный творческий потенциал. Они также помо­гают памяти посредством создания ассоциативных путей. Ассоциация — это третий элемент, необходи­мый для построения логических диаграмм.

Задачи этой главы:

• понять, как функционируют ассоциации в процес­се обработки информации;

• увеличить количество связей мозга посредством свободной ассоциации идей;

• использовать ассоциации как творческий метод;

• научиться использовать ассоциации с помощью
образов и слов.

7. Натуралистический ум: классификации

Я не знаю, коллекционировали ли вы когда-либо диски, марки, видеокассеты, сборники сочинений, бабочек и т. д. Вы задавались вопросом, откуда у людей эта тенденция — искать, собирать и накапливать предметы? Почему мы всегда ищем методы классификации и упорядочения чего-либо? Как можно применить это умение?

В этой главе мы раскроем, для чего служит наш нату­ралистический ум, и выполним несколько практических упражнений по упорядочиванию и классификации.

• Слишком много музыки

• Безобидный и съедобный

• Натуралистический ум

• Чарлз Дарвин

Слишком много музыки

Сколько у вас компакт-дисков с музыкой? Если вы не по­мешаны на музыке, наверное, их только десяток, если она вам нравится, возможно, их около сотни, а если очень нравится, вероятно, дисков у вас более 500.

Вначале у меня было немного места для хранения дис­ков, но по мере того как коллекция росла, мне приходилось неоднократно достраивать стеллаж, диски уже боролись за каждый миллиметр места. Кроме того, добавилась вто­рая проблема: по каким критериям классифицировать музыку? С такой кучей дисков у меня начались серьезные проблемы: я не мог найти диск, который хотел.

Сначала я подумал о стандартной классификации, то есть упорядочении их в соответствии с типом музыки: классика, нью эйдж, отечественный поп, зарубежный поп, — но эта система меня не устроила.

Поскольку дело принимало серьезный оборот, я решил объединить все диски и сгруппировать их по подобию. Таким образом, возникли новые категории, которые рань­ше не приходили мне в голову. Например, индийская му­зыка (которой у меня было около десятка дисков) или музыкальные группы, которые в силу своего объема име­ли право на собственное место.

Но классификации действительно имеют нечто общее с логическими диаграммами? Ответ: да, и много. В главе «Классификации» мы столкнемся с последней концепци­ей, которая нам необходима, чтобы создавать и рисовать наши логические диаграммы: упорядочение.

Безобидный и съедобный

Человека всегда окружало множество сложной инфор­мации. Это большое количество информации вместе с присущим человеку любопытством создает взрывной коктейль. Как человек может обработать столько инфор­мации? Благодаря наличию у него вспомогательных инстру­ментов. Представьте на минуту, что вы перенеслись в до­историческую эпоху, когда еще не появилась письменность. Информация и знания, которые вы могли накопить, бы­ли очень важны для выживания, часть этой информации передавалась от отцов к детям, и человек был чем-то вроде ходячей энциклопедии. Например, это были знания о животных, которые бродили по тропическому лесу, поскольку нужно было точно знать:

• безобидные они или опасные;

• съедобные или несъедобные.

Возможно, это покажется вам примитивной классифи­кацией, но для людей тех времен подобная информация была жизненно важной. В действительности их класси­фикация была более сложной, поскольку им нужно было знать, перемещаются они поодиночке или стадом, могла ли пригодиться их шкура, легко ли их переносить и т. д.

Нечто настолько простое, как распознавание животно­го, на самом деле намного сложнее, чем можно было бы себе представить. Подумайте о понятии «насекомое». Ког­да мы думаем об этом названии, то включаем два сложных и мощных умственных процесса. Первый заключается в том, что все насекомые сходны между собой, имеют нечто общее. Очевидно, это подобие вами бессознательно усво­ено, и вам может быть сложно объяснить характеристики, которыми они наделены. А второй процесс — это распоз­навание различий между насекомыми и не насекомыми. Приведу простой пример. Можно предположить, что на­секомые маленькие, но что значит «маленькое»? Есть на­секомые, которые достигают 30 сантиметров. Длина самой большой мокрицы в мире, которая водится в Австралии, равна длине ладони, а если вернуться к ископаемым, встре­чались древние мокрицы длиной два метра, в частности, вид Anrhorepleura. Как видите, нечто настолько простое, как размер, уже под вопросом. Но оставим в покое гигант­ских мокриц. Очевидно, что человек, а лучше сказать,

человеческое мышление., похоже, сильно зависит от рас­познавания общих групп, в частности групп предметов, которым мы даем имя собирательных. И, похоже, реша­ющий голос в этой функции распознавания принадлежит левому полушарию, поскольку создание категорий и обо­значение их — это работа чистой логики.

Наши рекомендации