Раздел II № 2-1, 2-2
5. Р.П. Самусев «Анатомия человека» 2003
6. Р.П. Сапин, Э.В. Шведов «Анатомия человека» стр. 10-11,23.
Задания для самоподготовки студентов:
I) Подготовьте ответ на вопросы семинарско–практического занятия в предлагаемой последовательности:
1) По первому вопросу « свойства и функции клеток и тканей» необходимо знать:
- Свойства и функции мембран, органелл, ядра клетки.
- Функции соединительной, эпителиальной, нервной и мышечной тканей.
- Свойства возбудимых клеток и тканей: возбудимость, проводимость, рефрактерность, лябильность, сократимость, утомляемость – определения.
При подготовке использовать таблицу №4 «Свойства и функциональная характеристика тканей»
Задание: Используя учебник «Физиология», материалы лекции выписать и выучить определения свойств тканей, указанных в таблице №4 |
2) По второму вопросу «Биоэлектрические явления в клетке и тканях» необходимо знать:
- Роль мембраны клеток в формировании биоэлектрических явлений знаний, знание белков – рецепторов, ферментов, каналов и насосов.
- Потенциал покоя и механизм его формирования, роль ионов натрия и калия.
- Понятие о потенциале действия, механизме его формирования.
- Понятие о поляризации, деполяризации и реполяризации.
- Графическое изображение биоэлектрических потенциалов клетки.
При изучении данного вопроса использовать схему «Биоэлектрические потенциалы клетки», «структура мембраны клетки» (лекция 2-2)
Задание: «Используя знания физики и химии средней школы, определите законы физики и химии, лежащие в основе формирования биоэлектрических явлений в клетках» |
3) По третьему вопросу «Возбудимые ткани – функциональная характеристика, особенность» необходимо знать:
- Специфические свойства мышечной ткани, их особенности.
- Специфические свойства нервной ткани, их особенности.
- Виды нейронов по выполняемой функции.
- Механизм процесса возбуждения.
- Раздражитель – определения, виды (пороговые, надпороговые, подпороговые). Значения в процессе возбуждения.
- Понятие о синапсе, его структура, функционирование (на примере мионеврального синапса).
- Ответная реакция – как результат перехода клеток и ткани с состояния покоя в состояние возбуждения, её виды.
Задание: Используя материалы лекции 2-2, учебника «Физиология», объясните, как проявляются свойства возбудимых тканей для формирования ответной реакции и в какой последовательности? |
4) По четвертому вопросу «Основы структурирования человека» необходимо знать:
- Определения понятия – орган, система, их виды, структура.
- Принцип структурирования организма человека.
- Части организма человека, их структура, полости:
а) голова и шея
б) туловище – грудь, спина, живот
в) верхние конечности, составные части.
г) нижние конечности, составные части.
- Уметь показать данные части на муляжах, друг друге.
При изучении данного вопроса необходимо:
- Используя наглядные пособия и влажные препараты, определите:
а) структуру органа: строму (остов) и паренхиму (функциональную специальную часть).
б) виды органов – единичные, парные и множественные (примеры), полные и паренхиматозные, опорные.
в) системы – их структуры, виды.
- На муляжах, скелете найти и показать головной отдел, туловище, верхние и нижние конечности, их составные части:
а) мозговой и лицевой части:
б) плечевой пояс, плечо, предплечье, кисти.
в) тазовый пояс, бедро, голень, стопа.
г) части кисти и стопы.
д) полости – грудная, брюшная, таза, головы.
5) По пятому вопросу «Поверхности, области, плоскости, оси человека. Топографические линии» необходимо знать и определять:
- Поверхности тела человека: переднюю, заднюю, медиальную, латеральную, верхнюю, наружную и внутреннюю.
- Области тела человека: лицевая, мозговая, брюшная, грудная, спины и др.
- Плоскости: сагиттальная, фронтальная, горизонтальная.
- Оси: вертикальные, сагиттальные, фронтальные.
- Топографические линии: грудинные (стернальные), окологрудинные (парастернальные), среднеключичные (медиоклавикулярные), передние, средние и задние подмышечные (аксиллярные), лопаточные (скапулярные), околопозвоночные (паравертебральные).
При освоении знаний и умений по данному вопросу, используя фантомы, скелет человека, необходимо определить:
- Поверхности и области тела человека.
- Плоскости тела человека.
- Топографические оси и линии.