Правила произношения латинских названий
Рабочая тетрадь Лабораторных занятий
И самостоятельной подготовки
Палеонтология
историческая геология
биофациальный анализ
Справочное и учебно-методическое пособие
для студентов геологического факультета
Пермь 2012
УДК 56(075.3)
Составитель: В.П. Ожгибесов
Рабочая тетрадь лабораторных занятий и самостоятельной подготовки. Палеонтология. Историческая геология. Биофациальный анализ: справочное и учебно-методич. пособие для студ. геологич. ф-та / сост. В.П.Ожгибесов; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2012. – 40 с.
Предназначено студентам геологического факультета Пермского университета.
Издаётся по постановлению методической комиссии геологического факультета Пермского гос. нац. исслед. университета
© В.П. Ожгибесов, составление, 2012
__________________________________
Редактор Г.В. Тулякова
Корректор М.А. Шемякина
Компьютерная вёрстка В.П. Ожгибесова
Подписано в печать 29.11.2012. Формат 60 х 84 1/8.
Усл. печ. л. 4,65.
Тираж 100 экз. Заказ ____
Редакционно-издательский отдел
Пермского государственного национального исследовательского университета
614990. Пермь, ул. Букирева, 15
Типография
Пермского государственного национального исследовательского университета
614990. Пермь, ул. Букирева, 15
содержание
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................…………………….…. 4
1. План изучения ископаемых на лабораторных
занятиях и при самоподготовке …………………………….….… 4
1.1. Порядок описания ископаемых …………………………………….…. 4
1.2. Решение задачи определения геологического возраста
вмещающих горных пород ………………………………………….…. 5
1.3. Описание условий обитания древних организмов
и условий накопления первичного осадка
(= определение «фациальной обстановки») ………………….…….… 5
1.4. Описание изменений осадка (горной породы)
в процессе преобразования «геологической среды»
от биоценоза к ориктоценозу …………………………………….…….. 5
1.5. Заключение о геологическом значении ископаемых
(определение возраста вмещающей горной породы,
определение «фациального типа» горной породы,
характеристика породообразующего значения
ископаемых) ……………………………………………………………… 5
2. ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ЛАТИНСКИХ НАЗВАНИЙ ..…………….… 6
2.1. Латинский алфавит ......................................................…………………6
2.2. Правила произношения латинских названий ................………….….. 7
2.3. Ударение .....................................................................………............... 8
2.4. Примеры чтения латинских наименований «с ударением» ………… 8
3. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ
ИСКОПАЕМЫХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ» ………………………………….….. 9
4. ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ …………………………………………………. 13
5. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА СПРАВОЧНОГО МАТЕРИАЛА
(возраст, фации, породообразование) …………………………..…………..…. 30
Библиографический список. .........……………………..............….....………......………36
Приложения. ……………………………………………………..…………………..37
Таблица 4. Геохронологические подразделения общей шкалы
(без веков и фаз) …………………………………………………….……..37
Таблица 5. Стратиграфические подразделения общей шкалы
(без ярусов и зон)…………………………………………………….…….38
Таблица 6. Дидактическая таблица с индексами
стратиграфических подразделений…………………………………..… 39
Таблица 7. Дидактическая таблица для самостоятельной работы……………... 40
ВВЕДЕНИЕ
Методическое издание «Рабочая тетрадь…» позволяет упорядочить и контролировать результаты выполнения лабораторных заданий как студенту, так и преподавателю. Заполнение Рабочей тетради помогает студенту запомнить и анализировать учебный материал по курсу «Палеонтология», творчески осмыслить и подготовить персональные результаты описания образцов из учебных и музейных коллекций для изучения раздела «Биофациальный анализ» курса «Учение о фациях» бакалавриата и курса «Фации и формации в нефтегазовой геологии» по программе магистратуры.
1. План изучения ископаемых на лабораторных занятиях
и при самоподготовке
1.1.Порядок описания ископаемых
1) Классификация изучаемой горной породы (магматическая, метаморфическая, осадочная). Макроописание осадочной горной породы.
2) Выявление следов жизнедеятельности ископаемых (или современных) организмов.
3) Определение всех форм сохранности ископаемых, наблюдаемых в образце.
4) Выявление общего плана строения скелета (если скелет был) ископаемого организма (трубка простой или сложной формы, створка, две створки, слоевище, панцирь, мелкая раковина, тонкие прутья, сетка, перистая форма; одиночная или колониальная форма; отчётливо заметны, трудно различимы или неразличимы в лупу внутренние элементы строения скелета). Эта методика сравнительного анализа придумана автором в студенческие 1970–1971 годы как один из вариантов обобщения «планов строения» ископаемых, т.к. мелких деталей много и запомнить все детали не просто. Методика имеет научное обоснование с позиций эволюционной палеонтологии и исторической биологии (Ожгибесов, 1999). Рекомендация студентам: придумать свой вариант, расширить и усовершенствовать «список» наименований для обозначения «общего плана строения» скелета т.к. в предлагаемой схеме описания есть пробелы. Задание: найти эти пробелы и составить общую непротиворечивую схему.
