Упражнения на построение ассоциаций
Теперь я предлагаю вам три простых упражнения, с помощью которых мы будем вызывать ассоциации. Чтобы выполнить эти упражнения, вам потребуется простой карандаш и несколько цветных карандашей, поскольку вы в конце сможете испробовать свои способности в области искусства (вам придется рисовать) и в языке (слова и еще раз слова). Если вы готовы, глубокий вдох — и вперед!
Упражнение номер 1: Жидкий элемент
Далее вы выполните простое упражнение на ассоциации посредством слов. Я оставил вам центральное пространство для ключевого слова — «вода». Вы должны подобрать к этому слову десять ассоциаций, они могут быть самыми странными, разрозненными, и не пытайтесь искать в них смысл.
Когда вы закончите это упражнение, смело продолжайте добавлять ассоциации к полученным словам.
вода |
Как строятся ассоциации
Мы уже убедились, что ассоциации могут создаваться, когда возникают два стимула вместе, как это происходило с собаками Павлова. Другой вариант создания ассоциаций — по подобию. Если нам представляют нового человека, первое, что мы бессознательно делаем, — это поиск подобия. Мозг пытается определить место стимулу, которым в этом случае является новый человек, прибегая для этого к уже созданным нейронным структурам. Так в нашем мозгу объединяются воспоминания или люди. Нечто подобное происходит с главным персонажем фильма «Вспомни». В его случае это была детская травма, и в сцене этого факта появляется решетка с четко вырисованными вертикальными линиями. И, став взрослым, он каждый раз, когда видит параллельные линии, вспоминает трагизм ситуации: линии навсегда остались ассоциативно связанными с болью. Когда перед нами возникает новый стимул, мозг также пытается найти ему место, даже если его еще нет. Для этого он прибегает к воспоминаниям и концепциям из прошлого, создавая ассоциацию по подобию. Например, до колонизации Америки индейцы никогда не видели поезда. И, увидев его, они искали ассо-
Упражнение номер 2: «Дом, милый дом»
Теперь, когда вы уже стали специалистом по составлению ассоциаций со словами, я попрошу вас выполнить подобное упражнение, но в визуальной форме. Вы также будете создавать ассоциации, но посредством рисунков, следуя той же диаграмме, что и в предыдущем упражнении. В этом случае вам нужно будет создать ассоциации, которые возникают у вас в связи с понятием «дом». Чтобы не идти совсем вслепую, я предлагаю вам свою диаграмму. Если
ДОМ |
циации, в данном случае они назвали его «конем», потому что он быстро бежал (1-я ассоциация), причем «железным», потому что он был сделан из этого материала (2-я ассоциация). В этом случае они использовали две концепции, которые у них были, и ассоциировали их с новой концепцией.
вам будет трудно построить ассоциации, вспомните об «альфа»-мышлении, войдите в состояние полусна и представляйте себе.
Упражнение номер 3: Аляска
Это третье упражнение на создание ассоциаций. В этом случае мы будем искать ассоциации со словом «Аляска». И сейчас вы также должны построить десять ассоциаций, но вы можете смешивать в произвольном порядке слова и картинки. Для каждой ассоциации нарисуйте
Процессы исследования: собаки Павлова
Часто великие открытия — не плод тяжелого труда ученых, как принято считать, а скорее результат случайного наблюдения или непредвиденной ситуации.
Это произошло с Иваном Петровичем Павловым, русским ученым, который открыл условные рефлексы. Сначала Павлов работал над исследованием процесса пищеварения у собак. Во время работы он отметил любопытный факт: у всех собак начинала течь слюна, как только они видели еду, даже за несколько минут до того, как они пробовали ее.
линию, которая будет соединять рисунок Аляски с фигурой или словом, которое вы будете добавлять. Что у вас получилось?
Аляска |
У некоторых начинала течь слюна, как только они слышали шаги людей, которые обычно их кормили. Собаки выучили сигналы еды и ассоциировали эти сигналы с фактом еды. Исходя из этих наблюдений, Павлов исследовал, как образуются ассоциации, и в классическом эксперименте ему удалось ассоциировать звон колокольчика с фактом кормежки. В некоторых случаях ассоциации создаются, когда факты возникают одновременно. Например, я уверен, что воздушная кукуруза наводит на мысль о кинотеатре. Как создалась эта ассоциация? Вы ели воздушную кукурузу, когда ходили в кино.
110
ЦЕЛИ ЭТОЙ ГЛАВЫ
Ассоциация идей
Логические диаграммы работают с образами, словами и ассоциациями. Ассоциации дают возможность раскрыть все богатство мышления и исследуют его огромный творческий потенциал. Они также помогают памяти посредством создания ассоциативных путей. Ассоциация — это третий элемент, необходимый для построения логических диаграмм.
