Горизонтальные взаимосвязи

Обдумывая, что надо сказать на уровне ниже, вы должны не просто от­вечать на вопрос, поставленный уровнем выше. Важно, чтобы ответы были логичными. То есть вы должны использовать ясные и понятные индуктивные или дедуктивные аргументы. Отметьте для себя: или одни, или другие, но никогда дедуктивные и индуктивные вместе. Помните, что за исключени­ем дедуктивной и индуктивной других видов логической взаимосвязи не существует.

Группа идей, объединенных дедуктивными взаимосвязями, представ­ляет аргументы последовательно. То есть первое положение содержит не­кое высказывание о ситуации, которая существует в мире сегодня. Второе уточняет объект (тему) или предикат высказывания, а в третьем связыва­ются два первых положения. Так, идеи, объединенные в группу, могут быть поданы так:

• человек смертен,

• Сократ - человек,

• следовательно, Сократ смертен.

Чтобы подняться на один уровень абстракции выше над группой с дедук­тивными связями, вы резюмируете, акцентируя, подчеркивая заключительное положение: «Так как Сократ - человек, он смертен».

В индуктивной группе идеи, напротив, связаны только наличием какой-то общей черты или отношением к факту. Такие идеи, как правило, могут быть обобщены одним существительным во множественном числе или со­бирательным существительным (доводы за, возражения против, шаги, про­блемы и т.д.). Примерная форма построения индуктивных аргументов мо­жет быть такой:

• французские танки у польской границы,

• немецкие танки у польской границы,

• русские танки у польской границы.

Здесь, для того чтобы подняться на уровень абстракции выше, вы строите свой вывод на утверждении, родственном для всех трех суждений. Ищете то, что их может объединить. В нашем примере это какие-то военные приготовления против Польши. Тогда вывод будет примерно таким: «Польша накануне танкового вторжения».

Итак, когда вы пишете и отвечаете на вопрос, используя дедуктивную аргу­ментацию, вы должны: во втором суждении комментировать объект (тему) или

предикат* (информацию) первого суждения, а в третьем суждении строить вывод, исходя из первых двух. Если вы используете индуктивные обоснования, вы объединяете идеи в группу на основе их логического сходства. Помните об обязательной необходимости описать их существительным во множественном числе.

Учитывая все вышесказанное, теперь вы можете сказать, что любая идея в пирамиде подразумевает все остальные. И вы могли бы начинать построение своих пирамид с любой единичной идеи, добавляя остальные туда, куда требу­ется - на нижние или верхние уровни абстракции, либо на тот же уровень. Но существует одно обязательное условие, без соблюдения которого не стоит при­ниматься за пирамиду смыслов. Это постановка ключевого вопроса, разверну­тым ответом на который и является ваш документ. И ставится этот вопрос в по­вествовательном Введении.

Как построить Введение в документ

Итак, вы уже хорошо разобрались в том, что пирамидальная структура поз­воляет вам вести с читателем диалог, построенный на вопросах и ответах. Но такой диалог не сможет привлечь внимание читателя, если начнется с неинте­ресной либо незначимой для него мысли или утверждения. Поэтому, чтобы быть уверенным, что вы захватите его внимание, необходимо начинать с такого вопроса, который уже существует и уже актуален для читателей.

Выше говорилось, что пишем мы в первую очередь для того, чтобы рас­сказать людям нечто, чего они еще не знают. Это так. Но читатель хочет узнать только то, что ему надо узнать. Если у него нет никаких проблем, у него не будет никаких вопросов. А если нет вопросов, следовательно, нет и проблем.

Поэтому свой документ/выступление необходимо строить так, чтобы отве­чать на уже существующий у читателя вопрос. Или отвечать на такой, который возник бы у него, если бы он на минутку задумался о том, что вокруг него про­исходит. Именно для этого и существует Введение. В нем вы подводите читате­ля к вопросу, указывая на ситуацию, которая этот вопрос породила.

Поскольку ситуация будет описанием каких-то событий или фактов, следует строить ее в классических канонах последовательного развития. Начните с време­ни и места. Затем расскажите, что обнаружилось (какие осложнения появились), как эта ситуация, развиваясь, привела (или могла бы привести) к возникнове­нию острого вопроса, ответить на который вы и собираетесь в своем доку­менте.

Классическая цепочка - ситуация, затруднение, вопрос, разрешение - поз­волит вам убедиться в том, что вы с читателем «начинаете с одного и того же места». А после этого берите читателя за руку и ведите через все ваши сообра­жения. К тому же такой подход поможет вам сконцентрироваться на главной мысли документа, а значит, даст возможность оценить ее актуальность. Он же позволит проверить способ подачи - прямой ли путь вы избрали?

Проиллюстрируем это на примерах из Введений в типичные бизнес-доку-менты.

*Предикат —это характеристика субъекта (предмета) речи. Аристотель выделял 4 типа признаков, способных играть роль предиката: родовые, видовые, собственные и случайные.

«Цель этой докладной записки - объединить ряд соображений для обдумывания и последующего обсуждения:

1. Организация Правления и его состав.

2. О роли Правления и Исполнительного Комитета, специфике их работы и взаимодействия.

