Раздел ii. деловое общение
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 5
Тема:Деловое общение и его особенности. Вербальные и невербальные средства делового общения
Теоретическая часть
Задание 1. Усвойте суть основных понятий занятия.
Речевое (языковое) общение, речевая (языковая) коммуникация, типология общения, структура общения, функции общения, ситуация общения, типовые ситуации общения, функциональные стили речи, деловое общение, постулаты общения, вербальные (словесные, речевые) средства делового общения, фонетические и акустико-интонационные особенности, лексико-фразеологические черты, морфемные и морфологические средства, синтаксические и текстовые особенности, невербальные (неязыковые) средства делового общения: кинестические (мимические, жестикуляционные, пантомимические), такесические («телесноконтатные»), проксемические (диспозиционные).
Задание 2. Подготовьтесь к беседе на тему занятия по следующим вопросам и заданиям.
1. Определите понятие «речевое (языковое) общение». Соотнесите его с понятием «речевая (языковая) коммуникация».
2. Охарактеризуйте понятие «ситуация общения». Назовите типы ситуаций общения. Какие признаки определяют типовые ситуации общения? Какова связь типовых ситуаций общения с функциональными стилями?
3. Назовите известные вам типы речевой коммуникации. Перечислите признаки, в соответствии с которыми выделяются типы общения.
4. Какими элементами представлена структура речевого общения?
5. Перечислите функции, выполняемые речевым общением. Кратко охарактеризуйте каждую функцию. Перечислите функции, свойственные деловому общению, и раскройте их суть.
6. Каково содержание понятия «деловое общение»? Какими специфическими чертами (языковыми и неязыковыми особенностями) отличается деловое общение от других типов коммуникации?
7. Кратко охарактеризуйте невербальные (неязыковые) средства речевого (в том числе и делового) общения (см. их перечень в задании 1).
Практическая часть
Задание 1. Какое из приведённых ниже текстов относится к деловой сфере общения? На каком основании (по каким признакам) вы делаете такое заключение? Приведите доводы, для чего используйте известные вам сведения об особенностях делового общения (тип ситуации общения; принадлежность текста к функциональному стилю; функции речевого общения; тип коммуникантов; предмет (тема) общения; коммуникативное намерение общающихся; наиболее яркие языковые черты).
Текст 1
Любая форма общения подчинена какой-либо цели. Цель может осознаваться, а может не осознаваться. В тех случаях, когда целевая организация не осознаётся, реакции слушателей бывают зачастую парадоксальными. Например, если слушатели неожиданно высоко оценивают речевой акт, это означает, что цели его создателя совпали с ожиданием слушателей. Если же, наоборот, слушатели встречают оратора «в штыки», значит, его цели оказались противоположными ожиданиям аудитории. В этом случае участник общения, позиция которого была отвергнута, обязательно должен осознать причины этого конфликта и не провоцировать его впредь. К сожалению, в жизни люди редко серьёзно задумываются над причинами коммуникативной конфликтности, особенно, над причинами бессознательного характера.
Публичная речь требует сознательной целевой организации, о чём начинающие ораторы очень часто не догадываются. Адекватность целевой организации условиям коммуникативного процесса в каждом конкретном случае общения можно считать важнейшим критерием ораторского мастерства. Следует помнить, что целей выступления может быть множество, как в самых простых ситуациях общения, так и в самых сложных. Самой простой целью публичной речи можно считать признание оратора аудиторией в качестве субъекта общения на промежуток отведённого ему времени. (Коротец И. Д. Риторика: экспресс-справочник для студентов вузов. М., 2006)
Текст 2
– Смотри, мать, что творят эти сволочи со страной! А этот-то тоже мне герой: говорит, а у самого руки трясутся – то ли от страха, то ли о глубокого похмелья!
– Боже ж мой, что будет теперь с нами?
– Да ничего не будет, мать! это наверняка Горбачев все устроил, а сам смотался на отдых, чтобы со стороны поглядеть, как они все разыграют!
– А что, если он ничего не знает?