Задачи этой главы:
• понять, как функционируют ассоциации в процессе обработки информации;
• увеличить количество связей мозга посредством свободной ассоциации идей;
• использовать ассоциации как творческий метод;
• научиться использовать ассоциации с помощью
образов и слов.
7. Натуралистический ум: классификации
Я не знаю, коллекционировали ли вы когда-либо диски, марки, видеокассеты, сборники сочинений, бабочек и т. д. Вы задавались вопросом, откуда у людей эта тенденция — искать, собирать и накапливать предметы? Почему мы всегда ищем методы классификации и упорядочения чего-либо? Как можно применить это умение?
В этой главе мы раскроем, для чего служит наш натуралистический ум, и выполним несколько практических упражнений по упорядочиванию и классификации.
• Слишком много музыки
• Безобидный и съедобный
• Натуралистический ум
• Чарлз Дарвин
Слишком много музыки
Сколько у вас компакт-дисков с музыкой? Если вы не помешаны на музыке, наверное, их только десяток, если она вам нравится, возможно, их около сотни, а если очень нравится, вероятно, дисков у вас более 500.
Вначале у меня было немного места для хранения дисков, но по мере того как коллекция росла, мне приходилось неоднократно достраивать стеллаж, диски уже боролись за каждый миллиметр места. Кроме того, добавилась вторая проблема: по каким критериям классифицировать музыку? С такой кучей дисков у меня начались серьезные проблемы: я не мог найти диск, который хотел.
Сначала я подумал о стандартной классификации, то есть упорядочении их в соответствии с типом музыки: классика, нью эйдж, отечественный поп, зарубежный поп, — но эта система меня не устроила.
Поскольку дело принимало серьезный оборот, я решил объединить все диски и сгруппировать их по подобию. Таким образом, возникли новые категории, которые раньше не приходили мне в голову. Например, индийская музыка (которой у меня было около десятка дисков) или музыкальные группы, которые в силу своего объема имели право на собственное место.
Но классификации действительно имеют нечто общее с логическими диаграммами? Ответ: да, и много. В главе «Классификации» мы столкнемся с последней концепцией, которая нам необходима, чтобы создавать и рисовать наши логические диаграммы: упорядочение.
Безобидный и съедобный
Человека всегда окружало множество сложной информации. Это большое количество информации вместе с присущим человеку любопытством создает взрывной коктейль. Как человек может обработать столько информации? Благодаря наличию у него вспомогательных инструментов. Представьте на минуту, что вы перенеслись в доисторическую эпоху, когда еще не появилась письменность. Информация и знания, которые вы могли накопить, были очень важны для выживания, часть этой информации передавалась от отцов к детям, и человек был чем-то вроде ходячей энциклопедии. Например, это были знания о животных, которые бродили по тропическому лесу, поскольку нужно было точно знать:
• безобидные они или опасные;
• съедобные или несъедобные.
Возможно, это покажется вам примитивной классификацией, но для людей тех времен подобная информация была жизненно важной. В действительности их классификация была более сложной, поскольку им нужно было знать, перемещаются они поодиночке или стадом, могла ли пригодиться их шкура, легко ли их переносить и т. д.
Нечто настолько простое, как распознавание животного, на самом деле намного сложнее, чем можно было бы себе представить. Подумайте о понятии «насекомое». Когда мы думаем об этом названии, то включаем два сложных и мощных умственных процесса. Первый заключается в том, что все насекомые сходны между собой, имеют нечто общее. Очевидно, это подобие вами бессознательно усвоено, и вам может быть сложно объяснить характеристики, которыми они наделены. А второй процесс — это распознавание различий между насекомыми и не насекомыми. Приведу простой пример. Можно предположить, что насекомые маленькие, но что значит «маленькое»? Есть насекомые, которые достигают 30 сантиметров. Длина самой большой мокрицы в мире, которая водится в Австралии, равна длине ладони, а если вернуться к ископаемым, встречались древние мокрицы длиной два метра, в частности, вид Anrhorepleura. Как видите, нечто настолько простое, как размер, уже под вопросом. Но оставим в покое гигантских мокриц. Очевидно, что человек, а лучше сказать,
человеческое мышление., похоже, сильно зависит от распознавания общих групп, в частности групп предметов, которым мы даем имя собирательных. И, похоже, решающий голос в этой функции распознавания принадлежит левому полушарию, поскольку создание категорий и обозначение их — это работа чистой логики.