Логическая модальность это логическая детерминированность суждения, истинность или ложность которого определяется структурой, или формой суждения
К логически истинным (L-и) относят суждения, выражающие законы логики; к логически ложным (L-л) — внутренне противоречивые суждения. Например, суждение р v ù p является логически истинным, ибо выражает закон исключенного третьего — какое бы суждение ни было подставлено вместо р, выражение р v ù p всегда будет истинным высказыванием. Соответственно всегда ложным будет суждение ù (р®р),как противоречащее закону тождества.
Логически истинные суждения вместе с логически ложными (L-и v L-л) образуют класс логически детерминированныхсуждений. Все остальные суждения, истинность или ложность которых не может быть определена исходя из их структуры, составляют класс фактически детерминированных суждений: F-и v F-л.
2) Фактическая модальность
Фактическая модальность связана с объективной, или физической детерминированностью суждений, когда их истинность и ложность определяются положением дел в реальной действительное' ти. К фактически истинным (F-и) относятся суждения, в которых связь между терминами соответствует реальным отношениям между предметами. Пример такого суждения: «Эйфелева башня находится в Париже». К фактически ложным (F-л) относятся суждения, в которых связь между терминами не соответствует действительности. К примеру: «Ни одно млекопитающее не живет в воде».
Объективная устойчивость и интенсивность реальных связей между предметами находит свое выражение в фактической модальности суждений с помощью алетических модальных понятий необходимости и случайности.
Необходимость-случайность. Фактически необходимыми являются суждения, в которых содержится информация о законах науки. Например: «Сумма внутренних углов треугольника равна 180°». В естественном языке такие суждения нередко выражают с помощью слов «необходимо», «обязательно», «непременно» и др. В логике для суждений необходимости принято выражение: «S необходимо есть (не есть) Р».В символическом языке для понятия необходимости общепринят знак , который называют оператором необходимости.
Суждения необходимости могут быть истинными, например: «Кислород необходим для поддержания жизни» ( р), но они могут быть и ложными, например: «Вода не кипит при 100°С в нормальных условиях» ( ù р). Вместе они составляют класс фактически необходимых суждений ( p v ù р)). Все остальные фактические суждения относятся к случайным.
Фактически случайные — это суждения, которые не содержат информации о законах науки, а их истинность и ложность определяются конкретными эмпирическими условиями. Например, суждение «Наполеон умер 5 мая 1821 года» является фактически случайным, ибо смерть Наполеона могла наступить как до, так и после этой даты.
Поскольку класс случайных суждений является дополнением к классу необходимых, постольку случайность можно определить через отрицание необходимости: к случайным относятся суждения, которые не являются необходимым ( p Ùù ù р).
Модальные понятия «необходимость» и «случайность» могут быть эквивалентно выражены другой парой модальных понятий — возможностьи невозможность.
Возможность-невозможность. Фактически возможными являются суждения, содержащие информацию о принципиальной совместимости выраженных в субъекте и предикате явлений.Например: «В Южной Америке в этом году возможно землетрясение» или другое суждение: «Футбольная команда А может выиграть матч у команды В». Это означает, что в обоих случаях не исключаются противоположные исходы — землетрясения в Южной Америке в том году может не быть; команда А может не выиграть матч у команды В.
В естественном языке показателями суждений возможности являются слова: возможно, может быть, не исключается, допускается и другие, когда они употребляются в качестве сказуемых (а не вводных слов).
В логике для суждений возможности принято выражение «S может быть (может не быть) Р».
В символическом языке для понятия возможности общепринят знак à, который называют оператором возможности. Выражение àр читается: «возможно р». Выражение àù р читается: «возможно не-р». В совокупности эти выражения составляют класс фактически возможных суждений: F(p) º àp v à ù р.
Дополнением к классу фактически возможных суждений является класс фактически невозможных суждений.Фактически невозможными являются суждения, содержащие информацию о принципиальной несовместимости выраженных в субъекте и предикате явлений. Например: «На Луне невозможна жизнь»; «Невозможно, чтобы в треугольнике сумма внутренних углов не была равна 180°».
В обобщенном виде фактически невозможные суждения могут быть представлены в следующем виде:
ù à р Ù ù àù р.
Модальные понятия необходимости и случайности нередко выражают через понятия невозможности и возможности. Операторы «необходимость» и «возможность» взаимоопределимы.
1) Необходимость р эквивалентна невозможности ù р:
ð pºù à ù p
2) Возможность р эквивалентна отрицанию необходимости ù р:
àpºù ù p
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое суждение и в какой языковой форме оно выражается?