5) Зарисовать ископаемое. Зарисовки рекомендуется выполнять простым карандашом и шариковой ручкой с синей пастой на листах формата А4, которые вклеить в рабочую тетрадь; на рисунке указать линейный масштаб. Указать стрелками и подписать названия всех выявленных элементов строения скелета ископаемого (или следов его жизнедеятельности).
6) Определить и доказать систематическую принадлежность ископаемого, выявляя его сходство и различие с близкими по строению ископаемыми.
7) Записать систематическую принадлежность ископаемого с указанием его места в иерархии наиболее близких по строению ископаемых представителей органического мира.
8) Указать «время существования», записать его индексами времени появления и вымирания таксона, а также тремя предложениями, в которых ответить на вопросы: 1) в какое геологическое время впервые появились представители данного таксона (типа, класса, отряда); 2) в течение каких геологических периодов и эпох жили представители данного таксона; 3) в какую геологическую эпоху вымерли представители данного типа, класса, отряда.
9) Охарактеризовать стратиграфическое значение таксона, наличие руководящих форм ископаемых. Определить возраст горной породы.
10) Привести характеристику фациального значения ископаемых (одиночных или массовых находок, а также совместных находок с ископаемыми иной систематической принадлежности), для чего:
- охарактеризовать образ жизни и среду обитания организмов;
- привести анализ тафономии, закономерностей захоронения ископаемых, их танатоценоза, тафоценоза, ориктоценоза;
- на основе суммарной характеристики ископаемых по пунктам 11, 12 и 13 охарактеризовать фациальную обстановку по ориктоценозу.
11) Охарактеризовать породообразующее значение ископаемых, их значение для формирования или создания условий формирования месторождений различных полезных ископаемых.
1.2. Решение задачи определения геологического возраста вмещающих горных пород
Определяем: (1) тип горной породы, т.к. методика определения возраста слоистых известняков с прижизненным захоронением фузулинид будет отличаться от методики определения возраста конгломерата, фауна в котором определена как в цементе, так и в гальке; (2) степень сохранности скелета со следами переотложения после размыва ранее накопленного слоя; (3) при нахождении в горной породе окаменелостей различной систематической принадлежности более точный вывод о возрасте породы даст оценка времени их совместного существования; например, совместные находки в нормально-слоистых известняках рецептакулитов (Є3-С1) и фузулинид (C1-P3) позволяют сделать вывод о раннекаменноугольном возрасте слоя (С1). (4) На детальность определения стратиграфического интервала влияет установленный ранг таксона: например, определение «надотряд Ammonoidea» укажет на временной интервал (Є3-K). Но если будет определён таксон «отряд Clymeniida из надотряда Ammonoidea», то точность определения возраста изменится: (D3). Студенту предлагается дополнить этот список пунктами (5), (6) и т.д.
1.3. Описание условий обитания древних организмов и условий накопления первичного осадка
Для правильного вывода об условиях накопления осадков знания всего спектра условий обитания древних организмов (например, тентакулитов) недостаточно. Для более точного вывода об условиях накопления первичного осадка с остатками этих же ископаемых нужна дополнительная информация о количестве тентакулитов в горной породе (единичные «шурупчики» или многочисленные).
Отличается также вывод о «фациальном типе» горной породы с единичными двустворками и вывод о фациальном типе горной породы, в которой двустворки однообразные по систематическому составу, но многочисленные, породообразующие и формирующие известняк-ракушняк (пелециподы «бедные качественно и богатые количественно»).
1.4. Описание изменений осадка (горной породы) в процессе преобразования «геологической среды» от биоценоза к ориктоценозу
Примером могут служить литологические и биономические особенности формирования различных составляющих конгломерата (крупные обломки и песчано-алевритовый цемент между этими обломками), доломит с реликтами раковин фузулинид отличной сохранности, массивный брахиоподово-мшанково-водорослевый известняк с пятнистой текстурой за счёт крупных включений гипса и ангидрита. Что в этих породах первично, а что вторично?
1.5. Заключение о геологическом значении ископаемых (определение возраста вмещающей горной породы, определение «фациального типа» горной породы, характеристика породообразующего значения ископаемых)
Каждый таксон может и должен использоваться для решения геологических задач. Среди этих задач первоочередными являются три: 1) определение относительного геологического возраста, 2) определение условий образования горной породы, её фациальный анализ, 3) определение породообразующего значения ископаемых.
При описании ископаемых и заполнении свободных от текста полей рабочей тетради студент решает три перечисленные геологические задачи и доказывает свои выводы.
2. ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ЛАТИНСКИХ НАЗВАНИЙ
Латинский алфавит
Иногда в латинском алфавите приводится буква W.
Это ошибка. Латинский алфавит, в отличие от английского, содержит только 25 букв (см. табл. 1). Для более детального ознакомления с латинским языком можно обратиться к специальным учебникам и словарям (например: Латинский язык /А.И.Зайцев, Т.П.Корыхалова, Н.В.Крайзмер, Ю.В.Откупщиков, Е.К.Товстик, Е.И.Чекалова. Изд. 2-е, доп. и перераб. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 256 с.).
