Практическая работа № 3-4. Средства стандартизации
План:
1. Изучение построения и содержания различных категорий и видов стандартов.
2. Анализ структуры стандартов разных видов на соответствие требованиям ГОСТ 1.5-2004».
Цель:
1. Изучить построение и содержание различных категорий и видов стандартов, приобрести навыки работы со стандартами.
2. Проанализировать построение стандартов на соответствие ГОСТ 1.5-2004.
Материальное обеспечение: ГОСТ 1.0 -2004, ГОСТ 1.2- 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены», ГОСТ 1.5-2004 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».
Содержание работы
Задание №1:
1) Пользуясь ГОСТом 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» изучите виды и категории стандартов. В тетради начертите схему классификации стандартов.
2) По имеющимся образцам определите категории и виды стандартов. Результаты работы оформите таблицей.
Таблица №1
№ п\п | Название ГОСТ | № | категория | Вид стандарта | Перечень разделов |
Задание №2:
Изучите содержание стандарта 1.2-2004 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены». В предисловии ознакомьтесь: взамен какого ГОСТа введён данный стандарт, кем разработан, утверждён и введён в действие.
В разделе 3 «Общие положения» определите разработчика программы национальных стандартов, последовательность разработки; документ, регламентирующий наименование и изложение проекта; содержание пояснительной записки к первой редакции проекта национального стандарта. Определите формы публичного обсуждения проекта национального стандарта. В п.4.3 ознакомьтесь с подготовкой окончательной редакции проекта и её представлением на утверждение. В приложении ознакомьтесь с рекомендациями по порядку рассмотрения и голосования по проекту в техническом комитете по стандартизации.
Задание №3:
Изучите содержание ГОСТ 1.5-2001 «Стандарты Межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению». Выполнение этих правил и требований определите по имеющимся образцам. Результаты анализа запишите в таблице №2.
Таблица №2
ГОСТ 1.5-2001 | № ГОСТ анализируемого | Выводы | ||
№ раздела, страница | содержание | № раздела, страница | содержание | (указать несоответствие) |
Оформление титульного листа и последнего листа ГОСТ сверьте с приложением А и Б.
Задание №4.
Изучите ГОСТ Р 1.9-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации». Законспектируйте область применения, цели применения знака соответствия, порядок применения знака соответствия. Занесите в тетрадь схему знака соответствия. Определите документы оформления знака соответствия.
Задание №5.
Изучите ГОСТ 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций». Запишите в тетрадь определение организации, примеры организаций, объекты стандартизации, порядок разработки и утверждения, субъекты, осуществляющие экспертизу. На основе требований стандарта 1.4-2004 разработайте проект стандарта вашей будущей организации: определите объекты и требования к этим объектам.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. виды стандартов.
2. категории стандартов.
3. правовая база стандартизации.
4. категория стандарта для торгового предприятия.
5. правовая база национальных стандартов.
6. разработка и утверждение проекта национального стандарта.
7. определение знака соответствия.
8. знак соответствия: порядок применения, изображение, маркировка, документы для оформления.
9. Принципы стандартизации и их реализация на практике (примеры).
10. Функции стандартизации (примеры).
11. Методы стандартизации (примеры).
12. Орган, осуществляющий государственное управление деятельностью по стандартизации.
Задание на дом:
Подготовиться к контрольной работе по разделу «Стандартизация».