Раздел II № 2-1, 2-2

5. Р.П. Самусев «Анатомия человека» 2003

6. Р.П. Сапин, Э.В. Шведов «Анатомия человека» стр. 10-11,23.

Задания для самоподготовки студентов:

I) Подготовьте ответ на вопросы семинарско–практического занятия в предлагаемой последовательности:

1) По первому вопросу « свойства и функции клеток и тканей» необходимо знать:

  • Свойства и функции мембран, органелл, ядра клетки.
  • Функции соединительной, эпителиальной, нервной и мышечной тканей.
  • Свойства возбудимых клеток и тканей: возбудимость, проводимость, рефрактерность, лябильность, сократимость, утомляемость – определения.

При подготовке использовать таблицу №4 «Свойства и функциональная характеристика тканей»

Задание: Используя учебник «Физиология», материалы лекции выписать и выучить определения свойств тканей, указанных в таблице №4

2) По второму вопросу «Биоэлектрические явления в клетке и тканях» необходимо знать:

  • Роль мембраны клеток в формировании биоэлектрических явлений знаний, знание белков – рецепторов, ферментов, каналов и насосов.
  • Потенциал покоя и механизм его формирования, роль ионов натрия и калия.
  • Понятие о потенциале действия, механизме его формирования.
  • Понятие о поляризации, деполяризации и реполяризации.
  • Графическое изображение биоэлектрических потенциалов клетки.

При изучении данного вопроса использовать схему «Биоэлектрические потенциалы клетки», «структура мембраны клетки» (лекция 2-2)

Задание: «Используя знания физики и химии средней школы, определите законы физики и химии, лежащие в основе формирования биоэлектрических явлений в клетках»

3) По третьему вопросу «Возбудимые ткани – функциональная характеристика, особенность» необходимо знать:

  • Специфические свойства мышечной ткани, их особенности.
  • Специфические свойства нервной ткани, их особенности.
  • Виды нейронов по выполняемой функции.
  • Механизм процесса возбуждения.
  • Раздражитель – определения, виды (пороговые, надпороговые, подпороговые). Значения в процессе возбуждения.
  • Понятие о синапсе, его структура, функционирование (на примере мионеврального синапса).
  • Ответная реакция – как результат перехода клеток и ткани с состояния покоя в состояние возбуждения, её виды.
Задание: Используя материалы лекции 2-2, учебника «Физиология», объясните, как проявляются свойства возбудимых тканей для формирования ответной реакции и в какой последовательности?

4) По четвертому вопросу «Основы структурирования человека» необходимо знать:

  • Определения понятия – орган, система, их виды, структура.
  • Принцип структурирования организма человека.
  • Части организма человека, их структура, полости:

а) голова и шея

б) туловище – грудь, спина, живот

в) верхние конечности, составные части.

г) нижние конечности, составные части.

  • Уметь показать данные части на муляжах, друг друге.

При изучении данного вопроса необходимо:

  1. Используя наглядные пособия и влажные препараты, определите:

а) структуру органа: строму (остов) и паренхиму (функциональную специальную часть).

б) виды органов – единичные, парные и множественные (примеры), полные и паренхиматозные, опорные.

в) системы – их структуры, виды.

  1. На муляжах, скелете найти и показать головной отдел, туловище, верхние и нижние конечности, их составные части:

а) мозговой и лицевой части:

б) плечевой пояс, плечо, предплечье, кисти.

в) тазовый пояс, бедро, голень, стопа.

г) части кисти и стопы.

д) полости – грудная, брюшная, таза, головы.

5) По пятому вопросу «Поверхности, области, плоскости, оси человека. Топографические линии» необходимо знать и определять:

  • Поверхности тела человека: переднюю, заднюю, медиальную, латеральную, верхнюю, наружную и внутреннюю.
  • Области тела человека: лицевая, мозговая, брюшная, грудная, спины и др.
  • Плоскости: сагиттальная, фронтальная, горизонтальная.
  • Оси: вертикальные, сагиттальные, фронтальные.
  • Топографические линии: грудинные (стернальные), окологрудинные (парастернальные), среднеключичные (медиоклавикулярные), передние, средние и задние подмышечные (аксиллярные), лопаточные (скапулярные), околопозвоночные (паравертебральные).

При освоении знаний и умений по данному вопросу, используя фантомы, скелет человека, необходимо определить:

    1. Поверхности и области тела человека.
    2. Плоскости тела человека.
    3. Топографические оси и линии.

Наши рекомендации