Таблица 1
Латинский алфавит
№ | Буква латинского алфавита | Название буквы | Произношение в тексте (фонема) |
A a | а | а | |
B b | бэ | б | |
C c | цэ | ц, к | |
D d | дэ | д | |
E e | э | э | |
F f | эф | ф | |
G g | гэ | г | |
H h | ха | х, [г+х ] | |
I i | и | и | |
J j | йот | й | |
K k | ка | к | |
L l | эль | ль | |
M m | эм | м | |
N n | эн | н | |
O o | о | о | |
P p | пэ | п | |
Q q | ку | к | |
R r | эр | р | |
S s | эс | с, з | |
T t | тэ | т | |
U u | у | у | |
V v | вэ | в | |
X x | икс | кс | |
Y y | ипсилон | и | |
Z z | зэта | з, ц |
Таблица 2
Правила произношения латинских названий
Латинская буква, буквосоче-тание | Правила произношения | Пример |
C c | перед e, i, y и сочетаниями oe, ae произносится как « ц »; в остальных случаях – как« к » | Cephalopoda (цефалопода). Cystoidea (цистоидея). Hexacoralla (гексакоралла) |
G g | соответствует русскому « г » | Gastropoda (гастропода) |
H h | соответствует украинскому « г » (см.табл.1) | Hexacoralla (гексакоралла) |
L l | мягко, как « ль » | Lagena (лягена) |
Q q | соответствует «к» и всегда сочетается с буквой «u» и произносится как « кв » | aqua (аква) |
S s | произносится как русское « с », а в середине слова между двумя гласными как « з » | Spongia ( спонгиа), Dysodonta ( дизодонта ) |
X x | произносится как двойной звук« кс » | Hexacoralla (гексакоралла) |
Y y | произносится как «и»(упо-требляется только в словах греческого происхождения) | Ichtys ( ихтис ) |
Z z | произносится как « з » | zoon (зоон) |
ae | произносится как русское « э » | Phaeophyta ( фэофита ) |
oe | произносится как русское « ё » | Coelenterata (цЁлентерата) |
au | произносится как « ау » | aulos (аулос) |
eu | произносится как « эу » | teutis (тэутис) |
ch | произносится как русское « х » | Chama (хама) |
ph | произносится как русское « ф » | Phyllopoda (филлопода), Philippus (Филипус) |
rh | произносится как русское « р » | Rhodophyta (родофита) |
th | как русское « т » | Thecoidea (тэкоидея) |
sch | произносится как русское « cх » | Schizodonta (схизодонта) |
zh | произносится как русское « ж » | (Ruzhencev) Руженцев |
ngu | перед гласными читается как русское « нгв » | lingua (лингва) |
Ударение
Каждое слово состоит из элементарных звуков (фонем). Фонемы слагаются в слоги. Слоги, составленные из фонем, образуют слова. Произнесённые вслух фонемы образуют слово, которое мы слышим. Одна из фонем (в одном из слогов) произносится громче остальных, «с ударением». Обычно ударения ставится в слове «по правилам», но возможны случаи ударения, которые обусловлены ранее сложившимися традициями.
В многосложных словах постановка ударения зависит от долготы или краткости произнесения фонемы в слоге.
Например, в слове Italia (I-ta-li-a) предпоследний слог(-ли-)краткий (фонетическая транскрипция этого слова: и-ТА-ли-а), поэтомуударение ставится на третьем с конца слоге: (I-ta-li-a), произносится как «и-ТА-ли-а».
Например, в слове monumentum (mo-nu-men-tum) предпоследний слог (-мен-) долог, его можно произнести в слове mo-nu-men-tum нараспев(мо-ну-мееееен-тум), поэтомуударение ставится на втором с конца слоге: (mo-nu-men-tum), произносится как «мо-ну-МЕН-тум».
Таким образом, каждое слово имеет ударение: двусложное слово – на предпоследнем слоге (pa-ter); многосложное слово – на предпоследнем слоге (mo-nu-men-tum, tri-um-phus), если он долог; если же он краток, то на третьем от конца слоге (his-to-ri-a, I-ta-li-a).
Дальше третьего слога ударения не бывает.
В виде исключения, ударение ставится по сложившейся традиции (См.: Латинский язык. Л.: ЛГУ, 1974. С.71).