– Ты забыла, мать, что я в разведке служил?! Никогда не поверю, что президент страны с таким мощным аппаратом госбезопасности ничего не подозревал о готовящемся путче! А коли знал, почему ничего не предпринял заранее? Страна на глазах в тартарары катится, а он отдыхать едет, мать твою...
(По В.Доценко "След Бешеного", М., 2001, с. 95-96)
Текст 3
Претензия
В соответствии с условиями заключённого договора об оказании услуг связи ЗАО «ЕТК» оказало Вам услуги подвижной связи, которые Вы должны были оплатить в установленный договором срок. Однако на Вашем лицевом счёте № 23257875 числится задолженность в размере 102, 26 рублей.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Вы свои обязательства по договору об оказании услуг связи не исполнили, допустив просрочку оплаты оказанных услуг.
На основании изложенного ЗАО «ЕТК» предлагает Вам в срок до 26 марта 2012 г. погасить имеющуюся задолженность, уплатив указанную выше сумму в кассы ЗАО «ЕТК» либо перечислив указанную выше сумму на расчётный счёт ЗАО «ЕТК» № 40702810031020103425 в Восточно-Сибирский банк Сбербанка РФ г. Красноярска, кор/счёт № 30101180800000000627, БИК 040407627, ИНН 2466059010, в квитанции необходимо указать № лицевого счёта, ФИО должника.
В случае непогашения долга в указанный срок ЗАО «ЕТК» будет вынуждено обратиться в суд м иском о взыскании с Вас суммы долга, что повлечёт для Вас дополнительные расходы на оплату государственной пошлины, иных судебных расходов, а также уплаты неустойки в размере 1% стоимости неоплаченных услуг связи за каждый день просрочки согласно п. 59 Правил оказания услуг подвижной связи, утверждённых постановлением Правительства РФ № 328 от 25.05.2005 г.
По всем возникающим вопросам Вы можете обращаться в информационно-справочную службу ЗАО «ЕТК» по телефону: (8391) 241-00-41. Звонок с абонентских номеров ЗАО «ЕТК» на территории зоны покрытия сети ЗАО «ЕТК» бесплатный, в роуминге стоимость одной минуты разговора устанавливает принимающий оператор связи.
Надеемся на взаимопонимание.
Текст 4
В обеденный перерыв собрались в одной комнате девушки-штукатуры, беседовали, смеялись. И так пересыпали свою речь нецензурными словами, что любой дореволюционный боцман раскрыл бы рот от удивления. Вместе с девушками в комнате находились пожилые женщины, которые по части сквернословия не отставали от молодых. А ведь в работе они – наставники девчонок.
Что это такое? Почему? Забористый жаргон можно услышать в студенческих общежитиях, на совещаниях, в магазинах и на стадионах и даже в школах...
Если в газете изредка появляется заметка на эту тему, пафос автора обращён к равнодушной общественности: мол, трусливые люди проходят мимо. Да, это действительно так. Мы опросили многих людей разных профессий и слышали не только возмущённые суждения, но и добродушный смех, и оправдания в адрес матершинника: «это слова для связки», «чтобы речь была колоритнее», «иначе до людей не доходит», «ничего страшного» и т. д. Представьте себе, так отвечало большинство опрошенных!
Может быть, и правда, не стоит волноваться?..
(В. Михайлов, Л. Габай)
Задание 2. Определите, к каким сферам речевой коммуникации относятся три других текста из Задания 1. Обоснуйте свои утверждения. Задание выполните, заполнив необходимыми сведениями предложенную ниже таблицу.
Признаки (особенности) текста | Текст 1 | Текст 2 | Текст 3 |
1. Типичная сфера речевого общения | |||
2. Основная (-ые) функция (-ии) языка (и речи) | |||
3. Предмет речи | |||
4. Основные цели общения | |||
5. Способ коммуникации | |||
6. Способы изложения материала | |||
7. Типичный вид (форма постро-ения) речи | |||
8. Преимущественная форма функционирования текста | |||
9. Типы коммуникантов | |||
10. Отнесённость текста к функциональному стилю |