2. Какова структура атрибутивных суждений и суждений с отношениями?
3. На какие виды делятся категорические суждения по количеству и качеству?
4. Какие суждения называются выделяющими и исключающими?
5. Что такое распределенность терминов в суждении?
6. Как распределены термины в суждениях А, Е, I, О, а также в выделяющих суждениях?
7. Какие виды сложных суждений Вы знаете и каковы условия их истинности?
8. Какие разновидности совместимых суждений Вы знаете и каковы их истинностные характеристики?
9. Чем отличается отношение противоречия от отношения противоположности? 10 Что такое эпистемическая модальность и какие виды эпистемической модальности Вам известны?
11. Как выражают в естественном языке проблематические суждения?
12. Как выразить деонтическую обязанность через запрещение?
13. Как выразить в символической записи запрещение?
14. Как выразить в символической записи разрешение через обязанность и запрещение?
15. В чем выражается деонтическая непротиворечивость, сбалансированность и полнота правовой системы?
Гл а в а V
ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и богатым по содержанию. Этот переход представляет собой последовательность следующих этапов: 1) постановка вопроса, 2) поиски новой информации в определенной области, 3) конструирование ответа на поставленный вопрос.
Грамматической формой вопроса является вопросительное предложение.
Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания. В процессе познания любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.
Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.
Постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют явно или неявно присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную форму развития знаний. Она всегда выступает направляющим началом в развитии естествознания и техники. Родоначальник индуктивной логики Френсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобретается исходная информация в социологии, экономике, правоведении, медицине и других областях.
Особая роль принадлежит вопросно-ответной форме в процессе судопроизводства. Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и многих других следственных действий. В судопроизводстве вопросно-ответная форма служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам.
В качестве примера приведем предусмотренную Уголовно-про-цессуальным кодексом Российской Федерации последовательность вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора.
При постановлении приговора суд в совещательной комнате разрешает следующие вопросы:
1) имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;
2) содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено;
3) совершил ли это деяние подсудимый;
4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;
5) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление;
6) какое именно наказание должно быть назначено подсудимому и подлежит ли оно отбытию подсудимым.
Далее в УПК РФ перечисляются еще пять подлежащих разрешению вопросов, касающихся: признания подсудимого особо опасным рецидивистом; удовлетворения гражданского иска; судьбы вещественных доказательств; судебных издержек; меры пресечения в отношении подсудимого.
УПК РФ предусматривает также вопросы, подлежащие разрешению прокурором по делу, поступившему с обвинительным заключением; вопросы, подлежащие выяснению при предании обвиняемого суду; вопросы, разрешаемые судом при вынесении определения о применении принудительных мер медицинского характера.
Виды вопросов
Рассмотрим основные виды вопросов с учетом: 1) семантики, 2) функций, 3) структуры, 4) отношения к обсуждаемой теме.
Семантика вопросов.
В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истинности и ложности, т.е. о вопросе не говорят как об истинном или ложном.
Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность или неправильность его постановки.
1) Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание.
2) Неправильно поставленным, или некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером неправильно поставленного может быть следующий вопрос: «Какой вид энергии используется на НЛО (неопознанных летающих объектах)?». Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании НЛО. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно, поставленном. Прежде чем выяснять вид используемой энергии, следует установить факт существования самих НЛО.
Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как. улавливающий,или «провокационный». Пример такой уловки — древнегреческий софистический[28] вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?» Любой ответ на него — и «да», и «нет» — приводит к признанию, что ты бил своего отца.
Функции вопросов.
По познавательной функции вопросы подразделяются на два основных вида: 1)уточняющие, или ли-вопросы, и 2) восполняющие, или что-вопросы.
1) Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что Колумб открыл Америку?»; «Является ли Швейцария членом НАТО?».
Грамматический признак уточняющих вопросов — наличие в предложении частицы ли: «Верно ли, что...»; «Является ли...»; «Действительно ли, что...» — и другие синонимичные выражения. Отсюда название уточняющего вопроса — «ли-вопрос».
Схема ли-вопроса в символической записи — ?(р), где ? — оператор вопроса, р — суждение, истинность которого выясняется.
Явно выраженная в ли-вопросе предпосылка — это знание о предмете (Колумбе; Швейцарии и т.п.) и знание о возможном признаке этого предмета (открыть Америку; быть членом НАТО; и т.п.). Неизвестным в ли-вопросе является принадлежность предмету указанного признака.