2.4. Примеры чтения латинских наименований «с ударением»
Animalia: A-ni-ma-li-a Schysodonta: Schy-so-don-ta
Archaeocyati: Ar-chae-o-cy-a-ti Silicispongia: Si-li-ci-spon-gi-a
Receptaculita: Re-cep-ta-cu-li-ta Scyphozoa: Scy-pho-zo-a
Conodonta: Co-no-don-ta Echinodermata: E-chi-no-der-ma-ta
Coelenterata: Coe-len-te-ra-ta Nautiloidea: Nau-ti-lo-i-de-a
Spongia: Spon-gi-a Nautilus: Nau-ti-lus
Silicispongia: Si-li-ci-spon-gi-a Nauta: Nau-ta
Protozoa: Pro-to-zo-a pompilus: pom-pi-lus
Brachiopoda: Bra-chi-o-po-da Nautilus: Nau-ti-lus
Arthropoda: Ar-thro-po-da Ammonitida: Am-mo-ni-ti-da
Echinodermata: E-chi-no-der-ma-ta Ceratitida: Ce-ra-ti-ti-da
Hemichordata: He-mi-chor-da-ta Clymeniida: Cly-me-ni-i-da
Vermes: Ver-mes Insecta: In-sec-ta
Scyphozoa: Scy-pho-zo-a Trilobita: Tri-lo-bi-ta
Conulata: Co-nu-la-ta Merostomata: Me-ro-sto-ma-ta
Conularia: Co-nu-la-ri-a Crinoidea: Cri-no-i-de-a
3. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
«КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКОПАЕМЫХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ»
Надцарство Эукариоты. Ядерные. Eucaryota (Animalia, Invertebrata)
Царство Животные. Zoa (Animalia)
Группа Беспозвоночные. Invertebrata ……….. PR2 - Qrcnt
Типы беспозвоночных животных:
1. Простейшие. Protozoa …….…………..…… Є - Qrcnt
2. Археоциаты. Archaeocyatha …...………..… Є1 - Є2
3. Рецептакулиты. Receptaculita ………....… Є3 - С1
4. Губки. Spongia ………..……..………...…… Є - Qrcnt
5. Черви (надтип). Vermes …...…..………….. PR2 - Qrcnt
6. Кишечнополостные. Coelenterata …….…. PR2 - Qrcnt
7. Мягкотелые. Mollusca …………..………... Є - Qrcnt
8. Брахиоподы. Brachiopoda ….………...….. Є - Qrcnt
9. Членистоногие. Arthropoda ….…………… Є - Qrcnt
10. Иглокожие. Echinodermata ……………… Є - Qrcnt
11. Мшанки. Bryozoa ………………….…… О - Qrcnt
12. Полухордовые. Hemichordata ……..…… Є2 - С1
13. Конодонты. Conodonta ……….........…… Є - Т
* * *
1. Тип Protozoa. Простейшие.. ……………………………...Є - Qrcnt
Класс Sarcodina. Саркодовые ………………….……. Є - Qrcnt
Подкласс Radiolaria. Радиолярии. ……………..… Є - Qrcnt
Подкласс Foraminifera. Фораминиферы. ………… Є - Qrcnt
Группа «Мелкие» фораминиферы. ………… Є - Qrcnt
Отряд Fusulinida. Фузулиниды. ……………. C - P
Отряд Nummulitida. Нуммулитиды. ………... K2 - Qrcnt (E!)
2. Тип Archaeocyatha. Археоциаты.. …………………….….. Є1 - Є2
Класс Regulares. Правильные археоциаты. ………..… Є1
Класс Irregulares. Неправильные археоциаты. …….… Є1 - Є2
3. Тип Receptaculita. Рецептакулиты.. ………………………. Є3 - С1
4. Тип Spongia. Губки.. ……………………………………….. Є - Qrcnt
Класс Silicispongia. Кремнёвые губки.. ……………….. Є - Qrcnt
Класс Calcispongia. Известковые губки. ……………… D - Qrcnt
5. Надтип Vermes. Черви.. ………………………….………... PR2 - Qrcnt
Тип Annelida. Кольчатые черви. ………………..…... PR2 - Qrcnt
Род Serpula. Серпула. ……………………...……. S - Qrcnt
Род Spirorbis. Спирорбис. ………………………. S - Qrcnt
6. Тип Coelenterata. Кишечнополостные. …………………. PR2 - Qrcnt
Подтип Cnidaria. Стрекающие. ……………………….. PR2 - Qrcnt
Класс Hydrozoa. Гидроидные. ……………………..…. Є - Qrcnt
Подкласс Stromatopora. Строматопораты. …….Є - P
Подкласс Hydroidea. Гидроидные полипы. ……Є - Qrcnt
Класс Anthozoa. Коралловые полипы. ……………..… Є2 - Qrcnt
Подкласс Tabulata. Табуляты. ………………….. Є2 - P
Подкласс Tetracoralla. Четырёхлучевые. ……… O - P
Подкласс Hexacoralla. Шестилучевые. ………… T - Qrcnt
Подкласс Heliolitoidea. Гелиолитоидеи. ..………. O2 - D2
Подкласс Octacoralla. Восьмилучевые. ………… T - Qrcnt
Класс Scyphozoa. Сцифоидные. Медузы …………....… PR2 - Qrcnt
Группа Conulata ……………………………………… Є – T1 (Q?)
Род Conularia ……………………………………… Є3 - P
7. Тип Mollusca. Мягкотелые. ……………………..………. Є - Qrcnt
Класс Bivalvia (Pelecypoda). Двустворки ..………...... Є - Qrcnt
Отряд Taxodonta. Рядозубые. …………….……. Є - Qrcnt
Отряд Desmodonta. Ложечкозубые. …………… Є - Qrcnt
Отряд Dysodonta. Беззубые. ……………………. О - Qrcnt
Отряд Schysodonta. Расщеплённозубые. ………. О - Qrcnt
Отряд Heterodonta. Разнозубые. ……………….. S - Qrcnt
Отряд Pachiodobta. Мощнозубые. ……………… J3 - K
Класс Gastropoda. Брюхоногие …..…..……………….. Є - Qrcnt
Подкласс Prosobranchia. Переднежаберные. ….. Є - Qrcnt
Подкласс Opistobranchia. Заднежаберные. …….. С - Qrcnt
Подкласс Pulmonata. Лёгочники. ……………….. С - Qrcnt
Класс Tentaculata. Тентакулиты. ……………………….(О?)S - D
Класс Cephalopoda. Головоногие. …..…….…………... Є - Qrcnt
Подкласс Ectocochlia. Наружнораковинные. …..(Є1?)Є3 - Qrcnt
Надотряд Nautiloidea. Наутилоидеи. ………. (Є1?)Є3 - Qrcnt (O!)