3. Привлечение в Правление дополнительных сотрудников. Вопросы их
эффективной работы.

4. Правила избрания членов Правления и сроки их пребывания в долж--ности.

5. Альтернативные варианты комплектования Правления и Исполнитель-ного Комитета, предложенные с целью повысить эффективность их работы».

Обратите внимание, насколько легче было бы выразить цель докладной записки, если дополнить ее небольшой повествовательной преамбулой.

«Новая организация работы, принятая в октябре, переносит ответствен­ность за принятие решений непосредственно на плечи менеджеров двух подразделений. Такая реорганизация позволяет Правлению сосредоточить­ся на принципиальных вопросах текущей политики и перспективного пла­нирования.

Однако Правление оказалось слишком перегружено вопросами кратко­срочной политики, что не позволяет ему уделить должное внимание стратеги­ческим проблемам. Поэтому необходимо внести в работу Правления изме­нения. Полагаем, следовало бы:

• перенести ответственность за повседневное управление на Исполнитель-ный Комитет,

• расширить состав Правления и Комитета,

• определиться с политикой и процедурами для формализации внутренней деятельности».

Подытожим. Введение рассказывает читателю в кратком виде о том, что он уже знает или должен был бы знать о проблеме, которую вы собираетесь пред­ложить для обсуждения. Таким образом, Введение напоминает ему о вопросах, на которые он получит ответ в предлагаемом документе. Предварительный рас­сказ внятно очерчивает границы ситуации, акцентирует затруднения, порожда­ющие проблему, - и читатель ждет от вас ответа.

Сразу же после Введения вы отвечаете на основной вопрос (ответ - это главная мысль, вершина пирамиды смыслов). Этот ответ породит новые второ­степенные вопросы, и вы будете отвечать на них, но уже на других подчинен­ных уровнях иерархии.

В чем практическая польза от трех правил, описанных в этой главе? Верти­кальный диалог, построенный на вопросах и ответах, горизонтальная дедуктив-

ная или индуктивная связь, повествовательный стиль Вступления? Как они по­могают разобраться в ваших собственных идеях и выстроить из них пирамиду смыслов? Напомним ответы на эти вопросы:

Зная принципы вертикальной организации структуры, вы сможете опреде­лить, какие именно идеи и соображения уместно объединить в группы (такие, при помощи которых можно найти ответы на вопрос).

Зная принципы организации горизонтальных взаимосвязей, вы сможете оце­
нить, достойны ли идеи того, чтобы их объединять в одни группы (определить,
одного ли они рода и как - индуктивно или дедуктивно - связаны между со­
бой). у

И, самое главное, зная злободневный читательский вопрос (вы сами подго­товили читателя к узнаванию), вы будете уверены в том, что все ваши идеи связанные воедино, будут значимы (то есть, приведены только для ответов на заинтересованные, уместные вопросы читателя).

Возможно, теперь вы хотите подробнее узнать о том, как использовать дан­ные «строительные блоки» для создания полноценного документа. Мы расска­жем об этом в третьей главе.

Глава 3

Начинаем строить пирамиду

Горизонтальные взаимосвязи - student2.ru Обычно садясь за стол писать, вы обнаруживаете, что только приблизительно знаете, о чем хотите рассказать. Но что именно и каким образом - для вас про­блема. Эта неопределенность значительно увеличивает трудности построения ясной структуры. Как строить ее в форме пирамиды?

Ответ подсказывает сама структура. Она помогает вам, а не усложняет ра­боту. Имея представление о ней, вы уже точно знаете, как должен выглядеть документ, и, следовательно, можете его планировать. В начале вы поставите на вершину пирамиды высказывание с объектом (предметом/проблемой) и пре­дикатом (информацией о нем/ней). К тому же вы знаете, что объект высказы­вания — это сквозная тема всего документа.

Кроме того, это высказывание будет ответом на вопрос, уже стоящий перед читателем. А вопрос возник у читателя, потому что во Введении вы описали ситуацию (с которой читатель знаком) и возникшее затруднение (с которым читатель также знаком), породившее этот вопрос. Вероятно, вы даже прибли­зительно наметили некоторые из идей, которые хотите выразить в документе.

Этой совокупности знаний вполне достаточно для того, чтобы приступить к работе. Вы можете начать строительство пирамиды сверху и последовательно спускаться вниз, или начать снизу, поднимаясь на вершину. Первый способ обыч­но легче, чем второй, поэтому начнем с него.

Способ строительства «сверху вниз»

Начинать сверху обычно легче, потому что вы исходите из рассуждений о предметах/проблемах, которые хорошо известны читателю, потому что вы познакомили его с ними во Вступлении.

Однако вы не соблазняетесь желанием просто сесть и начать составлять лишь бы какое Введение. Вместо этого вам хочется воспользоваться структурой Введения, чтобы последовательно выразить и предварительно оценить пра­вильность своих соображений. Хотите именно так? Тогда рекомендую вам следу­ющий порядок действий, изображенный на четвертом рисунке и описанный далее.

Рис. 4. Элементы структуры взаимозависимы Горизонтальные взаимосвязи - student2.ru

Наши рекомендации