Область поиска ответа в ли-вопросе ограничена выбором одной из альтернатив: р Ú ù p. Отсюда другое название этого вопроса — закрытый, или альтернативный вопрос.
2) Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойству исследуемых явлений. Например: «Где состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны?»; «Кто открыл Америку?»; «Каким законом предусмотрено данное преступление?».
Грамматический признак восполняющих вопросов — наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? когда? как? — и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что представляет собой исследуемый объект. Отсюда и название восполняющего вопроса — «что-вопрос».
Схема что-вопроса в символической записи: ?Q(p), где ? — оператор вопроса, Q — переменная для вопросительного слова, р — исходная, нуждающаяся в дополнении информация.
В приведенных выше примерах нуждающееся в дополнении знание выражено в следующих суждениях: «Где-то состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны»; «Кто-то открыл Америку», «Совершено определенное (данное) преступление».
Область поиска ответов на что-вопрос представляет собою множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? и т.д.). Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах: месте, времени, причинах и т.д. исследуемых явлений. Поскольку ответ на что-вопрос — это выбор истинного суждения из множества возможных, то его называют открытым вопросом.
Структура вопросов.
По своему составу ли-вопросы и что-вопросы могут быть 1) простыми или 2) сложными.
1) Простым называют вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов.
В простом ли-вопросе под оператором вопроса стоит одно суждение — ?(р). В простом что-вопросе содержится лишь одно вопросительное слово Q, относящееся к одному нуждающемуся в дополнении суждению — ?Q(p).Все приведенные выше примеры ли-во-просов и что-вопросов являются простыми.
2) Сложным называют вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть а) соединительными(конъюнктивными); б) разделительными(дизъюнктивными); в) смешанными(соединительно-разделительными).
а) Соединительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанные союзом и.
Схема соединительного ли-вопроса имеет следующий вид: ?(р Ù q), т.е. «верно ли р и верно лиq?».Пример такого вопроса: «Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?»
Схема соединительного что-вопроса может иметь различные варианты. В одном случае конъюнктивно объединяются различные вопросительные слова: ?(Q1 Ù Q2 )(р), т.е. «где и когда имело местор». Пример такого вопроса — «Где и когда был подписан акт о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны?» Второй вариант — одно и то же вопросительное слово относится к различным суждениям: ?Q(p Ù q), т.е. «где имело место р и q?». Пример такого вопроса: «Где были подписаны акты о капитуляции Японии и Германии в конце Второй мировой войны?». Третий вариант сложного конъюнктивного что-вопроса — объединение первых двух: ?(Q1 ÙQ2 ) (р Ù q), т.е. «где и когда имело место р и q?».
б) Разделительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанных союзом или.
Схема разделительного ли-вопроса имеет следующий вид: ?(р v q), т.е. «верно р или верно q».Например: «Верно ли, что в данном случае имело место убийство или это было самоубийство?»
Схема разделительного что-вопроса, как и в случае соединительного, также имеет три разновидности. Первый вариант: ?(Q1 Ú Q2 )(р), т.е. «где или когда имело место р?». Пример такого вопроса: «Где или когда была Куликовская битва?» Второй вариант: ?Q(p v q), т.е. «Q относится к р или q?» Например: «Петр I разбил под Полтавой шведов или поляков?» Третий вариант вопроса: ?(Q1 ÚQ2 ) (р Ú q), т.е. «Q1 или Q2 относится к р или q?».
в) Смешанный вопрос — это объединение соединительных и разделительных вопросов:
(1) ?((p Ù q) v (m Ù n)),т.е. «верно ли р иq или т и п?». Это дизъюнктивный вопрос, включающий два конъюнктивных сочетания.
(2) ?(Q1(p v q) Ù Q2(m v n)), например: «Где могут быть обнаружены р или q и когда появятся т или п?»
Приведем пример смешанного вопроса, предусмотренного УПК РФ: «Содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?»
Этот сложный вопрос состоит из двух простых. Первый из них — ли-вопрос: «Содержит ли это деяние состав преступления?»; его схема — ?(р). Второй — что-вопрос: «Каким именно уголовным законом это деяние предусмотрено?»; его схема — ?Q(p). Вопросы эти связаны последовательной конъюнктивной связью: лишь получив утвердительный ответ на первый вопрос, можно ставить второй вопрос. Схема смешанного вопроса имеет следующий вид: ?(р)Ù ?Q(p),т.е. «Содержит ли деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?»