Надотряд Ammonoidea. Аммоноидеи. ………. D - K
Отряд Goniatitida. Гониатитиды. .………..D - T
Отряд Clymeniida. Клименииды. ..…….… D3
Отряд Ceratitida. Цератитиды. ………….. P - T (T!)
Отряд Ammonitida. Аммонитиды. ………. T - K (J!)
Подкласс Endocochlia. Внутреннераковинные. …. D - Qrcnt
Надотряд Coleoidea. Колеоидеи. …….…..…… D - Qrcnt
Отряд Belemnitida. Белемнитиды. ..…..…..D - K (J+K!)
Тип Brachiopoda. Брахиоподы
Первый вариант
упрощённой классификации для проведения
деловой игры на знание терминологии, строения скелета
и принципов классификации брахиопод
8. Тип Brachiopoda. Брахиоподы ………………………….…...Є - Qrcnt
Класс Inarticulata. Беззамковые. …………...…………… Є - Qrcnt (Є+О!)
Группа Atremata. Атрематы. ………………….………. Є - Qrcnt
Группа Neotremata. Неотрематы. …………….………. Є - Qrcnt
Класс Articulata. Замковые. …………..……….....……… Є - Qrcnt (PZ!)
Группа Telotremata. Телотрематы. …………...………. О - Qrcnt
Группа Protremata. Протрематы. …………...…………. О - Qrcnt
Второй вариант
к самостоятельной работе по теме
на основе одного из вариантов современной классификации типа
для определения родов и видов замковых брахиопод
с помощью определителей и справочников
8. Тип Brachiopoda. Брахиоподы ………………………….…...Є - Qrcnt
Класс Articulata. Замковые. …………..……….....…… Є - Qrcnt (PZ!)
Отряд Ortida. Ортиды. .………………………….Є - P
Род Ortis. …………………………………… О1
Отряд Pentamerida. Пентамериды. ….……….…Є - D
Род Pentamerus. ……………………………. О - S
Род Conchidium. ……………………………. О - S
Род Conchidiella. …………………………… D2
Отряд Rhynchonellida. Ринхонеллиды. ……….. .О2 - Qrcnt
Отряд Productida. Продуктиды. ……………….. S - P
Род Gigantoproductus. ……………………… C1
Род Productus. …………………………….… C
Род Strophalosia. ……………………………. C - P
Отряд Spiriferida. Спирифериды. ………………. O3 - J1
Род Spirifer. ………………………………………… S - P
Род Choristites. …………………………………..… C - P
Отряд Strophomenida. Строфомениды. ……………….. O - D
Отряд Atripida. Атрипиды. ………………………….…. O2 - C1
Род Karpinskia. ……………………………………… D1 - D2
Отряд Terebratulida. Теребратулиды. …..………………. S - Qrcnt
Род Stringocephalus. ……………………………….… D2zh
9. Тип Arthropoda. Членистоногие. ……………….…………………..Є - Qrcnt
Класс Trilobita. Трилобиты. …………..………....……………... Є - P (Є +O+S!)
Подкласс Miomera. Малочленистые. ……..….....………… Є – O
Подкласс Polymera. Многочленистые. ……..…...………... Є - P
Класс Crustacea. Ракообразные. ………………….....…………. Є - Qrcnt
Подкласс Ostracoda. Ракушковые рачки. .….....………….. Є - Qrcnt
Подкласс Branchiopoda. Жаброногие. …………………….(Є?)D - Qrcnt
Отряд Phyllopoda. ……………………………. …………(Є?)D - Qrcnt
Подкласс Cirripedia. Усоногие рачки. .…...…….………….S - Qrcnt
Класс Insecta. Насекомые. ……………………….……..……….D - Qrcnt
Подкласс Apterigota. Первичнобескрылые. .…...………….D - Qrcnt
Подкласс Pterigota.Крылатые. .………………….…………С - Qrcnt
Надкласс Chelicerata. Хелицеровые. ……………….…. …………..Є - P (S+D!)
· скорпионы (водные: S2; наземные: D-Qrcnt),
· пауки (D-Qrcnt)
Класс Merostomata. Меростомовые. ….………..….…………... Є - P
· современные и ископаемы мечехвосты
Отряд Eurypterida. Эвриптериды. …..………………….. О - P (S+D!)
10. Тип Echinodermata. Иглокожие.. ……………….……………….. Є 2 - Qrcnt
Подтип Pelmatozoa. Прикреплённые. ……………………………. Є 2 - Qrcnt
Класс Cystoidea. Морские пузыри. …….……………………... (Є2)O - D2(O!)
Класс Crinoidea. Морские лилии. ………………..……………. О - Qrcnt
Класс Blastoidea. Морские бутоны. ……………………………. S - Qrcnt
Подтип Eleuterozoa. Неприкреплённые. ………………………….. O - Qrcnt
Класс Echinoidea. Морские ежи. …….……………..……………О - Qrcnt
· «новые» морские ежи ……………….………………..T - Qrcnt
· «неправильные» морские ежи …………….………….J - Qrcnt
11. Тип Bryozoa. Мшанки. ……………….……………………………..О - Qrcnt
Класс Gimnolaemata. Голоротые. ..………………..……………. О - Qrcnt
Отряд Cyclostomata. Круглоротые. ………………………..О - Qrcnt
Отряд Trepostomata. Изменённоротые. ……….. …………О - Т1
Отряд Cryptostomata. Скрыторотые. ………………………О - Т1
Отряд Cheilostomata. Губоротые. ………………………….J2 - Qrcnt
Класс Phylactolaemata. Покрыторотые. ………..…..…………… Р - Qrcnt
12. Тип Hemichordata. Полухордовые. ……………………………….. Є2 - Qrcnt
Класс. Graptolitina. Граптолиты. ……………….…..……………Є2 - С1
Подкласс Stereostolonata. Стереостолонаты. ………………Є2 - С1
ПодклассGraptoloidea. Граптолоидеи. ……………………. O - D1
13. Тип Conodonta. Конодонты. ……..…………………………………Є2 - Т
4. ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ
1. Тип Protozoa. Простейшие.. ……………………………...Є – Qrcnt
Класс Sarcodina. Саркодовые ………………….……. Є - Qrcnt
Подкласс Radiolaria. Радиолярии. ……………..… Є – Qrcnt
№1
Подкласс Foraminifera. Фораминиферы. ………… Є – Qrcnt
Группа «Мелкие» фораминиферы. ………… Є – Qrcnt
№2
Отряд Fusulinida. Фузулиниды. ……………. C – P
№3
Отряд Nummulitida. Нуммулитиды. ………... K2 - Qrcnt (E!)
№4
2. Тип Archaeocyatha. Археоциаты.. …………………….….. Є1 - Є2
Класс Regulares. Правильные археоциаты. ………..… Є1
№5
3. Тип Receptaculita. Рецептакулиты.. ………………………. Є3 - С1
№6
4. Тип Spongia. Губки.. ……………………………………….. Є - Qrcnt
Класс Silicispongia. Кремнёвые губки.. ……………….. Є - Qrcnt
Класс Calcispongia. Известковые губки. ……………….D – Qrcnt
№7
5. Надтип Vermes. Черви.. ………………………….………... PR2 - Qrcnt
Тип Annelida. Кольчатые черви. ………………..…... PR2 - Qrcnt
Род Serpula. Серпула. ……………………...……. S – Qrcnt
№8
Род Spirorbis. Спирорбис. ………………………. S – Qrcnt
№9
6. Тип Coelenterata. Кишечнополостные. …………………. PR2 - Qrcnt
Подтип Cnidaria. Стрекающие. ……………………….. PR2 - Qrcnt
Класс Hydrozoa. Гидроидные. ……………………..…. Є - Qrcnt
Подкласс Stromatopora. Строматопораты. …….Є – P
№10
Подкласс Hydroidea. Гидроидные полипы. ……Є – Qrcnt
№11
Класс Anthozoa. Коралловые полипы. ……………..… Є2 - Qrcnt
Подкласс Tabulata. Табуляты. ………………….. Є2 – P
№12
Подкласс Tetracoralla. Четырёхлучевые. ……… O – P
№13
Подкласс Hexacoralla. Шестилучевые. ………… T – Qrcnt
№14
Подкласс Heliolitoidea. Гелиолитоидеи. ..………. O2 - D2
№15
Подкласс Octacoralla. Восьмилучевые. ………… T – Qrcnt
№16
7. Тип Mollusca. Мягкотелые. ……………………..………. Є - Qrcnt
Класс Bivalvia (Pelecypoda). Двустворки ..………...... Є - Qrcnt
Отряд Taxodonta. Рядозубые. …………….……. Є – Qrcnt
№17
Отряд Desmodonta. Ложечкозубые. …………… Є – Qrcnt
№18
Отряд Dysodonta. Беззубые. ……………………. О – Qrcnt
№19
Отряд Schysodonta. Расщеплённозубые. ………. О – Qrcnt
№20
Отряд Heterodonta. Разнозубые. ……………….. S – Qrcnt
№21
Отряд Pachiodobta. Мощнозубые. ……………… J3 – K
№22
Класс Gastropoda. Брюхоногие …..…..……………….. Є - Qrcnt
Подкласс Prosobranchia. Переднежаберные. ….. Є - Qrcnt
Подкласс Opistobranchia. Заднежаберные. …….. С - Qrcnt
Подкласс Pulmonata. Лёгочники. ……………….. С – Qrcnt
№23
Класс Tentaculata. Тентакулиты. ……………………….(О?)S – D
№24
Класс Cephalopoda. Головоногие. …..…….…………... Є - Qrcnt
Подкласс Ectocochlia. Наружнораковинные. …..(Є1?)Є3 - Qrcnt
Надотряд Nautiloidea. Наутилоидеи. ………. (Є1?)Є3 - Qrcnt (O!)
№25
Надотряд Ammonoidea. Аммоноидеи. ………. D - K
Отряд Goniatitida. Гониатитиды. .………..D – T
№26
Отряд Clymeniida. Клименииды. ..…….… D3
№27
Отряд Ceratitida. Цератитиды. ………….. P2 - T (T!)
№28
Отряд Ammonitida. Аммонитиды. ………. T - K (J!)
№29
Подкласс Endocochlia. Внутреннераковинные. …. D - Qrcnt
Надотряд Coleoidea. Колеоидеи. …….…..…… D - Qrcnt
Отряд Belemnitida. Белемнитиды. ..…..…..D - K (J+K!)
№30
8. Тип Brachiopoda. Брахиоподы. …………………………....Є - Qrcnt
Класс Inarticulata. Беззамковые. …………..... ………. Є - Qrcnt (Є+О!)
Группа Atremata. Атрематы. ………………….……. Є – Qrcnt
№31
Группа Neotremata. Неотрематы. …………….…… .Є – Qrcnt
№32
Класс Articulata. Замковые. …………..……….....…… Є - Qrcnt (PZ!)
№33
9. Тип Arthropoda. Членистоногие. ……………….…………………..Є - Qrcnt
Класс Trilobita. Трилобиты. …………..………....……………... Є - P (Є+O+S!)
Подкласс Miomera. Малочленистые. ……..….....………… Є – O
№34
Подкласс Polymera. Многочленистые. ……..…...………... Є – P
№35
Класс Crustacea. Ракообразные. ………………….....…………. Є - Qrcnt
Подкласс Ostracoda. Ракушковые рачки. .….....………….. Є - Qrcnt
№36
Подкласс Branchiopoda. Жаброногие. …………………….(Є?)D - Qrcnt
Отряд Phyllopoda. ……………………………. …………(Є?)D – Qrcnt
№37
Подкласс Cirripedia. Усоногие рачки. .…...…….………….S – Qrcnt
№38
Класс Insecta. Насекомые. ……………………….……..……….D - Qrcnt
Подкласс Apterigota. Первичнобескрылые. .…...………….D - Qrcnt
Подкласс Pterigota.Крылатые. .………………….…………С – Qrcnt
№39
Надкласс Chelicerata. Хелицеровые. ……………….…. …………..Є - P (S+D!)
· скорпионы (водные: S2; наземные: D-Qrcnt),
· пауки (D-Qrcnt)
Класс Merostomata. Меростомовые. ….………..….…………... Є - P
· современные и ископаемы мечехвосты
Отряд Eurypterida. Эвриптериды. …..………………….. О - P (S+D!)
№40
10. Тип Echinodermata. Иглокожие.. ……………….……………….. Є 2 - Qrcnt
Подтип Pelmatozoa. Прикреплённые. ……………………………. Є 2 - Qrcnt
Класс Cystoidea. Морские пузыри. …….……………………... (Є2)O - D2(O!)
№41
Класс Crinoidea. Морские лилии. ………………..……………. О – Qrcnt
№42
Класс Blastoidea. Морские бутоны. ……………………………. S – Qrcnt
№43
Подтип Eleuterozoa. Неприкреплённые. ………………………….. O - Qrcnt
Класс Echinoidea. Морские ежи. …….……………..……………О - Qrcnt
· «новые» морские ежи ……………….………………..T – Qrcnt
№44
· «неправильные» морские ежи …………….………….J – Qrcnt
№45
11. Тип Bryozoa. Мшанки. ……………….……………………………..О - Qrcnt
Класс Gimnolaemata. Голоротые. ..………………..……………. О – Qrcnt
Отряд Cyclostomata. Круглоротые. ………………………..О – Qrcnt
№46
Отряд Trepostomata. Изменённоротые. ……….. …………О - Т1
№47
Отряд Cryptostomata. Скрыторотые. ………………………О - Т1
№48
Отряд Cheilostomata. Губоротые. ………………………….J2 – Qrcnt
№49
12. Тип Hemichordata. Полухордовые. ……………………………….. Є2 - Qrcnt
Класс. Graptolitina. Граптолиты. ……………….…..……………Є2 - С1
Подкласс Stereostolonata. Стереостолонаты. ………………Є2 - С1
№50
ПодклассGraptoloidea. Граптолоидеи. ……………………. O - D1
№51
13. Тип Conodonta. Конодонты. ……..…………………………………Є2 - Т
№52
5. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА СПРАВОЧНОГО МАТЕРИАЛА
(ВОЗРАСТ, ФАЦИИ, ПОРОДООБРАЗОВАНИЕ)
Таблица 3
№№ п/п | Таксон | Страт. значен. _________ Возраст | Образ жизни, условия существо-вания | Фациальн. значение | Тафономия | Породообр. значение |
Regulares | велико Є1 (!) | морские, стеногалин., бентос, неритовые | велико: указат. обст. мор., нерит., солён. норм | захоронение на месте обитания без переноса | велико, рифо- образователи | |
Таблица 3 (продолжение)
№№ п/п | Таксон | Страт. значен. _________ Возраст | Образ жизни, условия существо-вания | Фациальн. значение | Тафономия | Породообр. значение |
Таблица 3(продолжение)
№№ п/п | Таксон | Страт. значен. _________ Возраст | Образ жизни, условия существо-вания | Фациальн. значение | Тафономия | Породообр. значение |
Таблица 3 (продолжение)
№№ п/п | Таксон | Страт. значен. _________ Возраст | Образ жизни, условия существо-вания | Фациальн. значение | Тафономия | Породообр. значение |
Таблица 3 (продолжение)
№№ п/п | Таксон | Страт. значен. ________ Возраст | Образ жизни, условия существо-вания | Фациальн. значение | Тафономия | Породообр. значение |
Таблица 3 (продолжение)
№№ п/п | Таксон | Страт. значен. _________ Возраст | Образ жизни, условия существо-вания | Фациальн. значение | Тафономия | Породообр. значение |
Библиографический список
1. Богоявленская О.В., Федоров М.В. Основы палеонтологии: учеб. для вузов. М.: Недра, 1990. 208 с.
2. Бодылевский В.И. Малый атлас руководящих ископаемых. Изд. 5-е. доп., Л.: Недра, 1990. 263 с.
3. Гречишникова И. А., Левицкий Е.С. Практические занятия по исторической геологии: учеб. пособие для студ. геол. специальностей вузов. М.:Недра,1979. 168 с.
4. Латинский язык /А.И. Зайцев, Т.П. Корыхалова, Н.В. Крайзмер, Ю.В. Откупщиков, Е.К. Товстик, Е.И. Чекалова. Изд. 2-е, дополн. и переработ., Л.: ЛГУ, 1974. 256с.
5. Михайлова И. А., Бондаренко О.Б. Палеонтология: учебник. М.: МГУ, 2006. 592с.
6. Михайлова И. А., Бондаренко О.Б., Обручева О.П. Общая палеонтология: учебник. М.: МГУ, 1989. 384с.
7. Ожгибесов В.П. Палеонтология: Классификация ископаемых Procariota et Eucaryota: Flora (Phyta). Латинский язык: учеб.-метод. пособие для студ. геол. ф-та / Перм. ун-т; сост. В.П. Ожгибесов. Пермь, 2003. Ч.1. 16 с.
8. Ожгибесов В.П. Палеонтология: Классификация ископаемых: Procariota et Eucaryota: Flora (Phyta): учеб.-метод. изд. для студ. геол. ф-та / Перм. ун-т; сост. В.П. Ожгибесов. Пермь, 2003. Ч.2. 12с.
9. Ожгибесов В.П. Палеонтология. Классификация ископаемых: Procariota et Eucaryota: Flora, Invertebrata, Vertebrata: учеб.-метод. материал для студ. и аспирантов / Перм. ун-т; сост. В.П.Ожгибесов. Пермь, 2003. Ч.3. 20с.
10. Ожгибесов В.П. Историческая биология: концепция научного направления // Вестник Пермского университета. Науч. журнал. Вып.3. ГЕОЛОГИЯ. – Пермь: Перм. ун-та, 1999. С. 89–93.
11. Ожгибесов В.П. Общая шкала этапов геоастрономической хронологии // Геология и полезные ископаемые Западного Урала: Материалы юбил. конф., посв. 80-летию геол. ф-та и 95-летию Перм. ун-та / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2011. С. 9–12.
12. Палеонтология: Классификация ископаемых Procariota et Eucaryota: Flora (Phyta). Латинский язык: учеб.-метод. материал для студ. геол. ф-та / Перм. гос. нац. иссл. ун-т; Пермь, сост. В.П. Ожгибесов. Пермь, 2011. 21с. URL: http://nsportal.ru/ozhgibesov-vladimir-petrovich.
13. Ожгибесов В.П. Общая стратиграфическая шкала: аутентичное метод. издание по материалам Стратиграфического кодекса России (2006). Справочный материал для студентов и преподавателей, методические рекомендации и задания для самостоятельной работы студ. геол. ф-та / Перм. гос. нац. иссл. ун-т; Пермь, сост. В.П. Ожгибесов. Пермь, 2011. 12 с. URL: http://nsportal.ru/ozhgibesov-vladimir-petrovich.
14. Стратиграфический кодекс России. Изд. 3-е. СПб.: ВСЕГЕИ, 2006. 96с.
15. тратиграфический кодекс. Изд. 2-е, доп. Утв. пленумом МСК 31 января 1991 г. СПб.: Межвед. стратиграф. комитет, 1992. 120 с.
16. Gradstein, Ogg and other, 2004: A Geologic Time Scale – 2004.
17. International Stratigraphic Chart // Explanatory note to the International Stratigraphic Chart: Courtesy of the Division of Earth Sciences / UNESCO. 2000. P. 1–16
Приложения
Таблица 4